Файл: Лекция 6. Методы, средства и формы обучения План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хотелось бы отметить, что проблема развития креативности должна быть решена и для сохранения человечества как вида. Ведь способность к творчеству – это та самая характеристика, которая делает человека человеком. Не существует творческих профессий. Творческим может быть только человек. В настоящее время творческое отношение к делу, нестандартность мышления – одни из самых востребованных качеств личности.
Личностные особенности педагога. На первый взгляд, кажется, что данное условие не относится к взаимодействию с одаренными детьми. Однако одаренность – это не просто комплекс способностей, но личность в целом. А личностью можно стать, только взаимодействуя с другой личностью. Поэтому развитие личности педагога является одним из важнейших условий развития личности ученика. Педагог в буквальном смысле является производителем личности ребенка, настолько сильна сила его воздействия на ребенка. Так, от стиля общения учителя с учеником зависит появление у последнего отдельных личностных качеств.

К. Левин и Я.Л. Коломинский установили такую взаимосвязь:


  • Авторитарный стиль общения порождает в ребенке неадекватную самооценку, прививает культ силы, искажает систему ценностей.

  • Демократический стиль общения стимулирует у школьников развитие инициативы, ответственности, творческих способностей.

  • Попустительский стиль общения формирует недоверчивость, неумение следовать нормам и правилам.

Исследователи убедительно доказали, что одним из источников формирования самооценки детей школьного возраста является оценка учителя. Выставляемые ученикам отметки выступают своеобразным знаком, ориентируясь на который, они выстраивают межличностные отношения. Именно поэтому по отношению к отстающим в классе проявляется недоброжелательность, а с отличником все хотят дружить. Так из внешних оценок других людей вырастает собственная самооценка ребенка.

При помощи поощрений и наказаний, учитель формирует учебную мотивацию ученика. Она может быть внешней, ориентированной на контроль со стороны и результат деятельности, а может быть внутренней – основанной на интересе к процессу деятельности.

Список того, на что влияет педагог, можно продолжать бесконечно. Главное, что важно помнить – личность учителя обладает внушительной силой воздействия на ребенка. Больше всего на одаренного ребенка могут повлиять:

  • мнение педагога об ученике;

  • творческие способности самого педагога.

Именно поэтому мнение учителя о ребенке должно быть максимально позитивным. Учитель должен оставлять для ребенка оптимистические перспективы будущих возможностей. Здесь проявляет себя механизм, называемый в психологии «самореализующееся пророчество». Американский психолог Р. Розенталь провел исследование, в котором измерял интеллект подростков в средней школе. Уровень, как и ожидалось, оказался средним. Однако Р. Розенталь намеренно сказал учителям, что у некоторых детей был обнаружен высокий интеллект. Через некоторое время показатели интеллектуального развития подростков, по поводу которых учителям были переданы сфальсифицированные данные, оказались значительно выше, чем это было ранее. У других детей, результаты которых были переданы учителям верно, интеллект остался на прежнем уровне. То есть оптимистичное отношение к ребенку крайне важен.



Развитие творческих способностей ученика стимулирует креативность педагога. Для того чтобы проверить уровень креативности учеников, им было предложено выполнить тестовые задания в присутствии педагогов. При этом педагоги были разделены на две группы. В первую группу вошли гибкие и вариативные учителя, способные признать свои ошибки. Во вторую – люди, которые всегда действовали по четким правилам. И оказалось, что одни и те же дети в присутствии разных педагогов демонстрируют разные уровни креативности. Само присутствие учителя консерватора приводило к тому, что уменьшалось количество ответов и менялось их качество в сторону большей стереотипности. Затем эксперимент изменили, ученики выполняли задания не в присутствии педагога, а с демонстрацией его фотографии. Оказалось, что даже фото способно стимулировать или тормозить проявление креативности.

Таким образом, охарактеризованные выше условия не требуют от педагога особых усилий. Однако их соблюдение помогает обеспечить продуктивное развитие всех учащихся, в том числе и явно одаренных.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.


Одаренность - это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой), а также роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Большинство психологов рассматривает креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших и в известной мере независимый фактор одаренности. Американский психолог П. Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации. Этот процесс включает поиск и определение проблемы, выдвижение и проверку гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование решений. Главную роль при этом играет дивергентное (идущее в разных направлениях) мышление, способное приводить к неожиданным выводам, в отличие от конвергентного, последовательного мышления, причем креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности.

Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Одаренность далеко не всегда можно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.


Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем.

Вторая особенность -- непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект.

В-третьих, большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость.

Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия “одаренный ребенок” следует использовать понятие “признаки одаренности ребенка” (или понятие “ребенок с признаками одаренности”).