ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 694

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Психология безопасности


Группа 21П173в
Студент
С.А.Козулина


МОСКВА 2022


Задание 1. Составьте таблицу с краткой характеристикой всех психических процессов (ощущение, восприятие, эмоции, сознание, речь, память, воображение и др). На основе классификации всех психических процессов составить и обосновать перечень наиболее значимых для психологической безопасности познавательных и эмоционально-волевых процессов.


Название и определение

Ощущение – это отражение отдельных простых признаков (или качеств) предметов объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности.
Ощущение - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при соответствующем воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Восприятие – это отражение в психике человека предметов и явлений мира в целом (в комплексе свойств) при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности.

Представление - наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий ) путем его воспроизведения в памяти или в воображении.

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других объектов.

Внимание – это направленность и сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта.
Память - это психологический процесс запечатления и сохранения, воспроизведения того, что человек отражал, делал и переживал.

Мышление – это высший уровень психической, познавательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредствованное речью и прошлым опытом отражение действительности в её существенных связях и отношениях.
Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить — значит производить операции с использованием формальной логики.

Речь – это феномен субъективный, психологический, развернутый процесс, вид психической деятельности, тип поведения (словесного, или вербального) , использующий язык в качестве своего орудия, внешнего средства.
Речь – процесс использования человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь является средством мышления. Благодаря речи люди обмениваются своими мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях и мечтах.

Воображение – это познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла.


Задание 2. Подберите диагностический материал для изучения акцентуаций характера. Акцентуация характера — это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы. У некоторых людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Понятие акцентуации происходит от слова «акцент» - выделение, подчёркивание. Впервые понятие «акцентуация» было введено немецким психиатром, психологом, профессором неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карлом Леонгардом (K.Leonhard). Им также была разработана и описана известная классификация акцентуаций личности.

Тест акцентуации характера - Г. Шмишек, Леонгард
Патохарактерологический опросник для подростков - А.Е. Личко

Назначение:

Характерологический опросник Леонгарда-Шмишека.

Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализа­цией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.

Он состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». С помощью опросника определяются сле­дующие 10 типов акцентуации личности:
1. Демонстративный тип.
2. Педантичный тип.
3. «Застревающий» тип.
4. Возбудимый тип.
5. Гипертимический тип.
6. Дистимический тип.
7. Тревожно-боязливый.
8. Циклотимический тип.
9. Аффективно-экзальтирован­ный.
10. Эмотивный тип.

Патохарактерологический опросник для подростков А.Е. Личко.

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) — это личностный опросник, предназначенный для определения типов акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14 – 18 лет).

Результаты оценивают по двум оценочным шкалам: объективной и субъективной. С помощью объективной шкалы ПДО могут быть диагностированы типы акцентуаций характера и психопатий. Шкала субъективных оценок предназначена для выяснения того, каким видит свой характер сам обследуемый (или каким хочет его представить).

Задание 3. Дайте классификацию эмоционально-волевым процессам. Приведите примеры влияния эмоций на поведение людей.



Психологический анализ волевого процесса важен при решении вопроса о вменяемости и дееспособности, при квалификации особых состояний, имеющих значение для рассмотрения уголовных и гражданских дел, в том числе состояния физиологического аффекта, выявления способности человека оказывать сопротивление психологическому принуждению при вовлечении в противоправную деятельность, способности жертвы преступления оказывать сопротивление. Эмоциональные процессы — это психическая реакция на внутреннее или внешнее воздействие, выражающаяся в перестройке ритма деятельности как самой психики, так и всего организма. Эмоции содержат оценку явления, причем его частные черты не выделяются, эмоциональный отклик возникает на событие в целом. Эмоции выполняют регулирующую функцию — они перестраивают деятельность психики и организма для оперативного реагирования на изменившиеся условия. Активация нервной системы и прежде всего ее вегетативного отдела приводит к многочисленным изменениям в состоянии внутренних органов и организма в целом. Характер этих изменений показывает, что эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо (в благоприятных ситуациях) расслабление. Так, при опасности у человека возникает чувство страха, в кровь поступает гормон адреналин, при этом сужаются сосуды головного мозга и расширяются сосуды тела, обеспечивая мышцы большим количеством кислорода и питательных веществ. Состояние страха подготавливает организм к решительным действиям в экстремальных условиях.

Задание 4. Подготовьте эссе на тему «Межгрупповые конфликты»

Межгрупповые конфликты – это выделяемая в специальной литературе самостоятельная разновидность социальных конфликтов, особенностью которых выступает то, что они представляют собой столкновение интересов малых или больших социальных групп (трудовых коллективов, социальных общностей), например, по поводу борьбы за сферы влияния, обладание ограниченными ресурсами, и т.д.
При этом необходимо отметить, что под описание межгрупповых конфликтов в равной степени подпадают конфликты, как между формальными, так и неформальными социальными группами. Помимо этого, следует учитывать, что межгрупповые конфликты на начальной стадии могут зарождаться и между отдельными личностями, при условии, что они транслируют не индивидуальные, а коллективные интересы.

