Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Многие великие люди хорошо владели приёмами шахматной игры, уделяли шахматам огромное внимание как игре, развивающей интеллект человека (А.Пушкин, М. Лермонтов, И.Тургенев, Л.Толстой, И.Репин, Д.Менделеев, А.Герцен и многие другие).
Игра связана с огромным и длительным физическим, нервным и эмоциональным напряжением. Победе на шахматной доске характерна высокая физическая и нервно-эмоциональная выносливость, стойкость к стрессу. Поэтому песня В. Высоцкого о том, как Бобби Фишер готовился к шахматному турниру, тренируясь в самых разнообразных видах спорта, повышающих общую физическую подготовленность, работоспособность, выносливость – не шутка, не преувеличение, а отражение реальной необходимости тренировок.
4. Что такое когнитивная сфера человека
Когнитивная сфера личности – это своеобразный механизм, который позволяет человеку обучаться на протяжении всей жизни и параллельно применять полученные знания. Когнитивную сферу изучает когнитивная психология.
Когнитивная сфера является познавательным инструментом. Поэтому включает в себя следующие процессы:
- Перцептивные, к которым относятся внимание, восприятие, ощущения. Их главная функция заключается в том, чтобы получить как можно больше информации из внутренней и внешней среды. - -- Мнемические, к которым относятся память и все ее компоненты: забывание, воспроизведение, сохранение, запоминание. Их работа направлена на то, чтобы надолго сохранить полученную информацию в психике.
- Интеллектуальные, к которым относятся речь, воображение, мышление. Эти процессы отвечают за обмен информацией, восполнение недостающих данных, а также порождение новых образов и умозаключений.
От развития организма зависит активность познавательной сферы. К примеру, у дождевых червей зафиксированы только ощущения, у лягушек, которые любят лакомиться длинными червяками, хорошо развито восприятие, у цаплей, которые с удовольствием употребят лягушку, можно наблюдать не только восприятие, но и мышление с памятью.
Аналогичным образом существует связь между когнитивной сферой и развитием у людей. Успешным человеком в социальной среде будет более развитый индивид.
Когнитивные способности — это навыки мозга усваивать и обрабатывать информацию об окружающем нас мире. К ним относят память, внимание, когнитивную гибкость, воображение, речь, возможность логически рассуждать, воспринимать информацию органами чувств. Когнитивные способности отличают человека от животного, они необходимы для выживания и развития. Именно они позволяют нам запоминать дорогу от дома до работы, вдумчиво читать документы, одновременно готовить ужин и общаться с членами семьи.
Внимание — это способность концентрироваться на задаче в течение длительного времени, даже если вокруг есть отвлекающие факторы или если вы одновременно выполняете несколько задач. Этот навык особенно ценят работодатели — часто они ищут многозадачных сотрудников, продуктивных в условиях аврала.
Распределенное внимание отвечает за умение сосредотачиваться на разных делах, например, одновременно слушать учителя, смотреть на доску и конспектировать лекцию. Сфокусированное внимание позволяет концентрироваться только на одном стимуле или действии.
Внимание напрямую связано с нашей памятью. Если вы не можете как следует сосредоточиться на информации, вам не удастся ее запомнить и воспроизвести. Проблемы с концентрацией внимания приводят к частым ошибкам, несвоевременному завершению проектов, конфликтам в коллективе, если вы невнимательно слушали собеседника и не проявили должного участия.
Память позволяет нам воспроизводить опыт и впечатления, пережитые в прошлом, вспоминать признаки предметов и явлений, стихи, формулы, рецепты, дни рождения и другую информацию, которая поступает в мозг.
Представьте, что вы едете на велосипеде мимо людей, вывесок, домов и машин. Вы фиксируете эти объекты, но забываете о них через полсекунды, потому что эта информация вам не нужна. Так работает мгновенная память. Если же вы можете удержать в голове образ прохожего в течение 30 секунд, то вам помогла кратковременная память. Именно она помогает нам поддерживать беседу, не теряя ее сути, и читать книги, помня сюжет.
Когнитивная гибкость - гибкость ума позволяет адаптироваться к новым условиям, быстро менять стратегию и искать альтернативные решения задачи. Когнитивная гибкость выручает, когда нужно придумать нестандартный выход из ситуации, перейти от одного вида деятельности к другому, перенести неудачу и проработать ошибки.
Как правило, когнитивные навыки активнее всего формируются детстве, когда мозг более пластичен и без труда выстраивает новые пути в нейронных сетях. Поэтому так часто говорят, что в детстве легко учиться новому. Но это совсем не приговор для взрослого человека.
Да, с возрастом у людей ухудшается память и замедляется скорость обработки информации. После 30 лет человек становится более консервативным, его мировоззрение уже во многом сформировано, пережитый опыт оберегает от ошибок, а без них практически не бывает развития.
Тем не менее, постоянное обучение и открытость к новым горизонтам остаются самыми востребованными навыками в наши дни.
Контролировать естественное снижение когнитивных способностей можно с помощью образования и получения новых полезных учебных навыков. С возрастом учиться особенно полезно. Образование позволяет развивать когнитивные навыки, а когнитивные навыки помогают эффективнее учиться.
5. Влияние шахмат на когнитивные способности человека
Когнитивные способности можно улучшить. Для этого нужно заниматься физической активностью, вести правильный образ жизни: высыпаться, уменьшить уровень стресса, поддерживать и развивать социальные связи, играть в интеллектуальные игры.
