Файл: Т. И. Ачи нович. Минск бгу, 2022. 199 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1115

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Техники эмоционально-фокусированной
терапии
Терапевтический альянс создается и поддерживается в эмпатиче- ской манере: «Я чувствую, что такие разговоры тяжелы для вас. Могу я как-то помочь вам?», «Помогите мне лучше понять вас...» Отраже- ние, подтверждение и эмпатическое предположение являются тремя формами эмпатической обратной связи, различающимися по степени глубины отклика.
Отражение – это повторение психотерапевтом важных слов и эмо- ционально нагруженных фраз клиента. Оно позволяет специалисту сле- довать за эмоциональными смыслами клиента и вызывает у последнего чувство контакта с психологом.
Отражение первичных эмоций: «Я правильно поняла: вы испы- тываете что-то вроде паники, когда он поворачивается к вам спиной?
Вы чувствуете это и сейчас, когда он отвернулся?»
Отражение вторичных эмоций: «Вы злитесь, когда такое происхо- дит, потому что для вас это тупик. Я понимаю (другому партнеру): вам кажется, что его гнев возникает на пустом месте».

181
Подтверждение – активно демонстрируемое признание чувств и мыс- лей клиента как естественных и понятных, если смотреть на ситуацию с его позиции. Важно не путать эмпатическое подтверждение с призна- нием правоты пациента. Психотерапевт подтверждает не правильность действий, а тот факт, что с этой перспективы все воспринимается, пере- живается и выглядит именно так, как говорит клиент, и что для него эти чувства важны и осмысленны. Используя подтверждения, консультант легко может быть в контакте с обоими супругами, не теряя нейтраль- ности своей позиции. Психотерапевт мужу: «Для вас в тот момент дей- ствительно было очень тяжело находиться с ней в одном доме»; жене:
«А у вас, как вы говорите, это вызвало только дополнительную обиду.
Действительно, вы ждали его весь вечер, а он снова ушел. Это было очень непросто для вас».
Эмпатическое предположение – это предположение о тех чувствах и переживаниях, которые лежат в глубине опыта клиента. Они могут полностью либо частично осознаваться, но в любом случае психотера- певт здесь вносит в обратную связь какие-то новые элементы, которых не было в речи клиента. «Я не уверена, что до конца поняла. То, что он не предлагает вам обвенчаться, означает для вас, что ему на вас напле- вать, что вы ему безразличны, как-то так?»
Нормализация защитного реагирования: «Я, кажется, начинаю пони- мать. Для вас уйти в себя, замкнуться – привычный способ справиться в сложной ситуации. Вы так делаете на работе – и это помогает. Оно само происходит: когда градус накаляется, вы выключаетесь, вы в до- мике, так?»
Нормализация первичных эмоций: «Вам очень тяжело слышать слова жены, что вы ее разочаровали. Внешне это незаметно, но вам настолько больно, что вы перестаете участвовать в разговоре».
Усиление эмоций – интервенция, которая заключается в использо- вании вопросов и предположений, чтобы привнести эмоции в обсуж- дение. Психотерапевт может спросить: «Что с вами происходит, когда он отворачивается и не смотрит вам в глаза? Каково вам, когда она не перебивает вас, а внимательно слушает? Можете спросить снова: где ты, мне тебя не хватает? Можете посмотреть на нее и сказать это снова?»
Вопросы, направленные на выявление чувств: «Что происходит, когда вы слышите эти слова? Что вы чувствуете, когда жена говорит это?
Что сейчас произошло? Жена сказала, что ей одиноко, а вы сжали губы и скрестили руки на груди. Похоже, некая ваша часть говорит сейчас: не открывайся, чтобы потом не было больно?»
Отслеживание и отражение циклических последовательностей вза-
имодействия – вид короткой обратной связи или резюме со стороны психотерапевта. Он складывает вместе кусочки повторяющихся пове-


