Файл: Лекция 7 Основы административ.права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.08.2021

Просмотров: 301

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организации, которым направлены материалы, обязаны сообщить органам, их направившим, о мерах общественного воздействия, примененных к лицам, совершившим правонарушения.

По статье 68 КоАП освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения. Это в данном случае определяется самостоятельно органом, уполномоченным рассматривать дело, в результате его объективной оценки. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, ограничивается устным замечанием, которое не влечет за собой никаких правовых последствий для правонарушителя.

Административно-правовой режим — это определенное сочетание административно-правовых средств регулирования (преимущественно позитивных обязываний и запретов), опосредование централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия, которое отражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции.

Суть неравенства сторон — в специфике деятельности органов государственного управления: в силу действующих правовых установлений гражданин должен обращаться к полномочному органу управления (должностному лицу), ибо иного пути для реализации его субъективного права нет. Собственно только одна сторона правоотношений правомочна решить тот или иной вопрос (односторонне вынести юридически властные решения), а другая сторона такого рода полномочиями не владеет.

В основе административно-правового режима лежат следующие принципы:

- разделения властей. Основы административно-правового режима формируются законодательной властью, а исполнительная власть обеспечивает проведение их в жизнь. Именно для этой цели создается исполнительный аппарат, наделенный определенным объемом государственно-властных полномочий. Для этого органам государственного управления общей компетенции (субъектам исполнительной власти — правительству, акимам) закон делегирует право установления предписаний общеобязательного характера;

- связанности администрации законом. Закон очерчивает контуры регулирования (стандарт) администрацией общественных отношений (администрация детализирует закон в пределах стандарта);

- ответственности администрации и ее представителей;

- производности административно-правового режима от конституционного режима;

- невозможности ограничения прав и свобод граждан, за исключением случаев, указанных в Конституции.

Среди правовых режимов выделяются общие и вторичные.

К общим относятся режимы отраслей права, которые охватывают качественно особые виды общественных отношений, требующие по своему содержанию обособленного, юридически своеобразного регулирования. В соответствии с этим для отраслей права характерно обеспечение специфических юридических режимов правового регулирования.


Правовой режим отрасли права представляет собой совокупность юридических средств регулирования - отраслевой юридический инструментарий, опосредованных отраслевым методом правового воздействия и базирующихся на принципах, специфичных для данной отрасли. Особая регулятивная направленность общих, отраслевых режимов является основанием для формирования вторичных режимов в тех общественных отношениях, которые регулируются определенной отраслью права.

Вторичные режимы представляют собой модификации общих, различающиеся друг от друга степенью изменений в конституционном статусе граждан и организаций, количеством дозволений либо особых ограничений, которые заключаются в дополнительных запретах или позитивных обязываниях, количеством функциональных обязанностей у органов государственного управления.

Вторичные административно-правовые режимы делятся на две большие группы: обычные и чрезвычайные (экстремальные).

Для обычных режимов характерны постоянство, отсутствие какой-либо чрезвычайной компетенции у органов государственного управления, большая самостоятельность граждан и организаций по реализации своих субъективных прав.

Обычные административно-правовые режимы могут быть классифицированы по разным основаниям: территории (заповедник), отдельным объектам (оружие, наркотики), видам деятельности (функционирование республиканских систем гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и т. д.

Чрезвычайные (экстремальные) административно-правовые режимы характеризуются ограничением конституционных прав и свобод граждан, хозяйственной деятельности организаций, созданием государственных органов с чрезвычайной компетенцией, наделением существующих государственных органов чрезвычайными полномочиями, возложением на граждан и организации дополнительных обязанностей.

Законодательство установило три разновидности чрезвычайных режимов: чрезвычайное, военное и особое положение.

Правовую основу административно-правовых режимов составляют Конституция и законы, которые закрепляют общие положения как об обычных, так и чрезвычайных режимах.

На основе Конституции и законов Республики Казахстан Президент, субъекты исполнительной власти (органы государственного управления общей компетенции — правительство, акимы) принимают нормативные акты, определяющие содержание вторичных административно-правовых режимов. Несмотря на то, что по юридической природе эти акты Президента, исполнительной власти являются правоустановительными, они должны служить средством правоприменения (исполнения) общих положений законов.

Правовой статус чрезвычайного положения установлен Конституцией и Законом Республики Казахстан «О чрезвычайном положении» от 8 февраля 2003 года, иными нормативно-правовыми актами Республики Казахстан, преимущественно регламентирующими статус и деятельность отдельных органов управления в условиях чрезвычайного положения: местных государственных органов управления, органов внутренних дел и национальной безопасности, органов Министерства обороны, внутренних войск и др.


Целью введения чрезвычайного положения является устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Республики Казахстан.

Чрезвычайное положение - временная мера, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности.

Чрезвычайное положение вводится в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики Казахстан, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства.

Наряду с чрезвычайным положением к экстремальным относится и режим особого положения. Он необходим для предотвращения наступления или ликвидации последствий особых, менее интенсивных, чем при чрезвычайном положении, ситуаций (техногенных, политических, природных), угрожающих нормальной жизнедеятельности людей.

Правовой режим особого положения отличается от чрезвычайного тремя моментами.

Во-первых, разными фактическими и юридическими основаниями установления режимов. Чрезвычайные обстоятельства для введения режима особого положения определяются либо потенциальной угрозой населению, либо тяжестью наступивших последствий. Одно из возможных чрезвычайных обстоятельств с потенциальной угрозой населению приведено в статье 35 Закона Республики Казахстан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 8 июля 1994 г. и пункте 4 постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 31 мая 1994 г. «О карантинной службе Республики Казахстан»: «...при выявлении случаев заболеваний особо опасными (карантинными) инфекциями на территории наведенного пункта, района, области местные исполнительные органы по представлению органов здравоохранения вводят на отдельных территориях карантин с особыми условиями хозяйственной деятельности и жизни населения».

Примером чрезвычайного обстоятельства с отягощенными последствиями может быть чрезвычайная экологическая ситуация, когда на участках и территории в результате хозяйственной или иной деятельности, разрушительного влияния стихийных сил природы, имевшей место аварии происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью людей, состоянию естественных экологических систем, что, как правило, определяется действующим законодательством, регулирующим вопросы экологической безопасности.


Если чрезвычайное положение вводится Указом Президента Республики Казахстан, то особое положение может быть объявлено Правительством и акимами.

Во-вторых, правовой режим особого положения отличается меньшим объемом и жесткостью ограничений нрав граждан и организаций.

Так, в зоне чрезвычайной экологической ситуации приостанавливается деятельность вызвавших эту ситуацию организаций, проводятся меры по отселению людей, восстановлению и оздоровлению экологической обстановки.

При карантине полностью прекращается неконтролируемое движение людей и транспортных средств; ограничиваются перевозки грузов за пределы очага заболеваний; вводится обязательная санитарная обработка грузов, товаров; выявляются и изолируются больные и лица, соприкасающиеся с ними.

В-третьих, правовой режим особого положения отличается незначительным изменением деятельности органов государственного управления, самоуправления и организаций. В условиях особого положения исключительное значение имеет компетенция государственных органов, непосредственно ответственных за ликвидацию экстремальной ситуации. Так, Республиканская чрезвычайная противоэпидемиологическая комиссия при регистрации вспышек инфекционных заболеваний и случаев массовых пищевых отравлений образует временный комитет по ликвидации очага инфекции и утверждает план его работы.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О военном положении» от 5 марта 2003 года режим военного положения связан с состоянием войны. Введение военного положения может предшествовать объявлению состояния войны либо следовать за его объявлением.

Ввиду того, что вооруженное нападение может произойти в период между сессиями Парламента Республики Казахстан, это влияет на порядок деятельности законодательного органа и главы государства по юридическому оформлению состояния войны и военного положения, решения многих организационных вопросов. В любом случае при внезапном вооруженном нападении или угрозе такого нападения на республику Президент немедленно вводит военное положение с последующим незамедлительным внесением этого вопроса на утверждение Парламента. Если в этот момент происходит сессия Парламента, то Парламент, наряду с рассмотрением решения Президента, объявляет состояние войны. Если в период работы сессии Парламента существует только угроза нападения на республику или появляется необходимость выполнения международных договорных обязательств по совместной обороне от агрессии, Парламент объявляет состояние войны, а затем Президент вводит военное положение.

День объявления состояния войны или немедленного введения Президентом военного положения является началом военного времени.

Военное положение - особый правовой режим, предусматривающий комплекс политических, экономических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для предотвращения или отражения агрессии против Республики Казахстан либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности, и вводимый Президентом Республики Казахстан на всей территории Республики или в отдельных ее местностях;


Целью введения военного положения является создание условий для предотвращения или отражения агрессии против Республики Казахстан.