Файл: А. А. Егорова 2017 г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 часа и 35 минут в год. Доступ к информации, хранящейся в облачной информационной системе, может получить каждый, кто имеет компьютер, планшет, любое мобильное устройство, подключенное к сети интернет. У пользователей нет постоянной привязанности к одному рабочему месту.
4. Высокая технологичность и эластичность ИС.
При использовании облачных вычислений отмечается абсолютная эластичность предоставляемых под потребности бизнеса мощностей, которые можно использовать для хранения, анализа и обработки данных. Это означает, что применение облачных информационных технологий позволяет минимизировать простои ИС и оборудования, а также, исключить дефицит мощностей при высокой загрузке ИС (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Эластичность облачных технологий
5. Уменьшение воздействия на окружающую среду.
Во многих странах, в том числе и в Российской Федерации, объявлен курс на энергосберегающие («зеленые») технологии. В соответствии с «зеленой» концепцией центры обработки данных должны использовать энергосберегающие технологии при проектировании и эксплуатации. Как показывает практика, для уменьшения воздействия на окружающую среду выгоднее использовать облачные


13 услуги, которые используют «зеленые» технологии, чем внедрять такие технологии в локальной ИТ-инфраструктуре.
Повышение эффективности объясняется тем, что вся нагрузка переносится с большого количества небольших серверов в огромные дата центры технологического гиганта. Это позволяет максимально оптимизировать нагрузки на оборудование и облегчает его содержание. По информации Google использование облачных сервисов не только позволяет сэкономить деньги на оборудовании и персонале, но и на электроэнергии. По анализу средняя компания, которая переходит с собственных серверов на облачный сервис, экономит от 65% до 87% электроэнергии потребляемой оборудованием и компьютерами

4

Основным риском, связанным с использованием облачных технологий, принято считать безопасность корпоративных данных. Конфиденциальность данных является основной причиной в России, сдерживающей предприятия переносить свои серверы в облако. Особых поводов для опасения нет, так как информация при передаче по открытым каналам данных тщательно шифруются.
Кроме того, в условиях современной рыночной конкуренции каждый провайдер облачных сервисов старается улучшить свои технологии для гарантии безопасности и сохранности данных. Несмотря на это, наибольшее число, а именно59% российских компаний, испытывают сомнение в конфиденциальности своих данных при использовании облачных серверов и отдают предпочтение своим внутренним ИС

5

При выборе любой модели предоставления облачных сервисов необходимо принять решение о типе облака, в котором будет развернуто решение. Уровень безопасности корпоративных данных может также зависеть от типа облака.
Тип облака определяет модель размещения и использования физической инфраструктуры, которая будет перенесена из центра обработки данных заказчика.

14
Частное облако – компьютерные ресурсы, объединенные в так называемый пул, который представляет собой набор служб, проектируемый и контролируемый частным предприятием т.е. частное облако используется для предоставления сервисов внутри одной компании, которая является одновременно и заказчиком и поставщиком услуг. Это вариант реализации облачной концепции, когда компания создает ее для себя самой, в рамках организации. В первую очередь реализация данной концепции снимает один из важных вопросов, который непременно возникает у заказчиков при ознакомлении с этой концепцией – вопрос о защите данных с точки зрения информационной безопасности. Поскольку облако ограничено рамками самой компании, этот вопрос решается стандартными существующими методами. Для частного облака характерно снижение стоимости оборудования за счет использования простаивающих или неэффективно используемых ресурсов. А также, снижение затрат на закупки оборудования за счет сокращения логистики (не думаем, какие сервера закупать, в каких конфигурациях, какие производительные мощности, сколько места каждый раз резервировать и т.д.) В сущности, мощность наращивается пропорционально растущей в целом нагрузке, не в зависимости от каждой возникающей задачи – а, так сказать, в среднем. И становится легче и планировать, и закупать и реализовывать — запускать новые задачи в производство.
Публичное облако – общедоступное облако, созданное для больших групп пользователей, инфраструктура которой создается и обслуживается провайдером, предоставляющим облачные услуги.
Гибридное облако – сочетание двух предыдущих моделей развертывания.
Позволяет импортировать данные и приложение между частным и публичным облаком.
Виртуализованные дата-центры позволяют объединять ресурсы в рамках организации: корпоративный ИТ-отдел на базе виртуализации снижает неравномерность потребления ресурсов. Однако размер объединенных ресурсов и


