Файл: Социальнополитическая структура. Во главе государства стоял хан.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
1)Ак орда;Государственно-административное устройство ,этно политическая структура
Социально-политическая структура.
Во главе государства стоял хан – верховный распорядитель всех земель, ханская власть передавалась по наследству от отца к сыну. Ханами избирались только потомки Чингисхана – султаны-чингизиды (огланы). На второй ступени власти находились вожди родов и племен: эмиры, беки, бии, баи. Государственные дела решались на ханском совете, в который входили улусбеки, эмиры, беки, бии. У хана были советники-везиры. Верховным органом власти был курултай, созывавшийся раз в год, в летнее время. На курултае рассматривались вопросы внутреннего и внешнего положения ханства.
В Ногайской Орде предводителей тюркских племен называли мурзами, в Ак-Орде, ханстве Абулхаира и Могулистане – эмирами. В аппарате ханской власти широко употреблялся титул бек, который присваивали военачальникам и высшим чиновникам: улусбек, туменбек, мынбек. Титул бий в основном носили народные судьи. Монгольский титул нойон получали представители богатой знати. Видные военачальники могли носить титул бахадур или батыр. Простых кочевников-скотоводов называли карача (чернь).
Виды собственности на землю.
Завоеванные земли Чингисхан разделил между сыновьями. Они назывались инджу (приданое) и передавались с живущим на них населением. Налоги с инджу поступали в ханскую казну или в распоряжение его владельцев. Инджу ханов Золотой Орды находились в Поволжье. Инджу правителей Чагатайского государства – в плодородных долинах рек Чу и Талас.
Согласно письменным источникам, существовало четыре вида собственности на землю:
-
государственные земли; -
земли, полученные в качестве инджу; -
вакуфные земли (земли мусульманских религиозных учреждений и служителей религии; -
земли, переданные в наследственную собственность (мульк).
Условной земельной собственностью были икта и союргаль – земли, данные ханом за преданную службу. Они не передавались по наследству. В случае предательства или смерти военачальника или государственного чиновника они изымались и передавались другому лицу по указанию хана.
Налоги и повинности.
Органы государственной власти содержались за счет налогов, которые платило население. Налоги и повинности иногда заменяли тагаром – налогом для снабжения войск продовольствием. Во время правления Улугбека, внука эмира Тимура, тагар собирали в городах Сауран, Сайрам, Отрар, где были расположены его войска. Правители Могулистана взимали тагар в городах Жетысу и Кашгарии. Земледельцы в зависимости от величины земельного надела платили налог калан. Скотоводы-кочевники в пользу ханов и султанов платили налоги зякет, согым, сыбага. Оседлое и городское население должно было платить налоги харадж и бадж. Эти виды налогов появились после монгольского завоевания и в ХII–ХIV веках распространились на все подчиненные монголам земли. В Золотой Орде и Чагатайском улусе с кочевников-скотоводов взимался налог капшуыр в размере одного процента поголовья скота. В Могулистане при Тоглук-Тимуре увеличился размер налога калан, что вызвало недовольство населения. Вероятно, это было связано с завоевательной политикой хана и необходимостью содержать войска. С этой же целью налогом зякет облагались городские торговцы и ремесленники на юге Казахстана. Скотоводы полукочевых районов, у которых было мало скота, платили согым (скот на убой) и выполняли различные трудовые и воинскую повинность. Военная служба наносила ущерб их хозяйству.
Государственно-административное устройство.
Постепенно понятие «улус» стало использоваться в значении «государство», а также «страна», «народ» или для обозначения господствовавшего в улусе племени. Административная структура власти почти во всех ханствах этого времени на территории Казахстана была одинаковой. Во всех государствах ханская власть передавалась по наследству, только в Ногайской Орде власть находилась в руках биев. Очень часто в политическом и экономическом отношениях хан зависел от воли родовой и племенной знати. Важную роль в государственных делах играли улусбеки: активно участвовали в возведении ханов на трон, командовали армией, устанавливали дипломатические отношения с другими государствами.
К высшим должностным лицам относились
атабеки и кокилташи – воспитатели ханских наследников. Высокими должностными лицами в Могулистане были наибы: они были советниками при несовершеннолетних ханах. За порядком, исполнением обычаев и традиций на тоях, свадьбах и праздниках следили жасаулы. Они также контролировали, чтобы каждый в ханском дворце соблюдал свое место в соответствии с общественным положением. Ханские советники носили титул инак, руководитель ханской дворцовой службы – ишик ага басы. Лица, занимавшиеся организацией ханской охоты, назывались миршикарами. Правители, ханские наместники в городе или местности, следившие за сбором налогов и порядком, именовались даругами.
