Файл: Своеобразие русского классицизма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Герои классицизма говорили на высоком, торжественном, возвышенном языке. Писатели обычно использовали такие поэтические приемы, как славизм, гипербола, метафора, персонификация, метонимия, сравнение, антитезис, эмоциональные эпитеты, риторические вопросы и восклицания, ссылки, мифологические симуляторы. Доминировало стихосложение по учебному плану, использовался александрийский стих. Актеры произносили длинные монологи, чтобы лучше раскрыть свои взгляды, убеждения и принципы. Такие монологи замедляют действие пьесы.

В драматургии преобладала теория "трех единиц": место (все действие пьесы происходило в одном месте), время (события в пьесе развивались в течение дня), сюжет (то, что происходит на сцене, имеет начало, развитие и конец, без "лишних" эпизодов и персонажей, которые напрямую не связаны с развитием основного сюжета). Сторонники классицизма обычно заимствовали сюжеты для произведений из древней истории или мифологии. Правила классицизма требовали логического развития сюжета, регулярности композиции, ясности и лаконичности языка, рациональной ясности и благородной красоты стиля [7].

    1. Особенности развития классицизма в русской литературе

В России классицизм возник во второй четверти XVIII века под идеологическим влиянием Петровской эпохи (с ее пафосом безусловного подчинения личности сознательно понимаемым национальным интересам) в произведениях первых русских просветителей - основоположников новой русской литературы Кантемира, Третьяковского, Ломоносова.

В.И. Федоров предлагает разделить историю возникновения классицизма в России на несколько периодов:

  1. Период: литература времен Петра, имеющая переходный характер. Главной особенностью является интенсивный процесс "секуляризации" (т.е. замены религиозной литературы светской - 1689-1725). Основными жанрами на этом этапе были ораторская проза, политические трактаты и проповеди против реформ Петра I. В этот период вышла первая газета "Ведомости", появились учебники, стихи, романы, драматургические произведения. Самой выдающейся личностью, одним из самых образованных людей был Феофан Прокопович.

  2. Период: 1730-1750 - эти годы характеризуются становлением классицизма, созданием новой жанровой системы, глубоким развитием русского языка. Второй период был отмечен именами известных сатирических писателей (например, Антиох Дмитриевич Кантемир). Сатиры насмехались над пустой паразитической жизнью, ограблением правителей от их подданных и другими общечеловеческими пороками. Кантемир написал 9 сатир, несколько басен и переводов. Другими известными деятелями были Тредиаковский и М. В. Ломоносов. В этот же период расцвело творчество А.П. Сумарокова, автора любовной поэзии (песни, эклогии, идиллии, элегии).

  3. Период: 1760-1770 - дальнейшее развитие классицизма, расцвет сатиры, возникновение условий для появления сентиментализма. В этот период активно развивались жанры пародии, игривые стихи, романы и литературные журналы.

  4. Период: последняя четверть века - начало кризиса классицизма, формирование сентиментализма, усиление реалистических тенденций. Литература последнего, 4-го периода, формировалась в период потрясений, социальных взрывов, иностранных революций (американских, французских). Комическая опера, произведения Фонвизина (басни, песни, комедии), Державина (оды), произведения Радищева (автор "Путешествия из Петербурга в Москву"), Крылова (басни, комедии, трагедии) расцветают в этот период [4].


Главное в идеологии классицизма - государственный пафос. Государство, созданное в первые десятилетия XVIII века. Высшей ценностью было объявлено государство, созданное в первые десятилетия XVIII века. Классицисты, вдохновленные реформами Петра, верили в возможность дальнейшего совершенствования. Им казался разумно упорядоченный социальный организм, в котором каждый класс выполняет возложенные на него задачи. "Крестьяне пашут, купцы торгуют, солдаты защищают отечество, судьи судят, ученые культивируют науку", - писал А.П. Судер. А.П. Сумароков писал. Государственный пафос русских классиков - глубоко противоречивый феномен. Она отражала как прогрессивные тенденции, связанные с окончательной централизацией России, так и - утопические идеи, исходившие из явного преувеличения социальных возможностей просветленного абсолютизма.

