Файл: Учебное пособие по дисциплине итинфраструктура предприятия (курс лекций) Направление подготовки 38. 03. 05 Бизнесинформатика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 399

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГАОУ ВО «Дагестанский
государственный
университет народного
хозяйства»
Эминова Нигара Эминовна
Кафедра «Информационные технологии и информационная
безопасность»
Учебное пособие
по дисциплине
«ИТ-инфраструктура предприятия»
(курс лекций)
Направление подготовки – 38.03.05 «Бизнес-информатика»,
профиль «Электронный бизнес»
Махачкала – 2019

2
УДК 728.64
ББК 65.441
Составитель – Эминова Нигара Эминовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Информационные технологии и информационная безопас- ность» ДГУНХ.
Внутренний рецензент – Раджабов Карахан Якубович, кандидат эконо- мических наук, доцент, декан факультета информационных технологий и управления ДГУНХ.
Внешний рецензент – Султанов Гарун Султанахмедович, кандидат эко- номических наук, доцент кафедры ГЭД Дагестанского государственного техни- ческого университета.
Представитель работодателя - Ботвин Тимур Анатольевич, руководитель группы «Кавказ» Яндекс.Такси.
Учебное пособие дисциплины «ИТ-инфраструктура предприятия»
разработана в соответствии с требованиями федерального государствен-
ного образовательного стандарта высшего образования по направлению
подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика, утвержденного приказом Мини-
стерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 г., №
1002, в соответствии с приказом от 5 апреля 2017г., № 301 Министерства
образования и науки РФ.
Учебное пособие дисциплины «ИТ-инфраструктура предприятия» раз- мещена на сайте www.dgunh.ru
Эминова Н.Э. Учебное пособие дисциплины «ИТ-инфраструктура пред- приятия» для направления подготовки – 38.03.05 «Бизнес-информатика», про- филь «Электронный бизнес». – Махачкала: ДГУНХ, 2019 г., 191 с.
Рекомендовано к утверждению Учеб- но-методическим советом ДГУНХ.
Председатель Учебно-методического совета ДГУНХ, проректор по учебной работе, доктор экономических наук, профес- сор Казаватова Н.Ю.
29 мая 2019г.
Одобрено Советом факультета
«Информационные технологии и управление»
25 мая 2019г., протокол № 6.
Председатель Совета Раджабов К.Я, к.э.н., доцент
Одобрено на заседании кафедры «Ин- формационные технологии и инфор- мационная безопасность»
20 мая 2019г., протокол № 10
Зав.кафедрой, к.ф.-м.н., доцент Галяев
В.С.
Печатается по решению Учебно-методического совета Дагестанского го- сударственного университета народного хозяйства.


3
Содержание
С
тр.
Введение
Тема 1. Понятие и компоненты ИТ-инфраструктуры пред-
приятия
1. Основные понятия ИТ - инфраструктуры предприятия
2.
Компоненты ИТ - инфраструктуры предприятия
Тема 2. Информационные технологии и архитектура предпри-
ятия
1. Понятие архитектуры предприятия
2. Стратегические цели и задачи предприятия
3. Бизнес – архитектура предприятия
4. ИТ - архитектура предприятия
Тема 3. Процесс разработки архитектуры предприятия.
1. Общая схема архитектурного процесса
2. Принципы построения архитектуры предприятия
3. Современные методики описания архитектуры предпри- ятия
Тема 4. Концепции управления ИТ-инфраструктурой пред-
приятия: ITIL, СOBIT. Основы процессного управления ИТ.
1.Применение процессного подхода при совершенствовании управления ИТ-инфраструктурой
2. Современные концепции организации управления ИТ- подразделением как сервисной организацией
3. Бизнес-ориентированное управление ИТ на современном предприятии
4. Стандарт CobiT: управление и аудит ИТ
5. Стандарт CobiT: принципы управления ИТ
6. Стандарт CobiT: принципы аудита ИТ
Тема 5. Системы управления ИТ-инфраструктурой предпри-
ятия: MOF (Microsoft), ITSM (HP).
1. Методология Microsoft Operations Framework
2.Эталонная модель Hewlett-Packard управления ИТ- услугами

