Файл: Лекция 6. Методы, средства и формы обучения План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более развернуто с технологиями, используемыми в работе с одаренными детьми вы сможете в ходе выполнения самостоятельной работы.

Формы работы с одаренными детьми


В сфере образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:

  1. Индивидуальное обучение (работа по индивидуальному плану) или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области.

  2. Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества.

  3. Очно-заочные школы.

  4. Каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории.

  5. Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.

  6. Детские научно-практические конференции и семинары.

  7. Сотрудничество со школами, учреждениями дополнительного образования, ВУЗами.

Проблемы взаимодействия с одаренными детьми


Любой из педагогов согласится с тем, что одаренные дети на протяжении всего своего детства сильно отличаются от своих сверстников. Многие из их характерных черт могут легко привести к возникновению сложностей взаимодействия. Как правило, те самые качества, которые позволяют говорить об одаренности ребенка, сами по себе и являются источником внутренних и межличностных проблем. Например, Ф. Хейлиген отмечает, что:

  1. Одаренные дети обладают большим запасом знаний, поскольку у них хорошо развита долговременная память. И это может привести к тому, что таким детям скучно на уроках.

  2. Одаренные дети, обладая высоким темпом мыслительной деятельности, довольно быстро разочаровываются в тех, кто мыслит медленнее.

  3. Одаренный ребенок стремится настолько глубоко проникнуть в проблему, что не терпит никаких ограничений по срокам ее изучения. Поэтому такой ребенок на уроке либо старается за всех одноклассников, либо вообще не приступает к работе, поскольку ему недостаточно объема времени для удовлетворения своего интереса.

  4. Одаренный ребенок очень проницателен, поэтому сильно тяготится низким уровнем школьных работ, за что может получить прозвище «ботаник».

  5. Высокая концентрация внимания на интересной деятельности может вызвать слишком бурную реакцию одаренного ребенка, когда возникают преграды или его кто-то пытается отвлечь.

  6. Поскольку одаренный ребенок очень любопытен, он может браться за множество дел одновременно и в итоге не доводить их до конца.

  7. Настойчивость и целеустремленность одаренного ребенка со стороны выглядит как упрямство.

  8. Яркая креативность одаренного ребенка может привести к формированию девиантного поведения, нигилизма и нонконформизма.

  9. Поскольку одаренные дети часто принимают необычные решения, то могут ощущать себя оторванными от других людей, как бы «ни от мира сего».

  10. Завышенная самооценка одаренных детей часто приводит к развитию чувства превосходства над другими. Они могут быть достаточно высокомерными.

  11. Нестабильная самооценка, часто заниженная, делает одаренного ребенка робким и застенчивым.

  12. Слишком ранее развитие абстрактного мышления и моральная сензитивность приводят к тому, что одаренные дети задумываются над глубокими философскими и этическими проблемами. Они могут рассуждать о смысле жизни, о вопросах веры и смерти и т.д.

  13. Одаренные дети достаточно легко ощущают себя в ситуации неопределенности, поэтому им сложно принимать окончательные решения.


Если подробнее останавливаться на типичных сложностях, которые могут встретиться на пути одаренного ребенка и его окружения, то можно выделить следующие:

Сложности развития способностей в процессе обучения

Одаренные дети нуждаются в таком образовательном процессе, который бы в полной мере нагружал их интеллектуально, соответственно способностям.

Для этого можно применять модель ускоренного и интенсивного обучения.

В первом случае ускоряются темпы обучения, во втором – увеличивается объем учебного материала, который доступен ребенку. Одаренных детей также можно обучать в специализированных классах либо вообще индивидуально. К сожалению, названные модели обучения также имеют свои минусы. Например, при ускоренном обучении может наблюдаться дисгармоничный тип развития личности одаренного ребенка.

При этом наблюдается дисбаланс между интеллектуальными и коммуникативными способностями. Слишком интенсивное обучение приводит к преждевременной специализации одаренного ребенка, что сужает для него спектр будущих возможных видов деятельности. Для того чтобы организовать индивидуальное обучение, недостаточно просто подобрать для одаренного ребенка репетитора. Взрослый и ребенок должны проникнуться друг к другу искренней симпатией, чтобы продуктивно взаимодействовать.

Кроме того, проблема развития способностей одаренного ребенка осложняется тем, что, во-первых, педагог сталкивается с большим количеством учеников, обладающих скрытыми способностями, во-вторых тем, что до сих пор так и не существует точных данных о структуре многих видов одаренности.