Не менее противоречивым было и отношение классиков к "природе" человека. Ее основа, по их мнению, эгоистична, но в то же время она поддается образованию, влиянию цивилизации. Ключ к этому - причина, которую классики противопоставляли эмоциям, "страстям". Разум помогает сознанию "долга" перед государством, а "страсти" отвлекают от общественно-полезной деятельности. "Добродетели", - писал Сумароков, - мы не обязаны своей природе. Мораль и политика, через величие просвещения, разума и очищения сердец, делают нас полезными для общего блага. Но без этого люди давно бы уничтожили друг друга, не оставив и следа.

Особенность русского классицизма состоит в том, что в его формировании пафос абсолютистской государственной службы сочетался с идеями раннего европейского Просвещения. В XVIII веке во Франции абсолютизм уже исчерпал свой прогрессивный потенциал, и общество столкнулось с буржуазной революцией, идеологически подготовленной Французским Просвещением. В России в первые десятилетия 18 века абсолютизм все еще находился в авангарде прогрессивных изменений в стране. Поэтому на первом этапе своего развития русский классицизм заимствовал у Просвещения некоторые из своих социальных доктрин. В первую очередь среди них была идея просветленного абсолютизма.

Русский классицизм характеризовался постоянным обращением к национальной тематике, к темам русской действительности, национальной истории. В обнародовании национальных идей, формировании общественно полезных, гражданских качеств человека, в развитии антидепрессивной ориентации, в просветительских тенденциях объективно была прогрессивной ценностью русского классицизма, она была более тесно связана с жизнью, с народом.



В русском классицизме непристойно реалистическая тенденция выражалась, выражалась в сатире, комедии, басне, нарушая принцип абстрактного представления действительности, присущий традиционному классицизму. Произведения русского классицизма имели большую связь с народным искусством, что придавало произведениям русского классицизма демократический характер, в то время как западноевропейский классицизм избегал включения народных выражений, использования фольклорных техник [5].

    1. Отличительные черты классицизма России от классицизма Франции и других европейских государств

В отличие от французского классицизма XVII века и в прямой гармонии с эпохой Просвещения, русский классицизм 30-50-х годов отводил большое место науке, знаниям и просвещению. В стране произошел переход от церковной идеологии к светской. Россия нуждалась в точных знаниях, полезных обществу. О пользе науки почти во всех своих одах Ломоносов говорил. Первая сатира Кантемира "Для моего разума". О богохульниках обучения.

Слово "просвещенный" само по себе означало не только образованного человека, но и человека-гражданина, знание которого помогает осознать свою ответственность перед обществом. "Невежество", с другой стороны, подразумевало не только отсутствие знаний, но в то же время и понимания своего долга перед государством [6].

В западноевропейской просветительской литературе XVIII века, особенно на более поздней стадии ее развития, "просвещение" определялось степенью противостояния существующему порядку. В русском классицизме 30-50-х годов "Просвещение" измерялось эталоном служения абсолютистскому государству. Русские классики - Кантемир, Ломоносов, Сумароков - были близки к борьбе Просветителей против церковной и церковной идеологии. Но если на Западе речь шла о защите религиозной толерантности, а в ряде случаев даже атеизма, то в первой половине XVIII века русские просветительские мыслители осуждали невежество и грубую нравственность духовенства, защищали науку и ее последователей от преследований со стороны церковных властей.

Первые русские классики уже знали, что Просвещение думало о естественном равенстве мужчин. "Плоть в слуге твоем - единое целое", - указал Кантемир дворянину, избивая своего слугу. Сумароков напомнил своему "благородному" классу, что "тем, кто родился от женщин и дам", /все без исключения праотец Адам. Но этот тезис тогда не материализовался в требование равенства всех владений перед законом. Кантемир, опираясь на принципы "естественного права", призывал дворян относиться к крестьянам гуманно. Сумароков, напомнив о естественном равенстве дворянства и крестьян, потребовал, чтобы "первые" члены Отечества воспитывали и служили подтверждением своего "дворянства" и лидирующего положения в стране [6].


