Файл: Лекция 7 Основы административ.права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.08.2021

Просмотров: 302

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процессуальные нормы отличаются от материальных.

а) своим назначением, т. е. если нормы материальные закрепляют административно-правовой статус субъектов, то процессуальные регулируют порядок осуществления прав и обязанностей этими субъектами;

б) они вторичны по отношению к материальным, т. е. существуют постольку, поскольку необходимо урегулировать порядок применения материальных норм;

в) реализуют те материальные нормы административного права, которые требуют применения, а не соблюдения, исполнения;

г) регулируют отношения по применению материальных «норм не только административного, но и других отраслей права.

От процессуальных норм традиционных процессуальных отраслей права процессуальные нормы административного права отличаются многочисленными субъектами, правомочными их устанавливать и применять.

По методу воздействия на поведение субъектов выделяют обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (дозволительные) административно-правовые нормы.

Обязывающими являются нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия. Примером могут служить нормы об обязательной регистрации юридических лиц в органах юстиции, о необходимости рассмотрения жалоб граждан органами управления (должностными лицами) в течение определенного срока и т. п. Содержащиеся в обязывающих нормах веления могут быть выражены путем прямых предписаний, как в приведенных примерах, а также посредством определения обязанностей участников административно-правовых отношений, основ компетенции субъектов государственно-управленческой деятельности.

Запрещающие нормы предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данными нормами. Запреты носят общий либо специальный характер. Примером общего запрета является требование не совершать действий, подпадающих под признаки административного правонарушения.

Отличительной чертой уполномочивающих (дозволительных) норм является предоставляемая субъектам административно-правовых отношений возможность действовать по своему усмотрению в рамках требований определенной нормы. Так, в соответствии со статьей 46 Указа Президента, имеющего силу Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» Национальный банк в случае нарушения банком второго уровня экономических нормативов вправе применить к нему одну из следующих мер воздействия: а) затребовать письмо-обязательство; б) составить с банком письменное соглашение; в) вынести предупреждение; г) дать письменное предписание.

Помимо обязывающих, запрещающих и уполномочивающих норм некоторые авторы по методу воздействия на поведение субъектов выделяют и поощрительные нормы. Как правило, такие нормы устанавливают те или иные виды льгот (экономические, социальные) и этим обеспечивают должное поведение субъектов административного правоотношения.


По целевому назначению выделяют регулятивные и охранительные административно-правовые нормы. Общепринято, что к регулятивным, или первичным, относятся нормы, связанные с предоставлением субъектам права или возложением на них обязанностей в организации и регулировании должных отношений в сфере государственного управления, т. е. возникающих в процессе организации органов исполнительной власти и реализации ими административно-властных полномочий.

Охранительными (вторичными) являются нормы, устанавливающие правовые последствия правонарушений, т. е. составы административных проступков и взыскания за их совершение.

Административно-правовые нормы в зависимости от юридической силы делятся на законодательные и подзаконные. Отнесение норм к одному из указанных видов напрямую зависит от места органа, их издавшего, в иерархии органов государства.

Законодательные нормы содержатся в законах, принимаемых Парламентом, а также издаваемых Президентом в период делегирования ему Парламентом законодательных полномочий (п. 4 статьи 53 Конституции), и указах Президента, имеющих силу Закона, в случаях, предусмотренных п. 2 статьи 61 Конституции; подзаконные нормы — в указах и распоряжениях Президента, постановлениях и распоряжениях правительства, других нормативных актах, издаваемых органами исполнительной власти в пределах своих полномочий.

По адресату выделяют нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти и административно-правовые статусы государственных предприятий и учреждений, общественных объединений, государственных служащих, граждан.

По пределу действия в пространстве различают нормы общеобязательные, установленные для исполнения всеми субъектами административно-правовых отношений, и внутрисистемные, распространяющие требования на нижестоящие звенья исполнительной власти.


Административно-правовые отношения традиционно рассматриваются как урегулированные нормами административного права общественные отношения в сфере государственного управления.

Административно-правовые отношения имеют свою четко определенную структуру. Несмотря на то, что этот вопрос остается до сих пор дискуссионным, общепризнанно, что состав правоотношения образуют следующие элементы: субъект (участник) правоотношений, объект (цель, на достижение которой направлено правоотношение) и содержание фактическое (или материальное) и юридическое.

Субъектом (участником) правоотношения является лицо, наделенное в соответствии с нормой правами и обязанностями. В отличие от субъектов административного права, которые могут быть определены в нормах родовым образом, субъект правоотношения всегда конкретен.

Объектом (целью) административного правоотношения являются, как правило, упорядоченность и согласованность взаимоотношений в сфере государственного управления.


Фактическое (материальное) содержание — это конкретные действия лиц, в которых реализуются права и обязанности сторон, юридическое содержание — субъективные права и обязанности.


3. 1. Граждане как субъекты административного права

2. Общественные и религиозные объединения как субъекты административного

права

3. Президент Республики Казахстан

4. Органы исполнительной власти (Правительство, центральные и местные ор

ганы)

5. Организации как субъекты административного права

Административно-правовой статус граждан является частью их общего правового статуса и включает в себя следующие элементы:

  • административные правоспособность и дееспособность;

  • права и обязанности в сфере государственного управления;

  • административно-правовые гарантии прав и свобод граждан

Административная дееспособность граждан возникает несколько раньше, чем дееспособность в других отраслях права: учащиеся школ вправе требовать от администрации принятия мер по восстановлению нарушенных прав, обращаться в государственный орган по делам молодежи; к детям школьного возраста могут быть применены меры административного принуждения и т. п. В полном объеме административная дееспособность наступает с 18-ти лет.

