Файл: Социальнополитическая структура. Во главе государства стоял хан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6)особенности новой экономической политики в казахстане,голод 1921г,утверждение командно административной системы управления,После победы Октябрьской революции в партии большевиков встал вопрос о путях и методах дальнейшего развития страны. Социалистическая революция могла развиваться демократическим или административно – командным путем. Этот вопрос – вопрос о стратегии развития – стал главным во внутрипартийной борьбе в 20-е годы.Эта борьба идей и взглядов внутри большевистской партии переросла в борьбу за лидерство и отразилась на дальнейшей судьбе советского общества. В 30–е годы в стране сформировалась административно – командная система. Она представляла собой: в политической области – полное отстранение народа от власти, управления.Установление всеобъемлющей тоталитарной власти государства, формирование бюрократических централизованных методов управления обществом от армии до культуры и т.д., свертывание демократии, Советы как органы народного самоуправления становятся просто фикцией. Под лозунгом классовой борьбы ведется борьба с инакомыслием.В стране была создана обстановка страха, запугивания, проводилась практика постоянных доносов, репрессий. В концлагерях ежегодно сидело около 12 млн. человек, т.е. пятая часть всех занятых в то время в отраслях материального производства. Целые народы объявлялись врагами, сгонялись со своих территорий и переселялись.Голод 1921-1922 гг. – еще одно трудное испытание, обрушившееся на советский народ сразу после окончания Гражданской войныПо мнению исследователей, оно стало следствием бесснежной зимы и сменившего его сухого лета. Зима без снега, весна и лето без дождей спровоцировало засуху, которая, в свою очередь, повлекло за собой угрозу голода. Уже летом 1921 года голод начал распространяться по регионам страны и особенно охватил Приволжье. К осени 1921 года число голодающих по всей стране достигло 20 млн человекВ марте 1921 г. на Х съезде РКП (б) принимается решение о переходе к новой экон. политике. Основные положения (элементы) НЭП: 1) продразверстка заменяется продналогом; 2)разрешается аренда земли; 3) свобода торговли; 4) применение наемного труда;5) отменяется трудовая повинность; 6) развитие кооперации; 7) на предприятиях вводится хозрасчет.Особенности проведения НЭП в Казахстане: 1) засуха летом 1921 г., приведшая к голоду, заставили власть освободить от продналога 5 губерний; 2) большая роль частного торгового капитала; 3) проведение земельно-водной реформы в 1921-1922 гг., по которой были возвращены казахские земли, отнятые для Сибирского и Уральского казачьих войск в Прииртышье и по левому берегу Урала, а также в Семиречье и Юж. Казахстане.НЭП дал свои положительные результаты к 1925-1926 гг. В 1932 г. частное предпринимательство в торговле исчезло окончательно. Государство административным методом волюнтаризма и регулятивными мерами подорвало и уничтожило существование рыночных элементов в экономике Казахстана. Еще меньше рыночные элементы проявились в области промышленного производства. Глубокая разруха, бедность населения Казахстана уменьшали возможности проникновения частного капитала в среднюю промышленность. Развитие предпринимательства в этой сфере сдерживала и боязнь возможной национализации. Осенью 1928 г. работало лишь 5 частных предприятии.Частный капитал привлекался к восстановлению промышленности Казахстана по линии аренды национализированных предприятий. В 1923 г. в аренду было сдано 21,2% национализированных предприятий. Но договоры об аренде государство под разными предлогами разрывало, и в 1924 г. действовало лишь 24 договора. В 1928 г. государство вообще отменило закон о сдаче в аренду предприятий, и в итоге один из элементов нэп прекратил свое существование.Казахстан, располагая огромными природными богатствами, не мог освоить их своими силами. Несмотря на выгодные условия получения концессии, иностранный капитал не торопился вкладывать деньги в экономику Казахстана. Первой попыткой была сдача в аренду предприятий Риддера и Экибастуза. Договор о концессии был отменен Пленумом ЦК РКП (б).Таким образом, НЭП и «военный коммунизм» были двумя экономическими моделями тоталитарного государства.


