Файл: Курсовая работа по учебной дисциплине Теоретические основы товароведения (в отрасли) на тему Классификация ассортимента товаров.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примечание: Источник собственная разработка на основании данных организации
Показатели полноты и устойчивости ассортимента строительных столярных изделий за 2020 год, рассмотрим в таблице 3.4.
Таблица 3.4 - Показатели полноты и устойчивости ассортимента строительных столярных изделий магазина «Деревянный» за 2020 г.
Розничный торговый объект/ перечень ассортимента | Фактическое наличие разновидностей товаров по данным контрольных проверок ассортимента | Количество товаров по ассортиментному перечню | Коэффициент полноты ассортимента | Коэффициент устойчивости ассортимента | ||
1-я проверка, 15.02.2020г. | 2-я проверка, 15.06.2020г | 3-я проверка, 15.11.2020г | ||||
Брус | 4 | 5 | 4 | 5 | 0,80 1,00 0,80 | 0,87 |
Вагонка | 9 | 10 | 11 | 11 | 0,82 0,91 1,00 | 0,91 |
Доска | 12 | 15 | 14 | 16 | 0,75 0,94 0,88 | 0,85 |
Наличник, нащельник, рейки, штапик | 18 | 19 | 19 | 20 | 0,90 0,95 0,95 | 0,93 |
Плинтус | 4 | 4 | 5 | 5 | 0,80 0,80 1,00 | 0,87 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Из представленных данных в таблице 3.4 видно, что коэффициент устойчивости бруса составляет 0,87 или 87%, коэффициент устойчивости вагонки 0,91 или 91%, доски – 0,85 или 85%, коэффициент устойчивости мелких строительных столярных изделий (реек, наличников, штапиков и др.) составляет 0,93% или 93%. Плинтуса деревянные имею показатель 0,87 или 87% от общего обязательного ассортимента представленной в магазине продукции.
Таким образом, можно отметить, что представленный в магазине ассортимент является широким, достаточно устойчив, имеет высокое качество и пользуется спросом покупателей.
В управлении товарным ассортиментом часто прибегают к объемно - стоимостному анализу, т.е. разделению товаров на группы в соответствии с объемами реализации по позициям.
В большинстве случаев объемно - стоимостной анализ показывает, что основной объем реализации (70-80 процентов) обеспечивается весьма немногими номенклатурными позициями (10-20 процентов).
Если нужно подразделить товары более чем на две классификационные группы, то прибегают к системе “анализа АВС”. По этой системе товары подразделяются на 3 группы по реализации - А, В и С.
Таблица 3.5 – Анализ АВС строительных столярных изделий в розничном товарообороте пиломатериалы, деревянные изделия магазина «Деревянный» за 2018-2020 гг.
Показатель | Годы | Категория | ||
2018 | 2019 | 2020 | ||
Пиломатериалы, деревянные изделия, тыс.р. в том числе: | 937 | 1055 | 1188 | |
Доска | 277 | 312 | 348 | А |
уд. вес в реализации, % | 29,56 | 29,57 | 29,29 | |
Вагонка | 284 | 301 | 338 | |
уд. вес в реализации, % | 30,31 | 28,53 | 28,45 | |
Брус | 162 | 239 | 272 | В |
уд. вес в реализации, % | 17,29 | 22,65 | 22,90 | |
Наличник, нащельник, рейки, штапик | 106 | 109 | 116 | С |
уд. вес в реализации, % | 11,31 | 10,33 | 9,76 | |
Плинтус | 108 | 94 | 114 | |
уд. вес в реализации, % | 11,53 | 8,91 | 9,60 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Для магазина «Деревянный» по строительным столярным изделиям в категорию А вошли товары с удельным весом в товарообороте от 25-30%%, категорию В товары которые имеют долю от 24-20%%, в категорию С - ниже 20 %.
Таким образом, к категории А относятся доска и вагонка, которые составили около 30% в реализации, в категорию В попал брус который составил в среднем 20%.
В категории С товары из группы строительные столярные изделия такие, как плинтус, наличники, рейки, штапики их относительная доля в среднем 10%.
Результаты по методу АВС – анализа представлены в таблице 3.6
Как видно из таблицы 3.6 в группе А – 47,37% артиклей, что составляет 57,74% в общем объеме продаж, в группе В – 8,77% в общем количестве артиклей или 22,90% в объеме продаж. Группа С состоит из 25 артиклей и составляет 19,36% от общего объема продаж.