В чисто художественном плане русские классики столкнулись с такими вызовами, с которыми их европейские коллеги не сталкивались. Французская литература середины XVII века уже обладала сложным литературным языком и в течение длительного времени развивала светские жанры. Русская литература в начале XVIII века. В столетии не было ни того, ни другого. Поэтому перед русскими писателями второй трети XVIII века стояла не только задача создания нового литературного направления. Им пришлось реформировать литературный язык, овладеть неизвестными до того времени в России жанрами. Каждый из них был пионером. Кантемир заложил основы русской сатиры, Ломоносов легитимировал жанр оды, Сумароков появился как автор трагедий и комедий.

В области литературной языковой реформы основная роль принадлежала Ломоносову. Перед русскими классиками стояла и такая серьезная задача, как реформа русского стиха, замена слоговой системы на слогово-тониковую. Третьяковский написал трактат "Новый и краткий метод сочинения русского стиха", в котором изложил основные принципы новой, слогово-тонической системы. Ломоносов в своем трактате "О пользе книг церкви на русском языке" реформировал литературный язык и предложил учение о "трех стилях" [6].

Глава 2. Составление плана классного часа «Своеобразие русского классицизма»

2.1. Способ разработки и этапы подготовки классного часа «Своеобразие русского классицизма»

Работу по подготовке и проведению можно разделить на несколько этапов.

Первый этап – подготовительный, включает в себя:

- определение целей и задач;

- анализ предлагаемых программ;

- выбор места и времени проведения программы;

- создание или подбор сценария мероприятия, включенного в программу;

- проведение рекламной кампании намеченных анимационных мероприятий.

Второй этап – проведение классного часа.

Третий этап – подведение итогов, в ходе которого происходит: анализ проведенной программы; работа над усовершенствованием программы.

2.2. Режиссёрское описание классного часа «Своеобразие русского классицизма».

Тема классного часа: «Своеобразие русского классицизма».

Продолжительность: 40 минут.

Участники:  учащиеся класса (1-7), гости.


Ведущий: преподаватель.

Оборудование: стол, стулья, материалы классного часа, компьютер.

Цели:

-раскрыть понятие слова «классицизм».

-рассмотреть проявление классицизма в различных видах искусства.

-воспитание эстетической культуры учащихся.

Задачи:

- Знакомство с музыкальными инструментами, жанрами, композиторами  эпохи.

- знакомство с музыкальными произведениями данной эпохи.

- воспитание эмоционального восприятия произведений искусства.

- расширение кругозора.

- изучение сущности Классицизма как художественного стиля.

- исследовать стилистические или жанровые особенности творчества композиторов эпохи классицизма.

Методика проведения классного часа:  лекция.

План классного часа:

1.Встреча ведущим учащихся и гостей мероприятия. Вступительное слово

2.Ознакомление слушателей с материалами лекции.

3.Заключительная часть и подведение итого

Заключение

Подводя итог, следует еще раз отметить, что классицизм был одним из основных течений в литературе XVII - начала XIX веков, важной особенностью которого было обращение к образам и формам древней литературы и искусства как к идеальной эстетической модели. Эстетика классицизма базировалась на принципах рационализма, которые заключались в том, что произведение искусства создается сознательно, разумно организовано и логически выстроено. Изображения в классицизме лишены индивидуальных особенностей, так как они в первую очередь предназначены для фиксации стабильных, общих черт, которые функционируют как воплощения любых социальных или духовных сил.

Установлена строгая иерархия жанров, разделенная на высокий, низкий и средний. Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные характеристики. Классическая драматургия установила так называемый принцип "единства места, времени и действия", который также является обязательным для исполнения. Таковы основные черты классицизма как литературного направления, которые были выявлены в ходе исследования.

Большое значение имеет и тот факт, что классицизм имел национальные варианты, которые часто сильно отличались друг от друга. Эти различия касались главным образом предпочтений в выборе жанров и тем. Наиболее сложный и противоречивый путь развития выпал на долю русского классицизма, поскольку на момент появления этого литературного направления в России не было основы для его развития, что привело к реформе стихосложения. Особенности европейского классицизма в России проявились в наиболее ярко выраженном гражданском и патриотическом пафосе, ярко выраженной сатирико-обличительной тенденции, а также в связи литературы с истоками народного искусства.