Файл: Социальнополитическая структура. Во главе государства стоял хан.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
команда по дополнительной заготовке шерсти, что привело к гибели большого количества овец от холода.В тоже время набирал обороты процесс раскулачивания зажиточных крестьян. В рамках раскулачивания было в 1930-31 г. выслано за пределы республики около 6 800 человек. В то же время в Казахстан из других регионов СССР было переселено 180 тыс. раскулаченных, лишенных средств существования.Благодаря коллективизации государство получило в свой арсенал действенное орудие беспрепятственной «выкачки» продукции их аграрного сектора. В 1931 г. урожай зерновых в стране составил 69 млн. т., в свою очередь по хлебозаготовкам было изъято 22,8 млн. т., то есть одна треть. [4, с. 493] Таким образом, государство проводило беспрецедентное по своим масштабам ограбление крестьянства.Данная грабительская политика государства не могла не встречать сопротивление колхозов. Предпринимались попытки не только скрыть зерно и мясо, но и не выкашивались полосы хлеба у дорог, оставлялись колосья на полях и т.д. Однако, в 1932г. был принят закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной собственности», в соответствии с которым за подобные дела грозил расстрел, а при «смягчающих обстоятельствах» - 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества. Только за первый год действия данного закона было осуждено 33 тыс. человек.Конечно, население Казахстана пыталось сопротивляться насильственной коллективизации и конфискации сельскохозяйственной продукции. Так, в 1929-1931 гг. имело место более 400 восстаний, в которых участвовало более 80 тыс. человек. Волнения обрели настолько широкий размах, что Голощёкин обратился к Сталину с просьбой о разрешении использовать для борьбы с ними части Красной Армии, поскольку войск ОГПУ для этого уже не хватало. За участие в восстаниях было осуждено более 5 тыс. 500 человек, из них 883 расстреляно. Жертв внесудебных расправ было ещё больше.Процесс коллективизации сопровождался насильственным оседанием казахов. При этом совершенно игнорировались принципы добровольности: целые районы переводились на осёдлость исключительно в административном порядке и форсированными темпами.Кампания по переводу кочевых и полукочевых хозяйств к оседлости имела следующую динамику: 1930 г. - 78 136, 1931 г. - 77 508, 1932 г. - 77 674 и 1933 г. - 24 208 хозяйств. В рамках оседания создавались скотоводческие посёлки, в которые сгонялись сотни хозяйств с большой территории. Следствием подобного скопления было то, что скотоводы лишались хозяйственного простора и возможности маневрировать стадами в поисках воды и корма. Другими словами, в таких образованиях не соблюдался принцип соотнесённости численности сельхоз животных и природного кормового потенциала. Это приводило к тому, что скот, собранный в одно место, начинал погибать от голода.В итоге даже по официальным данным количество скота в республике сократилось на 20 млн. голов, т.е. наполовину, а в 1931 г. - еще на 10 млн. голов. Животноводство страны, таким образом, понесло огромные потери. С 1928 по 1932 год численность крупного рогатого скота сократилась с 6 млн. 509 тыс. до 965 тыс. голов, овец - с 18 млн. 566 тыс. до 1 млн., 386 тыс. голов, лошадей - с 3 млн. 616 тыс. до 416 голов, верблюдов - с 1 млн. 42 тыс. до 63 тыс. голов.Показательны высказывания Голощёкина в отношении негативных последствий проводимой им в Казахстане политики оседания: «В процессе перевода кочевого населения на социалистический путь развития нельзя обойтись без жертв». Ошибки, допущенные руководством республики, стали трагическими для населения. Вместо обещанного хлебного изобилия страна получила массовый голод, поразивший все без исключения районы Казахстана. По свидетельствам московского отряда Красного креста, работавшего в Актюбинской области, сообщается, что казахи охвачены голодом и эпидемией, собаки и кошки съедены полностью, передают о случаях трупоедства. Уже весной 1931 г. с мест в Алма-Ату, ставшую к тому времени столицей, стали поступать сведения о голоде, однако Голощёкин их игнорировал и лишь ужесточал административный нажим. В итоге в течение 1931-33 гг. умерло около 2 млн. казахов и 200-250 тыс. казахстанцев других национальностей.Большой урон численности коренного населения нанесли откочёвки. Почти четвёртая часть первоначальной совокупности населения откочевали в годы голода за пределы республики. Из них 616 тыс. безвозвратно и 414 тыс. впоследствии вернулись в страну. Из безвозвратно откочевавших около 200 тыс. человек ушли за рубеж - в Китай, Монголию, Иран, Афганистан, Турцию. Таким образом, масштабы невосполнимой убыли коренного населения Казахстана в годы трагедии составили 50 % его первоначальной численности.
4)общественное устройство сакских племен,формы скотоводческого хозяйства,развитие ремесла
Сакские племена расселялись по всей территории нынешнего Казахстана. Так, саки-тиграхауда жили в Жетысу. Их отличали остроконечные шапки. Саки-парадарайя, или заморские саки, населяли Приаралье и низовья Сырдарьи. Южнее них расселялись саки-хаумаварга – саки, изготовлявшие напиток хаома. Саки-исседоны проживали в Центральном Казахстане. Аргиппеи и массагеты проживали северо-восточнее Арала.
Племенной союз саков обитал на территории Казахстана в период раннего железного века, в VIII–III вв. до н. э. В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство. Мы можем судить об этом благодаря археологическим и письменным источникам. Так, представителей знати хоронили в богатых высоких курганах, а простых людей – в малых погребениях.
Сакское общество в основном состояло из трех групп: воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Сакские воины носили одежду красного и желто-красного цветов, жрецы предпочитали одежду белого цвета, а скотоводы и земледельцы носили одежду желтого или синего цветов. Каждое из сакских племен управлялось своим вождем, или царем. Вожди происходили из сословия воинов и обладали большой властью. Их власть передавалась по наследству. Основную массу населения составляли рядовые общинники – скотоводы. Важные вопросы племени решались на народном собрании. Женщины участвовали в собрании наряду с мужчинами. Таким образом, общественный строй саков представлял собой военную демократию. Термин «военная демократия» был впервые введен выдающимся американским ученым Льюисом Морганом в работе «Древнее общество», чтобы охарактеризовать древнегреческое общество в переходный период от первобытнообщинного строя к государству. Признаками военной демократии являются военное предводительство и народное собрание. Как мы видим, оба признака имели место в сакском обществе.Саки занимались кочевым скотоводством. Они разводили лошадей, коров, овец и верблюдов. При этом главное значение имели коневодство и овцеводство. Кочевники жили в легко переносимых жилищах – юртах. По сведениям Геродота, саки на зимовках жили в деревянных жилищах, покрытых кошмой. Часть саков занималась земледелием. Выращивали рожь, просо, пшеницу. Кроме основных занятий, саки занимались рыболовством, ремеслами, торговлей.Ремесла и торговля.
Высокого развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработки, в частности с литьем бронзы. Как и в эпоху бронзы,
продолжали разрабатываться уже известные месторождения железа, меди, олова, свинца, серебра, золота. Приблизительные подсчеты специалистов показывают огромные масштабы горнорудных
разработок. Так, в Имантауском месторождении извлечено 3 млн. в медной руды, а из Джезказганского и Успенского — соответственно 10000 и 20000 тыс., причем большая часть добычи приходится на сакское время. Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения, зеркала, а также котлы и жертвенники, многие из которых являются замечательными произведениями искусства. Для отливки изделий использовались формы, сделанные из камня, глины. Особенно многочисленны находки сакских котлов и жертвенников на территории Семиречья — в Илийской долине и Прииссыккулье. Котлы сферической формы, на сферическом поддоне или на ножках, которые зачастую оформлялись в виде ног животных. Ручки котлов петлевидные, а у некоторых края украшены протомами животных. Так, один из котлов, найденный вблизи Алматы, был украшен протомами крылатых горных козлов.Жертвенники представляют собой квадратные либо круглые столикообразные с бортиком подносы на ножках или ножке. Размеры их различные — от больших «столов» до компактных изделий.Уникальный по своей композиции жертвенник был найден на территории Алматы, на месте бывшего святилища, от которого сохранилась круглая глиняная платформа с остатками кострищ, слоем золы, перемешанной с костями животных и керамикой. На конусовидной подставке находилось круглое блюдо, украшенное по краю 15 фигурками быков. На блюде укреплена фигурка конного лучника, повернутого вполоборота к быкам и стреляющего в них из лука, рядом вертикальная трубочка для фитиля. Возможно, всадник изображает Митру — «владыку рогатого скота», «угоняющего быков». Рядом с Алматы был найден еще один широко известный специалистам бронзовый жертвенный стол, известный под названием «Семиреченский алтарь». Он имеет прямоугольную форму с бортиком и ручками для переноски. Сам поднос поставлен на четыре короткие ножки в виде ног копытного животного. По краю стола «идут» фигурки крылатых хищников.Жертвенники-светильники, видимо, были связаны с культом огня, а также в комплексе с котлами (как правило, их находят вместе с котлами) использовались во время празднеств, связанных с весенними и осенними праздниками, проводившимися по случаю начала кочевий на летние пастбища или окончания летнего сезона, когда нагулявшие жир табуны коней и отары баранов спускались с альпийских лугов в предгорья. Именно в предгорьях, в красивых долинах проводились такие празднества, на которых в котлах готовили угощение, а в святилищах, украшенных жертвенниками и светильниками, приносили жертвы богам.
