Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Социальная защита инвалидов»
Содержание
Введение
1 Правовое регулирование инвалидности в Российской Федерации
1.1 Нормативно – правовые основы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
1.2 Современные задачи и направления социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
2 Социальная защита инвалидов в Российской Федерации
2.1 Организация социального обслуживания инвалидов в Российской Федерации
2.2 Основные принципы формирования политики социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
3 Анализ деятельности «Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа
3.1 Общая характеристика Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа
3.2 Анализ финансирования мер социальной поддержки инвалидам, предоставляемых Управлением социальной защиты Златоустовского городского округа
3.3 Направления совершенствования деятельности органов государственной власти в сфере социальной защиты инвалидов
Заключение
Список литературы
Введение
Для государства решение вопросов социально-правовой защиты инвалидов позволяет реализовать принцип социальной направленности, уменьшить социальную напряженность среди этой категории граждан. Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом.
Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.
В целом ряде зарубежных стран и в России дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами заботы — как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящиеся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активности самих инвалидов.
Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном совладании с испытаниями, вызванными инвалидностью.
Все вышеперечисленное подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы, вынесенной в качестве темы настоящей курсовой работы.
Актуальность исследования обусловлена наличием проблемы социально-правовой защиты инвалидов, которая остаётся одной из самых сложных, требующих от общества не только её понимания, но и участия в этом процессе многих специализированных учреждений и структур.
Социальная защита и реабилитация являются не только лечением и улучшением состояния здоровья, но и процессом, направленным на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе.
Предмет исследования – социальная защита инвалидов.
Объект исследования – Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа.
Цель работы – проанализировать деятельность Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа в сфере социальной поддержки инвалидов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные задачи и направления социальной защиты инвалидов в РФ;
исследовать нормативно – правовые основы социальной защиты инвалидов в России;
проанализировать организацию социальной защиты инвалидов в Златоустовском городском округе;
исследовать цели и задачи Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа в сфере социальной поддержки инвалидов;
выявить направления совершенствования деятельности органов государственной власти в сфере социальной защиты инвалидов.
1 Правовое регулирование инвалидности в Российской Федерации
1.1 Нормативно – правовые основы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
Содержание правового статуса инвалидов составляет их правовое положение, основанное на принципах социального государства, закрепленных в статье 7 Конституции Российской Федерации.
Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов».
Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют Федеральный закон от 02.08.1995 № 122 – ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, в редакции от 29.07.2018 г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2019 г. (далее по тексту Закон). Настоящий Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации издал Указ от 27.07.1992 № 802 «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». В октябре того же года были изданы Указ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», Указ от 02.10.1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
Этими нормативными актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством.
Важное значение для законодательства о социальном обеспечении имеют статья 15 и статья 17 Конституции Российской Федерации. В этих статьях принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации объявляются частью ее правовой системы.
Особое значение для права социального обеспечения имеют статьи Конституции, закрепляющие права граждан на различные виды социального обеспечения. Положения Конституции, касающиеся вопросов социального обеспечения, являются юридической базой, на которой основывается все законодательство о социальном обеспечении.
Анализ норм законодательства о социальной защите инвалидов позволяет констатировать, что оно состоит:
-
из Закона и его подзаконной правовой базы с присущим только им предметом правового регулирования; -
правовых актов, нормы которых регламентируют иные отношения в области социальной защиты инвалидов (социальное обслуживание, пенсионное обеспечение, социальная помощь, социальная защита отдельных категорий инвалидов).
К правовым актам в области социальной защиты инвалидов следует относить также акты, нормы которых в рамках своих отраслей регламентируют отношения, так или иначе касающиеся инвалидов (медицинская помощь, специальное образование, создание необходимых условий труда, физическая культура и спорт).
Следует выделить три основных этапа формирования отечественной правовой базы, посвященной различным аспектам социальной защиты инвалидов.
1-й этап: 1990 - 1996 гг. Характерной особенностью данного этапа является принятие Конституции Российской Федерации, оформившей начало формирования объективно новой нормативной базы во всех отраслях общественных отношений, законодательное закрепление вопросов здравоохранения, образования. В 1995 г. с принятием Закона, а также нормативных актов о социальном обслуживании, была сформирована законодательная база в области социальной защиты инвалидов.
2-й этап: 1997 - 2001 гг. На данном этапе осуществляется формирование пенсионного и трудового законодательства, законодательно закрепляются основные начала положения детей (в том числе детей-инвалидов).
3-й этап: 2002 - 2008 гг. Регламентация отношений в области социальной защиты инвалидов в наибольшей степени была обусловлена происходящими переменами в организации публичной власти (централизация власти, реформа местного самоуправления, перераспределение полномочий, совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти).
Именно в этот период нормы Закона наибольшим качественным изменениям. Принципиально новым содержанием наполнилось понятие «реабилитация инвалидов», расширившее круг основных направлений, осуществлено перераспределение компетенции в области социальной защиты инвалидов, организационно изменилась структура учреждений медико-социальной экспертизы, обозначились пробелы в вопросах создания и функционирования организационного механизма реабилитации инвалидов, осуществлена монетизация льгот.
1.2 Современные задачи и направления социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни.
Инвалидность — это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.
В соответствии со статьей 1 Закона, инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека.
Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:
1. По возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.
2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.
3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).
4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.
В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов.
Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. В связи с этим возникает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы.
Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью. Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок, то потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции. Такой инвалид нуждается так же в повседневном уходе.