Файл: Лекция 6. Методы, средства и формы обучения План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Семья одаренного ребенка

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме.

3. Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Часто многие одаренные дети пользуются большой популярностью в коллективе сверстников. В особенности это относится к детям с повышенными физическими возможностями и, естественно, к детям-лидерам. Гораздо сложнее ситуация с особой одаренностью. Во многих случаях эта одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку.

Учителя также неоднозначно воспринимают свое отношение к одаренным детям. Единственная группа детей, всегда ощущающая их явное расположение, - это дети с повышенными учебными способностями. Во всех других случаях все зависит от личности самого учителя.

4. Личность одаренного ребенка

Хотя все одаренные дети являются разными - по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям - тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей и подростков. Вот некоторые из них:

· Особая система ценностей, личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности.

· перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности.

· самооценка, характеризующая представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростков весьма высокая.

· повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность.

· независимость (автономность):трудность, а иногда и невозможность действовать, думать и поступать так, как большинство.

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

Литература:

  1. Досбенбетова А.Ш., Кожамкулова А.С. Теория и технология воспита-тельной работы (Учебное пособие)- Шымкент: Әлем, 2014г.-148

  2. Основы воспитательной деятельности современного классного руководителя [Текст]: учебное пособие / сост.: М.И.Шилова, Н.В.Бекузарова, Л.П. Михалева.-Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2010. - 120 с

  3. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. ВУЗ/Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина и др.: Под ред. А.Сластенииа 3-е изд.,стер. - М.; Изд. центр «Академия», 2005.


Лекция №10. Педагогическое общение. Роль общения в воспитатель-ном процессе

План:

  1. Педагогическое общение.

  2. Общение является средством воспитания личности.

  3. Система диагностики педагогического процесса семьи учащихся в работе классного руководителя.

  4. Организационно-педагогическая работа классного руководителя с семьей и родителями учащегося.

  5. Взаимосвязь учителей с родителями.


Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности

Роль общения в воспитательном процессе

Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении.

Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность.



Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего, это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).

Структура общения и функции общения

Структура общения:

Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения.

Интерактивный компонент — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.

Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.

Функции общения: информационная, самопрезентативная, социально-перцептивная, интерактивная, аффективная.

Условия эффективности педагогического общения

Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалёв.

Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществ-ляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.

Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.

Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.

Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения

Глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).

Социальная установка на человека (аттракция).

Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.

Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.

Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии.

Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения).

Коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.


Речевое развитие.

Педагогическая интуиция.

Барьеры восприятия в общении

Эффект первого впечатления — обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое может оказаться ошибочным.

Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.

Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.

Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным.

Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.

Стиль педагогического общения

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, А. П. Ершова, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.).

Виды стилей педагогического общения

Перспективные: общение на основе совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения.

Неперспективные: общение-устрашение, общение-заигрывание.

В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция — форма выражения отношения.

С помощью «языка действий» театральной режиссуры (П. М. Ершов, К. С. Станиславский) в педагогической деятельности можно выделить (для профессионально-осознанного освоения и/или тренировки-шлифовки) подтексты поведения (на основе «классификации словесных воздействий») и параметры поведения: наступательность — оборонительность; деловитость — позиционность; дружественность — враждебность; сила (уверенность) — слабость (безвольность). Уверенное владение учителем своими поведенческими «подтекстами» и «параметрами» позволяет ему своевременно, позитивно и гуманистически решать разнообразные дисциплинарные проблемы, неизбежно возникающие по ходу урока.

  1. Система диагностики педагогического процесса семьи школьника в работе классного руководителя....

  2. Методика организации воспитательной работы по взаимодействию школы и класса с семьей школьника.

  3. Родительское собрание -основная форма работы классного руководителя с родителями.

  4. Взаимодействие педагогов с родительским комитетом


Система диагностики педагогического процесса семьи школьника в работе классного руководителя

Большую роль в работе классного руководителя играет диагностика. Она может и должна быть использована  не только в работе с учащимися, но и в первую очередь её необходимо использовать в работе с коллективом родите-лей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей в результате диагностики, мажет оказать и семье, и ребёнку неоцени-мую услугу.  Физическое и психическое развитие ребёнка до школы, его положение в начальной школе, умение взаимодействовать с другими детьми, отношение родителей к успехам и неудачам своего  ребёнка, семейная атмосфера-эти и другие вопросы педагог непременно должен задать коллективу родителей, сотрудничество с которыми предполагается на долгие годы.

Проведение диагностики среди учащихся и родителей накладывает на классного руководителя определённые обязанности. Прежде всего - это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с получением информации.

 Во-вторых, не всегда полученные в ходе диагностики материалы носят объективный характер.                

Любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом, чтобы его содержимое не могло прямо или косвенно задеть достоинство человека.

Диагностику используют при подготовке к родительским собраниям, в ходе встреч с родителями и как аналитический материал после родительского собрания

Предварительная диагностика  необходима классному руководителю при подготовке:

  • родительских собраний;

  • тематических и индивидуальных консультаций;

  • внеклассных мероприятий;

  • организации поездок и экскурсий;

  • при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;

  • при анализе работы с классом.

Подобная предварительная диагностика  поможет  классному руководителю с первых дней своей работы  увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой  в работе с классом, а также  определить семьи, которым трудно  будет пережить  период своей  собственной адаптации и адаптации своего  ребенка в школе.

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимодействиях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся.