Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 748
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
ХАЛАНСКАЯ В.А.
СИТНИКОВА М.А.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В
СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебное пособие
Белгород 2009г.
УДК
ББК
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Белгородского государственного университета
Рецензенты: к.психол. наук, доцент Гребнева В.В. к.психол. наук, доцент Сокольская Н.В.
Халанская В.А., Ситникова М.А.
Содержание и методика психосоциальной работы в системе
социальной работы
: Учебно-методическое пособие / В.А. Халанская, М.А.
Ситникова. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2009. -
Учебное пособие по курсу «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями по обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста с высшим образованием Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040101.65 (350500) - социальная работа, а также в соответствии с учебной программой.
УДК ……
ББК …..
© Халанская В.А., Ситникова М.А, 2009
©
Белгородский государственный университет, 2009
Содержание:
Введение........................................................................................................................7
Тема 1. Психосоциальная работа: ее специфика и роль в системе социальной работы............................................................................................................................9 1.1. Психосоциальная работа: понятие, задачи, функции, формы и методы, роль в системе социальной работы .......................................................................9 1.1.1. Сущность психосоциального подхода в системе социальной работы
................................................................................................................................9 1.1.2. Понятие «психосоциальной работы» и ее основные направления...14 1.1.3. Правовые основы психосоциальной работы в России ......................17 1.1.4. Понятия об объекте, субъекте, формах и методах психосоциальной работы .................................................................................................................17 1.2. Понятие «социального неблагополучии»я и его факторы........................19 1.3. Трудная жизненная ситуация: научные подходы к пониманию и виды22 1.3.1. Понятие трудной жизненной ситуации..............................................22 1.3.2. Критическая ситуация: понятие, характеристики, типы...................24 1.3.3. Напряженная ситуация: понятие, характерные черты, формы, классификация ...................................................................................................29 1.3.4. Стратегии поведения личности в трудной жизненной ситуации .....32 1.4. Соотношение понятий «содержание», «методика», «технология» и
«техники» психосоциальной работы ..................................................................33
Вопросы для повторения ......................................................................................38
Резюме по теме.......................................................................................................39
Тема 2. Психологическая характеристика представителей разных групп населения как объектов психосоциальной помощи..............................................40 2.1. Дезадаптированная личность как объект психосоциальной работы .......40 2.1.1. Социальная дезадаптация как объект психосоциальной работы.....40 2.1.2. Отклоняющееся поведение как объект психосоциальной работы ..45 2.1.3. Суицидальное поведение как объект психосоциальной работы .....49 2.1.4. Проституция как объект психосоциальной работы...........................53 2.1.5. Девиантное поведение на почве сексуальных расстройств как объект психосоциальной работы.....................................................................55 2.2. Аддиктивность как объект психосоциальной работы ...............................58 2.2.1. Наркомания и токсикомания как объекты психосоциальной работы
..............................................................................................................................58 2.2.2. Пьянство и алкоголизм как объекты психосоциальной работы .......61 2.3. Агрессия и агрессивность как объект психосоциальной работы.............65 2.4. Инвалидизированная личность как объект психосоциальной работы...66 2.4.1. Психологические особенности инвалидов ..........................................66 2.4.2. Личностные реакции инвалидов на соматические страдания...........69 2.4.3. Направленность личностных изменений инвалидов..........................72 2.4.4. Психология инвалидов с неизбежным летальным исходом .............74 2.5. Посттравматический синдром и психическая травма как объект профилактики и реабилитации ............................................................................76
2.5.1. Понятия и виды психической травмы и посттравматического расстройства .......................................................................................................76 2.5.2. Вынужденные переселенцы и пострадавшие в результате локального вооруженного конфликта как объекты психосоциальной работы .................................................................................................................78 2.6. Психические травмы детства как объект психосоциальной помощи .....81 2.6.1. Дети, пережившие смерть родителей как объекты психосоциальной работы .................................................................................................................81 2.6.2. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию .......................................84 2.6.3. Дети, подвергшиеся физическому насилию, оскорблениям и унижениям..........................................................................................................87 2.7. Семейные проблемы как объект психосоциальной помощи....................89 2.7.1. Проблемные и нестабильные семьи как объекты психосоциальной работы .................................................................................................................89 2.7.2. Психосоциальные особенности семейных нарушений и трудностей
..............................................................................................................................91 2.7.3. Особенности неблагоприятных последствий воздействия семейных трудностей и проблем .......................................................................................92
Вопросы для повторения ......................................................................................94
Резюме по теме.......................................................................................................94