2)казахские комитеты в контексте русской революции 1917г цели задачи значение
После Февральской буржуазно-демократической революций, как уже отмечалось, появились органы власти Временного правительства, которые исполняли на местах решения, принятые центральной властью в Петербурге. Возникли органы власти по классовому, социальному признаку - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. И, вполне естественно, были образованы органы власти, имеющие четкую национальную ориентацию, направленные на создание казахского национально-государственного образования в форме автономии; решение аграрного вопроса, вопросов образования, суда, религии и т. п. Это были казахские комитеты которые появились во многих областях сразу после ликвидации царского административного аппарата на местах. Прошедшие весной 1917 года областные съезды казахов узаконили факт существования казахских комитетов. Например, в протоколе заседания Уральского областного съезда (19-22 апреля 1917 г.) говорилось: «Председатель временного областного киргизского комитета Алибеков доложил собранию о деятельности комитета по день съезда и заявил о сложении полномочий всего состава комитета, предложив избрать съезду новый областной комитет из лиц, облеченных доверием киргизской части области, представленной на съезде». Аналогичным образом происходило образование казахских комитетов в других областях Казахстана. В марте-апреле они были созданы в Верном, Акмолинске, Семипалатинске, Аулие-Ате и т. д. Структурно казахские комитеты подразделялись на аульные
, волостные, уездные, областные.
Взаимоотношения органов Временного правительства с казахскими комитетами носили двоякий характер. Комитеты поощряли лишь те мероприятия, которые, по их мнению были действительно необходимы и совпадали с интересами местного населения. Это вопросы поддержания спокойствия и порядка, организации аульной и волостной милиции и др. Вместе с тем острые разногласия между казахскими комитетами и органами Временного правительства вызывали сохранение органов переселенческого управления и игнорирование требований казахов в области аграрных отношений. Казахские комитеты ставили вопросы о прекращении деятельности переселенческих управлений, запрете изъятия земли, расширении прав землепользования казахами. Казахские комитеты сотрудничали с другими комитетами и общественными движениями, например с Советами. Так, Семипалатинский областной казахский комитет имел коалиционное соглашение с Советом рабочих и солдатских депутатов, Советом крестьянских и казачьих депутатов и исполнительным областным комитетом. Но случаи сотрудничества казахских комитетов и Советов были редки, чтобы говорить о них как о тенденции. Таким образом, создание казахских комитетов после Февральской буржуазно-демократической революции стало первой реальной попыткой решения вопроса национально-государственного устройства в Казахстане в противовес унитаристским идеям Временного правительства.
3)Идея малого октября фиГолощекина;содержание и последствия,В сентябре 1925 года Филипп Исаевич Голощекин становится первым секретарём Казкрайкома. На партконференции в Кзыл-Орде он сделал далеко идущий вывод: «в Казахстане в период с сентября 1917 года до сентября 1925 года не было Советской власти. [2, с. 193] Тем самым, он подчеркивал, что ему придется начинать с нуля, и перечёркивал работу, проделанную его предшественниками.Голощёкин говорил, что «Октябрьский ураган пронёсся мимо казахского аула, мало задев его и поэтому казахской степи необходим «Малый Октябрь». [2, с. 193] Выдвинув эту идею, он провозгласил основной задачей разрушение традиционной общины через ликвидацию социальной дифференциации. Следующим шагом должен был стать массовый переход казахов к осёдлому образу жизни, в его понимании - сверхфорсированное оседание казахских скотоводческих хозяйств.Многие представители республиканского партийно-хозяйственного актива не разделяли его взглядов и радикальных методов управления. Голощёкин начал широко внедрять административно-командные принципы работы в государственных органах, чем также вызвал активное сопротивление со стороны ряда членов партийной верхушки страны. Являясь опытным аппаратчиком, Голощёкин понимал, что необходимо «обрезать крылья» своим противникам. Он отправил письмо Сталину, в котором обосновывал правильность своего курса, спрашивая чрезвычайных полномочий для осуществления идеи «Малого Октября». Получив положительный ответ, он начал борьбу с теми, кто выступил против его курса. В 1926 г. в «национал-уклонизме» были обвинены С. Садвакасов и С. Ходжанов. Гонениям подверглись С. Сейфуллин, М. Мурзагалиев, Н. Нурмаков, С. Мендешев и др. Многие из них были сняты со своих постов. В конце 1928 г. начались первые аресты политических противников Голощекина, в числе которых были А. Байтурсынов, М. Дулатов, Ж. Аймаутов, М. Жумабаев. Через два года были арестованы М. Тынышпаев, Ж. Досмухамедов, X. Досмухамедов и многие другие представители национальной интеллигенции. В результате массовых гонений на местные национальные партийно-советские кадры сформировался послушный центру бюрократический аппарат, готовый выполнить любую команду сверху.Фактически