7)Государство усуней в жетысу и на тянь шане ,письменные источники ,политическая историяГосударственное устройство усуней.В конце первого тысячелетия до нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников, как «Страна Усунь». Усуни обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э. под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами, в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 г. до н.э. собственное государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии. Уже в середине II в. до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну и начали сближаться с Китаем. В 53 г. до н.э. Усунь распалась на две части.Во главе государства стоял правитель, носивший титул куньбек — «великий правитель», передававший престол по наследству. С 53 г. до н.э., когда государство разделилось, появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек. Кроме верховного правителя существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т.п.Политическая история усуней.С начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80-м г. до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Жетысу с Поднебесной Империей еще более упрочились.Китайские эмиссары стали открыто вмешиваться во внутренние дела Усуньского государства, что привело к усилению в стране прохуннской партии. В 60 г. до н.э. к власти пришел Найби, не пользующийся популярностью в народе и опирающийся на китайские гарнизоны. Против него было поднято восстание, возглавленное представителем царского рода Ожетом. Найби был убит, но пятнадцатитысячная армия китайцев заставила Ожета пойти на компромисс. В 53 г. до н.э. Усуньское государство было разделено на две части. 40 тыс. семейств и титул Малого куньбека получил Ожег, 60 тыс. семейств и

титул Великого кунька получил Ян-гуйби, ставленник Китая. Ставка великого куньбека находилась на берегах Иссык-Куля, малого — в северной части страны, в Жетысу.Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые — на кангаров и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. В 49 году до н.э. Ожег потерпел поражение в нескольких пограничных сражениях. В 44 г. хунну напали на южных усуней и разграбили столицу — город Чигу. Эти события привели к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 г. до н.э. был совершен поход против северных хунну.В 30-х годах отношения между великим и малым куньбеками вновь обострились. После смерти Ожета трон занял его сын Жини, однако, великий куньбек Силыби (33-36 гг. до н.э.) изгнал его и посадил на его место своего ставленника. Силыбию удалось восстановить единство усуньского государства, но в 17 г. до н.э. брат малого куньбека Уйжинжан начал войну с ним. Силыби был убит, попытки вооруженного вмешательства китайцев не имели успеха. В 12 г. до н.э. Уйжинжан был убит, его младший брат с 80 тысячами усуней ушел к кангарам и начал войну против обоих куньбеков. Оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись фактически китайским наместником.Во II в. н.э. усуньские владения окончательно обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в. н.э. до середины VI в. н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи которых был в Монголии.Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетысу, на Тянь-Шань. В 425 г. усуни направили в Китай посольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После этого усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. В начале V в. имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник. Остается добавить, что этноним «усунь» сохранился и по сей день. Один из родов Старшего жуза казахов называется «уйсун».письменные источники свидетельствуют о том, что оседлость и земледелие развивались у древних усуней еще в первых веках до н.э и более широко в III-V вв. н.э. Однако в усуньской экономике все же доминирующую роль играло скотоводство. К. Акишев утверждает, что у древних усуней на всех этапах развития хозяйство было скотоводческо-земледельческим.Социальный строй усуней. В усуньском обществе существовали имущественное и социальное расслоение, частная собственность на скот. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком-тамгой. Существование частного землевладения находит подтверждение в письменных источниках.О социальном неравенстве в усуньском обществе говорят и археологические источники. Многочисленные курганы усуньского времени на территории Жетысу по богатству захоронения неодинаковы. Среди них встречаются большие земляные курганы диаметром 50-80 метров и небольшие курганы-насыпи.В древних китайских источниках указывается, что «усуньцы не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде». Природа страны уйсунов описывается так: «Земли ровные и травянистые; страна дождливая и холодная. Горы покрыты хвойным лесом».Китайский историк Сыма Цянь записал легенду о происхождении уйсунов: «Правитель усуней именуется гуньмо. Его отец был правителем маленького царства на западных границах сюнну. Сюнну напали на его отца, а когда родился гуньмо, его бросили в поле.
Ворон с мясом в клюве летал над ним, и волчица кормила его грудью. Шаньюй (правитель сюнну) подивился этому и счел его существом сверхъестественным, принял и взрастил его»Из источников можно узнать о взаимоотношениях уйсунов с соседями: «Прежде они были под зависимостью гуннов, впоследствии усилились и не захотели быть под их державою. Усуниграничи
ли на востоке с гуннами, на северозападе – с Кангюем, на западе – с Даванией, на юге – с разными постоянными владениями».

