Файл: Курсовая работа по учебной дисциплине Теоретические основы товароведения (в отрасли) на тему Классификация ассортимента товаров.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БЕЛКООПСОЮЗ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»
Кафедра товароведения
Курсовая работа
по учебной дисциплине
«Теоретические основы товароведения (в отрасли)»
на тему: «Классификация ассортимента товаров» (на примере строительных столярных изделий)
| Студент заочной формы получения высшего образования коммерческого факультета группы ТС – 11з Мак А.В. Научный руководитель к.э.н., доцент Целикова Л.В. |
Гомель 2021
содержание
введение………………………………………………………………………. | 3 |
1 Классификация ассортимента товаров как основа его формирования…………………………………………………………………… | 5 |
2 Классификации современного ассортимента строительных столярных изделий ………………………………………………………………………….. | 16 |
3 Свойства и показатели ассортимента строительных столярных изделий и возможные направления их оптимизации…………………………………….. | 21 |
заключение…………………………………………………………………... | 28 |
список использованных источников……………………………. | 29 |
приложения………………………………………………………………….. | |
введение
Развитие рыночных отношений, предпринимательства, установление новых отношений в системе «производство - торговля - потребление», активизация внешнеэкономической деятельности Беларуси и Белкоопсоюза и связанное с этим активное заполнение отечественного рынка товарами, зарождающаяся конкурентная борьба между производителями за рынки сбыта и потребителей своей продукции обусловливают значительное расширение знаний о товарах, их потребительской ценности.
За последние годы товароведение претерпело большие изменения в связи с техническим переоснащением промышленности, использованием новых материалов, что повлекло за собой быстрое обновление структуры ассортимента, улучшение потребительских свойств и повышение требований потребителей. Научная классификация и товарная группировка являются основой формирования оптимального ассортимента, размещения товаров в торговых предприятиях, планирования и учета товарооборота.
Изучение потребительских свойств товаров, умение обеспечить уход за ними необходимы для правильной организации обслуживания потребителей.
Всестороннее изучение покупательского спроса и эксплуатационных возможностей изделий позволяет составлять обоснованные заказы промышленности, воздействовать на производство с целью расширения ассортимента и повышения качества продукции.
Целью курсовой работы является исследования свойств и показателей ассортимента строительных столярных изделий и возможные направления их оптимизации.
Задачи курсовой работы:
- датьклассификацию ассортимента товаров как основа его формирования;
- рассмотреть классификацию современного ассортимента строительных столярных изделий;
- изучить свойства и показатели ассортимента строительных столярных изделий и возможные направления их оптимизации
Объект – строительные столярные изделия, реализуемые в магазине «Деревянный».
Предмет курсовой работы – ассортиментстроительных столярных изделий и его классификационные особенности.
Методы исследования: аналитический метод изучения данных документации, учета и анализа данных о динамике и структуре продаж; метод наблюдения; метод опросов; метод построения карт позиционирования; физико-химические методы оценки качества строительных столярных изделий.
Теоретическая основа курсовой работы - этоучебники, учебные пособия отечественных и зарубежных авторов, таких, как Алексеева Н.С., Конобеевой А.Б., Косаревой О.А., Целиковой Л.В. и других ученых, занимающиеся проблемой товароведения непродовольственных товаров.
Нормативная база исследования: статистические сборники, НПА и ТНПА по проблеме.
Информационная основа: статистические данные, отчетность, данные учета и оперативной торговли строительных столярных изделий магазина «Деревянный».
Структура курсовой работы: введение, три главы основной части, заключение, список использованных источников. приложения.
Содержание курсовой работы: 30страниц, 9 таблиц, 7 рисунков, 21 наименований использованных источников.
1 Классификация ассортимента товаров как основа его формирования
Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.
Определенная совокупность или перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (по назначению, сырью и материалам, из которых они изготовлены и т.д.), называется ассортиментом.
С экономической точки зрения, ассортимент – это один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения конкретных изделий.
Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков (СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения»). Термин произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Ассортимент товаров: Набор товаров, объединенных по какому-либо признаку или совокупности признаков (СТБ 1393-2003).
Показатель ассортимента товаров: Количественная характеристика одного или нескольких свойств ассортимента товаров (СТБ 1393-2003).
