Файл: Курсовая работа по учебной дисциплине Теоретические основы товароведения (в отрасли) на тему Классификация ассортимента товаров.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БЕЛКООПСОЮЗ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»


Кафедра товароведения
Курсовая работа
по учебной дисциплине

«Теоретические основы товароведения (в отрасли)»

на тему: «Классификация ассортимента товаров» (на примере строительных столярных изделий)




Студент заочной формы

получения высшего

образования коммерческого

факультета группы ТС – 11з

Мак А.В.

Научный руководитель

к.э.н., доцент

Целикова Л.В.





Гомель 2021

содержание


введение……………………………………………………………………….

3

1 Классификация ассортимента товаров как основа его формирования……………………………………………………………………


5

2 Классификации современного ассортимента строительных столярных изделий …………………………………………………………………………..


16

3 Свойства и показатели ассортимента строительных столярных изделий и возможные направления их оптимизации……………………………………..


21

заключение…………………………………………………………………...

28

список использованных источников…………………………….

29

приложения…………………………………………………………………..





введение

Развитие рыночных отношений, предпри­нимательства, установление новых отношений в системе «производство - торговля - потребле­ние», активизация внешнеэкономической дея­тельности Беларуси и Белкоопсоюза и связан­ное с этим активное заполнение отечественно­го рынка товарами, зарождающаяся конкурент­ная борьба между производителями за рынки сбыта и потребителей своей продукции обус­ловливают значительное расширение знаний о товарах, их потребительской ценности.

За последние годы товароведение претерпело большие изменения в связи с техническим пере­оснащением промышленности, использованием новых материалов, что повлекло за собой быстрое обновление структуры ассортимента, улучше­ние потребительских свойств и повышение тре­бований потребителей. Научная классифика­ция и товарная группировка являются основой формирования оптимального ассортимента, размещения товаров в торговых предприятиях, планирования и учета товарооборота.


Изучение потребительских свойств товаров, умение обес­печить уход за ними необходимы для правиль­ной организации обслуживания потребителей.

Всестороннее изучение покупательского спроса и эксплуатационных возможностей изделий позволяет составлять обоснованные заказы про­мышленности, воздействовать на производство с целью расширения ассортимента и повыше­ния качества продукции.

Целью курсовой работы является исследования свойств и показателей ассортимента строительных столярных изделий и возможные направления их оптимизации.

Задачи курсовой работы:

- датьклассификацию ассортимента товаров как основа его формирования;

- рассмотреть классификацию современного ассортимента строительных столярных изделий;

- изучить свойства и показатели ассортимента строительных столярных изделий и возможные направления их оптимизации

Объект – строительные столярные изделия, реализуемые в магазине «Деревянный».

Предмет курсовой работы – ассортиментстроительных столярных изделий и его классификационные особенности.

Методы исследования: аналитический метод изучения данных документации, учета и анализа данных о динамике и структуре продаж; метод наблюдения; метод опросов; метод построения карт позиционирования; физико-химические методы оценки качества строительных столярных изделий.

Теоретическая основа курсовой работы - этоучебники, учебные пособия отечественных и зарубежных авторов, таких, как Алексеева Н.С., Конобеевой А.Б., Косаревой О.А., Целиковой Л.В. и других ученых, занимающиеся проблемой товароведения непродовольственных товаров.

Нормативная база исследования: статистические сборники, НПА и ТНПА по проблеме.

Информационная основа: статистические данные, отчетность, данные учета и оперативной торговли строительных столярных изделий магазина «Деревянный».

Структура курсовой работы: введение, три главы основной части, заключение, список использованных источников. приложения.

Содержание курсовой работы: 30страниц, 9 таблиц, 7 рисунков, 21 наименований использованных источников.

1 Классификация ассортимента товаров как основа его формирования

Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.



Определенная совокупность или перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (по назначению, сырью и материалам, из которых они изготовлены и т.д.), называется ассортиментом.

С экономической точки зрения, ассортимент – это один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения конкретных изделий.

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по ка­кому-либо или совокупности признаков (СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения»). Термин произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Ассортимент товаров: Набор товаров, объединенных по какому-либо признаку или совокупности признаков (СТБ 1393-2003).

Показатель ассортимента товаров: Количественная характеристика одного или нескольких свойств ассортимента товаров (СТБ 1393-2003).

Ассортиментный перечень товаров: Часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже (СТБ 1393-2003).

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей.

По местонахождению товаров различают ассортимент про­мышленный и торговый.

Промышленный ассортимент — ассортимент товаров, выра­батываемый отдельной отраслью промышленности или отдель­ным промышленным предприятием (СТБ 1393-2003).

Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представлен­ный в торговой сети

В зависимости от широты охвата товаров различают сле­дующие виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный (СТБ 1393-2003):

- простой ассортимент товаров:

Ассортимент товаров, представленный такими видами товаров, которые классифицируются не более чем по трем признакам.