Говоря об особенностях межгрупповых конфликтов, следует отметить, что характер межгрупповой конфронтации обуславливается содержание его основных элементов, включая индивидуальное содержание предмета конфликта, т.е. внутригрупповые взгляды, мотивы и ценности. Так, например, межгрупповой конфликт может спровоцировать как завышенная, так и заниженная самооценка. В первом случае человек всегда уверен в собственной правоте, во втором – склонен злиться и накапливать обиды.

Также причиной конфликта может служить заблуждение. Обладая непроверенной информацией, человек уверен, что собеседник заблуждается, поэтому изо всех сил старается переубедить его.

В любом случае как говорил  К. Томас при избегании  конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. 
Задание 5. Дайте определения следующих понятий, при необходимости обращаясь к словарю: депривация, дистресс, ригидность, сопротивляемость, конформность, эмпатия, фрустрация, психологический ресурс личности

  1. Депривация. В психологии под определением «депривация» подразумевают психологическое состояние, при котором привычная жизнь человека меняется. Обычно это происходит из-за невозможности удовлетворить свои желания или же в связи с изменившимися обстоятельствами. По мнению ученых депривация происходит лишь тогда, когда потребности не удовлетворяются на протяжении длительного времени.

  2. Дистресс. Это происходит под действием адреналина и других сопутствующих гормонов. ... Дистресс (от англ. Distress) — горе, страдание, сильное недомогание, истощение. ... Изучением стресса занимались многие ученые и специалисты в области психологии. Специалисты выделяют несколько стадий стресса. 

  3. Ригидность. Психологическая ригидность — это черта личности, которая характеризуется сильным сопротивлением или неспособностью к изменению поведения, мнения или отношения.

  4.  Сопротивляемость. Это отклик человека на неблагоприятные, разрушительные социальные воздействия, и способность человека сохранять, защищать целостность своей личности и способность преодолевать трудности как внутреннего, так и внешнего характера.

  5. Конформность — склонность индивида менять свое поведение под влиянием окружающих. В психологии подобный термин подразумевает отсутствие у человека собственного мнения. Конформист готов выполнять требования любого, кто имеет над ним власть, а также требования, продиктованные обществом.

  6. Эмпатия - это способность человека реагировать на эмоциональные проявления других людей, разделять их чувства, осознавать глубину горя или радости, не теряя связи с реальностью. Умение сознательно проецировать на себя чувства другого человека.

  7. Под термином «фрустрация» в психологии подразумевается тяжёлое эмоциональное состояние, которое возникает из-за того, что человек не может достигнуть поставленной цели.

  8. Психологические ресурсы — это система взаимосвязанных компонентов индивидуально-средового характера, использование которых может эффективно влиять на преодоление кризисных ситуаций. Любая черта характера личности есть отражение индивидуального и социального пространства, которое наполняет человека и создает среду его существования.



Задание 6. Подберите и опишите комплекс мероприятий по работе с зависимостью.

Зависимость (аддикция, англ. addiction – склонность, привычка) – навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера. Зависимость бывает физиологической (вызванная приемом химических веществ – наркотиков, алкоголя), и поведенческой (от азартных игр, шопинга, рискованного поведения и т.д.). Для всех видов зависимости характерны рост толерантности к активному веществу, из-за которой зависимый человек вынужден постоянно увеличивать дозу.

Итак, классифицируем типы обращения по проблеме зависимости:

1) Наркотическая зависимость;

2) Алкогольная зависимость;

3) Никотиновая зависимость;

4) Пищевая зависимость;

5) Созависимость.

Самыми «коварными» и сложными в работе являются последние два вида – пищевая зависимость и созависимое поведение.

Пищевая зависимость – социально приемлемый вид зависимости, не приносящий вреда никому из окружающих. Поэтому сам зависимый часто и «не подозревает» о наличии своего отклонения.

Созависимое поведение представляет особую сложность в работе. Так как невероятно тяжёл первый шаг проработки – осознание. Созависимому крайне трудно признать наличие у себя этой болезни. Несмотря на симптомы, трудности и даже страдания.

В каждой зависимости «красной нитью» будет проскальзывать отрицание. В созависимом поведении оно проявляется особенно ярко. Трудно отрицать наркоманию, употребляя наркотики. Трудно отрицать пищевую зависимость, имея 30 кг и более лишнего веса. Созависимость же является некой ширмой, главная задача которой – создавать и поддерживать иллюзию благополучия.

Наиболее эффективно зарекомендовала себя программа «12 шагов» . И её довольно легко адаптировать к любому виду зависимого поведения, в том числе и к созависимости. Программа «12 шагов» изначально была создана людьми, страдающими алкогольной зависимостью и их последователями в США. Затем программа была апробирована для реабилитации наркотической зависимости.

К середине 1950‑х годов программа «12 шагов» стала популярной во всём мире и применима ко всем видам зависимости. Потому что ракурс жизни созависимого направлен на отношения с зависимым, и он также нуждается в помощи. Такой человек всецело подчинен спасению зависимого родственника и семья держится только на этом.