Таблица 3.6 – Результат АВС-анализ строительных столярных изделий магазина «Деревянный» за 2020 г.
Группы товаров | Объем продаж, тыс р. | Доля (в объеме продаж), % | Количество артиклей, ед. | Удельный вес (в общем количестве), ед. |
Группа А | 686 | 57,74 | 27 | 47,37 |
Группа В | 272 | 22,90 | 5 | 8,77 |
Группа С | 230 | 19,36 | 25 | 43,86 |
Итого | 1188 | 100 | 57 | 100 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Совершенствование ассортимента осуществляется регулированием комплекса его свойств и показателей. Управление ассортимента осуществляется систематическим анализом сложившейся структуры ассортимента, формированием предпочтительного ассортимента, его оптимизацией. Но проблема магазина «Деревянный» состоит не только в сложившейся структуре ассортимента, но и в месте расположения магазина – одной из основных причин пониженного спроса. О месте нахождении магазина знают только местные покупатели, так как он находится во дворах. Для решения этой проблемы необходимо изменить место аренды помещения на более выгодное, но для этого необходимы денежные средства. Следовательно, нужно увеличить объем продажи, чтобы увеличить прибыль.
Для увеличения объема продажи необходимо, кроме рекламной политики, проведения маркетинговых мероприятий и т.п., уделять внимание формированию ассортимента, управлению им, совершенствованию его показателей. Нужно постараться сформировать ассортимент, максимально приближенный к рациональному.
Чтобы определить основные направления формирования ассортимента, необходимо сначала установить текущие и перспективные потребности покупателей. Для этого нужно провести маркетинговые исследования такими методами как социологический опрос или наблюдение. На основе полученных данных определить направление формирования ассортимента.
При низком спросе те или иные товары, низкой прибыльности при их реализации необходимо сократить их ассортимент.
Ассортимент тех товаров, на которые спрос увеличился, возросла рентабельность реализации, усилилась конкуренция, появились новые изготовители или более совершенные товары данного вида, необходимо расширить ассортимент.
Углубление ассортимента, то есть предложение новых марок товаров и/или их модификации, необходимо проводить, если рынок предлагаемых товаров насыщен; если есть более известные, пользующиеся спросом марки.
Если ассортимент обладает высокой степенью обновления и низкой устойчивостью (что маловероятно для магазина), то необходимо его стабилизировать.
На удовлетворение новых, постоянно меняющихся потребностей населения, повышения конкурентоспособности магазина, для стимулирования сбыта необходимо проводить обновление ассортимента. То есть реализовывать новые товары, более совершенные по качеству или функциональным характеристикам.
В ассортименте магазина должны быть отражены особенности спроса потребителей товара, составлены группы взаимозаменяемых товаров и незаменяемых, должны присутствовать новые товары.
В магазине следует провести мерчандайзинг, то есть грамотную выкладку товаров на стеллажах и размещение последних в торговом зале.
Необходимо сменить таблички при входе и более эффектно оформить внешний вид магазина. Это будет значительно привлекать покупателей, что повысит их приток. Так же в магазине необходимо сделать ремонт, включая крыльцо и входные двери.
Предложенные мероприятия по совершенствованию показателей ассортимента в этом магазине даны на усмотрение руководителя и могут им не использоваться.
Данные мероприятия помогут магазину значительно повысить спрос и рентабельность реализации товаров. Формирование рационального ассортимента является одним из важнейших факторов стимулирования сбыта и увеличения объемов реализации.
заключение
Успешная коммерческо-хозяйственная деятельность субъектов рынка требует оптимизации товарного ассортимента. В связи с этим большое внимание уделяется его формированию.
Формирование (комплектование) торгового ассортимента магазина — серьезная и ответственная коммерческая работа. Она требует знания состава населения, обслуживаемого магазином, потребностей, его покупательной способности, знания моды, учета климатических, сезонных и национальных особенностей. Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики реализуемой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем.
Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. В последние годы формирование торгового ассортимента стало осуществляться не только по товарно-групповому принципу, но и по признаку потребительского назначения товаров.
Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели — оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей.
На основе анализа проведенного в курсовой работе можно сделать вывод о том, что магазин «Деревянный» на протяжении всего исследуемого периода работало эффективно, расширяло ассортимент, улучшало его показатели.
Применив предложенные мероприятия по совершенствованию показателей ассортимента, магазин может значительно повысить спрос, уровень рентабельности реализации товаров, увеличить объем продаж, улучшить свое экономическое состояние.