- сложный ассортимент товаров:

Ассортимент товаров, представленный такими видами товаров, которые классифицируются более чем по трем признакам.

- укрупненный ассортимент товаров:

Ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров.

- развернутый ассортимент товаров (Ндп. внутригрупповой ассортимент): Ассортимент товаров, представленный разновидностью товаров.

- структура ассортимента товаров: Соотношение выделенных по определенному признаку совокупности товаров в наборе.

Видовой ассортимент — набор товаров различных видов, раз­новидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности.


Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, но разных торговых марок. Такие товары наряду с удовлетворени­ем физиологических потребностей в значительной мере нацеле­ны на удовлетворение социальных и психических потребно­стей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками товаров.

Сопутствующий ассортимент— набор товаров, которые вы­полняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.

Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, ви­дов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.

По степени удовлетворения потребностей различают рацио­нальный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент — набор товаров, который обес­печивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации.

Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяю­щий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию).

В зависимости от характера потребностей ассортимент мо­жет быть реальным и прогнозируемым.

Реальный ассортимент — действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или про­давца.

Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который дол­жен будет удовлетворять предполагаемые потребности. [1, с.93]

Классификация ассортимента товаров представлена на рисунке 1.1.



Рисунок 1.1 -  Классификация ассортимента товаров

Следует различать понятия «ассортимент» и «номенклатура». Номенклатура – понятие более широкое, чем ассортимент. Номенклатура может включать несколько видов ассортимента, объединенных общей характеристикой. Ассортимент более детален, это понятие широко применяется при определении сбалансированности спроса и предложения конкретных изделий.

Основными нормативными документами, регламентирующими ассортимент товаров, является:

– стандарты на продукцию. В них устанавливается перечень видов, наименований ассортимента, групп, составляющих базовую широту и базовую полноту ассортимента. В стандартах предусматриваются специальные разделы, в некоторых стандартах приводится краткая характеристика видов и разновидностей;


– каталоги, прейскуранты, прайс-листы. Эти нормативные документы изготавливают фирмы-изготовители или организации. Они информируют потребителей об ассортименте и стоимости товаров;

.– законодательная база.

Свойство ассортимента — особенность ассортимента, прояв­ляющаяся при его формировании и реализации.

Показатель ассортимента — количественное и/или качест­венное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество трупп, подгрупп, видов и наименований товаров.

Единицей измерения показателей ассортимента является на­именование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки.

Рассмотрим показатели ассортимента более подробно.

Широта ассортимента — количество групп, видов, разно­видностей и наименований товаров однородных и разнородных групп, включенных в ассортимент магазина. [4, с. 208]

Это свойство характеризуется двумя абсолютными показате­лями — действительной и базовой широтой, а также относи­тельным показателем — коэффициентом широты.

Действительная широта (Шд) — фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имею­щихся в наличии (д).

Базовая широта (Шб) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято ко­личество видов, разновидностей и наименований товаров, или максимально возможное. Выбор критериев определения базо­вого показателя широты определяется целями торговой органи­зации. Например, при анализе ассортиментной политики мага­зинов-конкурентов в качестве базового можно взять макси­мальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах.

Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение дей­ствительного количества видов, разновидностей и наименова­ний товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Номенклатура свойств и показателей ассортимента рассмотрена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Номенклатура свойств и показателей ассортимента. [1, с.94-95]


Наименования и условные обозначения

Расчет показателей

свойства

показатели

1

2

3

Широта (Ш):

Действительная

Базовая

Показатель широты (Ш):

Действительный (Шд)

Базовый (Шб)

Коэффициент широты (Кш)


Кш=(Шд/Шб)х100%

Полнота (П):

Действительная

Базовая

Показатель полноты (П):

Действительный (Пд)

Базовый (Пб)

Коэффициент полноты (Кп)


Пд=д однородной группы товаров

Пб=б однородной группы товаров

Кп=(Пд/Пб)х100%

Глубина (Гл)

Показатель глубины:

Действительный (Глд)

Базовый (Глб)

Коэффициент глубины (Кг)


Кг=(Глд/Глб)х100%

Устойчивость(У)

Показатель устойчивости (У)

Коэффициент устойчивости (Ку)

У=у

Ку=(У/Шд)х100%

Новизна (обновление) (Н)

Показатель новизны (Н)

Степень (коэффициент) обновления (Кн)

Н=н

Кн=(н/Шд)х100%

Структура (С)

Относительный показатель структуры (Сi) отдельных товаров (i)

Ci=Ai/Si


Ассортиментный минимум (перечень)(Ам)

Показатель ассортиментного минимума (Ам)

Ам=м

Рациональность (Р)

Коэффициент рациональности (Кр)

Кр=(∑m(Ку*ву+Кн*вн+Кг*вг)/3

Гармоничность (Г)

Коэффициент гармоничности(Кгар)

Кгар=nгар/Шд