Файл: 10. Состав правоотношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Прим

Применение права: понятие, признаки, виды, стадии, принципы

понятие, признаки, виды, стадии, принципы


Применение права – это регламентированная нормами права и осуществляемая в процедурной форме властная деятельность компетентных государственных или иных уполномоченных органов (должностных лиц) по реализации норм права для конкретного случая и индивидуально-определенного субъекта, выражающаяся в принятии индивидуально-конкретного государственно-властного предписания (правоприменительного акта).

 Таким образом, применение права представляет собой властную деятельность компетентных органов (должностных лиц) по решению конкретных юридических дел, выражающуюся в принятии правоприменительных актов.

 Признаки правоприменения:

1.

Осуществляется только уполномоченными органами (должностными лицами) в пределах их компетенции.

2.

Имеет государственно-властный характер.




3.

Представляет собой индивидуальное поднормативное регулирова-ние общественных отношений, так как осуществляется на основе норм права.

4.

Осуществляется в установленной нормами права процедурной форме.




5.

Направлено на решение конкретных юридических дел.

6.

Его результатом является принятие правоприменительного акта, содержащего индивидуально-конкретное властное предписание.

 Правоприменение представляет собой комплексную деятельность, так как применение одних норм одновременно требует использования, соблю-дения и исполнения других норм.

 Необходимость в применении права возникает, когда:

а) субъективное право и/или юридическая обязанность не могут возникнуть и/или реализоваться без властной деятельности компетентных органов (должностных лиц);


б) имеется спор о праве, и стороны не могут сами прийти к согласованному решению;

в) имеются препятствия для осуществления прав и/или обязанностей;

г) юридические обязанности не исполняются добровольно;

д) совершено правонарушение и возникает необходимость в привлечении правонарушителя к юридической ответственности;

е) необходимо установить наличие фактов или признать их юридически значимыми;

ж) определенные правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующих правоприменительных органов, а также в иных случаях.

 Виды правоприменения:

1.

Позитивное правоприменение/правоисполнительная деятельность. Осуществляется на основе регулятивных норм права в целях индивидуального регулирования положительных общественных отношений и связано реализацией регулятивной функции права.

2.

Юрисдикционное правоприменение/правоохранительная деятельность. Осуществляется на основе охранительных норм права и направле-нона охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений и связано реализацией охранительной функции права.

 Стадии правоприменения:

I. Установление фактических обстоятельств дела:

1.

определение круга юридически значимых фактов;

2.

сбор и процессуальное закрепление добытых фактов;




3.

исследование фактов, т.е. установление их достоверности и достаточности.

 II. Установление юридической основы дела:

1.

выбор нормы права (или нескольких норм права), рассчитанной на данные фактические обстоятельства и подлежащей применению в данном деле;

2.

проверка правильности текста нормы права;




3.

проверка действия нормы права во времени, пространстве и по кругу лиц;

4.

уяснение содержания нормы права путем ее толкования.


 Первые две стадии имеют подготовительный характер. Их разделение достаточно условно. На практике они протекают одновременно, так как правоприменителю приходится обращаться как к фактической, так и к юридической основе дела. Таким образом, устанавливается и то, и другое.

 III. Принятие решения (эта стадия является основной и завершающей):

1.

подготовка проекта правоприменительного акта;

2.

проверка соответствия проекта правоприменительного акта нормам права;




3.

принятие правоприменительного акта: его надлежащее оформление и подписание;

4.

доведение принятого правоприменительного акта до исполнителя и заинтересованных лиц.

 Факультативные стадии:

IV. Исполнение решения.

 V. Контроль исполнения.

 Принципы правоприменения:

1.

Законность. Означает, что решение по делу принято на основе норм права.

2.

Обоснованность. Означает, что решение, принятое по делу, основывается на полном, точном, всестороннем исследовании фактических обстоятельств дела, на их объективной оценке и на непредвзятом отношении к заинтересованным лицам.




3.

Целесообразность. Означает, что правоприменитель должен при-нять по делу наиболее целесообразное решение, т.е. решение, наиболее соответствующее данной ситуации. Целесообразное решение – это всегда законное решение. Незаконное решение не может быть целесообразным.

4.

Справедливость. Означает, что правоприменитель должен принять по делу наиболее справедливое решение, т.е. решение, основанное на нравственных принципах. Справедливость решения основывается на его законности и обоснованности.





5.

Своевременность. Правоприменитель должен принять решение по делу в сроки, установленные нормами права, либо в разумные сроки (если они точно не определены).

6.

Экономичность. Правоприменительная деятельность должна быть основана на рациональном использовании различных ресурсов (материальных, финансовых, информационных, трудовых и т.д.).




7.

Эффективность. В результате правоприменительной деятельности должна достигаться цель – упорядочение конкретных общественных отношений.

Акты применения права: понятие, признаки, виды, соотношение с нормативными правовыми актами


Правоприменительный акт – официальный правовой документ, принятый уполномоченным органом (должностным лицом) в ходе решения конкретного юридического дела и содержащий индивидуально-конкретное властное предписание.

 Признаки правоприменительного акта:

1.

Принимается уполномоченным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции.

2.

Принимается в ходе правоприменительной деятельности.




3.

Направлен на решение конкретного юридического дела.

4.

Имеет государственно-властный характер.




5.

Принимается на основе норм права и индивидуализирует их применительно к конкретной ситуации и конкретным лицам.

6.

Оформляется в виде официального правового документа, имеет установленную форму и реквизиты.




7.

Адресован индивидуально-определенным лицам.

8.

Реализуется однократно.




9.

Выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий, т.е. возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

 Соотношение нормативного правового акта и правоприменительного акта

1. Общие черты:

а) являются правовыми актами;

б) принимаются уполномоченными органами (должностными лицами) в пределах их компетенции;

в) принимаются в порядке, предусмотренном нормами права;

г) имеют государственно-властный характер и обязательны к исполнению;