Файл: Курсовая работа Исполнитель студент группы п21 С. В. Петров Научный.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следовательно, правовая система Великого княжества Литовского уже в XIV – XV вв. формировалась с учетом влияния передовых достижений теории и практики средневекового европейского правоведения, которое было выражено в правоприменении норм римского права.
Далее идет начало XX в., здесь за основу написания Гражданского Уложения, которое по причине Октябрьской революции так и не было принято, взято за основу германское законодательство, которое в свою очередь базировалось на римском частном праве.
Следом идёт советский период, в котором прослеживается полное отрицание римского права, потому что оно считалось буржуазным, феодальным правом, также имелось такое обозначение как «рабовладельческое» право. Но учитывая такое отношение, не замечая того, в советский период можно четко отслеживать рецепцию римского права. Самым ярким примером является гражданский кодекс 1922 г., за основу которого при написании было полностью взято Гражданское Уложение 1900г. В этапе 1961-1990 гг. отмечается небольшое смягчение к рецепции, хотя и власть все равно ее не признает. Но отмечается, что в юридической науке этого периода происходит рост авторитета рецепции римского права.
Тем самым, рецепция является неотъемлемым элементом становления правовой культуры любого государства. Примером является наша страна и её использование римского права для унификации своей правовой системы на различных этапах её развития. Реципирование римского права, как и любого другого права, сложный процесс, в ходе которого следует не только заимствовать достойные черты, но и не забывать о сохранении уникальности и самобытности своего государства.
Рецепция римского права предопределялась следующими факторами:
1. Высочайший уровень римского права, то есть наличие в готовом варианте ряда институтов, осуществляющих контроль за отношениями развитого товарооборота, товарно-денежных отношений, ясностью и четкостью изложения правовых норм.
2. Дефектами, несовершенством национального, как правило, обычного права. В обычном праве было очень много пробелов в праве, противоречий и неясностей, а также они носили архаичный, устаревший характер, не отвечавший духу и запросам времени.
И если обратиться к истории, то мы видим, что с момента зарождения римского права его стали использовать в качестве эталона при составлении каких-либо нормативных правовых актов. Например, при составлении своего кодекса французский консул, а затем и император Наполеон Бонапарт опирались на нормы римского права. Так, если посмотреть и проанализировать Кодекс Наполеона, можно увидеть поразительное сходство с римским правом. Конечно, если смотреть с точки зрения современного законодательства, то не будет никакой новизны, но в то время это был один из огромных, значимых шагов на пути к улучшению правовой системы в целом. Еще в качестве примера можно привести германское гражданское уложение, которое отличалось большим количеством статей – около 2 тысяч, для примера в современном Гражданском кодексе Республики Беларусь их меньше. Помимо этого, данный кодекс выделялся тем, что у него был высокий уровень точности, разработанности и полноты правовых норм, а также был и абстрактный язык.
Перейдем к современности. На сегодняшний день в современном законодательстве огромное количество понятий, правил и институтов сложились на основе норм и понятий, которые были выработаны еще римскими юристами (Гай, Ульпиан и т.д.). Система права, которая сложилась и действует в современных европейских государствах, а получила название романо-германской правовой системы или романо-германской правовой семьи. Мы видим, что римское право оказало колоссальное влияние на правовую культуру в целом. Тем самым, вся важность и необходимость рецепции для современной юриспруденции бесценны. Наш мир динамичен и не стоит на одном месте в своем развитии, собственно, как и право. Именно благодаря рецепции современный юрист может приобрести нужные навыки для того, чтобы четко и грамотно формулировать и отграничивать юридические категории. Также юрист при применении того или иного закона обязан суметь подвергнуть анализу и общую норму закона, а также фактический состав определенного жизненного обстоятельства и в конце концов прийти к правильным выводам. Ведь право – это, по сути, гибкий элемент, который будет меняться постоянно, а вот в лучшую или худшую сторону, это уже будет зависеть от последующих поколений юристов. И связи с этим роль рецепции в современном праве крайне важна, но и сказать, что рецепция выведет право на новый уровень – нельзя, поскольку, исходя из исторического опыта, мы видим, что при появлении новой нормы могут появляться коллизии, пробелы в праве, и данный круг цикличен.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Рецепция представляет собой адаптацию права к новым историческим условиям, к новой государственно-правовой сред. К признакам данного явления можно отнести следующие:1) это заимствование иностранного права; 2) заимствование добровольное; 3) заимствование, не ограниченное во времени, в пространстве и по кругу субъектов; 4) рецепции подлежат только те нормы, которые имеют общий характер, а не ограниченные узкими национальными рамками.
В историческом аспекте первыми шагами рецепции было изучение римского частного права, а основным содержанием – использование прошлого опыта в создание новой правовой реальности. Несомненно, прослеживается связь рецепции римского права с эпохой Возрождения, Ренессансом. В указанный период наиболее деятельные люди видели путь выхода из средневекового варварства посредством восстановления сохранившихся остатков культуры Древней Греции и Рима, в частности, правовых систем древнеримского и древнегреческого времени. Однако следует отметить, что исследование римского права началось до эпохи Возрождения в XI–XII вв., столь ранее изучение было обусловлено тесной связью гражданского права с товарным производством. Кроме того, стоит учитывать, что в XI–XII вв., наблюдалось только начало рецепции римского права – изучение, переработка и усвоение норм римского права. В XVI–XVII вв. появляются нормативные правовые документы, которые содержали нормы римского частного права, в частности, Кодекс Наполеона 1804 г., Германское гражданское уложение 1896 г. Что касается эпохи XVIII – начала XX в., то рецепция появляется и в содержании буржуазных конституций.