4
Тема 6. Построение оптимальной ИТ инфраструктуры пред-
приятия на основе бизнес-стратегии предприятия
1.ИТ-архитектура и ИТ-стратегия
2.Состав работ по разработке ИТ-стратегии и ИТ- архитектуры
Тема 7. Организация технического обслуживания и эксплуа-
тации информационных систем.
1. Значение технического обслуживания
2. Что такое гарантия
3. Программы технического обслуживания
4. Схемы технического обслуживания

5
Введение
Учебное пособие предназначено для студентов 4 курса, обучающих- ся на дневном отделении факультета «Информационные технологии и управление», направления «
Бизнес-информатика».
Объем дисциплины в зачетных единицах составляет 4 зачетные единицы.
Количество академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий), составляет 68 часов, в том числе: на занятия лекционного типа – 34 ч. на занятия семинарского типа – 34ч.
Количество академических часов, выделенных на самостоятельную рабо- ту обучающихся – 94 ч.
Форма промежуточной аттестации - экзамен.


6
Тема 1. Понятие и компоненты ИТ-инфраструктуры предпри-
ятия
3.
Основные понятия ИТ - инфраструктуры предприятия
4.
Компоненты ИТ - инфраструктуры предприятия
1. Основные понятия ИТ - инфраструктуры предприятия
Обеспечения успешного функционирования предприятия его ИТ- подразделение развивает информационную инфраструктуру (приложения, серверы, дисковые массивы, сети), позволяющую предоставлять сервис соответствующего уровня.
Исторически сложившийся способ построения ИТ-подразделе- ний полностью отражает структуру используемых информационных систем.
При этом каждое конкретное подразделение поддерживает определенную информационную систему. При таком подходе, как правило, не существу- ет эффективной системы взаимодействия с бизнес- пользователями и воз- никают проблемы с определением качества предоставляемых услуг.
Вместе с первыми информационными системами появилась необхо- димость в управлении корпоративной инфраструктурой.
Под информационными технологиями в компаниях обычно понима- ют набор информационных систем, обеспечивающих поддержку и авто- матизацию существующих бизнес-процессов.
ИТ, которые используются в сервисе отличаются рядом особенно- стей:

Многообразие прикладных ИТ, что связано с наличием боль- шого количества предметных областей, относящихся к сфере услуг, и их разнообразием.

Интеллектуализация ИТ. Сервис должен реализовывать весь комплекс интеллектуальных услуг, связанных с индивидуализацией, т.е. с более эффективной эксплуатацией товара в конкретных условиях его ис- пользования данным потребителем (или с расширением для него сферы полезности товара).

Унификация и стандартизация, необходимость учета россий- ских и международных стандартов, регламентирующих применение ИТ в сфере услуг.

Индивидуализация ИТ, ориентация на конкретного пользова- теля. Успех сервисной деятельности определяется спросом на предлагае- мую услугу и тем, насколько точно и своевременно предприятие сервиса способно определить нужды и индивидуальные предпочтения каждого из своих клиентов, предложив продукт или услугу на более высоком, чем конкуренты, уровне, что возможно, благодаря ИТ.


7

Масштабируемость ИТ в соответствии с потребностями как малых, так и крупных предприятий сервиса.

Адаптивность ИТ, способность соответствовать разнообраз- ным запросам и потребностям клиентов, трансформироваться непосредст- венно в процессе обслуживания.
Информационные технологии - это система организационных струк- тур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства предприятия и средств информационного взаимодействия.
Основу информационных технологий составляет ИТ- инфраструктура.
Инфраструктура (лат.infra - ниже, под и naT.structura - строение, расположение) - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу, обеспечи- вающую функционирование системы
Инфраструктура информационных технологий (ИТ-инфра-
структура) - это организационно-техническое объединение программных, вычислительных и телекоммуникационных средств, связей между ними и эксплуатационного персонала, обеспечивающее предоставление инфор- мационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов, воз- можностей и услуг работникам (подразделениям) предприятия (организа- ции), необходимых для осуществления профессиональной деятельности и решения соответствующих бизнес-задач.
ИТ-инфраструктура включает совокупность различных приложений, баз данных, серверов, дисковых массивов, сетевого оборудования и обес- печивает доступ потребителей к информационным ресурсам. ИТ- инфраструктура становится технологической составляющей любого сер- виса и обеспечивает его предоставление в соответствии с согласованными правилами и процедурами.
ИТ-инфраструктура предприятия - это единый комплекс про- граммных, технических, коммуникационных, информационных и органи- зационно-технологических средств обеспечения функционирования пред- приятия, а также средств управления ими.
Для обеспечения эффективной деятельности современные предпри- ятия нуждаются в ИТ-инфраструктуре, состоящей из интегрированного комплекса систем, программ и служб. ИТ-инфраструктура должна быть целостной, максимально надежной, грамотно спроектированной, обладать большим запасом прочности, соответствовать не только текущему состоя- нию бизнеса, но и учитывать его развитие в будущем.
Базовая ИТ-инфраструктура является технологической подложкой для работы других слоев корпоративной архитектуры. Правильное ее про- ектирование позволяет:

