Файл: Вопросы по теории государства и права и конституционному праву.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества
законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию
Подзаконные акты: - указы Президента РФ (высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты); - постановления Правительства РФ (акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами); - приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры); - решения и постановления местных органов государственной власти; - решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; - нормативные акты муниципальных органов; - локальные нормативные акты (нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации, например, правила внутреннего трудового распорядка).
9. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды. Ответ: Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты. Используются четыре основные формы систематизации нормативно-правового акта: кодификация, инкорпорация, консолидация и учет. 1. Кодификация – деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, свободного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Формы кодификационных актов: а) Основы законодательства – это нормативно-правовой акт, устанавливающий сложнейшие положения определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных государствах. б) Кодекс – наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в
основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности. в) Устав, положение – кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами. 2. Инкорпорация - представляет собой объединение в сборники или собрание нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. 3. Консолидация – форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений в единый свободный нормативноправовой акт без изменения содержания. Особенность ее в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. 4. Учет – деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативно-правового акта, а также деятельность поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации, взятой на учет.
10. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Ответ: Действие нормативных актов во времени обусловлено вступление его в силу и утратой силы. Нормативный акт может вступить в силу одним из следующих образов: 1. При указании даты вступления 2.При указании в акте соответствующих обстоятельств (с момента подписания, с момента опубликования) 3. При применении общих правил. Так в России по общему правилу федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, указы президента по истечении 7 дней после официального опубликования Нормативный акт прекращает свое действие вследствие: 1. его официальной отмены 2. истечения срока, на который он был издан акт, если акт носил временный характер 3.замены акта другим, регулирующим те же общественные отношения Интересной проблемой действий нормативных актов во времени является проблема обратной силы нормативных актов. Обратная сила закона - это распространение его действий на обстоятельства, возникшие до вступления закона в силу. В РФ по общему правилу обратная сила закона не допускается. Исключение составляют нормы, которым законодатель специально придает обратную силу, а также нормы, смягчающие или устраняющие наказание.
Действие нормативных актов в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри гос.границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней также относится территория российских представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли находящееся в полете за пределами страны. Действие нормативных актов в пространстве зависит от: - уровня гос. органа, принявшего данный акт - юридической силы акта Нормативные акты распространяют свое действие: - на территории всей страны (ФКЗ, ФЗ, иные акты высших органов власти и управления) - на территории субъекта Федерации (акты органов гос.власти и управления субъекта РФ, не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов) - на территории указанной в самом акте - на локальную территорию (предприятие, учреждение)
Действие нормативных актов по кругу лиц подчинено общему правилу - нормативный акт действует на всех лиц, находящихся на территории государства независимо от их гражданства. Из этого правила имеются исключения. -некоторые лица обладают дипломатическим иммунитетом и находясь за рубежом, не подпадают под юрисдикцию соответствующего государства пребывания (главы государств, послы) -лицо, совершившее преступление против государства, будет подлежать ответственности независимо от места своего нахождения. -согласно принципу гражданства, граждане РФ, обязаны соблюдать российские законы. (если гражданин РФ совершит преступление на территории другого государства, то будет нести ответственность по законам РФ, даже если данное деяние не является преступление в той стране) -иностранные граждане не подпадают под действие некоторых нормативных актов (о государственной службе, о выборах)
11. Понятие и структурные элементы системы права. Ответ: Система права — внутреннее строение права, обусловленное характером регулируемых общественных отношений, социально-экономическими, политическими, культурными факторами. Структурными элементами системы права являются: • норма права — установленное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое устанавливает взаимные права и обязанности участников общественных отношений и является их регулятором. Норма права является своего рода кирпичиком, исходным элементом системы права; • институт права — совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения внутри отрасли права. Иногда институт права регулируется нормами различных отраслей (так, институт залога является предметом регулирования только гражданского права, а институт собственности регулируется нормами конституционного, гражданского, семейного, административного и других отраслей права); • подотрасль права — совокупность правовых институтов, регулирующих взаимосвязанные родственные отношения одной и той же отрасли. Например, в гражданском праве выделяют подотрасли: • обязательственного права; • наследственного права; • авторского права; • отрасль права — логически объединенные и взаимосвязанные между собой правовые нормы, институты, подотрасли, которые регулируют определенные крупные группы общественных отношений.