Ассортиментный перечень товаров: Часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже (СТБ 1393-2003).
Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей.
По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый.
Промышленный ассортимент — ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием (СТБ 1393-2003).
Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представленный в торговой сети
В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный (СТБ 1393-2003):
- простой ассортимент товаров:
Ассортимент товаров, представленный такими видами товаров, которые классифицируются не более чем по трем признакам.
- сложный ассортимент товаров:
Ассортимент товаров, представленный такими видами товаров, которые классифицируются более чем по трем признакам.
- укрупненный ассортимент товаров:
Ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров.
- развернутый ассортимент товаров (Ндп. внутригрупповой ассортимент): Ассортимент товаров, представленный разновидностью товаров.
- структура ассортимента товаров: Соотношение выделенных по определенному признаку совокупности товаров в наборе.
Видовой ассортимент — набор товаров различных видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности.
Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, но разных торговых марок. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками товаров.
Сопутствующий ассортимент— набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.
Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.
Рациональный ассортимент — набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации.
Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию).
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным и прогнозируемым.
Реальный ассортимент — действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.
Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности. [1, с.93]
Классификация ассортимента товаров представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Классификация ассортимента товаров
Следует различать понятия «ассортимент» и «номенклатура». Номенклатура – понятие более широкое, чем ассортимент. Номенклатура может включать несколько видов ассортимента, объединенных общей характеристикой. Ассортимент более детален, это понятие широко применяется при определении сбалансированности спроса и предложения конкретных изделий.
Основными нормативными документами, регламентирующими ассортимент товаров, является:
– стандарты на продукцию. В них устанавливается перечень видов, наименований ассортимента, групп, составляющих базовую широту и базовую полноту ассортимента. В стандартах предусматриваются специальные разделы, в некоторых стандартах приводится краткая характеристика видов и разновидностей;
– каталоги, прейскуранты, прайс-листы. Эти нормативные документы изготавливают фирмы-изготовители или организации. Они информируют потребителей об ассортименте и стоимости товаров;
.– законодательная база.
Свойство ассортимента — особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.
Показатель ассортимента — количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество трупп, подгрупп, видов и наименований товаров.
Единицей измерения показателей ассортимента является наименование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки.
Рассмотрим показатели ассортимента более подробно.
Широта ассортимента — количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп, включенных в ассортимент магазина. [4, с. 208]
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.
Действительная широта (Шд) — фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).
Базовая широта (Шб) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями торговой организации. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах.
Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Номенклатура свойств и показателей ассортимента рассмотрена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Номенклатура свойств и показателей ассортимента. [1, с.94-95]
Наименования и условные обозначения | Расчет показателей | |
свойства | показатели | |
1 | 2 | 3 |
Широта (Ш): Действительная Базовая | Показатель широты (Ш): Действительный (Шд) Базовый (Шб) Коэффициент широты (Кш) | Кш=(Шд/Шб)х100% |
Полнота (П): Действительная Базовая | Показатель полноты (П): Действительный (Пд) Базовый (Пб) Коэффициент полноты (Кп) | Пд=д однородной группы товаров Пб=б однородной группы товаров Кп=(Пд/Пб)х100% |
Глубина (Гл) | Показатель глубины: Действительный (Глд) Базовый (Глб) Коэффициент глубины (Кг) | Кг=(Глд/Глб)х100% |
Устойчивость(У) | Показатель устойчивости (У) Коэффициент устойчивости (Ку) | У=у Ку=(У/Шд)х100% |
Новизна (обновление) (Н) | Показатель новизны (Н) Степень (коэффициент) обновления (Кн) | Н=н Кн=(н/Шд)х100% |
Структура (С) | Относительный показатель структуры (Сi) отдельных товаров (i) | Ci=Ai/Si |
Ассортиментный минимум (перечень)(Ам) | Показатель ассортиментного минимума (Ам) | Ам=м |
Рациональность (Р) | Коэффициент рациональности (Кр) | Кр=(∑m(Ку*ву+Кн*вн+Кг*вг)/3 |
Гармоничность (Г) | Коэффициент гармоничности(Кгар) | Кгар=nгар/Шд |