Тема 3. Основные методы психосоциальной работы ...........................................95 3.1. Психологические методы в системе социальной работы .........................96 3.1.1. Психологическая помощь как область психосоциальной работы...96 3.1.2. Классификация основных методов психосоциальной работы..........97 3.2. Содержание и специфика психологического консультирования в системе социальной работы ...............................................................................101 3.2.1. Сущность и специфика психологического консультирования .......101 3.2.2. Принципы психологического консультирования ............................107 3.2.3. Этические аспекты психологического консультирования .............110 3.2.4. Организация и формы психологического консультирования.........111 3.2.5. Этапы процесса психологического консультирования...................115 3.2.6. Методы работы консультанта в процессе консультирования........118 3.3. Дистантное консультирование ...................................................................120 3.3.1. Консультирование на телефоне доверия...........................................120 3.3.2. Консультативная переписка................................................................123 3.4. Психотерапия как направление психосоциальной работы .....................125 3.4.1. Сущность психотерапии. Ее отличие от других методов психосоциальной работы................................................................................125 3.4.2. Классификация основных направлений, форм и методов психотерапии ...................................................................................................128 3.5.
Социально-психологический тренинг как метод практической психологии............................................................................................................132 3.5.1. Понятие социально-психологического тренинга.............................132 3.5.2. Групповые нормы тренинговых групп..............................................134
Вопросы для повторения ....................................................................................136
Резюме по теме.....................................................................................................136
Тема 4. Содержание и методика психосоциальной работы в организациях и учреждениях различных ведомств ........................................................................137 4.1. Психосоциальная работа с семьей ............................................................137 4.2. Психосоциальная помощь личности в ситуации кризиса.......................145 4.2.1. Технология социально-психологического сопровождения личности в ситуации кризиса ..........................................................................................145 4.2.2. Технология кризисной интервенции .................................................149 4.2.3. Технология работы в хосписе.............................................................151 4.3. Психосоциальная помощь личности с психологической травмой ........154 4.3.1. Терапия посттравматического синдрома ..........................................154 4.3.2. Психосоциальная помощь жертвам насилия....................................156 4.3.3. Технология работы с утратой и острым горем.................................158 4.3.4. Комплексная реабилитация вынужденных переселенцев из
«горячих точек» ...............................................................................................160 4.4. Психосоциальная работа с инвалидами и лицами, страдающими психическими расстройствами ..........................................................................163 4.4.1. Социально-психологическая реабилитация инвалидов ..................163 4.4.2. Специфика психосоциальной работы в психиатрии .......................166 4.5. Психосоциальная профилактика и реабилитация лиц с аддиктивным поведением ...........................................................................................................168 4.5.1. Профилактика аддиктивного поведения...........................................168 4.5.2. Психосоциальная реабилитация химически зависимых (алкоголизм, наркомания, токсикомания) ...........................................................................169 4.5.3. Технология работы с суицидальными клиентами ...........................173 4.6. Психосоциальная работа в пенитенциарных учреждениях....................175 4.6.1. Психосоциальная профилактика правонарушений .........................175 4.6.2. Психосоциальная работа с подростками в воспитательной колонии
............................................................................................................................179 4.6.3. Методические рекомендации по организации психосоциальной адаптации подростков к условиям колонии ................................................184 4.6.4. Психосоциальная работа в местах лишения свободы .....................189 4.7. Психологическая помощь безработными: виды, формы и методы социально-психологической поддержки безработных...................................191
Вопросы для повторения ....................................................................................193
Резюме по теме.....................................................................................................193
Практикум (семинарский) ......................................................................................196
Семинар №1. Психосоциальная работа: сущность и содержание ................196
Список практических заданий .......................................................................196
Вопросы для обсуждения на форуме............................................................199
Список дополнительной литературы:...........................................................199
Семинар №2. Социальная дезадаптация и отклоняющееся поведение как объекты психосоциальной работы ....................................................................199
Список практических заданий .......................................................................200
Вопросы для обсуждения на форуме............................................................201
Список дополнительной литературы:...........................................................201
Семинар №3. Проблемы инвалидизированной личности, психическая травма, кризисное состояние и проблемы семьи как объект психосоциальной работы....................................................................................201
Список практических заданий .......................................................................202
Вопросы для обсуждения на форуме............................................................203
Список дополнительной литературы:...........................................................203
Семинар №4. Психологические методы в социальной работе. Содержание и специфика психологического консультирования в системе социальной работы
................................................................................................................................203
Список практических заданий .......................................................................204
Вопросы для обсуждения на форуме............................................................204
Список дополнительной литературы:...........................................................204
Семинар №5. Психотерапия как направление психосоциальной работы.