15 проблемы с перемещением нагрузки с одной виртуальной машины на другую, снижают степень оптимизации эффективности ИТ-инфраструктуры. Частное облако включает не только виртуализацию. Ресурсы объединены в рамках организации в большей степени, чем в отделах, и нагрузки беспрепятственно перемещаются между физическими серверами, что увеличивает надежность и доступность ресурсов. Публичное «облако» имеет те же архитектурные особенности, что и частное, но предоставляет более широкие возможности в плане масштабирования и сглаживания разных типов неравномерности потребления ресурсов различных пользователей. С точки зрения технологии частное и публичное облака не сильно различаются. Однако частное облако вызывает меньше нареканий относительно безопасности и реже противоречит требованиям надзорных органов по организации безопасной работы критически важных приложений [32].
Использование публичного облака исключает прозрачность, а следовательно – контроль. В соответствии с законом компания продолжает нести всю ответственность за свою конфиденциальную информацию, однако она может не знать, где хранятся ее данные (один этот факт нарушает некоторые государственные нормативы по защите информации), каким образом они защищены или какие прочие скрытые и анонимные поставщики услуг принимают участие в оказании услуги. Дальше говоря о преимуществах частных облаков, стоит отметить, что в этом случае компания полностью контролирует облачную инфраструктуру и сетевые ресурсы на этапе между источниками данных и облаком. Публичные облака зависят от публичной сетевой инфраструктуры, которая может варьироваться в широких пределах.
Организации малого бизнеса могут перевести всю технологическую инфраструктуру и большую часть бизнес-приложений в публичное облако, и любая разумная молодая компания полагается на использование облака. Но для средних компаний и крупных корпораций, которые располагают набором устаревших специфических для данного бизнеса приложений и несут

16 ответственность за большие объемы важной информации, использование публичного облака является неразумным [6].
Универсальным вариантом может считаться сочетание лучших возможностей обеих моделей: доступ к услугам по требованию в публичном облаке и управляющего контроля, присущего частному облаку. Такое гибридное облако может увеличить гибкость – динамическое сочетание внутренних и внешних ресурсов [41].
Публичные облака, тем не менее, являются приемлемым выбором, когда:

стандартизированное приложение используется большим количеством людей, пример – электронная почта;

необходимо протестировать работу программного кода или приложения;

используется SaaS-приложение от проверенного провайдера, имеющего проработанную стратегию в области безопасности;

требуется подкрепить возможности собственной инфраструктуры в ситуации пиковых нагрузок;

облачные сервисы нужны для обеспечения совместной работы.
Обеспечение безопасности и соответствия требованиям регулирования является самым главным источником опасений для руководителей ИТ- подразделений при использовании облачных вычислений. В первую очередь это относится к публичному облаку и от части к гибридному. Частное облако предоставляет возможность усилить безопасность и соответствие требованиям регулирования за счет интеграции соответствующих средств в определения и принципы управления конкретными данными и другими ресурсами, а не только за счет их защиты по периметру с помощью брандмауэров. Вся текущая инфраструктура безопасности, включая брандмауэры, шифрование и пароли, продолжает использоваться в частном облаке. Можно внедрить и правила доступа к ресурсам, их использования и размещения, а также управления ими в виртуальные контейнеры этих ресурсов. Это можно реализовать с нужным


17 темпом, начав с наиболее конфиденциальной информации и критически важных приложений.
На данный момент различают три основные модели облачных сервисов
(рисунок 1.3):
1. Инфраструктура как сервис (Infrastructure as a Service или IaaS).
2. Платформа как сервис (Platform as a Service или PaaS).
3. Программное обеспечение как сервис (Software as a Service или SaaS).
Рисунок 1.3 – Модели облачных сервисов
Рассмотрим каждую модель более подробно.
IaaS – инфраструктура как сервис. Данный подход заключается в том, что выделяется инфраструктура по требованию, например, некоторое количество виртуальных машин, на которые можно установить любые операционные системы. Заказчик сам настраивает маршрутизацию, балансировку нагрузки, базы данных и т.д. Ему просто выделяют инфраструктуру, работающую в датацентре, о

