ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 698

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существует предположение, что благоприятный социально- психологический климат в студенческой группе положительно влияет на эмоциональное отношение студентов к обучению.

Психологами, социологами и философами предпринимались усилия по изучению социально-психологического климата. Методологические и концептуальные подходы, оригинальные методы диагностики социально-психологического климата, конкретные пути регуляции социально-психологического климата предложены в работах и трудах Б.Д. Парыгина, Е. Е. Сапогова А.В. Петровского, К.К. Платонова, А.Г. Ковалева, В.К. Панферова, Е.В. Шороховой, О.И. Зотовой, С. Макаренко, Я. Л. Коломинский, Л. И. Уманский. А в западной социальной психологии следует отметить немецкого психолога В. Мёде, американского психолога Ф.Олпорта, З. Фрейда, Р. Плутчика.
Задание 11. Подберите и опишите диагностический материал для выявления суицидальных намерений. Опишите методы работы с людьми склонных к суицидальным намерениям.

Для организации индивидуально ориентированной психологической помощи важно осуществить меры по раннему выявлению детей и подростков, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий.

Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит от некоторых личностных особенностей и социальной ситуации развития.

Первичными психодиагностическими задачами по выявлению подростков находящихся в группе риска является изучение особенностей поведения, социально-психологического статуса в группе сверстников, самооценки и отношения подростка к собственному будущему.             

 Важным показателем возможного изменения состояния учащегося может служить показатель его социометрического статуса в группе. Рекомендуется проводить измерение социометрического статуса несколько раз в течение учебного года. Разумеется, необходимо, во-первых, сравнивать данный показатель с аналогичными за предыдущие периоды времени, во-вторых, учитывать референтные ориентации подростка. В таком случае можно обнаружить резкие изменения в положении подростка: переход в другой статус, изменение взаимосвязей и отношений. В учреждении образования удобно использовать процедуру с ограничением числа выборов и использовать несколько вопросов, отражающих отношение к взаимодействию в различных видах деятельности.


 

Социометрическая карточка

№ п/п

Вопрос

1 выбор

(ФИО)

2 выбор

(ФИО)

3 выбор

(ФИО)

1.

Кого из одноклассников ты пригласишь на свой день рождения?

 

 

 

2.

Кому из одноклассников ты расскажешь о случившейся с тобой неприятности?

 

 

 

 

По итогам обработки педагог-психолог строит социоматрицу, дающую достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе и положение в ней каждого учащегося.

При анализе результатов необходимо обратить внимание:

1) на учащихся с отсутствием выборов (изолированных) и пренебрегаемых;

2) на резкие изменения в статусной позиции по сравнению с предыдущими социометрическими исследованиями.

 Задание 12. Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений.

1. Вы считаете, что мимика и жесты это - … а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего самосознания; г) отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов: а) более выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

3. Какая мимика и какие жесты во всём мире значат одно и то же: а) качание головой из стороны в сторону; б) кивок головы вверх-вниз; в) когда морщат нос; г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят лоб; е) когда подмигивают; ж) когда улыбаются; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.

4. Какая часть тела «выразительнее» всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы; г) плечи; д) кисти рук; е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.



5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: а) лоб; б) глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают внимание в первую очередь на: а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д) манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.

7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод о его: а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности; г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у него: а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза; д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.

9. Большинство используемых жестов и поз: а) передаются из поколения в поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у других и заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны
Задание 13. Запишите признаки трёх вариантов посттравматического стрессового расстройства (острого, хронического, с отсроченным началом). Дайте подробную характеристику стратегиям преодоления стресса при экстремальной ситуации (понятие совладания, копинг – стратегии, концепция преодоления, избегание).

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — психическое расстройство, которое может развиваться после того, как человек подвергается травматическому опыту (например, сексуальное насилие, война, автокатастрофы или другие угрозы в жизни человека).

Посттравматическое стрессовое расстройство классифицируется как тревожное расстройство, характеризующееся аверсивными переживаниями тревоги, поведением и физиологическими реакциями, которые возникают после контакта с психологически травматическим событием (иногда через несколько месяцев после). Его функции сохраняются более 30 дней, что отличает его от более короткого острого стрессового расстройства и разрушает все аспекты жизни.

Оно имеет три подформы:

  1. острая;

  2. хроническая;

  3. отсроченная.

Диагностические критерии для ПТСР в соответствии с Диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам можно обобщить как:


A. Воздействие травматического события;

B. Постоянное переосмысление;

C. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой;

D. Стойкие симптомы повышенного возбуждения;

E. Продолжительность симптомов более 1 месяца;

F. Значительное ухудшение в социальных, профессиональных или других важных областях функционирования.

Примечательно, что критерий A («стресс») состоит из двух частей, оба из которых должны применяться для диагностики ПТСР. Первый (A1) требует, чтобы «лицо испытало, засвидетельствовало или столкнулось с событием или событиями, которые связаны с фактической или угрозой смерти или серьезной травмы, или угрозой физической неприкосновенности себя или других». Второй (A2) требует, чтобы «ответ человека сопровождался сильным страхом, беспомощностью или ужасом».

Стрессовое состояние – это напряженное психическое или физическое состояние организма.



С точки зрения психологии, стресс в «малых дозах» нужен организму, так как он способствует поддержанию оптимального режима его работы. В чрезмерных количествах стресс оказывает негативное воздействие на эффективность деятельности человека, а также может вызвать различные психосоматические заболевания.
Впервые вопросами стресса начал заниматься канадский эндокринолог и патолог Ганс Селье, который всесторонне изучил его влияние на организм человека. Согласно учению Г. Селье, стресс представляет для организма своеобразный стимул, который способствует формированию устойчивости к различным негативным влияниям и последствиям.
В своих исследованиях, Г. Селье выделял следующие виды стресса:

  • Эостресс – это стресс, который оказывает положительное (стимулирующее) воздействие на организм человека.

  • Дистресс – Это стресс, который оказывает на организм человека отрицательное воздействие.

Структура стресса представлена тремя фазами:

  • тревога (тревожность);

  • сопротивляемость;

  • истощение.

В случае, если человек обладает устойчивой психикой, то он способен преодолевать фазу тревожности (тревоги) и соответственно избегать развития стресса. В настоящее время принято выделять два основные вида стресса: информационный и эмоциональный.

  • Эмоциональный стресс – это стресс, являющийся составной частью жизни человека, он сопровождает его ежедневно, в разных «порциях» влияя на человека.

  • Информационный стресс – это стресс, который связан с огромным количеством информации, обрушивающейся на человека ежедневно.


Вне зависимости от типа и вида стресса, важным является то, какое влияние он оказывает на организм человека. Именно поэтому особую актуальность в современной психологии приобретают вопросы совладания со стрессом.
Теория копинга появилась во второй половине ХХ века, как вопрос о взаимодействии человека с проблемами и стрессовыми ситуациями.
Копинг – это процесс совладания со стрессом, стрессовой или проблемной ситуацией (А. Маслоу).
Под копинг-стратегий в совладании со стрессом принято понимать динамичные когнитивные и поведенческие попытки человека справиться с особенными внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как превышающие возможности индивида в преодолении проблемы. То есть, копинг-стратегия представляет собой психологическую готовность человека справляться с разнообразными жизненными проблемами. Сюда же входит и особенное поведение, направленное на