Файл: Дипломная работа профилактика противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра социально-педагогической работы

Допущена к защите

«__» ________ 2021 г.

Заведующий кафедрой

______Е.Л. Михайлова

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНОГО И НЕБЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

(на примере ГУО «Средняя школа № 1 г. Кличева»)

Специальность: 1-86 01 01-01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»

5 курс, 53 группа

Научный руководитель:

Сёмкина Ирина Александровна

кандидат педагогических наук, доцент
Витебск, 2021

Реферат

Дипломная работа 50 с., 9 рис., 4 табл., 49 источник литературы, 5 прил.

ПРОФИЛАКТИКА, ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, НЕБЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ,

Объект исследования – противоправное и небезопасное поведение несовершеннолетних.

Предмет исследования – организация профилактики противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних в условиях учреждения образования.

Цель работы – определить специфику противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних, разработать и частично внедрить комплексную программу профилактики правонарушений и небезопасного поведения несовершеннолетних в условиях ГУО «Средняя школа № 1 г. Кличева».

Методы исследования: теоретический анализ учебной и научной литературы, системно-структурный, сравнительно-сопоставительный виды анализа, терминологический метод, анализ опыта работы, анкетирование, выявление агрессивных состояний (опросник Басса-Дарки), выявление показателей межличностных отношений (опросник А.А. Рукавишников); методика «Оценка нравственного развития личности» (И.В. Мащенко, Н.Н. Протько, В.Н. Ростовцев); методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), методы математической статистики.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость показывает специфику и причины противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних, представлены психолого-педагогические особенности несовершеннолетних склонных к противоправному и небезопасному поведению. Практическая значимость представлена анализом социально-исторических аспектов профилактики противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних и разработанной комплексной социально-педагогической программой профилактики противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних в условиях учреждения образования. Также практическая значимость подтверждена имеющимся актом внедрения результатов исследования в воспитательную деятельность ГУО «Средняя школа № 1 г. Кличева» (от 28.03.2021).


СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...........................4

Глава 1. Теоретические основы проблемы противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних …………………………………………………………………………………..7

1.1 Специфика и причины противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних……………………………………………………...............................................7

1.2 Психолого–педагогические особенности несовершеннолетних склонных к противоправному и небезопасному поведению ……………………………………………………18

Глава 2. Организация и содержание профилактики противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних в системе работы педагога социального ………………………28

2.1 Социально-исторические аспекты профилактики противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних ………………………………………………………….................28

2.2 Комплексная социально–педагогическая программа профилактики противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних ……………………………………………........39

Заключение…………………………………………………………………………………....52

Список использованных источников…………………………………………..……............55

Приложения

Введение
Подростковый возраст традиционно привлекает к себе внимание исследователей, так как является одним из самых сложных, ответственных в жизни ребенка и его родителей. Это период психического развития человека, переходный этап между детством и взрослостью. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни индивида. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Вопрос противоречащего нормам права поведения не достигших совершеннолетия граждан представляет в настоящее время достаточно важную проблему, беспокоящую как сотрудников органов правопорядка, так и общество.

На сегодняшний день, одной из основных проблем современного общества является криминализация общественных отношений среди несовершеннолетних. Подростки – это одна из наиболее уязвимых групп общества, которая может быть подвергнута негативному влиянию факторов, влияющих на формирование преступного поведения у несовершеннолетних.

Актуальность изучения указанной проблемы обусловлена прежде всего тем, что профилактика преступности несовершеннолетних есть одно из основных направлений профилактики преступности в целом, поскольку большинство взрослых преступников совершили свое первое преступление в возрасте до 18 лет.



В стране продолжает действовать достаточно сложная криминогенная обстановка, в сфере организационной преступности все больше и больше втягивается несовершеннолетних, криминальными группировками, созданные подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Ключевая роль в заключении данной острейшей трудности отводится социальной педагогике, но, естественно решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности подростка посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.

Разработанность проблемы в науке. Проблему профилактики противоправного поведения у несовершеннолетних изучали С.А. Алексеев, И.П. Башкатов,В. И. Курбатова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др [14; 18].

Все вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования: «ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНОГО И НЕБЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (на примере ГУО «Средняя школа № 1 г. Кличева»).

Объект исследования – противоправное и небезопасное поведение несовершеннолетних.

Предмет исследования – организация профилактики противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних в условиях учреждения образования.