12. Правосознание: понятие, структура, виды и уровни. Деформация правосознания: понятие и виды. Ответ: Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций и переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и к другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают и каким хотят видеть в идеале. Структура правосознания состоит из двух элементов: -идеологии - система правовых идей, взглядов, теорий. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях в проявлениях, что и отличается от других видов идеологии. -психологии-чувства, эмоции, переживания связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Психологические моменты пронизывают весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юр. практику. Субъекты права-люди, им свойственны все психологические состояния. Виды правосознания: По степени общности правосознание подразделяется на: -массовое, когда определенные правовые взгляды получают широкое распространение. -групповое, отражает правосознание определенных социальных слоев населения (студенчества, школы) -индивидуальное, представляет собой суждение о праве отдельной личности. У каждого конкретного человека представления о праве могут быть неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем, и групповое сознание, как правило не идеальное. По глубине отражения правосознание делится на: -научное (доктринальное), наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, т.к. о правовой систем квалифицированно судят ученные, приводя аргументы, статистику, обоснование. -профессиональное, близко к научному. Это суждение о праве юристов (судей, прокуроров, т.е. с высшим образованием), ценность их мнений в доказательности, компетентности, убедительности. -обыденное, первичный уровень правосознания, знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой информации. В тоже время вырабатываются правовые привычки, субъект соблюдает законы потому, что так воспитан. Деформация (от лат. deformatio – искажение) правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Виды деформаций правосознания:
1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. 2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям; 3. правовой инфантилизм - недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение; 4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ; 5. правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.
13. Правотворчество: понятие, виды, принципы и стадии. Ответ: Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Виды правотворчества: - непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (голосования) - правотворчество государственных органов (парламент, правительство) - правотворчество отдельных должностных лиц (президент, министр) - правотворчество органов местного самоуправления - локальное правотворчество (предприятия) - правотворчество общественных организаций (профсоюзы) В зависимости от значимости правотворчество разделяют на: - законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламента) -делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, а именно правительства осуществляемая по поручению парламента) -подзаконное правотворчество (Президент, Правительство, министерства, ведомства, губернаторы). В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя шесть основных стадий: 1.Законодательная инициатива – право компетентных субъектов возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании
законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию
Подзаконные акты: - указы Президента РФ (высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты); - постановления Правительства РФ (акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами); - приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры); - решения и постановления местных органов государственной власти; - решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; - нормативные акты муниципальных органов; - локальные нормативные акты (нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации, например, правила внутреннего трудового распорядка).
9. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды. Ответ: Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты. Используются четыре основные формы систематизации нормативно-правового акта: кодификация, инкорпорация, консолидация и учет. 1. Кодификация – деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, свободного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Формы кодификационных актов: а) Основы законодательства – это нормативно-правовой акт, устанавливающий сложнейшие положения определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных государствах. б) Кодекс – наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в
основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности. в) Устав, положение – кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами. 2. Инкорпорация - представляет собой объединение в сборники или собрание нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. 3. Консолидация – форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений в единый свободный нормативноправовой акт без изменения содержания. Особенность ее в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. 4. Учет – деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативно-правового акта, а также деятельность поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации, взятой на учет.
10. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Ответ: Действие нормативных актов во времени обусловлено вступление его в силу и утратой силы. Нормативный акт может вступить в силу одним из следующих образов: 1. При указании даты вступления 2.При указании в акте соответствующих обстоятельств (с момента подписания, с момента опубликования) 3. При применении общих правил. Так в России по общему правилу федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, указы президента по истечении 7 дней после официального опубликования Нормативный акт прекращает свое действие вследствие: 1. его официальной отмены 2. истечения срока, на который он был издан акт, если акт носил временный характер 3.замены акта другим, регулирующим те же общественные отношения Интересной проблемой действий нормативных актов во времени является проблема обратной силы нормативных актов. Обратная сила закона - это распространение его действий на обстоятельства, возникшие до вступления закона в силу. В РФ по общему правилу обратная сила закона не допускается. Исключение составляют нормы, которым законодатель специально придает обратную силу, а также нормы, смягчающие или устраняющие наказание.
