Файл: Сборник ситуационных задач для подготовки студентов к практическим занятиям и экзаменам по офтальмологии (для лечебного факультета).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 519
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОУ ВПО «Казанский Государственный Медицинский Университет» Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию
КАФЕДРА ОФТАЛЬМОЛОГИИ
Сборник ситуационных задач
для подготовки студентов к практическим занятиям и экзаменам по офтальмологии
(для лечебного факультета)
Казань, 2008 г.
УДК 617.713
ББК 56.7
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета ГОУ ВПО «Казанский Государственный Медицинский Университет»
Составители:
ассистент кафедры офтальмологии КГМУ, к.м.н. Г.Х.Хамитова,
доцент кафедры офтальмологии КГМУ, к.м.н. А.М.Нугуманова,
ассистент кафедры офтальмологии КГМУ, к.м.н.Р.Ф.Гайнутдинова.
Рецензенты:
профессор кафедры офтальмологии КГМУ, д.м.н. Н.Х.Хасанова,
ассистент кафедры офтальмологии КГМА, к.м.н.Э.К.Чурбанова.
Сборник ситуационных задач для подготовки студентов к практическим занятиям и экзаменам по офтальмологии / Г.Х.Хамитова, А.М.Нугуманова, Р.Ф.Гайнутдинова. – Казань: КГМУ, 2008.- 30 с.
Предлагаемый сборник составлен из ситуационных задач по всем темам офтальмологии в соответствии с учебной программой для студентов лечебного факультета.
Предназначен для использования студентами при подготовке к практическим занятиям, а также к экзаменам по офтальмологии. Задачи могут быть использованы и при обучении в интернатуре и ординатуре по специальности «Офтальмология».
© Казанский государственный медицинский университет, 2008
Предисловие.
Ситуационные задачи широко используются при преподавании различных дисциплин в медицине. Они помогают студентам применить теоретические знания в конкретных ситуациях. Описанные ситуации обогащают знания студентов, делают преподавание более творческим, наглядным, поучительным. Опыт решения предложенных задач в дальнейшем может быть перенесен на практику после окончания учебы.
Тема «Зрительные функции»
Задача №1
Бабушка пятимесячной Иры решила подарить внучке гирлянду для коляски. В магазине ей предложили на выбор три различных варианта сочетания цветов в гирлянде:
1.Красные шары располагались в центре
2.В центре располагались синие звезды
3.В центре располагался белый мишка
Бабушка выбрала третий вариант.
Правильно ли она поступила? Ответ объясните.
Задача №2
Три подружки Наташа, Даша и Маша пошли в лес собирать землянику. У Наташи с рождения имелась врожденная патология цветоощущения - она не различает красный цвет.
Сможет ли она обнаружить красные ягоды земляники среди зеленых листьев? Ответ объясните.
Задача №3
При обследовании на четырехточечном цветотесте студентка М. различила 2 зеленых и 3 красных кружка.
Как расценить результат этого обследования?
Задача № 4
При поступлении в летное училище абитуриент С. при проведении пробы Кравкова-Пуркинье увидел через 50 сек. светлое пятно.
Как расценить результаты пробы? Ответ объясните.
Задача №5
После удаления хрусталика пациент П. стал видеть все предметы с голубым оттенком.
Как называется это явление? Объяснить его происхождение.
Задача №6
На занятиях по офтальмологии студент А. вместо 10 строчек читает 12.
Как это расценить и как это можно объяснить?
Задача №7
При диспансерном обследовании рабочих завода у А. (26 лет) определили зрение обоих глаз равное единице. Сам пациент утверждает, что после окончания школы при проверке зрения он читал не 10, а 12 строчку.
Как оценить полученные данные диспансерного обследования?
Задача№23
При исследовании бинокулярного зрения на четырехточечном аппарате пациент Р. увидел три зеленых шарика.
Поставьте диагноз.
Задача№24
У пациента М. врожденная катаракта правого глаза.
Какой будет результат при исследовании бинокулярного зрения, пробой Кальфа?
Задача№25
Разница в остроте зрения у пациента К. 0.8.
Какой будет результат при проведении пробы Соколова?
