Файл: Социальнополитическая структура. Во главе государства стоял хан.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
импульс национально - освободительной борьбы, вера народа в справедливость, гуманное общество.С другой стороны, успехи, которые были достигнуты в областях экономики и культуры, были завоёваны дорогой ценой. Утвердилась тоталитарная, казарменная система. Индустриализация страны закрепила колониальную структуру экономики Казахстана.
10)этнополитическая и социально экономическая история кыпчаковТерритория Кыпчакского ханства в XI в. – это обширные земли от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Кулундинских степей на севере, до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге. Усилившись, Кыпчакское ханство расширило свои южные границы, присоединив к себе земли в среднем и нижнем течении Сырдарьи, степи Приаралья и Прикаспия. А представители кыпчакской знати стали правителями присырдарьинских городов. Земли между Алтаем и Волгой, будучи местами исторически укоренившихся маршрутов кочевок кыпчаков, называли Кыпчакской степью (Дешт-и-Кыпчак).
Этнический состав кыпчаков.Этнический состав кыпчаков начал формироваться в VII–VIII вв. и состоял из двух групп племен. Первая – западное объединение кыпчаков, куда входили 11 племен, в их числе: ельбори, токсоба, йетиоба, дурут и др. Вторая – восточное объединение кыпчаков, которое состояло из 16-ти племен. Ведущим из племен были бори (волки), которых называли и «ельбори» (народ волков). Кыпчакские ханы были династийно-наследственно выходцами из этого племени. Арабский историк Джурджани назвал это племя племенем ханской династии.Название «токсоба» означает 9 племен, «дурут» – 4 племени, «йетиоба» – 7 племен. Из этого видно, что все эти племена являлись племенными объединениями. В объединение кыпчаков входили тюркоязычные кимакские, огузские, команские и древние башкуртские племена. С XII века, когда кыпчаки стали господствовать в Приаралье, к ним были присоединены племена канлы, карлуки и жикил. Таким образом, племена, входившие в этнический состав кыпчаков, находились на этапе сложения кыпчакской народности. Об этом итальянский путешественник и посол Плано Карпини писал: «Канлы говорят по-кыпчакски». Но монгольское нашествие помешало развитию этого процесса. И образование единой народности было заторможено до XV века.Общественное устройство кыпчаков.Общественный строй Кыпчакского ханства является прямым продолжением общественного уклада Кимакского каганата. Ставка ханской власти носила название орда. Система управления войском по существующей традиции состояла из правого и левого крыльев. Ставка более сильного и влиятельного правого крыла находилась на берегу реки Урал на месте города Сарай, а ставка левого крыла – в присырдарьинском городе Сыгнак. К представителям господствующего сословия относились ханы, их родственники, тарханы, баскаки, беки, баи (богачи) и вожди родов и племен. К низшему сословию относились скотоводы, жатаки, рабы. Рабами становились как военнопленные, так и задолжавшие бедняки. Одним из источников обогащения представителей господствующего сословия была продажа рабов на среднеазиатских базарах. О том, что в Кыпчакском ханстве существовало рабство, свидетельствовал Махмуд Кашгари, называя рабов «яланкугами».Политическая история.
С XI века почти на всей территории Казахстана, кроме Жетысу, властвовали кыпчаки. Воспользовавшись упадком внутри Огузского государства, кыпчаки вторглись на его территорию и расширили свои границы от среднего течения Сырдарьи до Аральского моря и Волги. Затем они завоевали южнорусские степи, Кавказ, Крым и земли до Дона. В русских исторических источниках кыпчаков называли половцами, а дошедших до берегов Дуная кыпчаков венгры называли «кунами» (гуннами) или «команами».Кыпчакские ханы вели упорную борьбу со среднеазиатскими государствами и особенно с Хорезмом. Хорезмшах Атсыз несколько раз нападал на огузов, находящихся под властью кыпчаков. Убедившись, что кыпчаков трудно победить в открытом сражении, хорезмийцы использовали их междоусобицы и распространяли ислам. Воспользовавшись борьбой за власть между кыпчакским ханом Кадыр-Букой и его племянником Алып-Дереком, шах Текеш в 1195 г. захватил город Сыгнак.В начале XIII в. между шахом Хорезма Мухаммедом и Кыпчакским ханством произошло несколько сражений за присырдарьинскими городами. Из-за отсутствия единства внутри страны кыпчаки терпели поражения и вынуждены были отступить на север. Однако города Сыгнак и Отрар, а также регион Аральского моря долгие годы являлись местами столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Противоборство двух народов окончательно прекратилось только после завоевания их монголами. Таким образом, несмотря на падение Кыпчакского ханства, его народ не исчез. Кыпчаки составили основу этнического состава казахского народа.Хозяйство кыпчаков.Кыпчаки преимущественно занимались скотоводством, разводили 4 вида скота. Арабский путешественник Ибн Баттута отмечал: «Особенности Дешт-и-Кыпчака заключаются в том, что растения ее служат вместо ячменя, такой особенности нет у других стран. Вот почему в ней много скота». В середине XIII в. европейские путешественники П. Карпини и В. Рубрук упоминали о колесных повозках, в которые запрягали 10 быков. Количество поголовья скота считалось показателем обеспеченности людей. В Афганистане, Иране, Египте и Индии кыпчакские лошади стоили от 100 до 500 динаров. Ибн Баттута также отмечал наличие у кыпчаков крупного рогатого скота. Среди кыпчаков были и земледельцы.