Функционирование различного рода общественных и религиозных объединений, независимых от государственных органов, - один из атрибутов гражданского общества. Через их деятельность граждане могут удовлетворять разнообразные интересы.

Конституция Республики Казахстан предоставляет гражданам право на свободу объединений (статья 28).

Общественные и религиозные объединения от других организационных образований в обществе отличаются следующим:

  • они создаются только в добровольном порядке и, как правило, гражданами для удовлетворения различных потребностей;

  • занимаются хозяйственно-коммерческой деятельностью или оказанием услуг в социально-культурной сфере в целях обеспечения уставных задач;

  • не имеют государственно-властных полномочий.

Пост Президента был учрежден Законом Казахской ССР "06 учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахской ССР", Постановлением Верховного Совета Казахской ССР "О Президенте Казахской ССР". Правовое положение главы государства в Казахстане определено Конституцией, Конституционным законом "О Президенте Республики Казахстан" от 26 декабря 1995 г.

Сравнительный анализ законодательства государств СНГ свидетельствует о наличии общих и особенных аспектов статуса Президента в каждом из государств, где учрежден подобный государственный институт.

Административно-правовой статус Президента Республики Казахстан включает:

  • социально-правовое назначение данного высшего должностного лица в системе органов государства;

  • порядок выборов (формирования, назначения);

  • компетенцию или полномочия;

  • порядок взаимоотношений с другими органами;

  • ответственность;

  • гарантии деятельности.


Согласно действующему законодательству Президент является главой Республики Казахстан, его высшим должностным лицом. Символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Органы исполнительной власти (Правительство, центральные и местные органы)

Правительство осуществляет исполнительную власть в Республике Казахстан. В соответствии с Конституцией оно возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правовой основой его деятельности являются Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон «О Правительстве Республики Казахстан» и другие акты.

Правительство является коллегиальным органом, в состав которого входят премьер-министр, члены правительства. Его административно-правовой статус имеет ряд особенностей, обусловленных порядкам формирования, компетенцией, институтом отставки и прекращением полномочий. Правительство образуется Президентом; предложения о его структуре и составе вносятся Президенту премьер-министром в десятидневный срок после назначения главы правительства;

Министерства, агентства – центральные органы исполнительной власти

Министерства, агентства входят в систему государственных органов исполнительной власти и определяются в законодательстве как ее центральные органы. Они осуществляют непосредственное управление в различных сферах государственной жизни.

Министерство - наиболее устойчивая организационная форма среди государственных органов. Традиционно в административном праве министерства рассматриваются как органы, осуществляющие государственное управление какой-либо отраслью в административно-политической, экономической, социально-культурной сферах.

В отличие от министерств, для Агентств характерно выполнение межотраслевых управленческих функций. Агентство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям осуществляет свои функции в отношении любых организаций вне зависимости от их ведомственной подчиненности, координирует работу ведомств в области чрезвычайных ситуаций.

Однако сегодня различия между министерствами и агентствами достаточно условны, поскольку министерства в ряде случаев выполняют межотраслевые, управленческие функции (Министерство финансов, Министерство здравоохранения и др.), а некоторые агентства - функции министерств. Не случайно в тактике государственно-управленческой деятельности Казахстана министерства с легкостью преобразуются в агентства и наоборот.

Министерства и агентства образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Казахстан. Их первые руководители (министры и председатели агентств) также назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.


Общегосударственная политика исполнительной власти в областях, районах, городах, районах городов осуществляется ее местными органами, возглавляемыми акимами (статья 87 Конституции Республики Казахстан); отделами, управлениями и другими подразделениями и службами. Эта политика проводится в сочетании с интересами и потребностями соответствующих административно-территориальных единиц.

Субъектами административного права являются также предприятия и учреждения.

К предприятиям относятся организации, осуществляющие как основную хозяйственно-коммерческую деятельность, главная цель которой - получение прибыли.

В отличие от предприятий учреждения выполняют функции в административно-политической, научной, культурно-социальной и других сферах без получения прибыли, а хозяйственно-коммерческая деятельность для них не характерна и может быть только вспомогательной. Это основные признаки, которые разграничивают предприятия и учреждения как субъекты административного права.

Нормативно-правовой основой деятельности предприятий и учреждений являются Гражданский кодекс Республики Казахстан, законодательные и подзаконные акты.

Функционирование любой ветви власти, в том числе исполнительной, во многом определяется применением методов управления.

Методы управления — это способы (приемы):

1) организации деятельности субъекта административного права;

2) решения конкретных вопросов, возникающих в процессе управления;

3) воздействия на волю управляемых.

Конкретные вопросы в процессе управления могут решаться единолично (министром, председателем агентства), коллегиально (на коллегии, научно-методическом совете) или совместно (с участием двух или нескольких министерств, агентств и т.д.). Решения эти оформляются в виде документов — постановлений, приказов, инструкций.

Органы исполнительной власти при реализации политических, социально-экономических и других интересов и потребностей общества и граждан используют административно-правовые методы - субординации и координации.

Выделяются следующие основные черты метода субординации:

  • прямое воздействие на управляемых путем установления их прав и обязанностей;

  • односторонний выбор органом управления способа решения стоящей задачи или конкретного варианта поведения путем определения заданий, порядка и сроков их выполнения, использования ресурсов и регламента условий работы;

  • юридически обязательный характер актов управления, неисполнение которых может повлечь за собой меры административного воздействия;

  • защита прав физических и юридических лиц в порядке, установленном законом.

Таким образом, основу метода составляют властный характер юридического воздействия и государственный авторитет, социальную опору которого образуют публичные интересы.