На сегодняшний день специалистами определена подробная структура одаренности лишь для узкого круга способностей (математической одаренности, например). Поэтому в случае, когда ребенок обладает потенциальными способностями в той области деятельности, где еще специалистами не определена структура одаренности, оптимальной является индивидуальная работа с ребенком с акцентом на самостоятельной работе школьника с учебным материалом. Педагог в данной ситуации должен:

  • организовать для ребенка индивидуальную работу с большими объемами учебных заданий;

  • предоставить ребенку свободу деятельности;

  • требовать от ребенка выполнения общих для всех детей заданий в нескольких альтернативных вариантах.


При этом специалисты рекомендуют соблюдать такой алгоритм действий:

  1. Составить календарный план работы с учетом тем для самообразования и интересов ребенка.

  2. Определить темы консультаций в случае возникновения у ребенка сложностей.

  3. Определить в какой форме будет проходить отчет по каждой теме и время, которое будет отведено на выполнение таких отчетов.

  4. Ознакомить самого ребенка с планом индивидуальной работы.

  5. Проводить анализ самостоятельной работы ученика по каждой из тем.

Если же программа обучения окажется скучной для одаренного ребенка, то он может демонстрировать разнообразные нарушения поведения, поскольку ему не интересно учиться. Важно не забывать, что для каждого из детей есть определенный набор знаний, которые он способен усвоить. И если педагог превысит этот объем, то творческие начала будут только затормаживаться. Поэтому при обучении одаренных детей стоит сфокусировать внимание не на объеме новой информации, а на научении его способам получения информации и ее последующей обработки.

Сложности воспитания трудолюбия

Проблема воспитания трудолюбия достаточно тесно связана с проблемами обучения. Одаренные дети, обладающие выдающимися способностями, легко справляющиеся с большинством заданий, часто оказываются не способными преодолевать трудности. И далеко не каждый из них готов принять тот факт, что мало просто слушать учителя, надо еще постараться, ведь они привыкли добиваться целей легко. Поэтому педагоги и родители должны хвалить ребенка не за результаты, а за те усилия, которые он приложил, чтобы их добиться. Только через поощрение самого процесса работы можно приучить одаренных детей к упорному труду. Если ребенок не готов прилагать усилия, то в определенный момент его способности могут исчезнуть.

Сложности преодоления проблем в обучении

На первый взгляд может показаться, что проблем в обучении у одаренных детей просто не существует, но это только на первый взгляд. На самом деле видов одаренности очень много, многие из них вовсе не проявляются как успешность во всех предметных областях. Одаренный ребенок может обладать высоким интеллектом и развитым абстрактным мышлением, и при этом иметь трудности с чтением и письмом. В современной школе большое внимание отводится успешному освоению детьми навыков письменной речи.


И большинство педагогов почему-то уверены, что ребенок, имеющий проблемы с чтением и письмом, не может иметь выдающиеся способности в других областях знаний. Он может даже попасть в разряд «глупых» учеников, в результате чего проявит агрессивное поведение и будет нарушать дисциплину. Выявить одаренность у такого ребенка невероятно сложно. Для этого не существует разработанных и стандартизированных методик. Учитель может опираться только лишь на один критерий: чем труднее задание, которое предложено ребенку, тем легче он может с ним справиться. Так происходит потому, что все одаренные дети пользуются обобщенными и нестандартными стратегиями. С легким же заданием, особенно если оно предложено в письменном виде, одаренный ребенок может справиться хуже, чем его одноклассники.

Сложности формирования адекватной оценки. Психологи давно знают, что самооценка ребенка формируется на основе оценочных суждений других людей. Поэтому взрослые, имеющие дело с одаренным ребенком, должны стараться избегать чрезмерных восторгов по поводу его деятельности, что бы у него не развился кризис самосознания («звездная болезнь»).

Однако специалисты отмечают, что очень часто одаренным детям присуща неоправданно низкая самооценка. Они могут быть не уверены в себе. Причиной этого является внутренняя потребность достигнуть совершенства, так называемый перфекционизм. Одаренные дети имеют завышенные требования к собственной деятельности. Когда реальные успехи им не соответствуют, то такие дети могут испытывать мучительные эмоции.

Для того чтобы решить проблемы с самооценкой одаренного ребенка стоит прибегнуть к психологической помощи. Специалист может определить уровень самооценки ребенка и определить истинные причины ее возникновения.

Педагог со своей стороны должен стараться у всех детей, в том числе и у одаренных, сформировать оптимистический взгляд на жизнь. Человек, обладающий оптимистичным взглядом на жизнь, может продемонстрировать более высокие результаты, чем от них ожидалось. К сожалению, современная образовательная система по-прежнему направлена в первую очередь на фиксацию негативных проявлений в деятельности ребенка. Педагоги и родители очень часто объясняют ребенку причины его проступков, стараясь избежать повторения подобного поведения в будущем. А вот причины успехов остаются без должного внимания со стороны взрослых.