Еврейский путешественник Петахья, проезжавший в XII веке через кыпчакские земли, писал, что «хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо». Такой же факт в XIV в. подтвердил и арабский историк аль-Омари: «Посевов у них мало и меньше всего пшеницы и ячменя. Чаще всего у них встречается просо…». Охота у кыпчаков служила одним из источников к существованию. По письменному свидетельству Петахьи, кыпчаки охотились с луком.Кыпчаки стали основой казахского народа. Их язык, традиции и обычаи распространились на другие племена. Они впоследствии были самым крупным племенем в Золотой орде.
В Х в. на территории Казахстана появляется государство - Кыпчакское. Кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане в VIII в. Кочевавшие здесь племена кангаров, карлы-ков, кимаков и кыргызов в середине VIII в. были объединены под властью сиров-кыпчаков, пришедших с Алтая. В первый период политической истории кыпчаки выступали совместно с кимаками, активно действуя в составе кимакского союза племен в борьбе за новые пастбища. К концу Х века в степях Казахстана меняется политическая обстановка. Постепенно политическая власть переходит к кыпчакам. В начале XI в. они вплотную продвигаются к северо-восточным границам Хорезма, вытесняя огузов из низовьев Сырдарьи, и заставляют их переселяться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья. К середине XI в. кыпчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Жетысу. Восточная граница их остается на Ертисе, западные пределы достигают Едиля, на юге - района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся казахская степь называется Кыпчакской Степью или «Дешт-и-Кыпчак». Расцвет кипчакского государства.
10)этнополитическая и социально экономическая история кыпчаковТерритория Кыпчакского ханства в XI в. – это обширные земли от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Кулундинских степей на севере, до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге. Усилившись, Кыпчакское ханство расширило свои южные границы, присоединив к себе земли в среднем и нижнем течении Сырдарьи, степи Приаралья и Прикаспия. А представители кыпчакской знати стали правителями присырдарьинских городов. Земли между Алтаем и Волгой, будучи местами исторически укоренившихся маршрутов кочевок кыпчаков, называли Кыпчакской степью (Дешт-и-Кыпчак).
Этнический состав кыпчаков.Этнический состав кыпчаков начал формироваться в VII–VIII вв. и состоял из двух групп племен. Первая – западное объединение кыпчаков, куда входили 11 племен, в их числе: ельбори, токсоба, йетиоба, дурут и др. Вторая – восточное объединение кыпчаков, которое состояло из 16-ти племен. Ведущим из племен были бори (волки), которых называли и «ельбори» (народ волков). Кыпчакские ханы были династийно-наследственно выходцами из этого племени. Арабский историк Джурджани назвал это племя племенем ханской династии.Название «токсоба» означает 9 племен, «дурут» – 4 племени, «йетиоба» – 7 племен. Из этого видно, что все эти племена являлись племенными объединениями. В объединение кыпчаков входили тюркоязычные кимакские, огузские, команские и древние башкуртские племена. С XII века, когда кыпчаки стали господствовать в Приаралье, к ним были присоединены племена канлы, карлуки и жикил. Таким образом, племена, входившие в этнический состав кыпчаков, находились на этапе сложения кыпчакской народности. Об этом итальянский путешественник и посол Плано Карпини писал: «Канлы говорят по-кыпчакски». Но монгольское нашествие помешало развитию этого процесса. И образование единой народности было заторможено до XV века.Общественное устройство кыпчаков.Общественный строй Кыпчакского ханства является прямым продолжением общественного уклада Кимакского каганата. Ставка ханской власти носила название орда. Система управления войском по существующей традиции состояла из правого и левого крыльев. Ставка более сильного и влиятельного правого крыла находилась на берегу реки Урал на месте города Сарай, а ставка левого крыла – в присырдарьинском городе Сыгнак. К представителям господствующего сословия относились ханы, их родственники, тарханы, баскаки, беки, баи (богачи) и вожди родов и племен. К низшему сословию относились скотоводы, жатаки, рабы. Рабами становились как военнопленные, так и задолжавшие бедняки. Одним из источников обогащения представителей господствующего сословия была продажа рабов на среднеазиатских базарах. О том, что в Кыпчакском ханстве существовало рабство, свидетельствовал Махмуд Кашгари, называя рабов «яланкугами».Политическая история.