устранив оппозицию в Казахстане, Голощёкин начал претворение в жизнь своей идеи «Малого Октября». В 1926-1927 гг. был осуществлен передел пахотных и пастбищных угодий. Около 1 360 тыс. десятин сенокосов и 1 250 тыс. десятин пашни были отобраны у зажиточных хозяйств и переданы беднякам и середнякам. Однако ожидаемого эффекта эта мера не принесла. Не имеющие скота хозяйства не могли воспользоваться переданными им сенокосами и пастбищами и в большинстве случаев возвращали их прежним хозяевам.Следующим шагом стала конфискация имущества крупных баев-скотовладельцев с выселением их вместе с семьями за пределы районов проживания. Намечалось конфисковать имущество и скот около 700 хозяйств. Согласно документам, скот был отобран у 696 хозяйств, однако на самом деле это цифра была гораздо выше. Так, только в Акмолинском округе вместо 46 по плану конфискации и выселению было подвергнуто более 200 хозяйств, в Петропавловском вместо 34 хозяйств - 102 и т.п. Всего в результате кампании около 145 тыс. голов скота были переданы беднякам [3, с. 285]. Следует заметить, что конфискации подвергались не только крупные скотовладельцы, но и середняки, замеченные в нелояльности властям. Усиливался также налоговый пресс в отношении зажиточных хозяйств, вынужденных выплачивать большую часть сельхозналога.В 1927-28 гг. в стране разразился хлебозаготовительный кризис. Если в 1927 г. было заготовлено 430 млн. пудов, то в следующем - только 300 млн. пудов, причем началось повсеместное уменьшение посевных площадей. Крестьяне вынуждены были это делать, так как закупочные цены государства были ниже рыночных в три раза. В ответ власти начали кампанию коллективизации.Основной своей целью коллективизация преследовала создание системы коллективных хозяйств (колхозов) с полным отчуждением крестьян от средств производства и распределения результатов этого производства. Советское правительство рассчитывало за счёт средств, полученных от развития аграрного сектора, провести ускоренную индустриализацию. Традиционное же хозяйство, опирающееся на частную собственность, на землю и скот, не могло в короткие сроки дать необходимые средства. Лишившись собственности, колхозник практически превращался в раба государства, не имевшего даже паспорта. Колхозная система позволила изымать до 40% производимого хлеба, в то время как ранее с трудом, вооруженной силой выколачивалось только 15%.Таким образом, коллективизация занимала важное место в плане социалистического строительства. Она должна была решить проблему накоплений для проведения индустриализации, средства на которую планировалось выкачать из сельскохозяйственной сферы.В Казахстане коллективизация должна была в основном завершиться к 1932 г., однако Голощёкин форсировал этот процесс. Он воспринимал эти сроки как некую планку, которую во что бы то ни стало нужно перепрыгнуть. «В постановлениях V пленума Кзыл-Ординского окружкома ВКП (б) прямо ставилась задача полностью коллективизировать сельское хозяйство округа уже к концу 1930 г. [2, с. 209]Другими словами, Голощёкин относился к коллективизации как к очередной ударной кампании, о проведении которой следует как можно скорее рапортовать. В свою очередь, деловые качества республиканского руководства стали оцениваться по проценту коллективизированных хозяйств.В процессе коллективизации нарушение принципа добровольности и законности приняли повсеместный характер. Наиболее распространёнными являлись такие приёмы принуждения, как угрозы выселения за пределы района проживания, превентивный арест «в воспитательных целях», зачисление в так называемые подкулачники и т.д.Одновременно с коллективизацией активно шла хлебозаготовительная кампания. В колхозах отбирали все запасы зерна, включая семенной фонд, на скотоводческие районы также накладывались обязательства сдавать зерно, и казахи были вынуждены для выполнения их менять скот на хлеб. В широких масштабах шла кампания по заготовке мяса и шерсти, приведшая к массовому забою скота. Зимой 1930 г. поступила