18 месте положении которого заказчик просто-напросто может не знать. IaaS состоит из трех основных компонентов:
1.
Аппаратные средства (серверы, системы хранения данных, клиентские системы, сетевое оборудование и т.д.).
2.
Операционные системы и системное ПО (средства виртуализации, автоматизации, основные средства управления ресурсами).
3.
Связующее ПО (например, для управления системами).
IaaS основана на технологии виртуализации, позволяющей пользователю оборудования делить его на части, которые соответствуют текущим потребностям бизнеса, тем самым увеличивая эффективность использования имеющихся вычислительных мощностей. Пользователь должен будет оплачивать всего лишь реально необходимые ему для работы серверное время, дисковое пространство, сетевую пропускную способность и другие ресурсы. Кроме того, IaaS предоставляет в распоряжение клиента весь набор функций управления в одной интегрированной платформе.
Одной из главной ценности для бизнеса модели IaaS, является процесс выгрузки задач в облако в период необходимости максимального количества вычислительных ресурсов. В этом случае достигается неплохая экономия, за счет того, что предприятиям не нужно вкладывать средства в приобретение дополнительных серверов, загруженных на 70% мощности дважды или трижды в год, а в остальное время работающих с символической нагрузкой.
PaaS – платформа как сервис. Решения PaaS самая молодая модель облачных сервисов. Суть PaaS решений в том, что выделяется не набор простых виртуальных машин, а целая платформа. Это позволяет не думать какой стоит сервер, а просто разработать и развернуть свое приложение в облаке.
Уникальность PaaS состоит в том, что она позволяет разработчикам создавать и развертывать приложения на предлагаемой инфраструктуре.
Другими словами, PaaS позволяет воспользоваться практически безграничными вычислительными ресурсами облачной инфраструктуры.


19
Существующие сегодня PaaS-решения настолько разнообразны по характеру решаемых задач, что выделить их родовое свойство довольно трудно. Если говорить в общем, то все PaaS-решения позволяют повысить эффективность труда разработчиков приложений [3].
Двумя главными компонентами PaaS являются вычислительная платформа и стек решений. Вычислительная платформа в своем простом виде представляет собой место, где может без проблем работать программное обеспечение, если оно отвечает стандартам этой платформы. Типичными примерами платформ являются: Windows, OS X и Linux для операционных систем; Google Android,
Windows Phone и iOS для мобильных вычислений [9].
SaaS – программное обеспечение как сервис. Сервис по запросу, когда пользователь вообще ничего не делает в плане настройки, а только потребляет.
Самая старшая разновидность облачных услуг, появившаяся раньше, чем сам термин облачные вычисления. Из всех облачных решений только SaaS приложения непосредственно доступны конечному пользователю, и этим они принципиально отличаются от решений класса IaaS и PaaS, которые направлены не на пользователей, а на разработчиков и владельцев ИТ-систем.
SaaS предоставляет дешевый способ использования программного обеспечения – использование по требованию вместо покупки лицензии на каждый компьютер, особенно когда большинство компьютеров не используется почти 70-
80% времени. В отличие от покупки нескольких лицензий для одного пользователя, чем ближе время использования лицензии компанией к 100%, тем больше денег компания экономит.
Размер и масштаб инфраструктуры SaaS по сравнению с локальной сетью несопоставимы, учитывая количество клиентов, которых нужно обслужить, но концепции остаются схожи. В случае с лвс, один мейнфрейм поддерживает достаточное количество экземпляров программного обеспечения для обслуживания всех клиентов, подключающихся в пределах локальной сети. А в случае SaaS «облака», множество различных вычислительных ресурсов, которые

20 создают общий вычислительный кластер, способный выполнять большое количество экземпляров программного обеспечения, необходимого для обслуживания клиентов по всему миру.
SaaS-системы занимают устойчивые позиции в сфере корпоративных решений класса CRM и ERP. Поскольку SaaS-решением можно начать пользоваться сразу после оплаты, сроки внедрения таких систем сокращаются до предела по сравнению с традиционным программным обеспечением, что бывает особенно выгодно в условиях быстро растущего малого и среднего бизнеса и позволяет экономить на зарплатах. Использование электронной почты по модели
SaaS позволяет сэкономить на зарплате системного администратора, а бухгалтерские SaaS сервисы позволяют малым компаниям экономить на зарплате бухгалтера и сотрудников, занимающихся учетом. Хотя эти системы и не могут конкурировать в полной мере с традиционным бухгалтерским программным обеспечением, они позволяют решать большую часть повседневных задач, с которыми сталкиваются индивидуальные предприниматели, а также оказывают существенное подспорье бухгалтерам, работающим по совместительству.
Одна из многообещающих тенденций развития SaaS-приложений — это взаимная интеграция различных SaaS-сервисов, что обеспечивает комбинацию функциональных возможностей.
Ярким примером SaaS приложения – Office 365 от Microsoft. Это единое облачное предложение, содержащее настольный пакет Office, доступный по подписке и инструменты для совместной работы – портал, обмен сообщениями, объединенные коммуникации. Развернутое решение не требует обслуживания со стороны ИТ-специалистов и расходов на дорогое серверное оборудование, поэтому Office 365 особенно привлекателен для компаний, которые стремятся сложить с себя непрофильные ИТ-затраты.
Для удобства восприятия информации и краткого итога приведем перекрестную матрицу концепций трех категорий облачных вычислений (таблица
1.2).