С сакским временем связана эпоха освоения степных и горных пространств, господство скотоводства, в его различных формах, в сочетании с земледелием. Древние авторы несколько односторонне определяют жизнь саков, говоря о них: «не земледельцы они, а кочевники», или определяют эту жизнь формулой: «Перекочевывают с места на место, смотря по приволью, воде и траве». На самом деле форма хозяйства саков во многом определялась природными условиями, близостью к городским центрам и торговым путям. Основным хозяйством саков было скотоводство, выращивали лошадей, коров, овец, верблюдов.Огромное значение саки придавали развитию коневодства и овцеводства.Одним из важнейших направлений скотоводства саков было коневодство.Греческий историк Ксенофонт рассказывал историю о том, как персидский царь был готов отдать царство за сакского коня.Саки выращивали курдючную и тонкорунную породы овец.Сакские скотоводы в пустынных и полупустынных районах пасли двугорбыхверблюдов (верблюжье молоко - шубат). Саки мало держали крупный рогатый скот.Саки вели кочевой образ жизни.Кочевали обычно вокруг водных источников - от колодца к колодцу, от озера к озеру.
5)устав о сибирских киргизах 1822 г ,в контексте реформы административно политической системы российской империи
«Устав о Сибирских киргизах» 1822 года
«Устав о сибирских киргизах» 1822 года был разработан под руководством Сибирского генерал-губернатора М.М.Сперанского.В разработке Устава активное участие принял будущий декабрист Г.С.Батеньков.Предпосылки реформы обусловлены социально-политическими изменениями конца XVIII - начала XIX вв.Участие казахов в крестьянской войне Е.И.Пугачева и в восстании С. Датулы подтвердили слабость ханской власти.Главная цель Устава 1822 г.: ликвидация традиционной казахской политической системы, изменение административного, судебного, территориального управления на северо-востоке Казахстана.По Уставу 1822 г. в Среднем жузе был ликвидирован институт ханской власти. По Уставу 1822 г. Средний жуз был поделен на административные единицы, и составляла «Область сибирских киргизов».Область делилась на внешние и внутренние округа. Основные казахские кочевья отошли к внешним округам: Каркаралинский, Кокчетавский (1824), Баянаульский (1826), Аягузский (1831), Акмолинский (1832), Уш-Булакский (1833), Аман-Карагайский (1834).Территория Среднего жуза вошла в состав Западно-Сибирского генерал- губернаторства с центром в Тобольске, а с 1839 г. в городе Омск.Средний жуз была разделен на административные единицы:Аул, волость, округ.Административный аул состоял из 50-70 кибиток.Волость -10-12 аулов.Округ -15-20 волостей.ОкругаФормальное руководство округом передавалось старшему султану.Округа подчинялись Омскому областному правлению, а руководство ими возлагалось на окружные приказы.Решение вопросов просвещения, хозяйства, безопасности происхождения караванов, сбор ясака и др. являлись функциями окружного приказа.В каждом округе учреждался окружной приказ под начальством старшего султана. Сюда входили: 2 российских заседателя, назначаемые омским областным начальником и 2 заседателя от почетных казахов, выбираемые местными обществами.Старший султан (ага султан) избирался только султанами на 3 года с правом дальнейшего переизбрания.Они утверждались областным начальником.Ага султану присваивали чин майора российской службы.Через 9 лет службы (3 срока) мог рассчитывать на дворянское звание. С 1854 г. право быть избранным на должность старшего султана официально получили и лица несултанского происхождения, тем самым царизм начал смещать из властных структур чингизидов.ВолостиВолостями управляли волостные султаны. Власть волостного султана переходила по наследству.Волостные султаны имели звание чиновников 12-го класса.По Уставу 1822 г. все султаны не избранные на должности, сохраняли свое наследственное звание, но не имели права вмешательства в управление. Введение царизмом коллегиального порядка рассмотрения дел ограничивало роль старшего султана.По Уставу 1822 г. султаны освобождались от телесных наказаний.АулАулами управляли - аульные старшины.Аульные старшины избирались из числа казахов на 3 года.