С XI века почти на всей территории Казахстана, кроме Жетысу, властвовали кыпчаки. Воспользовавшись упадком внутри Огузского государства, кыпчаки вторглись на его территорию и расширили свои границы от среднего течения Сырдарьи до Аральского моря и Волги. Затем они завоевали южнорусские степи, Кавказ, Крым и земли до Дона. В русских исторических источниках кыпчаков называли половцами, а дошедших до берегов Дуная кыпчаков венгры называли «кунами» (гуннами) или «команами».Кыпчакские ханы вели упорную борьбу со среднеазиатскими государствами и особенно с Хорезмом. Хорезмшах Атсыз несколько раз нападал на огузов, находящихся под властью кыпчаков. Убедившись, что кыпчаков трудно победить в открытом сражении, хорезмийцы использовали их междоусобицы и распространяли ислам. Воспользовавшись борьбой за власть между кыпчакским ханом Кадыр-Букой и его племянником Алып-Дереком, шах Текеш в 1195 г. захватил город Сыгнак.В начале XIII в. между шахом Хорезма Мухаммедом и Кыпчакским ханством произошло несколько сражений за присырдарьинскими городами. Из-за отсутствия единства внутри страны кыпчаки терпели поражения и вынуждены были отступить на север. Однако города Сыгнак и Отрар, а также регион Аральского моря долгие годы являлись местами столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Противоборство двух народов окончательно прекратилось только после завоевания их монголами. Таким образом, несмотря на падение Кыпчакского ханства, его народ не исчез. Кыпчаки составили основу этнического состава казахского народа.Хозяйство кыпчаков.Кыпчаки преимущественно занимались скотоводством, разводили 4 вида скота. Арабский путешественник Ибн Баттута отмечал: «Особенности Дешт-и-Кыпчака заключаются в том, что растения ее служат вместо ячменя, такой особенности нет у других стран. Вот почему в ней много скота». В середине XIII в. европейские путешественники П. Карпини и В. Рубрук упоминали о колесных повозках, в которые запрягали 10 быков. Количество поголовья скота считалось показателем обеспеченности людей. В Афганистане, Иране, Египте и Индии кыпчакские лошади стоили от 100 до 500 динаров. Ибн Баттута также отмечал наличие у кыпчаков крупного рогатого скота. Среди кыпчаков были и земледельцы.
Еврейский путешественник Петахья, проезжавший в XII веке через кыпчакские земли, писал, что «хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо». Такой же факт в XIV в. подтвердил и арабский историк аль-Омари: «Посевов у них мало и меньше всего пшеницы и ячменя. Чаще всего у них встречается просо…». Охота у кыпчаков служила одним из источников к существованию. По письменному свидетельству Петахьи, кыпчаки охотились с луком.Кыпчаки стали основой казахского народа. Их язык, традиции и обычаи распространились на другие племена. Они впоследствии были самым крупным племенем в Золотой орде.
|
|
В Х в. на территории Казахстана появляется государство - Кыпчакское. Кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане в VIII в. Кочевавшие здесь племена кангаров, карлы-ков, кимаков и кыргызов в середине VIII в. были объединены под властью сиров-кыпчаков, пришедших с Алтая. В первый период политической истории кыпчаки выступали совместно с кимаками, активно действуя в составе кимакского союза племен в борьбе за новые пастбища. К концу Х века в степях Казахстана меняется политическая обстановка. Постепенно политическая власть переходит к кыпчакам. В начале XI в. они вплотную продвигаются к северо-восточным границам Хорезма, вытесняя огузов из низовьев Сырдарьи, и заставляют их переселяться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья. К середине XI в. кыпчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Жетысу. Восточная граница их остается на Ертисе, западные пределы достигают Едиля, на юге - района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся казахская степь называется Кыпчакской Степью или «Дешт-и-Кыпчак». Расцвет кипчакского государства.