Говоря об этапах рецепции частного римского права, необходимо отметить следующие периоды: 1) изучение римского права в отдельных городах Италии; 2) распространение римского права на территории отдельных государств и применение его судьями-практиками; 3) наиболее полная переработка и усвоение достижений римского права.
С учетом вышеизложенного можно подчеркнуть, что рецепция римского частного права представляет наиболее сложный феномен в правовой истории, поскольку является сложной структурой, включающей дефиниции, императивные требования и конструкции, которые необходимо не только изучить, переработать, но и грамотно, целесообразно включить в национальную систему права того или иного государства.
2 Рецепция норм в системе семейных и наследственных прав
Римский юрист Модестин называл браком союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права [11, с. 43]. Брак не мог быть совершен иначе как по согласию тех, кто вступает в него и в чьей власти находятся жених и невеста [14, с. 156]. В Древнем Риме брак рассматривался двояко: как некая сделка, сторонами которой были сами будущие супруги, а также их домовладыки, а также как своеобразный юридический факт, порождающий права и обязанности для лиц, входящих в круг сторон брака-сделки.
Правилами заключения брака в Древнем Риме запрещались многоженство и многомужество. Кроме того, брак мог быть заключен только между лицами разных полов, что характеризовало основную цель этого института: продолжение рода. Специально для регулирования брачных отношений в Древнем Риме существовал институт jus connubii, который представлял собой право какого-либо лица вступить в законный брак. Римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках, или даже латинках и иностранках, с которыми существовало jus connubii [14, с. 156].
Римское право знало две формы брака. Исторически первым возник брак cum manu. Он основывался на древнейших традициях большой патриархальной семьи-клана. Вступив в этот брак, жена попадала под власть супруга или его домовладыки и становилась агнаткой в доме своего супруга [14, с. 156].
Заключение брака в древности было строго формальной процедурой. Согласно религиозной форме – конфарреации - следовало пригласить десять свидетелей, а также жрецов, в присутствии которых проводились традиционные обряды. Другая форма заключения брака cum manu - «coemptio», или «купля», представляла собой фиктивную продажу отцом невесты будущему мужу. Будущий муж в присутствии весовщика и пяти свидетелей произносил необходимую формулу и передавал плату за жену ее отцу или опекуну, под властью которых она находилась до вступления в брак. Формой совершения брака cum manu было также фактическое признание отношений браком в силу давности, если мужчина и женщина совместно проживали в течение года. До истечения «испытательного» срока женщина принадлежала к семье отца, а после переходила в собственность мужа [14, с. 157].
Вторая форма римского брака - sinе manu распространилась в классический период, когда большая семья-клан сменилась малой. Он заключался фактом сожительства и ведения общего хозяйства лицами, обладавшими jus connubii. В силу того, что между женой и ее отцом не прекращалась родственная связь, она была защищена от злоупотреблений власти своего мужа. Но патриархальный характер семьи сохранялся и выражался в формуле «Муж обязан заботиться о жене, а жена – послушанием мужу».
Согласно римскому праву браком не считалось сожительство, которое не соответствовало условиям действительности брака, например, если хотя бы одна сторона не обладала статусом гражданства или специальным правом на заключение римского брака (jus connubii). Такое сожительство называлось конкубинатом.
В IV в., после того, как христианство стало государственной религией, формой брака стал обряд венчания. В средние века в Западной Европе брачно-семейные отношения являлись частью канонического права, брак представлял собой таинство перед богом, оформлявшееся церковным венчанием [19, с. 22].
В конце XVIII в. во Франции в ходе революции регулирование брачно-семейных отношений производилось на основе реципированного римского права. Брак был признан договором между вступающими в него разнополыми лицами равными в правах. Цель брака – продолжение рода и создание семьи. Признавалась только государственная форма регистрации брака.
В 1804 г. был принят Французский гражданский кодекс (далее – ФГК), который заимствовал в основном традиции революционного права, но, помимо римского права, включал и некоторые нормы средневековых кутюмов. В институте брака это проявилось в восстановлении патриархального характера семьи. Таким образом, брак оставался договором особого рода, при этом появился специальный раздел о брачном контракте, который помещен не в первой книге ФГК, где собственно рассматривается институт брака, а в 3 книге, наряду с обычными гражданско-правовыми сделками [19, с. 22].
Другая влиятельная кодификация гражданского права романо-германской семьи права - Германское гражданское уложение 1896 г. основывается на тех же принципах, что и ФГК. Главное отличие было обусловлено тем, что германский кодекс был принят в конце XIX в., когда произошла промышленная революция, женщины работали наравне с мужчинами и права жены в семье были лучше защищены. Жена могла в суде опротестовать действия мужа на основе института запрещения шиканы, то есть злоупотребления правом [19, с. 22].