Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники.
По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья.
По официальной статистике, в России сейчас 10 млн. инвалидов (около 7% населения). По оценке Агентства социальной информации, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей.
В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщины — более 44%, 65—80% — это люди пожилого возраста. Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава.
В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45% от числа граждан, первично признанных людьми с ограниченными возможностями.
За последнее десятилетие опережающими темпами увеличивалось число детей-инвалидов. По информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые признаны инвалидами с детства.
В последние годы растет и численность инвалидов вследствие военной травмы. Сейчас их количество составляет почти 42 200 человек.
На долю лиц пенсионного возраста приходится 80% от общего числа инвалидов; инвалидов Великой Отечественной войны — более 15%, I группы — 12,7%, II группы — 58%, III группы — 29,3 %.
Структура распределения инвалидности в связи с общим заболеванием в России такова: на первом месте болезни сердечно - сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте—психические расстройства (2,7%). Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями.
Динамика роста инвалидности в России характеризуется следующими показателями: по возрастной структуре преобладают инвалиды пенсионного возраста, по нозологии — наиболее часто инвалидность сопряжена с болезнями системы кровообращения, по тяжести — преобладают инвалиды II группы.
В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.
Инвалидность имеет место быть в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.
2 Социальная защита инвалидов в Российской Федерации
2.1 Организация социального обслуживания инвалидов в Российской Федерации
В первой главе Закона «Общие положения» рассмотрен ряд понятий. Так, социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудовой жизненной ситуации.
«Социальные службы» – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
«Клиент социальной службы» – гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.
«Социальные услуги» – действия по оказанию клиенту социальной службы помощи.
«Трудная жизненная ситуация» – ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (например – инвалидность и др.) которую он не может преодолеть самостоятельно.
Социальное обслуживание основывается на принципах: адресности; доступности; добровольности; гуманности; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности.
Во второй главе Закона рассматривается «Обеспечение права граждан на социальное обслуживание». Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. В данной главе раскрываются: материальная помощь; социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в стационарных учреждениях; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь и реабилитационные услуги.
Материальная помощь (ст.8) предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи (ст.9).
Социальное обслуживание в стационарных учреждениях (ст.10) осуществляется путём предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определённого места жительства и определённых занятий, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта (ст.11).
В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты (ст.13).
Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах (ст.14).
В третьей главе Закона «Организация социального обслуживания» приводится список учреждений независимо от форм собственности:
1) Комплексные центры социального обслуживания населения.
2) Территориальные центры социальной помощи семье и детям.
3) Центры социального обслуживания.
4) Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
5) Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
6) Социальные приюты для детей и подростков.
7) Центры психолого-педагогической помощи населению.
8) Центры экстренной психологической помощи по телефону.
9) Центры (отделения) социальной помощи на дому.
10)Дома ночного пребывания.
11)Специальные дома для одиноких престарелых.
12)Стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).
13)Геронтологические центры.
14)Иные учреждения, представляющие социальные услуги.
Социальное обслуживание инвалидов включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
В Федеральном законе РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1996 г. определяются пять форм обслуживания: социальное обслуживание на дому; полустационарное социальное обслуживание; стационарное обслуживание; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь.
К числу надомных социальных услуг, гарантированных государством в федеральном перечне, относятся:
-
организация питания, в том числе доставка продуктов на дом; -
помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; -
содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения; -
поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; -
содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг; -
содействие в организации ритуальных услуг; -
другие надомные услуги.
Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах инвалидов, которые страдают психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулёзом (за исключением активной формы), тяжёлыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях.
Полустационарное социальное обслуживание включает: социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов; организацию их питания, отдыха; обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности; поддержание активного образа жизни. Оно предоставляется нуждающимся в нём инвалидам, сохранившим способность обслуживать себя и активно передвигаться, не имеющим медицинских противопоказаний к предоставлению такового.
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Оно включает меры по созданию для инвалидов наиболее удобных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, способствующей достижению такого состояния, организацию их отдыха и досуга.
Как особый вид услуг для инвалидов, содействующий оказанию им неотложной помощи разового характера, проводится срочное социальное обслуживание. Оно предполагает следующие социальные услуги: разовое обеспечение остронуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилого помещения; организация юридической помощи для защиты прав обслуживаемых лиц; организация экстренной медико-психологической помощи; иные срочные социальные услуги.
Социально-консультативная помощь направлена на адаптацию в обществе, ослабление социальной напряжённости, создание благоприятных отношений в семье и др.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 473 регулирует порядок предоставления социальных услуг. Ими могут воспользоваться бесплатно: одинокие инвалиды, получающие пенсию в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; инвалиды, имеющие родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума; инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.
Россия как социальное государство обеспечивает социально-правовую защиту инвалидов, путем формирования разноплановых целевых программ по защите инвалидов, внедрению разнообразных реабилитационных систем и технологий как на государственном, так и на региональном уровне.
2.2 Основные принципы формирования политики социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
Политика государства в отношении социальной защиты граждан инвалидов формируется по следующим принципам:
1.Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.
2.Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.