Файл: Курсовая работа Исполнитель студент группы п21 С. В. Петров Научный.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Юридический факультет
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Рецепция римского права в современном гражданском законодательстве Республики Беларусь
Курсовая работа
Исполнитель студент
группы П-21 С.В. Петров
Научный руководитель
кандидат юридических наук,
доцент Е.А. Ковалева
Гомель 2023
Реферат
Курсовая работа: 27 страниц, 26 источников.
Ключевые слова: рецепция, римское частное право, обязательственное право, наследственное право, семейное право, договоры в римском праве, правосубъектность, брак.
Объект исследования: общественные отношения в сфере рецепции римского частного права в национальное законодательство на примере Республики Беларусь, а также некоторых зарубежных стран.
Цель курсовой работы: анализ понятия рецепции римского права, ее видов, проблемы влияния римского права на современную правовую действительность.
Методы исследования: общенаучные методы диалектики, формальной логики и системного анализа, в частности, общелогические методы анализа, синтеза, индукции, дедукции и аналогии, методы наблюдения, описания и сравнения, а также современные исторический, формально-юридический, статистический и сравнительно-правовой методы.
Полученные результаты и их новизна: в работе предпринята попытка выявить и проанализировать основные особенности рецепции римского частного права в Республике Беларусь. В результате проведенного исследования были выработаны перспективные пути развития положительных тенденций в данной сфере.
Область применения: Полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы в правотворческой деятельности и в дальнейших научных исследованиях.
Содержание
Введение 4
1 Понятие, причины, значение рецепции римского права в истории права, этапы рецепции 6
2 Рецепция норм в системе семейных и наследственных прав 17
3 Рецепция норм в сфере обязательственных правоотношений 22
Заключение 26
Список использованных источников 28
Введение
Вопрос рецепции римского права в Республике Беларусь является актуальным как в силу внутреннего развития историко-правовой науки, определяемой степенью исследования темы, направленной на тенденции её развития, так и в прикладном аспекте, то есть в востребованности предшествующего законодательного и научного опыта современной российской цивилистикой.
Рецепция – результат преемственности. Использование богатого опыта европейских исследователей, несомненно, содействовало быстрому развитию юридической школы. На разных исторических отрезках законодатель на территории Беларуси времени широко использовал источники, как римского частного права, так и германского законодательства.
На данном историческом отрезке времени мы не сможем обнаружить ни одной правовой системы, которая развивалась бы самобытно. Практически каждая страна развивается и опирается на базу прошлых законодательных опытов государств. Таким образом, рецепция римского права в континентальной системе права обозначалась как общая тенденция подчинения права власти. Именно этот процесс питает сегодня прогрессирующую экспансию государства и ведёт к трансформации власти, которая, начав развиваться в поздней античности, достигла своей кульминации в наше время. Как отмечалось цивилистами ранее, рецепция римского права была необходима, ибо позволила удовлетворить потребности в универсальном, общем праве, позволила оформлять имущественные взаимосвязи различных лиц независимо от их национальной и государственной принадлежности. Переоценить значение римского частного права в становлении и развитии современных гражданско-правовых институтов практически невозможно.
Актуальность изучения проблем рецепции римского права связана и с тем, что понятия, разработанные римскими юристами, используются в современном обществе повсеместно, реципированные принципы римского права объединяют многие правовые системы. Нельзя не согласиться с мнением о том, что рецепция представляет собой способ развития отечественного права, которые используются в качестве основы в процессе правотворчества национального законодательства.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере рецепции римского частного права в национальное законодательство на примере Республики Беларусь, а также некоторых зарубежных стран.
Предмет исследования –нормативные акты и доктрина, посвященные исследуемой теме.
Целью данного исследования является анализ понятия рецепции римского права, ее видов, проблемы влияния римского права на современную правовую действительность. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать понятие рецепции, ее признаки, значение и этапы проведения;
2. Проанализировать процесс рецепции римского права в семейное и наследственное законодательство Республики Беларусь;
3. Исследовать проблемы рецепции обязательственного римского права а законодательство Республики Беларусь.
Методы исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы диалектики, формальной логики и системного анализа, в частности, общелогические методы анализа, синтеза, индукции, дедукции и аналогии, методы наблюдения, описания и сравнения, а также современные исторический, формально-юридический, статистический и сравнительно-правовой методы.
1 Понятие, причины, значение рецепции римского права в истории права, этапы рецепции
В настоящее время наиболее перспективным полем формирования теоретически слаженных и юридически обоснованных правовых норм является институт рецепции римского частного права. Рецепция римского права, будучи своего рода конгломератом правовых дефиниций, юридических конструкций и определенного самобытного древнеримского правового порядка, представляет собой довольно масштабную базу для заимствований как в национальное законодательство, так и в рамках международного нормотворчества.
Появление процесса рецепции римского частного права было закономерным явлением, поскольку, начиная с периода средневековья, законодатель при формировании правовой базы для регулирования общественных отношений опирался на уже сложившийся в прошлом целесообразный правовой порядок, существовавший в древнеримском социуме. Данное суждение подкрепляется мнением В. А. Томсинова, который отмечает, что явление, именуемое в юридической литературе «рецепцией римского права», можно, без всякого сомнения, отнести к числу ключевых явлений истории средневекового западноевропейского общества. Все основные социально-экономические, политические и идеологические процессы, происходившие в нем, были так или иначе связаны с использованием элементов правовой культуры Древнего Рима [22, с. 483].