Социально-психологический тренинг в психосоциальной работе ...............205
Список практических заданий .......................................................................205
Вопросы для обсуждения на форуме............................................................206
Список дополнительной литературы:...........................................................206
Семинар №6. Психосоциальная работа с семьей ............................................207
Список практических заданий .......................................................................207
Вопросы для обсуждения на форуме............................................................208
Список дополнительной литературы:...........................................................208
Семинар №7. Психосоциальная работа, направленная на лиц с девиантным и аддиктивным поведением. Психосоциальная работа по профилактике правонарушений ..................................................................................................208
Список практических заданий .......................................................................209
Вопросы для обсуждения на форуме............................................................209
Список дополнительной литературы:...........................................................209
Семинар №8. Психосоциальная помощь личности в трудной жизненной ситуации. Психосоциальная работа с инвалидами. ........................................210
Список практических заданий .......................................................................210
Вопросы для обсуждения на форуме............................................................210
Список дополнительной литературы:...........................................................211
Глоссарий..................................................................................................................212
Введение
Актуальность дисциплины заключается в возникновении общественной потребности в
эффективной психосоциальной помощи у различных групп населения в условиях социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране. В связи с этим появляется необходимость подготовки квалифицированных специалистов по социальной работе, владеющих технологиями психосоциальной помощи.
Психосоциальная помощь направлена на психологическую поддержку населения в различных трудных и кризисных ситуациях, вызывающих психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность, на содействие эффективной адаптации к социальной среде, к изменяющимся социальным условиям как отдельных личностей, так и групп населения.
Психосоциальная помощь представляет собой пограничную область между психотерапией и социальной работой.
Курс «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» призван способствовать расширению профессионального мировоззрения специалиста, формированию устойчивых теоретических знаний и практических умений по психосоциальной работе, повышению психологической культуры социального работника.
Состав учебно-методического комплекса:
1. программный блок является нормативным документом, на основе которого строится учебный процесс по дисциплине и состоит из учебной программы дисциплины, рабочей программы, программы промежуточной аттестации.
2. учебно-методический блок содержит:
руководство по изучению курса, которое является методическим путеводителем по курсу и содержит информацию о трудоемкости изучаемого материала, напоминание об ожидаемых действиях
(определение целей темы
(занятия), определение действий, демонстрирующих формируемое умение; ссылки на литературу по курсу и т.д.;
теоретические материалы, которые предназначены для изложения структурированного учебного материала по дисциплине;
семинарский практикум, который является отражением практических занятийв вузе и способствует практическому определению студентами путей приложения научных знаний, их закреплению и расширению и включает тематику семинарских занятий, заданий к ним и рекомендации по их выполнению);
глоссарий – словарь терминов.
тестовые задания, которые доступны только в электронном формате и содержат материалы для рубежного самоконтроля и итогового контроля;