Цель работы – определить специфику противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних, разработать и частично внедрить комплексную программу профилактики правонарушений и небезопасного поведения несовершеннолетних в условиях ГУО «Средняя школа № 1 г. Кличева».

Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующих задач:

1. изучить специфику и причины противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних;

2. выявить психолого-педагогические особенности несовершеннолетних склонных к противоправному и небезопасному поведению;

3. проанализировать социально-исторические аспекты профилактики противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних;

4. разработать и частично внедрить комплексную социально–педагогическую программу профилактики противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних.


Методы исследования: теоретический анализ учебной и научной литературы, системно-структурный, сравнительно-сопоставительный виды анализа, терминологический метод, анализ опыта работы, анкетирование, выявление агрессивных состояний (опросник Басса-Дарки), выявление показателей межличностных отношений (опросник А.А. Рукавишников); методика «Оценка нравственного развития личности» (И.В. Мащенко, Н.Н. Протько, В.Н. Ростовцев); методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), методы математической статистики.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость показывает специфику и причины противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних, представлены психолого-педагогические особенности несовершеннолетних склонных к противоправному и небезопасному поведению. Практическая значимость представлена анализом социально-исторических аспектов профилактики противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних и разработанной комплексной социально-педагогической программой профилактики противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних в условиях учреждения образования. Также практическая значимость подтверждена имеющимся актом внедрения результатов исследования в воспитательную деятельность ГУО «Средняя школа № 1 г. Кличева» (от 28.03.2021).

База исследования: ГУО «Средняя школа № 1 г. Кличева»

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы 49 источ., приложений 5.

Глава 1. Теоретические основы проблемы противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних

1.1 Специфика и причины противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних
Вопрос противоречащего нормам права поведения не достигших совершеннолетия граждан представляет в настоящее время достаточно важную проблему, беспокоящую специалистов учреждений образования, сотрудников органов правопорядка и общество в целом.

Важность изучения ценностных ориентаций именно в подростковом возрасте, обусловлена тем, что именно в данный возрастной период происходят важнейшие психические и биологические преобразования, которые детерминируют чувствительность подростков к различным социальным изменениям. Этот возрастной период является сензитивным и в формировании структур ценностно-смысловой сферы, детерминирующих, в дальнейшей жизни подростка, профессиональную, социальную и иные виды направленности личности, а также отношение подростка к социуму и собственному месту в обществе. Влияние на подростка и его ценностные ориентации оказывает референтная группа, выступающая для него эталоном норм и системы ценностей.


Особенно остро стоит проблема ценностных ориентаций в отношении подростков, склонных к девиантному поведению. Ведь именно данная социальная группа в большей степени, чем их сверстники, подвержена внешним воздействиям негативного характера со стороны социума и входящих в него криминальных элементов.

В.Д. Менделевия определяет девиантное поведение как совершаемые личностью поступки, которые противоречат общепринятым нормам и правилам поведения и выражаются через неадаптивность личности, проявление несбалансированности психических процессов и нарушение самоактуализации личности. Личность подростка, находящегося в асоциальной среде, постепенно деформируется, происходит еще больший разрыв межличностных связей с благоприятным окружением и, как следствие, личность подростка развивается с ориентацией на девиантное поведение [1, с.36].

К признакам склонности подростка к девиантному поведению исследователи относят: эмоциональную неустойчивость, отсутствие мотивации достижения, низкий уровень самосознания и практически полное отсутствие навыков рефлексии, недостаточную сформированность функции прогноза, низкую самооценку, слабо развитую самодисциплину и самоконтроль, фиксацию личности на самозащите. В качестве причин данных особенностей личности подростков, склонных к девиантному поведению выступают искажения в организации иерархии ценностей, неблагоприятная социальная среда, неадекватность в построении Я-концепции, нравственная деформацияродителей [4, с.16].

В зависимости от нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов:

- делинквентное;

- аддиктивное;

- патохарактерологическое;

- психопатологическое;

- девиантное поведение на базе гиперспособностей.

Рассмотрим один из типов такого поведения. Делинквентное поведение – это отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного поведения от криминального коренятся в тяжести правонарушений, выраженности их антиобщественного характера. Правонарушения делятся на преступления и проступки. Суть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что он отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.

К.К. Платонов выделяет следующие типы личности преступников: определяемый соответствующими взглядами и привычками, внутренней тягой к повторным преступлениям