Тема «Рефракция»
Задача №1
Студент 18 лет пришел на прием к окулисту с жалобами на плохое зрение обоих глаз. Объективно: Зрение обоих глаз 0.4, при скиаскопии с 1 метра найдено, что стекло, нейтрализующее тень, равно -3.0Д.
Какая рефракция у студента?
Задача №2
При объективном методе исследования рефракции с помощью теневой пробы тень в области зрачка движется в противоположную сторону движения зеркального офтальмоскопа.
Какая рефракция была выявлена у пациента при данном обследовании.
Задача №3
При объективном методе исследования рефракции с помощью теневой пробы тень в области зрачка не двигается.
Чему соответствует рефракция в этом случае?
Задача №4
При объективном методе исследования рефракции у пациента К., 29лет, тень движется синхронно с движением офтальмоскопа.
Какие виды рефракции могут быть у пациента. Как их различить.
Задача №5
У пациента Ш. определяется гиперметропия в 3.0Д, объем аккомодации -8.0Д.
Определить, где находится ближайшая точка ясного видения.
Задача №6
При обследовании с тремя стеклами (-6.0Д,-6.5Д,-7.0Д) пациент А. дает одинаковую остроту зрения.
Чему равна рефракция в данном случае?
Задача №7
У пациента С. с рефракцией Н+2.0Д ближайшая точка ясного видения находится перед глазом на расстоянии 10 см.
Вычислить объем аккомодации.
Задача №8
У пациента с Еm ближайшая точка ясного видения находится на расстоянии 10 см от глаза.
Вычислить объем аккомодации.
Задача №9
Студент А., 20 лет, обратился к окулисту. Жалобы на плохое зрение вдаль, субъективно М2.0Д. Ближайшая точка ясного видения 8см.
Определить, имеется ли спазм аккомодации, какие необходимо выписывать очки.
Задача №10
У мальчика, 9лет, жалобы на плохое зрение вдаль и усталость глаз при работе на близком расстоянии.
При осмотре острота зрения 0.1, со стеклами +2.0Д равна 1.0. После атропинизации была выявлена гиперметропическая рефракция равная +6.0Д.
Выписать очки.
Задача №11
Студент Б. обратился в поликлинику к окулисту. Жалобы на усталость глаз при работе на близком расстоянии. При обследовании рефракции субъективным методом выявлена миопия равная 2.0Д. При объективном исследовании определяется Em.
На основании клинической картины поставить диагноз. Тактика лечения.
Задача №12
Ученик продтехучилища обратился на консультацию, в поликлинику, к окулисту. Жалобы на плохое зрение вдаль и вблизи. Утомление глаз при чтении. Объективно: острота зрения обоих глаз равна 0.6, со стеклом +2,0Д доходит до 1.0. После атропинизации выявляется гиперметропическая рефракция равная +5.0Д.
Определить скрытую гиперметропию и выписать очки.
Тема «Патология роговицы»
Задача №1.
Больной А., 35 лет, обратился на консультацию к окулисту. Жалобы: светобоязнь, слезотечение, чувство инородного тела, снижение зрения на правом глазу. Развитие настоящего заболевания: три дня назад, гуляя по лесу, получил травму правого глаза веткой. Объективно: Visus правого глаза 0.1, не корригируется, светобоязнь, слезотечение, блефароспазм. Смешанная инъекция глазного яблока. На роговице инфильтрат желтого цвета. Зона инфильтрата окрашивается 1% раствором флюоресцина.
Ваш предполагаемый диагноз? Лечение?
Задача №2.
Больная К., 40 лет обратилась к окулисту. Жалобы: ощущение инородного тела в левом глазу, светобоязнь, слезотечение, снижение зрения на этом глазу. Развитие настоящего заболевания: две недели назад перенесла грипп на ногах, а вчера появились жалобы со стороны глаза. Объективно: Visus левого глаза 0.2, не корригируется. Блефароспазм, смешанная инъекция глазного яблока с преобладанием перикорнеальной. На роговице инфильтрат, напоминающий форму дерева, расположенный в поверхностных слоях. Чувствительность роговицы понижена.
Поставьте диагноз. Какие препараты назначают для местного лечения?
Задача №3.
