Файл: Курсовая работа Исполнитель студент группы п21 С. В. Петров Научный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитие городской западной цивилизации в направлении либерализма, индивидуализма во второй половине XX в. приводило к разрыву с традиционными ценностями и институтами. Брак стал служить средством не продолжения рода, а самореализации. С 1999 года законодатель признал наличие плюрализма семейных союзов, основанных не только на браке, но и на квазибрачных отношениях. Заключить данный пакт могли лица как различных полов, так и одного пола. По существу, это означало правовое признание конкубината. В 2013 году по Франции был принят закон, согласно которому лица одного пола получили право заключать брак.

Аналогичные изменения в регулировании брачных отношений производились и в Германии. С 2001 г. в немецкое законодательство был включен институт зарегистрированного жизненного партнерства, или гражданские партнерства., которые могли заключаться между лицами одного пола. Квазибрачные союзы, такие, как зарегистрированное жизненное партнёрство в ФРГ, гражданский договор солидарности во Франции, созданы для обеспечения партнерам, в первую очередь гомосексуальным парам, прав и обязанностей, во многом совпадающим, но, как правило, не тождественным семейным правам и обязанностям [4, с. 105]. С 01.10.2017 года однополые браки в Германии были легализованы.

Таким образом, институт брака был разработан в римском праве и его содержание, цели и условия заключения были реципированы в романо-германской семье права и отличались устойчивостью в традиционной, доиндустриальной цивилизации. Общественные изменения сказались, в первую очередь, на изменениях форм заключения брака: от религиозных, строго формальных в архаический период Древнего Рима к упрощенным в классический период, затем к церковному венчанию и к государственным формам регистрации в новое время. Содержание и цели брака существенно изменились в постиндустриальную эпоху, когда была создана правовая защита отношений, возникших из конкубината (гражданское партнерство, пакты солидарности) и были признаны однополые браки. Это содействовало эволюции содержания брака как договора особого рода к обычному гражданскому договору.

Кроме того, римское право предоставляло возможность наследодателю в случае смерти распорядиться некоторой долей своего имущества не универсальным способом, а сингулярно, оставив указания о том, что определенному лицу после его смерти будет передана какая-либо вещь. Отличием такого способа было то, что наследник, принимая такую вещь, принимал вместе с ней только права, а не обязанности, в противоположность универсального способа принятия наследства. Такое распоряжение наследодателя называлось легатом (завещательным отказом). Такое указание должно было содержаться в завещании. Лицо, которое наделялось этим правом, называлось легатарием. В разные периоды римского права объем легата различался, например, возможность выбора между двумя и более вещами завещателя или вместо вещи предоставлялось вещное право (сервитуты, алименты, прощение долга). Таким образом, любой легат ухудшал положение кредиторов наследодателя. Ведь легатарий не был обязан выплачивать долги завещателя. Поэтому, вполне логично, что основанием легата могло быть только завещание. Легат не устанавливался по закону.
Такое правило было связано с тем, чтобы обеспечить права возможных кредиторов умершего. Завещание не считалось действительным без установления основного наследника, который наследовал универсально. Легатарий выступал только как дополнительный наследник и не мог быть основным. Только основной наследник как предполагалось, выплачивал долги завещателя, и он же передавал вещь легатарию. Легатарий был исключительно только выгодоприобретателем. Допускалась возможность того, что наследников и легатариев было несколько, но предметом легата никогда не могло быть все имущество наследодателя – только его часть, не превышающая трех четвертей имущества умершего. Минимум одна четвертая всегда должна была остаться основному наследнику.

Возможность завещательного отказа была известна еще в советском праве, которым был установлен порядок исполнения воли наследодателя о передаче указанным лицам определенного имущества. Действующее законодательство, сохранив основные принципы завещательного отказа, содержит ряд новаций – так, у завещателя есть право поручить на одного или нескольких наследников либо по завещанию, либо по закону исполнения за счет наследства какой-либо обязанности, носящей имущественный характер в пользу одного или нескольких лиц, которые приобретают право требовать исполнения данной обязанности. Но наследник также и имеет право отказаться от наследства и от исполнения воли завещателя, но если же он вступит в наследство, то отказополучатель обладает правом требования исполнения зaвещательного отказа, но также и отказаться от выполнения заявленного требования. В завещании устанавливается завещательный отказ, здесь должны быть указаны предмет или имущество, которые должны быть переданы и указано какому лицу (указывается его фамилия, имя, отчество, год рождения, а также адрес).

Завещатель может совсем не составлять завещание, а лишь ограничиться совершением у нотариуса зaвещательного отказа [5, c. 160]. В этом случае исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера будет возложено только на наследников по закону, поскольку все имущество после вступления в наследство перейдет к ним. Так предметом завещательного отказа может являться передача в собственность вещи, которая входит в наследство, выполнение какой-либо работы или же оказание услуги, которые имеют либо разовый, либо длительный характер. Также, обязательство, устанавливаемое завещательным отказом, имеет неограниченный круг (завещатель имеет право передать обязательства другому лицу). В ГК Республики Беларусь прописаны права наследника, его права исполнения завещательного отказа, а также указывается, что в случае смерти или не воспользовался правом пользования завещательного отказа, то он освобождается от исполнения отказа.