Они утверждались окружным приказом и не могли переизбираться на последующие сроки. Судебная властьСудебные дела по Уставу 1822 г. делились на 3 категории: Уголовные, Исковые, Жалобы на управление.Уголовные дела рассматривались на основании Законов Российской империи.Пограничное управлениеВ ходе реализации реформы 1822 г. управление сибирскими казахами было возложено на Пограничное управление.Пограничный начальник, назначавшийся специальными указами, приобретал неограниченные полномочия и имел чин генерал-майора.Генерал-губернатор утверждал старшего султана только с одобрения пограничного начальника.Орган, образованный для управления сибирскими киргизами - Пограничное управление.По Уставу 1822 г. введение царизмом коллегиального порядка рассмотрения дел ограничивало роль старшего султана.Генерал-губернатор утверждал старшего султана только с одобрения пограничного начальника.Налоги и повинностиС целью постепенного и безболезненного введения новой системы управления царизм установил 5-летнию льготу от платежа всех податей.По окончанию льготных лет населения округов платили ясак скотом (100 голов разного скота - одну).«Устав о сибирских киргизах» 1822 г. поощрял земледелие среди кочевников. Однако переход казахов к оседлому образу жизни замечен не был, поскольку казахи кочевники считали земледелие уделом только бедных людей - жатаков, не имевших скота.По «Уставу» 1822 г. население округов получало право беспрепятственной добычи соли из озер.Оставили за собой право отправки торговых караванов за границу и на сибирские линии султаны.«Устав» 1822 года зафиксировал широкие права казахов в ведении торговли.Казахи могли сбывать свои изделия и прогонять на российский рынок свои стада.Караванная торговля между Россией и Казахстаном не облагалась пошлиной (пошлина не взималась).По Уставу 1822 г. в Казахской степи запрещалась продажа вина.«Устав о сибирских киргизах» 1822 г. поощрял торговлю и земледелие.
4)общественное устройство сакских племен,формы скотоводческого хозяйства,развитие ремесла
Сакские племена расселялись по всей территории нынешнего Казахстана. Так, саки-тиграхауда жили в Жетысу. Их отличали остроконечные шапки. Саки-парадарайя, или заморские саки, населяли Приаралье и низовья Сырдарьи. Южнее них расселялись саки-хаумаварга – саки, изготовлявшие напиток хаома. Саки-исседоны проживали в Центральном Казахстане. Аргиппеи и массагеты проживали северо-восточнее Арала.
Племенной союз саков обитал на территории Казахстана в период раннего железного века, в VIII–III вв. до н. э. В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство. Мы можем судить об этом благодаря археологическим и письменным источникам. Так, представителей знати хоронили в богатых высоких курганах, а простых людей – в малых погребениях.
Сакское общество в основном состояло из трех групп: воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Сакские воины носили одежду красного и желто-красного цветов, жрецы предпочитали одежду белого цвета, а скотоводы и земледельцы носили одежду желтого или синего цветов. Каждое из сакских племен управлялось своим вождем, или царем. Вожди происходили из сословия воинов и обладали большой властью. Их власть передавалась по наследству. Основную массу населения составляли рядовые общинники – скотоводы. Важные вопросы племени решались на народном собрании. Женщины участвовали в собрании наряду с мужчинами. Таким образом, общественный строй саков представлял собой военную демократию. Термин «военная демократия» был впервые введен выдающимся американским ученым Льюисом Морганом в работе «Древнее общество», чтобы охарактеризовать древнегреческое общество в переходный период от первобытнообщинного строя к государству. Признаками военной демократии являются военное предводительство и народное собрание. Как мы видим, оба признака имели место в сакском обществе.Саки занимались кочевым скотоводством. Они разводили лошадей, коров, овец и верблюдов. При этом главное значение имели коневодство и овцеводство. Кочевники жили в легко переносимых жилищах – юртах. По сведениям Геродота, саки на зимовках жили в деревянных жилищах, покрытых кошмой. Часть саков занималась земледелием. Выращивали рожь, просо, пшеницу. Кроме основных занятий, саки занимались рыболовством, ремеслами, торговлей.Ремесла и торговля.