Действие нормативных актов в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри гос.границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней также относится территория российских представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли находящееся в полете за пределами страны. Действие нормативных актов в пространстве зависит от: - уровня гос. органа, принявшего данный акт - юридической силы акта Нормативные акты распространяют свое действие: - на территории всей страны (ФКЗ, ФЗ, иные акты высших органов власти и управления) - на территории субъекта Федерации (акты органов гос.власти и управления субъекта РФ, не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов) - на территории указанной в самом акте - на локальную территорию (предприятие, учреждение)
Действие нормативных актов по кругу лиц подчинено общему правилу - нормативный акт действует на всех лиц, находящихся на территории государства независимо от их гражданства. Из этого правила имеются исключения. -некоторые лица обладают дипломатическим иммунитетом и находясь за рубежом, не подпадают под юрисдикцию соответствующего государства пребывания (главы государств, послы) -лицо, совершившее преступление против государства, будет подлежать ответственности независимо от места своего нахождения. -согласно принципу гражданства, граждане РФ, обязаны соблюдать российские законы. (если гражданин РФ совершит преступление на территории другого государства, то будет нести ответственность по законам РФ, даже если данное деяние не является преступление в той стране) -иностранные граждане не подпадают под действие некоторых нормативных актов (о государственной службе, о выборах)
11. Понятие и структурные элементы системы права. Ответ: Система права — внутреннее строение права, обусловленное характером регулируемых общественных отношений, социально-экономическими, политическими, культурными факторами. Структурными элементами системы права являются: • норма права — установленное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое устанавливает взаимные права и обязанности участников общественных отношений и является их регулятором. Норма права является своего рода кирпичиком, исходным элементом системы права; • институт права — совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения внутри отрасли права. Иногда институт права регулируется нормами различных отраслей (так, институт залога является предметом регулирования только гражданского права, а институт собственности регулируется нормами конституционного, гражданского, семейного, административного и других отраслей права); • подотрасль права — совокупность правовых институтов, регулирующих взаимосвязанные родственные отношения одной и той же отрасли. Например, в гражданском праве выделяют подотрасли: • обязательственного права; • наследственного права; • авторского права; • отрасль права — логически объединенные и взаимосвязанные между собой правовые нормы, институты, подотрасли, которые регулируют определенные крупные группы общественных отношений.
12. Правосознание: понятие, структура, виды и уровни. Деформация правосознания: понятие и виды. Ответ: Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций и переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и к другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают и каким хотят видеть в идеале. Структура правосознания состоит из двух элементов: -идеологии - система правовых идей, взглядов, теорий. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях в проявлениях, что и отличается от других видов идеологии. -психологии-чувства, эмоции, переживания связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Психологические моменты пронизывают весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юр. практику. Субъекты права-люди, им свойственны все психологические состояния. Виды правосознания: По степени общности правосознание подразделяется на: -массовое, когда определенные правовые взгляды получают широкое распространение. -групповое, отражает правосознание определенных социальных слоев населения (студенчества, школы) -индивидуальное, представляет собой суждение о праве отдельной личности. У каждого конкретного человека представления о праве могут быть неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем, и групповое сознание, как правило не идеальное. По глубине отражения правосознание делится на: -научное (доктринальное), наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, т.к. о правовой систем квалифицированно судят ученные, приводя аргументы, статистику, обоснование. -профессиональное, близко к научному. Это суждение о праве юристов (судей, прокуроров, т.е. с высшим образованием), ценность их мнений в доказательности, компетентности, убедительности. -обыденное, первичный уровень правосознания, знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой информации. В тоже время вырабатываются правовые привычки, субъект соблюдает законы потому, что так воспитан. Деформация (от лат. deformatio – искажение) правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Виды деформаций правосознания:
1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. 2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям; 3. правовой инфантилизм - недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение; 4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ; 5. правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.
13. Правотворчество: понятие, виды, принципы и стадии. Ответ: Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Виды правотворчества: - непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (голосования) - правотворчество государственных органов (парламент, правительство) - правотворчество отдельных должностных лиц (президент, министр) - правотворчество органов местного самоуправления - локальное правотворчество (предприятия) - правотворчество общественных организаций (профсоюзы) В зависимости от значимости правотворчество разделяют на: - законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламента) -делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, а именно правительства осуществляемая по поручению парламента) -подзаконное правотворчество (Президент, Правительство, министерства, ведомства, губернаторы). В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя шесть основных стадий: 1.Законодательная инициатива – право компетентных субъектов возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании