Файл: 1. Курс иогп предмет, метод, периодизация.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разработка нового судебного права осуществлялась на специальных съездах работников юстиции, на которых происходило обобщение судебной практики, обсуждались и разрабатывались проекты новых правовых актов, отбирались кадры работников судебной си темы. Съезды, проходившие в 1918—1920 гг., внесли серьезный вклад в работу по кодификации нового права.
50. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры

31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Положение вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г.

Данным нормативным актом создавалась единая судебная система:

- народный суд в составе постоянного народного судьи;

- народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

- губернский суд;

- Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Параллельно с единой системой народных судов РСФСР действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при СТО и губернских экономических совещаниях.

Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.

Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной — для губернских судов, первой инстанцией — по делам об особо опасных преступлениях.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.

2.Положение о судоустройстве 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в нескольких городах страны.

3.Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов.


В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь прокурором Республики. Губернские прокуроры и их помощники назначались Прокурором Республики.

На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор); наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Прокурор Республики наделялся правом входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре. Создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполкомом. Члены коллегии не могли одновременно работать в государственных организациях. В задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.
51. Военная реформа 1924-1925 гг.

Одной из главных задач военной реформы являлась перестройка системы подготовки военных кадров. В этом отношении стояли две задачи:

- во-первых, повысить общий уровень знаний комсостава, усилить его военную и политическую подготовку;

- во-вторых, наладить систему подготовки нового командного состава с целью нормального пополнения армии высококвалифицированными командными кадрами.

Реорганизация Вооруженных Сил, происходившая в 20-е годы, затронула все сферы жизни армии. В мае 1924 г. 18 съезд РКП(б) утвердил предложенные комиссией мероприятия в военной области. проведена в Краской Армии под руководством М. В. Фрунзе.

Основное содержание:

1) армия сокращена до 560 тыс. человек,

2) введено смешанное кадровое и территориально-милиционное устройство армии,

3) централизованы органы управления,

4) укреплено единоначалие,

5) принят (1925) закон об обязательной военной службе. Закон подразделил вооруженные силы на четыре вида: сухопутные, воздушные, морские войска специального назначения. Всеобщая обязательная военная служба устанавливалась для лиц, мужского пола с 19 до 40 лет включительно, из рабочих, крестьян и иных трудящихся».



В июне 1924 г. Оргбюро ЦК РКП(б) приняло постановление о введении единоначалия и установило 2 его формы:

а) оперативно-строевые и административно-хозяйственные функции были в ведении командира, а проведение партийно-политической работы оставалось за комиссаром;

б) функции командира и комиссара совмещались в одном лице. Командир в таком случае назывался "Командир-военный комиссар". В этих условиях должность комиссара упразднялась и утверждалась должность помощника командира по политической части.

В целом сосредоточение власти в руках командиров повысило боеспособность Красной Армии и упорядочило управление войсками.

В процессе военной реформы были созданы новые воинские уставы и наставления, отразившие основные изменения, происшедшие в Вооруженных Силах. Обусловлено было это тем, что в начале 20-х годов боевая подготовка войск проводилась без единого плана, неорганизованно.

Введение единых планов боевой подготовки, разработка и внедрение новых инструкций, руководств и уставов способствовали усовершенствованию уровня обороноспособности страны.
52. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Ее основные положения и структурные особенности

Конституция (К) - Основной закон СССР, была принята 31 января 1924 г. на II съезде Советов СССР. К состояла из двух разделов. 1. Декларации об образовании СССР, где отражались основные принципы объединения республик в Союз ССР (добровольность, равноправие, право выхода). 2. Договора об образовании СССР, который состоял из 11 глав:

1) О предметах ведения верховных органов власти СССР;

2) О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве;

3) О съезде Советов СССР;

4) О Центральном Исполнительном Комитете СССР;

5) О Президиуме ЦИК СССР;

6) О Совете Народных Комиссаров СССР;

7) О Верховном Суде СССР;

8) О народных комиссариатах СССР;

9) Об Объединенном государственном политическом управлении;

10) О союзных республиках;

11) О гербе, флаге и столице СССР.

В компетенцию СССР входили: международные отношения и внешняя политика, основополагающие вопросы развития народного хозяйства СССР, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, связью, вооруженными силами, финансовой и налоговой системой, землей, недрами, определение основ судоустройства и судопроизводства, гражданское, уголовное, общие начала трудового законодательства.


Союзные республики осуществляли свою власть самостоятельно, ограничиваясь лишь пределами, установленными для них в К. В обязанности СССР входила охрана суверенных прав республик. СССР решал вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ СССР или границ республик, споры между республиками. Граждане союзных республик получали гражданство СССР.

Высшим органом власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся из городских и губернских съездов Советов. В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный комитет СССР - ЦИК СССР, который состоял из: союзного Совета (избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик); Совета Национальностей (состоял из представителей союзных и автономных республик и автономных областей).

ЦИК СССР работал в сессионном порядке, в промежутках между сессиями с функциями высшего законодательного и исполнительного органа работал Президиум ЦИК СССР. Совет народных комиссаров СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР. Он состоял из председателя СНК, его заместителей и 10 наркомов.

Верховный Суд СССР наделялся функциями судебного контроля и конституционного надзора. Правом вносить изменения в К обладал Всесоюзный съезд Советов.
53. Развитие гражданского права в 1921-1929 гг. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

Отличительными чертами ГК РСФСР 1922 г. были: с одной стороны наличие многоукладной экономики, товарно-денежных отношений, проведение нэпа, с другой - приоритет социалистического уклада в народном хозяйстве.

ГК состоял из 4 разделов: Общая часть содержала основные положения и общие принципы гражданского права; Вещное право регулировал институт права собственности, права застройки и залога имущества; Обязательственное право регулировал комплекс договорных обязательств (имущественный наем, купля-продажа, мена, заем, подряд, поручительство, поручение, страхование), комплекс обязательств, возникающих вследствие вреда и неосновательного обогащения, порядок создания товариществ; Наследственное право (ГК вводил наследование по закону и по завещанию).

ГК гарантировал всем гражданам РСФСР охрану гражданских прав независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения, но в то же время ограничивал свободу предпринимательской деятельности и частной инициативы, если осуществление гражданских прав противоречит их социально-хозяйственному назначению, наносит явный ущерб государству. Формы собственности по ГК: государственная (земля, недра, леса, горы, железные дороги, - исключительная собственность государства); кооперативная; частная (ГК ограничивал объем и размеры права частной собственности: физическое лицо не могло иметь в собственности более одного жилого строения, продавать жилое строение можно было не чаще одного раза в три года, запрещалось взимание процентов на проценты, количество наемных рабочих частного предприятия не могло быть более 20).


ГК устанавливал порядок, условия и формы заключения договоров, регламентировал размеры договорных сумм, сроки договоров, последствия нарушения договорных обязательств. Субъектами по ГК могли быть правоспособные граждане и юридические лица.

Государственные предприятия пользовались значительными преимуществами: их имущественная ответственность ограничивается оборотным капиталом. Отдельную группу составляли государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет, - тресты. Тресты объединяли промышленные и сельхозпредприятия, наделялись обособленным имуществом, самостоятельно осуществляли коммерческую деятельность с целью извлечения прибыли, государство не отвечало по их долгам. В целях регуляции оптовой торговли, заготовительных и сбытовых процессов создавались торговые объединения - синдикаты.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. с изменениями и дополнениями действовал до 1964 г.
54. Развитие трудового права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о труде

Изменения в трудовом законодательстве были продиктованы новыми условиями общественно-экономической жизни и изменениями, обусловленными проведением нэпа. КЗоТ РСФСР был принят ВЦИК 30 октября 1922 г., в него вошли наиболее прогрессивные нормы КЗоТ РСФСР 1918 г., дополненные и приспособленные к современным условиям.

Всеобщая трудовая повинность стала возможна лишь в исключительных случаях по соответствующим постановлениям СНК. Трудовые отношения стали строиться на основе свободного найма рабочей силы с заключением добровольного трудового договора. КЗоТ устанавливал две формы привлечения к труду.

коллективный договор, который заключался между профсоюзом и администрацией предприятия, в нем оговаривались условия труда работников, уровень заработной платы, правила внутреннего трудового распорядка;

трудовой договор, который заключался между работником и администрацией. Трудовой договор мог быть расторгнут по инициативе работника или нанимателя.

КЗоТ устанавливал исчерпывающий перечень оснований увольнения работника по инициативе работодателя (ликвидация предприятия, приостановление работ более чем на один месяц, дисциплинарные нарушения работника). Предприятие обязано было по государственным нормам бесплатно обеспечивать работника инструментами, одеждой и обувью, необходимыми для работы. Защищать интересы рабочих призваны были профсоюзы, которые наделялись КЗоТ правом контролировать выполнение предприятиями норм по охране труда, санитарных норм, порядок выплаты зарплаты.