Высокого развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработки, в частности с литьем бронзы. Как и в эпоху бронзы,
продолжали разрабатываться уже известные месторождения железа, меди, олова, свинца, серебра, золота. Приблизительные подсчеты специалистов показывают огромные масштабы горнорудных
разработок. Так, в Имантауском месторождении извлечено 3 млн. в медной руды, а из Джезказганского и Успенского — соответственно 10000 и 20000 тыс., причем большая часть добычи приходится на сакское время. Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения, зеркала, а также котлы и жертвенники, многие из которых являются замечательными произведениями искусства. Для отливки изделий использовались формы, сделанные из камня, глины. Особенно многочисленны находки сакских котлов и жертвенников на территории Семиречья — в Илийской долине и Прииссыккулье. Котлы сферической формы, на сферическом поддоне или на ножках, которые зачастую оформлялись в виде ног животных. Ручки котлов петлевидные, а у некоторых края украшены протомами животных. Так, один из котлов, найденный вблизи Алматы, был украшен протомами крылатых горных козлов.Жертвенники представляют собой квадратные либо круглые столикообразные с бортиком подносы на ножках или ножке. Размеры их различные — от больших «столов» до компактных изделий.Уникальный по своей композиции жертвенник был найден на территории Алматы, на месте бывшего святилища, от которого сохранилась круглая глиняная платформа с остатками кострищ, слоем золы, перемешанной с костями животных и керамикой. На конусовидной подставке находилось круглое блюдо, украшенное по краю 15 фигурками быков. На блюде укреплена фигурка конного лучника, повернутого вполоборота к быкам и стреляющего в них из лука, рядом вертикальная трубочка для фитиля. Возможно, всадник изображает Митру — «владыку рогатого скота», «угоняющего быков». Рядом с Алматы был найден еще один широко известный специалистам бронзовый жертвенный стол, известный под названием «Семиреченский алтарь». Он имеет прямоугольную форму с бортиком и ручками для переноски. Сам поднос поставлен на четыре короткие ножки в виде ног копытного животного. По краю стола «идут» фигурки крылатых хищников.Жертвенники-светильники, видимо, были связаны с культом огня, а также в комплексе с котлами (как правило, их находят вместе с котлами) использовались во время празднеств, связанных с весенними и осенними праздниками, проводившимися по случаю начала кочевий на летние пастбища или окончания летнего сезона, когда нагулявшие жир табуны коней и отары баранов спускались с альпийских лугов в предгорья. Именно в предгорьях, в красивых долинах проводились такие празднества, на которых в котлах готовили угощение, а в святилищах, украшенных жертвенниками и светильниками, приносили жертвы богам.
С сакским временем связана эпоха освоения степных и горных пространств, господство скотоводства, в его различных формах, в сочетании с земледелием. Древние авторы несколько односторонне определяют жизнь саков, говоря о них: «не земледельцы они, а кочевники», или определяют эту жизнь формулой: «Перекочевывают с места на место, смотря по приволью, воде и траве». На самом деле форма хозяйства саков во многом определялась природными условиями, близостью к городским центрам и торговым путям. Основным хозяйством саков было скотоводство, выращивали лошадей, коров, овец, верблюдов.Огромное значение саки придавали развитию коневодства и овцеводства.Одним из важнейших направлений скотоводства саков было коневодство.Греческий историк Ксенофонт рассказывал историю о том, как персидский царь был готов отдать царство за сакского коня.Саки выращивали курдючную и тонкорунную породы овец.Сакские скотоводы в пустынных и полупустынных районах пасли двугорбыхверблюдов (верблюжье молоко - шубат). Саки мало держали крупный рогатый скот.Саки вели кочевой образ жизни.Кочевали обычно вокруг водных источников - от колодца к колодцу, от озера к озеру.