Игры для мозга — не панацея, но и они помогут держать в тонусе память, восприятие, мышление, скорость и качество обработки информации. Головоломки, мнемотехники, задания на внимательность — отличный способ скоротать время в автобусе или в перерыве на работе, отдохнуть с друзьями или семьей.
Шахматы - это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.
Так как мозг работает подобно мышцам, ему, как и любой мышце, требуются нагрузки, чтобы избежать травм и истощения. Во время одного исследования 75 человек, которые принимали в нем участие, постоянно занимались мозговой активностью, в том числе и играли в шахматы. И это привело к значительному снижению вероятности развития слабоумия. Собственно, как мышцы, которые не получают физических нагрузок, теряют силу, так и неиспользование мозга ведет к потере его мощности. Это еще одна причина, по которой стоит начать играть в шахматы.
Игроки в шахматы знают, что данная игра улучшает память. Быть хорошим игроком – это значит помнить все ходы, которые совершил ваш противник, а также все время вспоминать, какие из них могут быть в том или ином случае наиболее эффективными со стороны игрока. Это не пустые слова, есть и научные доказательства. В ходе двухлетнего исследования в 1985 году группе студентов была предоставлена возможность в любое время играть в шахматы. В результате их оценки повысились абсолютно по всем предметам, а преподаватели отметили, что эти студенты стали демонстрировать лучшую память и лучшие организационные навыки. То же исследование было повторено с детьми – и результаты подтвердились. Дети, которые играли в шахматы, стали лучше все запоминать, а их вербальные навыки также улучшились.
Шахматная партия – это как одна большая загадка, которую необходимо решить на ходу, так как ваш противник все время меняет условия. В 1992 году в рамках исследования около пятисот школьников были разделены на три группы. Первая группа занималась традиционными уроками математики, вторая заменяла математику шахматами, начиная со второго класса, а третья – с первого. В результате в ходе централизованного тестирования оценки третьей группы выросли очень заметно, а также третья группа внушительно обошла первую по результатам.
Также шахматы улучшают концентрацию внимания. И пример этому, эксперты по шахматам могут выглядеть как рассеянные, немного странные ученые, но правда заключается в том, что те гримасы, которые они корчат во время игры, являются результатом предельной концентрации, которой требует игровой процесс. И именно концентрацию вы можете улучшить, играя в шахматы. Если вы отвлечетесь или подумаете о чем-то другом хотя бы на мгновение, это может привести к тому, что вы проиграете партию, так как ваш противник не обязан отчитываться вам, как именно он походил. Большое количество исследований по всему миру раз за разом подтверждают, что способность концентрироваться становится лучше благодаря игре в шахматы.
Шахматы давно уже перестали быть просто игрой, во многих странах мира, введены как обязательный учебный предмет в учебных заведениях. А для шахматистов, шахматы – это профессиональная деятельность, которой они зарабатывают себе на жизнь.
Содержанием шахмат как спортивной игры является активная мыслительная деятельность, включающая способность оперировать мысленными образами и схемами. Абстрактно-логическое мышление, имеющее место в шахматной игре, предполагает использование выделенных свойств объекта и определенных последовательностей на основе причинно-следственных связей. Шахматное творчество невозможно без применения логических понятий, суждений, умозаключений, анализа и синтеза. Опираясь на логический анализ, игрок выбирает новый, более рациональный путь для достижения своих целей, тем самым осуществляя творческий поиск новых игровых возможностей.
Таким образом, шахматы способствуют развитию аналитического мышления, логического мышления, абстрактного мышления, памяти, концентрации внимания, воображения, счетных способностей. Также занятия шахматами оказывают воспитательное воздействие: формируют и совершенствуют усидчивость, терпение, выдержку, решительность, выносливость, находчивость, чувство ответственности. Развивают умение преодолевать трудности, составлять план действий, оценить ситуацию и принять решение, закаляют характер и силу воли.
Заключение
Таким, образом, шахматы развивают теоретическое, логическое и абстрактное мышление, память, воображение, изобретательность, мастерство в составлении плана и принятии оптимального решения в сложной ситуации. Шахматы развивают мыслительную деятельность. Не зря говорят, что шахматы – это гимнастика ума.
Тот, кто с детских лет связан с шахматами, быстрее находит и проявляет себя в разной деятельности - работе, науке, искусстве.
Список литературы
-
Борис, Григорьев Загадки шахмат / Григорьев Борис. - М.: Бослен, 2017. - 183 c. -
Гик, Е. Я. Беседы о шахматах / Е.Я. Гик. - М.: Просвещение, 2015. - 160 c. -
Дыдышко Логика современных шахмат / Дыдышко. - М.: Мн: Полымя, 2016. - 432 c. -
Иконникова О.Н., Масалова С.И. Когнитивно-дидактические аспекты обучения шахматам, Шахматы как инструмент когнитивно-личностного развития студентов и школьников // Когнитивные исследования на современном этапе. КИСЭ – 2014: Сборник статей Пятой Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 116-119. -
Карпов Все о шахматах / Карпов, Гик А; , Е. - М.: Гранд, Фаир-Пресс, 2015. - 506 c. -
Новотельнов, Н. А. Знакомьтесь: шахматы / Н.А. Новотельнов. - М.: Лениздат, 2017. - 256 c. -
Рохлин, Я.Г. Книга о шахматах / Я.Г. Рохлин. - Москва: Наука, 2019. - 208 c. -
Тимощук, Николай История в шахматах / Николай Тимощук. - М.: Олимпия, Человек, 2015. - 240 c. -
. Ушакова, Д. В. Когнитивная психология / Под редакцией В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 480 c. -
Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002. - 160 c.