Файл: Т. И. Ачи нович. Минск бгу, 2022. 199 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1117

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21
При работе с таким клиентом необходимо сосредоточить его внимание на собственном внутреннем мире, на способности структурировать свой опыт и выделять в нем главное. Это позволит найти наиболее подходя- щего партнера.
Добрачная беременность несовершеннолетних
Наиболее часто в практике консультирования встречается проблема добрачной беременности несовершеннолетних. Как показывает опыт работы Г. Навайтиса, поведению многих девушек в ситуации добрачной беременности присущи нерациональные черты, а именно:
• игнорирование беременности;
• неадекватные попытки материально обеспечить будущую семью.
При консультировании беременных несовершеннолетних девушек возникают трудности вследствие следующих причин:
1) в большинстве случаев несовершеннолетние обращаются за кон- сультацией, когда их отношения с будущими отцами уже распались;
2) около половины из них не могут сообщить сведения, позволяющие установить будущего отца и пригласить его на консультацию, т. е. не знают его фамилии, адреса и т. д.
Поскольку несовершеннолетние редко могут взять на себя ответ- ственность, важной целью консультирования становится расширение круга лиц, участвующих в решении возникшей проблемы. Обычно это родители девушки, партнер по интимным отношениям, его родители.
При этом консультант в первую очередь выясняет отношения девушки с ее родителями, братьями и сестрами, так как исключительное влияние на несовершеннолетних оказывает генетическая семья и именно она может обеспечить действенную помощь в решении проблемы.
На основе собственной консультативной практики Г. Навайтис делает вывод о том, что существует связь между возникновением добрачной беременности и нарушением эмоциональных отношений у несовер- шеннолетних с их родителями. Можно предположить, что интимные отношения с партнером компенсировали недостаток эмоциональных отношений в семье. Следовательно, одна из задач консультирования беременных несовершеннолетних девушек – воссоздание общности между родителями и детьми.
Таким образом, можно выделить основные направления работы кон- сультанта по проблеме добрачной беременности несовершеннолетних:
• психологическая помощь несовершеннолетней девушке в осозна- нии своих эмоций, целей, ситуации;
• привлечение будущего отца ребенка и его родителей к решению проблемы;
• привлечение родителей беременной девушки к решению проб лемы;
• воссоздание эмоциональных связей между родителями и детьми в генетической семье клиентки.


22
Психологическая помощь клиентам
при поиске брачного партнера
А. Н. Елизаровым разработана методика психологической помо- щи людям, которые используют стратегию максимально спонтанного поведения и отсутствия сознательных усилий (неосознанная страте- гия) при поиске брачного партнера. Задача консультанта – помочь клиенту разобраться в себе и построить собственный образ партнера, т. е. сделать стратегию поиска более эффективной. Эта работа состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Исследование вкусов, интересов, склонностей, умений
и предпочтений клиента
Работа на данном этапе предполагает анализ нижеперечисленных рефлексивных планов.
1. Назовите 10 своих качеств, делающих вас привлекательными для лиц противоположного пола: сначала назовите качества, которые свой- ственны многим, потом – необычные. Спросите себя: что же есть во мне удивительного, потрясающего, такого, чего нет ни в ком из моих друзей и знакомых? Если вам трудно составить такой список, обратитесь за по- мощью к друзьям: возможно, со стороны виднее.
2. Составьте по пунктам список того, от чего вы ни за что на свете не захотели бы отказаться, даже ради самого потрясающего мужчины
(самой потрясающей женщины). В перечень могут войти работа, общение с друзьями, любимая собака, спортивные тренировки, пирожки с капу- стой и т. д. Не смущайтесь, если список окажется слишком длинным.
3. Уберите список и доставайте его не реже раза в неделю, вниматель- но перечитывая; можно углублять и расширять написанное.
4. От чего, по вашему мнению, вам пришлось бы скорее всего отка- заться, если бы вы вступили в брак или в прочные отношения с кем-либо: например от свободы, нескольких полок в шкафу, права распоряжаться своим временем и деньгами? От чего еще?
5. Пробовали ли вы изменить что-либо в самом (самой) себе в луч- шую сторону, и если да, то каковы результаты? Есть ли у вас какие- либо недостатки, к которым вашему будущему супругу (супруге) будет трудно привыкнуть?
6. Какие проблемы возникали у вас в прошлом в отношениях с дру- гими людьми? Что, с вашей точки зрения, мешало вам жить счастливо?
Какие были удачи? Каковы их причины? Как вы вели себя в случае успеха и (или) неудачи?
7. Закончите предложение: беда всех мужчин (женщин) в том, что…
(например, они сущие дети; они большие зануды; всем женщинам (муж- чинам) нужно только одно; мужчины такие толстокожие; женщины слиш- ком слезливы и т. д.).


23 8. Прочитайте написанное и ответьте на вопрос: вы действительно верите в это или так просто принято считать?
Этап 2. Работа с личностными особенностями, затрудняющими
поиск потенциального брачного партнера
По мнению Н. В. Свидерской, можно выделить два типа клиентов, склонных к стратегии максимально спонтанного поведения и отсутствию сознательных усилий при поиске потенциального партнера:
1) со сниженной самооценкой, застенчивые, крайне интровертиро- ванные и тревожные;
2) гиперактивные, эгоцентричные, имеющие высокий уровень при- тязаний по отношению к будущему супругу, ригидные и консервативные.
Для работы с клиентами со сниженной самооценкой, застенчивыми,
интровертированными и тревожными используются следующие стра- тегии:
• клиента помещают в ситуацию, которая помогла бы ему (ей) полу- чить новый значимый опыт общения. Речь идет прежде всего об участии в тренинге общения, где есть возможность обратной связи, контакти- рования с окружающим миром, раскрытия себя, принятия открытости других, осознания нереалистичности своего Я-образа;
• клиенту дают домашние задания: пробный контакт с лицами дру- гого пола в процессе работы с группой; вынесение этого опыта на груп- повое обсуждение в целях получения отклика, создания отношений;
• продолжаются индивидуальные консультации для коррекции про- исходящих личностных изменений.
Для работы с гиперактивными, эгоцентричными, имеющими высокий
уровень притязаний по отношению к будущему супругу, ригидными и кон-
сервативными клиентами используются следующие стратегии:
• клиенту предлагают описать ситуации прежних знакомств и от- ношений с лицами другого пола; об одной из них следует рассказать очень подробно;
• консультант пересказывает, что он услышал о данных ситуациях, часто резюмирует это. Цель: создание условий для того, чтобы клиент задумался над своей ситуацией, погрузился в нее и смог самостоятельно сделать необходимые выводы;
• консультант указывает на противоречия в рассказах клиента, т. е. подчеркивает их, делает осознаваемыми, анализируемыми;
• чтобы поддержать самоанализ и более адекватное восприятие себя, консультант предлагает клиенту вспоминать свои чувства в определен- ных ситуациях и записывать их;
• клиент посещает тренинг общения для дальнейшей коррекции деструктивных личностных черт;
• продолжаются индивидуальные консультации в целях коррекции деструктивных личностных черт.


24
Этап 3. Создание образа потенциального партнера с учетом све-
дений, полученных о себе
Работа предполагает беседу по приведенным ниже вопросам и ана- лиз ответов клиента.
1. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать будущий иде- альный для вас супруг?
2. Задумывались вы о том, существует ли в действительности такой человек?
3. В какой мере вашему идеалу соответствует тот человек, с которым вы собираетесь связать свою судьбу?
4. Есть ли какие-либо психологические качества, которые вы не хо- тели бы видеть у своего будущего супруга (супруги)?
5. Имеются ли проявления подобных качеств у того человека, с кото- рым вы планируете связать свою будущую жизнь?
6. Пытались ли вы как-то повлиять на своего будущего супруга, и если да, то что из этого получилось?
7. Есть ли у вас какие-либо недостатки, к которым вашему будущему супругу (супруге) будет трудно привыкнуть?
8. Пытались ли вы что-то изменить в себе в лучшую сторону, и если да, то каковы результаты соответствующих попыток?
9. Что еще, кроме уже названных вами личностных качеств, вы счи- таете важным для будущей супружеской жизни
1
?
В итоге получается примерный портрет потенциального брачного партнера.
Этап 4. Обучение клиента технике знакомства
Возможны два варианта работы: групповой (участие в ролевых тре- нингах) и индивидуальный (обучение алгоритму знакомства). Исполь- зуется алгоритм, разработанный А. П. Егидесом, который предполагает развитие:
1) навыков общения на дозволенные и оправданные темы. Между незнакомыми людьми дозволенными считаются темы, «санкциониро- ванные» окружающими: обращение за помощью, предложение помощи, оправданный ситуацией разговор «ни о чем» (о погоде и т. п.);
2) установки на ненавязчивость. Последняя успокаивает, укрепляет доверие. Ненавязчивость может заключаться и в том, что в течение дли- тельного времени, пока идет разговор, собеседника не спрашивают, как его зовут, не сообщают ему своего имени;
3) навыков создания впечатления ненавязчивости, умения выйти из контакта, чтобы восстанавить его через некоторое время;
1
Немов Р. С. Психологическое консультирование : учебник. М. : ВЛАДОС,
2001. 528 с.

25 4) навыков установления повторного контакта. Алгоритм, в принци- пе, тот же, что и в первом случае: умение найти и использовать повод.
Повторный контакт уже не следует прерывать для демонстрации нена- вязчивости, но надо постараться придать ему характер непринужденной спокойной беседы на нейтральные темы;
5) навыков перехода с нейтральных тем к темам, представляющим взаимный интерес (чаще всего это профессия, хобби и др.). Для перехода от темы к теме также используются ассоциации;
6) навыков перехода к обсуждению общего дела, что в дальнейшем требует установления контакта, т. е. необходимо знать имя, телефон, адрес, договориться о встрече и т. д.;
7) установок на терпение, а также на неудачи. Клиента побуждают ска- зать себе, что только каждый пятидесятый заход будет результативным; на самом деле им, возможно, будет каждый пятый заход. Клиента учат правильно относиться к неудачам. Неудача – это приобретение опыта вступления в контакт, хорошая разминка, общение с интересным чело- веком, иногда признак того, что уровень притязаний завышен. Главное правило при столкновении с неудачами – не прекращать практиковаться, не выжидать, а активно действовать;
8) установок на активное использование в жизни приобретенных умений и навыков, помощь в разработке конкретного плана будущих действий, привязанного к определенному времени и датам.
Этап 5. Сопровождение последующей активности клиента, на-
правленной на поиск партнера
По мере развития дальнейшей активности клиента, направленной на поиск партнера, отдельные навыки, полученные при реализации программы, могут потерять для него свою значимость, выпасть из его внутренней схемы. Это проявляется в поведенческих ошибках. Задача психолога в ходе консультаций на этом этапе: анализируя реалии жизни клиента, находить эти ошибки и реконструировать, возобновлять фор- мы работы, использовавшиеся на предыдущих этапах и направленные на исключение конкретной ошибки. В этом заключается психологическая поддержка клиента.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные психологические проблемы, рассматриваемые при добрачном консультировании.
2. Перечислите причины возникновения проблем общения с проти- воположным полом.
3. Назовите причины возникновения проблем, связанных с поиском брачного партнера.

26 4. Назовите и охарактеризуйте типы клиентов уникального лич- ностного склада, которые испытывают трудности в поиске брачного партнера.
5. Докажите, что генетическая семья клиента может препятствовать ему в создании собственной семьи.
6. Дайте теоретическое обоснование психологических ловушек, воз- никающих в сфере общения с потенциальным брачным партнером.
7. Выделите трудности консультирования по проблеме добрачной беременности несовершеннолетних.
8. Охарактеризуйте методы решения проблем общения с противо- положным полом.
9. Охарактеризуйте этапы психологической помощи в поиске потен- циального брачного партнера.
Задания
1. Напишите брачное объявление, которое обеспечило бы вам успех в поиске партнера для заключения брака.
2. Составьте программу психологической работы с клиентом, убеж- денным в своей низкой привлекательности и испытывающим трудности при знакомстве с девушками, которые ему нравятся.
3. Прочитайте стихотворения из книги Э. И. Зборовского «Сям’ёю квеціцца зямля: дыдактыка сучасных сямейных адносін»
1
. Какие цен- ности важно прививать молодым людям для формирования готовности к семейной жизни? Выучите стихи Э. И. Зборовского, которые помогут в этом. В чем состоит лечебная сила поэзии?
4. Как вы можете использовать нижеприведенное стихотворение
Э. И. Зборовского для преодоления трудностей в консультировании по проблеме добрачной беременности несовершеннолетних?
Моладзь – сорту, без аборту
Распачаць жыцце – не штука,
А саткаць яго – навука:
Хто пра лад сямейны дбае,
Межы хворасцi стварае.
Шчасцiць дзецям з той кагорты,
Дзе не зведаны аборты,
Бог кранае сем’і сорту,
Што не чыняць грэх аборту.
1
Збароўскі Э. І. Сям’ёю квеціцца зямля: дыдактыка сучасных сямейных ад- носін : вучэб.-метад. дапам. Мінск : Чатыры чвэрці, 2015. 106 с.

27
4. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЕЙ
С ПРОБЛЕМАМИ ПАРТНЕРОВ
Психологические проблемы в супружеских отношениях
Ю. Е. Алешина, В. Ю. Меновщиков выделяют в супружеских отноше- ниях проблемы, являющиеся наиболее частыми поводами для обращения за консультацией:
1) власть и влияние в супружеских взаимоотношениях;
2) распределение супружеских ролей и обязанностей;
3) различия во взглядах на семейную жизнь и межличностные от- ношения;
4) сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере, их неумение наладить нормальные сексуальные отношения;
5) сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов;
6) болезнь (психическая или физическая) одного из супругов, необхо- димость адаптации семьи к заболеванию, негативное отношение к себе и окружающим самого́ больного или членов семьи;
7) отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и до- верительности, проблемы в общении.
Данный перечень нельзя назвать полным, однако каждая приведен- ная проблема включает множество разнообразных ситуаций и случаев, которые фактически охватывают все часто встречающиеся в практике консультантов проблемы. Отметим, что эти вопросы, как правило, явля- ются взаимосвязанными. Так, ролевые разногласия обычно сочетаются и базируются на различиях во взглядах и представлениях супругов о том, как надо жить, а трудности в сексуальной сфере чаще всего лишь следствие проблем супругов в межличностных отношениях, которые при этом могут никогда не обсуждаться или вообще не осознаваться.
Предъявляемые клиентом причины недовольства супругом (супругой) во многих случаях служат лишь поводом для обращения за консуль- тацией. Истинные причины при этом либо умалчиваются, либо (что бывает не менее часто) вовсе не осознаются супругами. В связи с этим можно говорить о скрытых и явных причинах обращения супругов за консультацией.
Консультирование супругов по поводу
распределения семейных ролей и обязанностей
В рамках данного направления психологу приходится работать с раз- ногласиями между супругами, взаимным недовольством, связанным с распределением супружеских ролей и обязанностей, а также конфлик-