Снизить затраты на ИТ;

Упростить модернизацию существующей инфраструктуры;


8

Свести к минимуму вероятность простоев в работе или выхода систем из строя;

Поддерживать безопасность инфраструктуры организации на должном уровне;

Обеспечить простое управление ИТ-инфраструктурой;

Повысить надежность ИТ-инфраструктуры организации.
Одним из условий эффективности функционирования ИТ- инфра- структуры является налаженная практика ее эксплуатации. Эксплуатация
ИТ-инфраструктуры должна быть построена на основе политик и проце- дур, разработанных и учрежденных в качестве корпоративных стандартов.
Распределение функций и задач внутри ИТ- подразделения должно обес- печивать своевременное техническое обслуживание всех элементов ИТ- инфраструктуры.
Техническое обслуживание- это комплекс мер программнотехниче- ского уровня, осуществляемых на этапе производственной эксплуатации и направленных на обеспечение требуемой надежности и эффективности функционирования информационной системы.
В настоящий момент можно выделить следующую группу задач, решаемых ИТ-подразделением:

Обеспечение оперативности, доступности, конфиденциально- сти обрабатываемой информации.

Обеспечение эксплуатации ИТ-инфраструктуры.

Предотвращение и устранение сбоев.

Планирование кризисных ситуаций и управление ими.

Обеспечение автоматического мониторинга работоспособно- сти ИТ.

Обеспечение надежности функционирования ИТ- инфраструк- туры.

Обеспечение информационной безопасности.

Модернизация оборудования.

Минимизация расходов на поддержание ИТ-инфраструктуры.
В идеале ИТ-инфраструктура реагирует на изменения среды функ- ционирования, возрастающую нагрузку, ужесточение требований бизнеса, сохраняя свою функциональность, целостность, готовность, оговоренный уровень безопасности. Развитие рынка заставляет организацию менять модели бизнеса, что, в свою очередь, требует адекватных изменений ИТ- инфраструктуры.
2. Компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия
С течением времени состав ИТ-инфраструктуры претерпел измене- ния.

9
Во времена мейнфреймов инфраструктура представляла собой:

линии связи,

модемы,

системы энергообеспечения,

кондиционирования.
В период развития локальных сетей инфраструктура осталась преж- ней, однако усложнилась структура ее элементов.
Переход к глобальным сетям еще более усложнил это понятие.
При этом сложность возрастала:

за счет увеличения числа элементов,

связей между ними,

за счет усложнения внутренней структуры элементов, пере- распределения функций между ними.
Например: программы управления каналами переместились на управления сетевыми устройствами. То есть параллельно усложнению ап- паратуры усложнялась математика - программы управления инфраструк- турой
В стандартную сетевую комплексную инфраструктуру любой ком- пании входят компоненты:
В физический состав входят:

проводка, маршрутизаторы,

устройства переключения,

серверы, настольные компьютеры,

кабельная система;

пассивное и активное сетевое оборудование;

клиентские рабочие места;

дополнительное оборудование (принтеры, факсы, устройства авторизации);

системное ПО (операционные системы (ОС), средства защиты информации, драйверы устройств);

стандартное прикладное ПО (средства обработки электронных таблиц, работы с текстами, электронной почтой, файлами);

сетевые службы (серверы DNS, пакетной защиты, авториза- ции, доступа в Интернет и серверы приложений - системы управления ба- зами данных (СУБД), почтовые сервисы);

службы технического сопровождения, центр диспетчеризации и контроля качества.
Организационно-административных составляющие:

инструкции по настройке серверного и клиентского программ- ного места, регламент проведения работ;

правила разбиения сети на области в соответствии с потребно- стями безопасности и производительности;