Отмечая страны романо-германской правовой семьи, необходимо акцентировать тот факт, что в большинстве своем правовая база указанной семьи строится на основании норм, принципов и юридических конструкций римского частного права. Указанное обстоятельство подкрепляется мнением А. А. Микерина, который считает, что право Древнего Рима – историческая первооснова развития правовых систем, входящих в состав романо-германской семьи и, в какой-то мере, финал этого развития [15, c. 213; 24, c. 130].
В целом рецепция римского частного права как крупный и сложный феномен общественной жизни, как связующее звено правового развития Древнего мира, Средневековья и Нового времени неизменно привлекает и еще долго будет привлекать внимание тех, кто интересуется правом и историей.
П. Ступка писал: «Как ни странно, но нам, «революционерам права», приходится с известным научным увлечением опять и опять останавливаться на праве давно забытых времен, на римском праве. Рецепция – результат конкретной жизненной потребности, на удовлетворение которой она и направлена» [25, c. 132]. На основании аргументации значимости рецепции римского частного права в части построения правового порядка необходимо проанализировать понятие указанной дефиниции и этапы ее развития.
Современная юридическая наука основывается на римском праве как на определенном фундаменте, без которого невозможно ни существование теории права, ни правоприменительной практики, основанной на общемировых правовых принципах гуманизма и справедливости. Феномену римского права и его рецепции посвящены многочисленные диссертации, монографии, научные статьи. Однако, несмотря на всевозможные восхваления римского права, в теории права так и не определено, что же понимается под римским правом и почему оно пользуется таким значением. Это особенно ощущается при изучении дисциплины «римское право» любых авторов в учебном процессе. Здесь традиционно римское право определяется как право Древнего Рима [26, c. 690].
Но древнеримская правовая история развивалась в течение тысячелетия, и в ней можно найти как положительные, так и отрицательные стороны. Кроме того, древнеримский опыт развития правовой системы и государственности может интересовать лишь представителей исторической науки с целью поиска каких-либо закономерностей, в силу определенных обстоятельств, не выявленных до настоящего времени. Таким образом, теряется сама актуальность римского права, как это справедливо заметил С. В. Ткаченко [23, c. 17]. Тем не менее, феномен римского права достаточно полезен для изучения именно теории права в плане изучения проблем содержания самой рецепции, ее принципов, моделей реализации, успешности внедрения и т. д. Здесь обращает на себя внимание, что само римское право как исторический феномен не являлся оригинальным изобретением римского народа, так как вобрало в себя все то лучшее, с чем встречались древние римляне [20, c. 25]. Ведь римское право – это не только «пресловутые XII таблиц», а многие институты соседних народов, показавших свою работоспособность в экспериментальной площадке «права народов», отрасли права, предназначенной для использования иностранцами на территории Римской империи, куда входили те институты, которые эффективно работали в иностранных государствах. После своей «обкатки» в рамках «права народов», они входили как полноценные правовые институты в само содержание римского права, предназначенного непосредственно для римских граждан. Кроме того, необходимо учитывать, что римское право распространялось в рамках «оккупационной модели», при расширении Империи своих границ. Соответственно, не происходило полной замены отечественного права завоеванных народов на римское право, так как зачастую культурный и материальный уровень этого населения был неспособен использовать правовые положения более высокоразвитой культуры.
Нередко на первоначальных этапах развития человеческой цивилизации право не разделялось с религией [21, c. 96]. Соответственно, отказ от права влек автоматический отказ и от религиозных установок, являющихся необходимостью для существования античного и средневекового человека. Это было очевидно для древнеримских государственных деятелей, предпринимавших достаточно успешные попытки по поглощению вновь завоеванных территорий. Об этих способах свидетельствуют и Евангелия, предоставившие материал о суде над Иисусом Христом, в котором очевиден правовой компромисс между государственной властью древнеримской империи и оккупированной ею Иудеи [21, c. 96].
Так что же представляет собой римское право? В понимании С. В. Ткаченко, римское право древнеримской империи и римское право в современном его понимании имеет очень мало общего [23, c. 23]. Настоящий феномен римского права возник в Средние века и был связан с деятельностью итальянского ученого-филолога Ирнерия. Именно он начал изучение римского права с научных позиций, вкладывая в него несвойственную для древнеримского мира правовую философию. Обращает на себя внимание факт, что Ирнерий стал изучать, по сути, древнегреческое законодательство периода императора Юстиниана, иными словами – Византийское законодательство, которое многие ученые вообще не считают древнеримским. Тем не менее, именно это законодательство в виде Дигест и Институций дало толчок для развития цивилистической науки.
Тем не менее, этот подход стала активно развивать и католическая церковь, наполнив римское право несвойственными для него правовыми институтами, как, например, юридическое лицо, разнообразными инструментами, такими как фикции и презумпции, что способствовало ей в своей предпринимательской деятельности. Именно благодаря Ирнерию и католической церкви было создано римское право, являющееся, по сути, теорией частного права, характерной для человечества на современном этапе его развития.
Термин «рецепция», происходящий от латинского слова «reception» (т.е. прием, принятие), обыкновенно применяется в науке для обозначения процесса заимствования и усвоения каким-либо обществом элементов культуры другого общества. Под рецепцией обычно понимают заимствование, ассимиляцию каким-либо определенным обществом чужих культурных моделей.
Необходимо отметить, что разработка универсального понятия рецепции имеет важное значение в теории и практике правотворчества, но на современном этапе ученые расходятся во мнениях. Так, М. Н. Марченко считает, что рецепция представляет собой адаптацию права к новым историческим условиям, к новой государственно-правовой среде [6, c. 183]. По мнению А.И. Косарева, под рецепцией понимается восстановление в действие ушедшего в прошлое правового материала [6, c. 183]. С.В. Ткаченко под рецепцией права