Помимо легата другим способом сингулярно распорядиться имуществом в случае своей смерти были фидеикомиссы, суть которых заключалась в том, что наследодатель, при удостоверении или составлении завещания, обращался с личной просьбой к наследнику или к легатарию о том, чтобы передать все или часть полученного имущества какому-либо третьему лицу (фидеикомиссарию), совершить в его пользу иное действие или позволить ему что-либо совершить.

Название этого института произошло от словосочетания, которое означало деяние по доброй совести наследника или легатария. Генезис этого института восстановить трудно, возможно произошел из обычного права, в силу которого у многих народов просьбы умирающего подлежали обязательному исполнению. Общее легата с фидеикомиссом то, что наследодатель обязывал осуществлять передачу третьим лицам вещи или какие-либо права. Но в разные периоды римского права порядок установления и последствия у легатов и фидеикомисс различались. С точки зрения формы фидеикомисс носил выраженный неформально-доверительный характер, если легат устанавливался одновременно с завещанием, то фидеикомисс: после удостоверения завещания или просто в устной форме. Важнейшим отличием фидеикомисса от легата было то, что он мог обременять не только наследника по завещанию, но и наследника пот закону.

Отличием завещательного отказа от завещательного возложения является то, что предмет возложения может являться как имущественным, так и неимущественным, и главным его направлением является осуществление какой-либо общеполезной цели.

Так, исходя из вышесказанного понятно, что завещательные возложения и зaвещaтельные отказы не имеют особых различий. Главным их отличием друг от друга является осуществление действий, в завещательных возложениях действия как имущественного и неимущественного характерa, в завещательных отказах действия имеют только имущественный характер и имеет осуществление какой-либо общеполезной цели.

Все правовые системы мира никогда не существовали и не существуют друг без друга, постоянно тесно взаимодействуя. Римское право оказало большое влияние на правовые системы как стран Западной Европы, так и на правовую систему белорусского государства. Новые явления присутствуют в законотворчестве в области гражданского законодательства, объединяя успехи, достигнутые в далеком для нас прошлом, с
теми новыми явлениями, которые диктуют современные реалии жизни. Основные идеи правового регулирования имущественных и личных неимущественных отношений берут свои начала именно в римском частном праве. Поэтому, рецепции римского права представляют собой объединяющее звено между далеким прошлым и настоящим, устанавливаясь и развиваясь в зависимости от потребностей жизнедеятельности и развития общества и государства.


3 Рецепция норм в сфере обязательственных правоотношений




Большое влияние римское право оказало и на обязательственное право в Беларуси. Особенно ярко рецепция проявляется в регулировании вещного права, сделок, деликтах и дееспособности. Сама структура Гражданского кодекса носит определенное сходство с системой изложения в Институциях Гая и Юстиниана [7, c. 50]. Несомненно, и влияние римского частного права, регулирующего имущественную ответственность на институт гражданско-правовой ответственности, к примеру, о вине, как условии ответственности и ее формах, об основаниях для освобождения от ответственности и о ее содержании. Реципированными оказываются следующие положения римского права:

  1. В Древнем Риме для заключения сделки нужно было заключить договор, выполнение которого было обязательным для обеих сторон. Понятие обязательств и основания их возникновения предусмотрены ГК.

В римском праве классического периода считалось, что обязательство порождается либо согласием сторон или противоправными действиями – деликтами. Однако в «Институциях» императора Юстиниана количество источников обязательств увеличено до четырех: «из договора или как бы из договора, или из правонарушения, или как бы из правонарушения» [18, c. 50].

Юридические действия, являющиеся выражением воли человека, которые направлены на достижение практической цели (causa), защищаемой правопорядком, и которые приводят к тем или иным юридическим последствиям, называются законными юридическими действиями или юридическими сделками, то есть соглашениями договаривающихся между собой сторон – субъектов права о выполнении взаимных обязательств. Чаще всего в значении «сделка» употреблялся термин – pactio: «Сделка – pactio есть соглашение двух или больше лиц об одном и том же приятном им предмете» [18, c. 50].

Двусторонние сделки назывались договорами, или контрактами (contractus образовано от глагола contrahere «стаскивать, соединять»), где под контрактом понималось законодательно разрешенное соглашение между сторонами, которое заключено по «доброй воле» (bona fide).

Число контрактов в ius civile было строго ограничено: обязательная сила этих договоров (obligationes contractae) держалась на 4 основаниях, возникавших с помощью: Verbis – слов, то есть произнесения особых слов; Litteris – букв, то есть с помощью письменного соглашения; Re – вещи, то есть в момент передачи вещи; Consensu – согласия, то есть в момент выражения самого соглашения [18, c. 51]. Первые два основания носили строго формальный характер, так как основывались на соблюдении установленного торжественного ритуала, последние же два были неформальными.