Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тюменский государственный институт культуры
Факультет музыки, театра и хореографии
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
«Отечественная литература»
на тему:
«СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА»
Работу выполнил:
студент 1 курса РТПиП
Захаров И.Д.
Работу проверил:
доцент кафедры СКД к.п.н.
Басова Е.А.
Тюмень, 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение…………………………………………………………...……………………………..3
Глава 1. История возникновения классицизма в мировой литературе……………….…........4
1.1. Основополагающие принципы классицизма как литературного направления…..........................................................................................................................…..4
1.2. Особенности развития классицизма в русской литературе..............…………………......7
-
Отличительные черты классицизма России от классицизма Франции и других европейских государств………………..............………………………………………….…...10
Глава 2. Составление плана классного часа «Своеобразие русского классицизма»………12
2.1. Способ разработки и этапы подготовки классного часа «Своеобразие русского классицизма»……………………………………………………………………………………12
2.2. Режиссёрское описание классного часа «Своеобразие русского классицизма»………12
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Список литературы……………………………………………………………………………..15
Введение
Классицизм - одно из важнейших литературных направлений прошлого. Зарекомендовавший себя в произведениях и творчестве многих поколений и создавший блестящий ансамбль поэтов и писателей, классицизм оставил позади такие вехи в художественном развитии человечества, как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона, Вольтера, комедии Мольера и многие другие литературные произведения. Сама история подтверждает жизнеспособность традиций художественной системы классицизма и ценность лежащих в ее основе мировоззренческих и человеческих образов, особенно нравственного императива, характерного для классицизма.
В семнадцатом веке, в период зрелого Ренессанса, классицизм впитал и отразил атмосферу той революционной эпохи, и в то же время унес в себе новые тенденции, которые не должны были появиться энергично до следующего века. Ученые справедливо подчеркивают преемственность связи классицизма XVII века с широким спектром идеологических и эстетических концепций Ренессанса. В то же время XVII век с присущей ему сложностью и противоречивостью исторического процесса уже сломал старые представления о мире и человеке, определив путь развития культуры вообще и классицизма в частности как одного из ведущих художественных направлений эпохи. В это время становится очевидной разница в судьбах классицизма в разных странах, его национальной специфике [1].
Цель исследования, в свою очередь, определяет следующие задачи:
-
Изучение работ по теории и истории литературы, непосредственно связанных с исследовательской проблемой, и после систематизации изучаемого материала проследить историю развития классицизма как литературного направления. -
Определить основные принципы классицизма -
Выявить особенности развития классицизма в различных национальных литературах (французской, русской и др.). -
Выявить отличительные черты развития русского классицизма от классицизма во Франции и других европейских странах.
Глава 1. История возникновения классицизма в мировой литературе
Классицизм (от латинского classicus - "образцовый, первоклассный") - художественное направление, берущее свое начало в эпоху Возрождения, которое вместе с барокко занимает важное место в литературе XVII века и продолжалось в эпоху Просвещения вплоть до первых десятилетий XIX века [2].
"Классицизм" - термин, вошедший в историю литературы конца XIX - начала XX веков, написанный учеными школы истории культуры (Г. Лэнсон и др.). После этих работ термин "классицизм" стал активно использоваться в литературной критике. Характеристики классицизма были определены в основном из драматургии XVII века и из его трактата "Искусство поэзии" (1674). Оно рассматривалось, с одной стороны, как направление, ориентированное на древнее искусство, которое черпало свои идеи из "Поэтики" Аристотеля, а с другой - из литературы эпохи абсолютной монархии, воплощающей абсолютистскую идеологию.
Пересмотр этого понятия классицизма в зарубежной и отечественной литературной критике 1950-60-х годов: Отныне классицизм интерпретируется большинством ученых не как "художественное выражение абсолютизма", а как "литературное течение, блестяще расцветшее в XVP веке, годах укрепления и победы абсолютизма" [3].
Появление и распространение классицизма было связано не только с укреплением абсолютной монархии, но и с появлением и влиянием рационалистической философии Р. Декарта, с развитием точных наук, особенно математики. В первой половине 20 века классицизм был назван "школой 1660-х годов", периодом, когда французская литература создавалась одновременно великими писателями - Расином, Мольером, Ла Фонтеном и Буало.
Русский классицизм эпохи Просвещения (А.П.Сумароков, М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и др.) также занимал значительное место в европейской литературе. Все это заставило современных исследователей рассматривать классицизм как одну из важных составляющих художественной жизни Европы на протяжении нескольких веков и одно из двух основных литературных направлений, заложивших основу культуры современности [2].
1.1. Основополагающие принципы классицизма как литературного направления
Классицизм возник под влиянием других европейских художественных движений, которые находились в прямом контакте с ним: Она отталкивалась от предшествовавшей ей эстетики Ренессанса и контрастировала с искусством барокко, активно сосуществовавшим с ним, пронизанным осознанием общего беспорядка, вызванного кризисом идеалов прошедшей эпохи.
Продолжая некоторые традиции Ренессанса (почитание древних, вера в разум, в гармонию и пропорциональность), классицизм был для него своего рода антитезой. За внешней гармонией в классицизме скрывается внутренняя антиномия мировоззрения, которая делает его сродни барокко.
Клан и индивидуальное, общественное и частное, разум и эмоции, цивилизация и природа, которые в искусстве Ренессанса предстают как единое гармоничное целое, становятся поляризованными в классицизме, взаимоисключающими понятиями. Это отражало новые исторические условия, когда политическая и частная сферы начали распадаться, а общественные отношения становились отдельной и абстрактной силой для индивида [2].
Принципы рационализма (от латинского соотношения - "разум, рациональность, целесообразность, рациональное оправдание всего, гармония мироздания, обусловленная его духовным началом"), соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе эстетики классицизма.
В то же время монархия прославлялась как та, которая благоразумно управляла народом и обеспечивала просветление. Классики определяли бы понятие художественного произведения как искусственное творение, намеренно созданное, разумно организованное и логически выстроенное.
Возвышение интеллекта происходило за счет чувств, непосредственного восприятия окружающей действительности. Создавая художественное произведение, писатель всячески старался приблизиться к древним образцам и строго следовать правилам, разработанным специально для теоретиков классицизма. Это ограничивало свободу творчества, отделяло литературу от жизни, писателя - от современности, придавая его произведению условный, искусственный характер.
Самое главное, что общественно-политическая система этой эпохи, основанная на угнетении простых людей, не соответствует разумному представлению о естественных, нормальных отношениях между людьми.
Классицисты, установившие принцип "подражания природе", считали необходимым условием его строгого соблюдения незыблемые правила, усвоенные из древней поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющие законы художественной формы, в которой проявляется разумная творческая воля писателя, превращающего жизненный материал в красивое, логически упорядоченное и ясное произведение искусства [2].
Художественное преобразование природы, преобразование природы в красивую и утонченную также является актом высшего знания - искусство призвано раскрыть идеальный образец мироздания, который часто скрывается за внешним хаосом и беспорядком реальности. Поэтому разум, понимающий идеальную закономерность, предстает как высокомерный подход к индивидуальным идиосинкразиям и разнообразию жизни.
Для классицизма, только общий, неизменный, вневременной обладает эстетической ценностью. Классицизм стремится найти и представить во всех проявлениях свои существенные и устойчивые черты (это связано с обращением к древности как к абсолютной надисторической эстетической норме и принципам типизации характера, которые появляются как воплощения социальных и духовных сил). Классицистический образ тяготеет к образу, в котором жизнь останавливается в своей идеальной, вечной форме; это особое зеркало, в котором индивидуальность становится родовой, временная становится вечной, реальная становится идеальной, история становится мифом. Это триумф разума и порядка над хаосом и текучим эмпиризмом жизни.
Воплощение возвышенных этических идей в соответствующие гармонично красивые формы придают утопичность произведениям, созданным по канонам классицизма, что также связано с тем, что классицистическая эстетика придает большое значение социально-образовательной функции искусства.
Классицистическая эстетика установила строгую иерархию жанров, разделенных на "высокие" (трагедия, эпос, ода, героическая поэзия и т.д.), властью которых была государственная жизнь или религиозная история (героями были монархи, генералы, мифологические и религиозные деятели), и "низкие" (комедия, сатира, басня), которые изображали частную повседневную жизнь людей среднего класса.
Промежуточное место заняли "средние" жанры (драма, послание, элегия, идиллия, сонет, песня), которые изображали внутренний мир индивида. Они не играли заметной роли в литературном процессе. Классификация жанров основывалась на теории "трех стилей" (высокий, низкий и средний), известной с древних времен. Каждый жанр имел один из стилей, и каждый жанр имел строгие границы и четкие формальные характеристики. Нет никакого смешения возвышенного и низкого, трагического и комического, героического и обычного [8].
Героями произведений классицизма, в основном трагедий, были "высокие": короли, князья, полководцы, вожди, вельможи, высшее духовенство, знатные граждане, которые заботились и служили судьбам Отечества. Герои изображаются только в стихах и в возвышенном стиле, так как проза считалась унизительной, "презрительной" для высокопоставленных чиновников. Комедия изображает не только высокопоставленных людей, но и простолюдинов, крепостных.
В произведениях классицизма персонажи делились на строго позитивных и негативных, добродетельных, идеальных, без индивидуальности, действующих по команде разума, и средне-злобных, оставаясь во власти эгоистических страстей. В то же время в очертаниях позитивных персонажей присутствует схематизм, резонанс, то есть тенденция к морализаторской аргументации с позиций автора.
Персонажи, как правило, были однолинейными: герой олицетворял черту (страсть) - интеллект, мужество, храбрость, благородство, честность или жадность, предательство, скупость, жестокость, лесть, лицемерие, хвастовство (например, главная черта Митрофана в "Недоросле" - лень). Герои изображались статически, без развития персонажа. В основном, это были просто маски для фотографий. Часто использовались "говорящие" имена персонажей (Тартуф, Правдин).
В произведениях писателей-классиков всегда наблюдался конфликт добра и зла, разума и глупости, долга и чувств, это так называемый стереотипный конфликт, победивший добро, разум и долг. Другими словами: В произведениях классицизма порок всегда наказывался, а добродетель торжествовала. Отсюда абстрактность и условность образа реальности [7].