5)устав о сибирских киргизах 1822 г ,в контексте реформы административно политической системы российской империи
«Устав о Сибирских киргизах» 1822 года
«Устав о сибирских киргизах» 1822 года был разработан под руководством Сибирского генерал-губернатора М.М.Сперанского.В разработке Устава активное участие принял будущий декабрист Г.С.Батеньков.Предпосылки реформы обусловлены социально-политическими изменениями конца XVIII - начала XIX вв.Участие казахов в крестьянской войне Е.И.Пугачева и в восстании С. Датулы подтвердили слабость ханской власти.Главная цель Устава 1822 г.: ликвидация традиционной казахской политической системы, изменение административного, судебного, территориального управления на северо-востоке Казахстана.По Уставу 1822 г. в Среднем жузе был ликвидирован институт ханской власти. По Уставу 1822 г. Средний жуз был поделен на административные единицы, и составляла «Область сибирских киргизов».Область делилась на внешние и внутренние округа. Основные казахские кочевья отошли к внешним округам: Каркаралинский, Кокчетавский (1824), Баянаульский (1826), Аягузский (1831), Акмолинский (1832), Уш-Булакский (1833), Аман-Карагайский (1834).Территория Среднего жуза вошла в состав Западно-Сибирского генерал- губернаторства с центром в Тобольске, а с 1839 г. в городе Омск.Средний жуз была разделен на административные единицы:Аул, волость, округ.Административный аул состоял из 50-70 кибиток.Волость -10-12 аулов.Округ -15-20 волостей.ОкругаФормальное руководство округом передавалось старшему султану.Округа подчинялись Омскому областному правлению, а руководство ими возлагалось на окружные приказы.Решение вопросов просвещения, хозяйства, безопасности происхождения караванов, сбор ясака и др. являлись функциями окружного приказа.В каждом округе учреждался окружной приказ под начальством старшего султана. Сюда входили: 2 российских заседателя, назначаемые омским областным начальником и 2 заседателя от почетных казахов, выбираемые местными обществами.Старший султан (ага султан) избирался только султанами на 3 года с правом дальнейшего переизбрания.Они утверждались областным начальником.Ага султану присваивали чин майора российской службы.Через 9 лет службы (3 срока) мог рассчитывать на дворянское звание. С 1854 г. право быть избранным на должность старшего султана официально получили и лица несултанского происхождения, тем самым царизм начал смещать из властных структур чингизидов.ВолостиВолостями управляли волостные султаны. Власть волостного султана переходила по наследству.Волостные султаны имели звание чиновников 12-го класса.По Уставу 1822 г. все султаны не избранные на должности, сохраняли свое наследственное звание, но не имели права вмешательства в управление. Введение царизмом коллегиального порядка рассмотрения дел ограничивало роль старшего султана.По Уставу 1822 г. султаны освобождались от телесных наказаний.АулАулами управляли - аульные старшины.Аульные старшины избирались из числа казахов на 3 года.Они утверждались окружным приказом и не могли переизбираться на последующие сроки. Судебная властьСудебные дела по Уставу 1822 г. делились на 3 категории: Уголовные, Исковые, Жалобы на управление.Уголовные дела рассматривались на основании Законов Российской империи.Пограничное управлениеВ ходе реализации реформы 1822 г. управление сибирскими казахами было возложено на Пограничное управление.Пограничный начальник, назначавшийся специальными указами, приобретал неограниченные полномочия и имел чин генерал-майора.Генерал-губернатор утверждал старшего султана только с одобрения пограничного начальника.Орган, образованный для управления сибирскими киргизами - Пограничное управление.По Уставу 1822 г. введение царизмом коллегиального порядка рассмотрения дел ограничивало роль старшего султана.Генерал-губернатор утверждал старшего султана только с одобрения пограничного начальника.Налоги и повинностиС целью постепенного и безболезненного введения новой системы управления царизм установил 5-летнию льготу от платежа всех податей.По окончанию льготных лет населения округов платили ясак скотом (100 голов разного скота - одну).«Устав о сибирских киргизах» 1822 г. поощрял земледелие среди кочевников. Однако переход казахов к оседлому образу жизни замечен не был, поскольку казахи кочевники считали земледелие уделом только бедных людей - жатаков, не имевших скота.По «Уставу» 1822 г. население округов получало право беспрепятственной добычи соли из озер.Оставили за собой право отправки торговых караванов за границу и на сибирские линии султаны.«Устав» 1822 года зафиксировал широкие права казахов в ведении торговли.Казахи могли сбывать свои изделия и прогонять на российский рынок свои стада.Караванная торговля между Россией и Казахстаном не облагалась пошлиной (пошлина не взималась).По Уставу 1822 г. в Казахской степи запрещалась продажа вина.«Устав о сибирских киргизах» 1822 г. поощрял торговлю и земледелие.