Больной М., 45 лет обратился в поликлинику по месту жительства к окулисту. Жалобы: снижение зрения на правом глазу, светобоязнь, слезотечение, боль в этом глазу. Объективно: Visus правого глаза 0.02, не корригируется. Блефароспазм, светобоязнь, слезотечение. Резко выраженная смешанная инъекция глазного яблока. В глубоких слоях центральной части роговицы – серого цвета, имеющий форму диска инфильтрат. Радужка изменена в цвете.
Ваш диагноз? Лечение?
Задача №4.
Больной Н., 38 лет обратился к окулисту. Жалобы: чувство инородного тела в левом глазу, снижение зрения, светобоязнь, слезотечение. Развитие настоящего заболевания: неделю назад что-то попало в левый глаз. Самостоятельно пытался удалить инородное тело. Капли не закапывал. К врачу обратился не сразу. Объективно: Visus правого глаза 0.01, не корригируется. Светобоязнь, слезотечение. Резко выраженная смешанная инъекция. В центре роговицы изъязвление с гнойно-инфильтрированным дном и подрытым краем, обращенным к её центру. На дне передней камеры определяется уровень гноя.
Ваш диагноз? Какое исследование дополнительно следует сделать? Откуда образовался гной в передней камере? Какова тактика лечения в этом случае?
Задача №5.
Больная С., 10 лет. Родители привели на консультацию к детскому офтальмологу. Жалобы: на светобоязнь, слезотечение. Развитие настоящего заболевания: перечисленные симптомы возникают не в первый раз. Объективно: Visus 0.6, не корригируется. Веки отёчны, резко выраженный блефароспазм, перикорнеальная инъекция, на роговице вблизи лимба округлой формы поверхностный инфильтрат сероватого цвета. Ребёнок пастозный, кожные покровы бледной окраски.
Ваш предположительный диагноз? На основании каких данных может быть поставлен окончательный диагноз?
Задача №6.
Больной Р., 25 лет. Во время прохождения проф.осмотра было обнаружено низкое зрение на левом глазу. Развитие настоящего заболевания: десять лет назад на уроке химии получил ожог глаза кислотой. Лечился в глазном отделении. При выписке зрение на этом глазу было ниже, чем на правом. Объективно: Visus левого глаза 0.02. Глаз спокоен. В центре роговицы определяется белесовато-серого цвета помутнение округлой формы, диаметром 9мм, поверхность помутнения гладкая, блестящая.
Поставьте диагноз. Какова будет тактика лечения?
Задача №8.
Сосед по даче получил травму правого глаза веткой смородины. На следующий день появилось покраснение глаза. При осмотре отмечается слезотечение, блефароспазм, смешанная инъекция левого глазного яблока. На роговице – белое образование с нечёткими границами.
Ваш диагноз? Первая помощь?
Задача №9.
Через 2 дня после перенесенного гриппа с высокой температурой больной П., 42 лет отметил появление в левом глазу ощущения инородного тела, светобоязнь, слезотечение. Обратился в поликлинику к окулисту. При осмотре: блефароспазм, смешенная инъекция глазного яблока с преобладанием перикорнеальной. На роговице – инфильтрат, напоминающий форму дерева и расположенный в поверхностных слоях роговицы. В нижней части инфильтрата – мелкие пузырьки. Зона инфильтрата окрашивается флюоресцеином. Чувствительность роговицы снижена.
Диагноз? Какой клинической форме соответствует данное заболевание?
Задача №10.
35–летний мужчина предъявляет жалобы на боли в левом глазу в течение нескольких дней, водянистое отделяемое и затуманивание зрения. Такие же симптомы были у него и раньше. Недавно на работе он пережил сильный стресс и переохлаждение. При окрашивании флюоресцеином на роговице можно было рассмотреть ветвистую язвочку с окружающими ее пузырьками, которая располагалась в центре.
Какой диагноз можно поставить исходя из данной клинической ситуации?
Задача №14.
18–летняя пациентка пользуется контактными линзами. Заметила, что правый глаз покраснел 2 дня назад. Зрение ухудшилось, несмотря на то, что она сразу сняла линзы. При осмотре: правый глаз красный. На границе инфильтрат с дефектом эпителия.
Ваш диагноз? Лечение? Чем обусловлено покраснение глаза? Какие возможны осложнения?