182
денческих последовательностей и делает для пары видимым их цикл:
«Что сейчас произошло: вы сказали…, он сказал…, потом вы сказали…?»
Отслеживание и отражение часто начинаются с простых действий, а затем становятся более сложными, включающими отражение воспри- ятий, первичных и вторичных эмоций, циклов взаимодействий и их последствий. Могут быть отражены:
• простые действия («Она не разговаривала с вами и вы отошли от нее»);
• восприятия («Вы видели ее как…», «Она воспринимала вас как…»);
• влияния друг на друга («Когда он делает это, вы реагируете?»);
• вторичные эмоции – как следствие восприятия другого и его дей- ствий («Вы сказали, что, когда он не разговаривает с вами, вы видите его как не заботящегося о вас и начинаете злиться?»);
• первичные эмоции («Вы сказали, что, когда он не разговаривает с вами, вы чувствуете себя изолированной, испуганной и покинутой?»);
• цикл взаимодействий («Итак, вы попадаете в этот цикл взаимо- действий, где преследуете его, обвиняя в равнодушии, а он отвечает вам холодным молчанием»);
• последствия цикла («В результате вы оба чувствуете себя одиноки- ми и разочарованными в отношениях»).
Переформулирование поведения человека в контексте потребностей
привязанности предполагает, что поведение каждого из супругов объ- ясняется в рамках его (ее) реагирования в цикле. Этот цикл воспри- нимается как враг отношений, и партнерам предлагают объединиться в борьбе с ним. Таким образом, никто из них не несет персональной вины за трудности в отношениях, они оба – жертвы стереотипа защит- ных реакций, продуцирующих негативные чувства («Когда вы делаете это, вам очень важно получить от него какой-нибудь отклик. Это будет означать, что между вами есть отношения, так?»).
Переопределение поведения каждого в контексте проблемного цикла: переопределяя реакции супругов в негативном цикле взаимодействий через потребности привязанности, такие как потребность в близости, уважении, безопасности, автономии и т. д., психотерапевт предлагает супругам воспринимать их конфликт как борьбу за безопасную форму любви и близости. Эти непаталогизирующие «линзы» обычно легко и позитивно воспринимаются супругами. Через них любое поведение партнеров – это удачная или неудачная попытка реализовать те или иные потребности привязанности («Чем больше один приближается, тем больше другой отдаляется»). Тогда два наиболее типичных вида поведения в конфликте могут проявиться следующим образом:
• уход от контакта, выстраивание одним из партнеров каменной стены – это защита отношений от конфликта, избегание ссоры;


183
• критика и преследование партнера – это борьба за эмоциональную близость, стремление к контакту с супругом.
Реструктурирование взаимодействий через разыгрывание предпо- лагает, что психотерапевт обычно просит поговорить одного партне- ра с другим определенным образом и задает направление их беседы.
Обычно консультант поддерживает продуктивные разговоры в рамках темы привязанности и блокирует другие направления, негативные эска- лации и т. д. Организуя множество моментов для небольшого успешного контакта, он создает элементы эмоционально корригирующего опыта и постепенно продвигает процесс каждый раз на один шаг ближе к без- опасной эмоцио нальной связи («Можете сказать ей: “Я не знаю, как мне приблизиться к тебе и быть вместе с тобой, я не знаю, как это сделать”»).
Разыгрывание наглядно демонстрирует опыт и поведение супру- гов. Изменения начинаются, когда партнеры двигаются от пассивного застревания к активному присваиванию своего состояния и позиции.
Так они могут интегрировать этот новый опыт в свою идентичность и отношения.
Вопросы для самоконтроля
1. Опишите механизм изменений в процессе эмоционально-фоку- сированной психотерапии.
2. Каковы задачи эмоционально-фокусированной психотерапии?
3. Опишите типичные варианты циклов во взаимоотношениях.
4. Как можно выявить негативный цикл взаимодействия в паре?
5. Дайте характеристику типов привязанности.
6. Перечислите показания и противопоказания для работы в русле эмоционально-фокусированной психотерапии.
7. Опишите техники эмоционально-фокусированной психотерапии.
Задание
Представьте себе пару, которая разыгрывает паттерн приближения и отстранения в отношениях. Этот цикл часто вызывается конфликтом по поводу того, как проводить свободное время. Муж воспринимает уси- лия супруги по организации совместной деятельности как проявление контроля и навязчивости. Жена видит желание мужа иметь свободное время как проявление отвержения. Он жалуется, что супруга слишком зависима от него, а жена говорит о его эгоизме и незаинтересованности в совместном времяпрепровождении.
1. Опишите, как муж воспринимает супругу в качестве проблемы в их отношениях. Закончите для этого следующее предложение: «Дела обстояли бы лучше, если бы она...»
2. Какие вторичные эмоции может испытать жена?


3. Попробуйте соотнести вторичные эмоции супруги с пережива- ниями, которые могут лежать глубже и, возможно, не осознаваться ею.
4. Какую позицию занимает супруга во взаимоотношениях: пресле- дователя, нападающего или отстраняющегося?
5. Опишите, каким жена видит супруга в качестве проблемы в их взаимоотношениях. Закончите для этого следующее предложение: «Дела обстояли бы лучше, если бы он...»
6. Какие вторичные эмоции может испытывать муж?
7. Каковы более глубокие переживания супруга, которые он, возмож- но, даже не осознает?
8. Какова позиция мужа во взаимоотношениях: преследователь, на- падающий или отстраняющийся?

185
ГЛОССАРИЙ
Актуальный семейный конфликт – стремление партнеров овладеть одним и тем же объектом, занять одно и то же место или исключительное положение, играть несовпадающие роли, достичь несовпадающих целей или использовать для их достижения взаимоисключающие средства.
Анализ сети – метод визуального содержательного представления социальных отношений человека для поддержки его психической ком- петентности, направленный на поиск индивидуальных ресурсов клиента и разработку стратегии создания сети социальных контактов.
Гибкость – способность семейной системы адаптироваться к изме- нениям внешней и внутренней ситуации.
Гомеостаз (семейный гомеостаз) – стремление системы (семейной системы) к стабильности или устойчивому положению.
Границы подсистем – эмоциональные барьеры, которые защищают и поддерживают целостность индивидов, субсистем и семей. Границы включают правила, определяющие паттерны интеракций, и разделяют меньшие по размеру группы внутри более крупной системы, например индивидов, сиблингов, родителей, расширенную семью.
Динамика семьи – изменение ее структуры и функции в зависи- мости от этапов жизнедеятельности.
Дискурс – исторически, социально и в недрах особой культуры возникшая специфическая структура убеждений, терминов, категорий и установок, которые влияют на отношения, а также (внутренние) тексты и звучат в историях пациентов.
Дисфункциональная семья – семья с нарушением ролей и границ между ее членами.
Дифференциация – степень разумного, самостоятельного функ- ционирования личности.
Дифференцированная личность – личность, ориентирующаяся преимущественно на собственные цели, а не на отношения, способная идентифицировать свои мысли, переживания, поступки.
Жизненный цикл семьи – последовательность этапов, которые проходит в своем развитии любая среднестатистическая семья.
Запрос – конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации.
Запутанные границы – слишком хрупкие границы, которые слабо разделяют подсистемы.
Значимый другой – авторитетная фигура, обладающая психологи- ческой властью над человеком.
Идентифицированный пациент (носитель симптома) – член семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к консультанту.


186
Измена (адюльтер – от фр. adultere) – прелюбодеяние, вступление лица, состоящего в браке, в половую связь с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами.
Инконгруэнтная семейная адаптация – негибкоереагирование семьи на системные стрессоры, сдвиги и травмы усилением ригидных схем и способов взаимодействия.
Инсайт – форма познания себя и своих способностей управлять своим эго с помощью опыта автономного постепенного контроля над импульсами, подлежащими коррекции.
Коалиции – альянс между определенными членами семьи, обычно направленный против других ее членов.
Коммуникативный подход – подход, фокусированный на проти- воречащих друг другу явных и скрытых сообщениях партнеров.
Компетентность семьи – способность семьи менять свою структуру для удовлетворения внутренних и внешних потребностей.
Конгруэнтное общение – общение, в процессе которого послания человека на вербальном и невербальном уровнях совпадают по своей сути и дополняют друг друга.
Контрперенос – перенос на клиента чувств, испытываемых кон- сультантом к другому человеку.
Кризис семьи – состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеопатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности спра- виться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.
Круговая каузальность (петли круговой каузальности в семье) – причинно-следственная связь, в которой объяснение какого-либо пат- терна приводит к первопричине, либо подтверждая ее, либо меняя:
А вызывает В, В вызывает С, что вызывает или модифицирует А. Данный процесс создает петли круговой каузальности в семье, а именно: по- ведение одного члена семьи влияет на поведение другого, что, в свою очередь, оказывает воздействие на первого.
Латентное семейное нарушение – такое нарушение, которое не оказывает существенного отрицательного воздействия на жизнь семьи в обычных условиях, однако играет значительную роль в трудных жиз- ненных ситуациях, определяя неспособность семьи им противостоять.
Нарратив (от англ. narrative – повесть, повествовательный) – пове- ствование, история, рассказ, в частности о личном опыте.
Ненормативный семейный кризис – кризис, возникновение кото- рого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определя- емых как кризисные.
Нормы – набор ожиданий и ограничений, которые руководят пове- дением группы или членов семьи.