 

8)научная и просветительская деятельность ч валиханова,Чокан Чингисович Валиханов – великий казахский ученый востоковед, историк, этнограф, географ, фольклорист, переводчик, журналист, путешественник родился в 1835 году в крепости Кушмурун недалеко от Кустаная. Детство Чокана прошло в родовом имении бабушки Айганым в Сырымбете. Отец Чокана - Чингиз, ага- султан, дед Уалихан. Прадедом Чокана был хан Абылай. В двенадцатилетнем возрасте Чокан поступил на учебу в Сибирский кадетский корпус в городе Омске, который считался в то время лучшим учебным заведением в Сибири. В кадетском корпусе Чокан с увлечением учился, и за какие-то два-три года догнал и перегнал своих сверстников по знаниям. В формировании мировоззрения Чокана значительную роль сыграли друг и одноклассник его Г.Потанин, преподаватели Н.Ф. Костылецкий, литератор В.Т. Лободовский. В 1852 году Чокан познакомился с востоковедом И.Н. Березиным и по его просьбе написал статью «Ханские ярлыки Тохтамыша». Это была его первая научная работа. Уже про 14-15-летнего Чокана преподаватели говорили, что он станет ученым. В 1853 году Чокан закончил обучение в кадетском корпусе и в звании корнета поступил на службу адъютантом генерал-губернатора Степного края Г.Х. Гасфорта. Молодого и не по годам развитого и образованного казаха заметили русские интеллигенты, волею судьбы живущие в Омске писатели и поэты А.Н. Майков, Ф.М.Достоевский, В.Курочкин, ученый-востоковед К.К.Гутковский и другие. Чокан Валиханов принял участие в судьбе ссыльного писателя-петрашевца, будущего классика русской литературы Ф.М. Достоевского, способствовал досрочному освобождению его из ссылки. На службе у генерал-губернатора, Чокан изучал историю, этнографию, литературу и культуру народов Средней Азии, путешествовал по Центральному Казахстану, Жетысу, Тарбагатаю, собирал материалы и писал статьи по истории степного края, об обычаях и традициях, религии казахов. В 1856-57 годах Ч. Валиханов совершил научно-исследовательскую и этнографическую экспедицию к заилийским кыргызам и в аулы Старшего Жуза, в Кульджу, где познакомился с историей Джунгарии. В этих поездках он написал известные «Очерки Джунгарии», «Записки о киргизах», «О жанрах казахской народной поэзии», «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Предания и легенды большой киргиз-кайсацкой орды» и другие работы, которые стали основой принципиально нового взгляда на казахов, их культуру и литературу. Эти очерки и статьи были высоко оценены русскими учеными. Другим результатом этих поездок было то обстоятельство, что Чокан ознакомился с некоторыми главами великого кыргызского эпоса «Манас», записал их, проанализировал, перевел на русский язык, показал, что «Манас» - выдающееся произведение восточной устной традиции, кыргызского фольклора. Причем, Чокан назвал «Манас» степной «Илиадой», а продолжение «Манаса» поэму «Семетей» Чокан обозначил, как восточная «Одиссея». Вот так, отдельные главы из «Манаса» были впервые в мире опубликованы на русском языке. Знаменитый путешественник П.П.Семенов-Тянь-Шаньский встречался с Чоканом в Жетысу-Семиречье и советовался с ним по поводу маршрутов по этому краю. По его рекомендации в 1857 году Чокан стал действительным членом Российского географического общества.В 1858-1859 годах Чокан совершил самое главное в своей короткой жизни путешествие в Кашгар. Под именем купца Алимбая, обрив голову и изменив внешность, Чокан со спутниками проник в Кашгар, в котором жил пять месяцев. Ему удалось разгадать тайну гибели английского путешественника Адольфа Шлагинтвейта, несколькими месяцами ранее него пришедшего в Кашгар из Индии, и погибшего от руки местного феодала Якуб-бека. Чокан вывез из Кашгара много интересных статистических и исторических сведений, которые были опубликованы в «Записках русского Географического общества» в виде двух статей: «Очерки Джунгарии» и «Описание Кашгара или Алтышаар». Алтышаар, правильнее «Алтышахар», то есть «Шесть городов», в те времена так назывался Восточный Туркестан, неизвестное европейской географической науке государство. Вернувшийся из Кашгара в Омск Чокан был встречен как герой, разведавший неизвестные земли, поощрен, направлен в Санкт-Петербург, где у него состоялась встреча с царем, на которой император отметил его особые заслуги перед Отечеством. К сожалению, в Санкт-Петербурге Чокан был лишь несколько месяцев, и по причине болезни, выехал назад в родные места. Вернувшись в степь, Чокан решил оставить службу, и даже выдвинул свою кандидатуру на выборах в волостные, чтобы, став правителем, попытаться облегчить участь своего народа. Но, к сожалению, местные власти подтасовали результаты выборов... Чокан, обиженный несправедливостью, уехал на юг, к своему родственнику султану Тезеку, где через некоторое время умер от обострившейся болезни туберкулеза. В 1904 году Российское Географическое общество издало книгу Чокана Валиханова, и в предисловии к ней академик Н.И.Веселовский написал следующее: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок казахских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд...» За недолгую жизнь Чокан Валиханов сумел написать значительные труды. Его литературное и научное творчество составляет пять объемных томов
.Расцвет научной и просветительской деятельности Валиханова относится к концу пятидесятых – началу шестидесятых годов XIX столетия. В 1858–1859 гг. он совершает свою знаменитую поездку в Кашгарию, создавшую ему славу отважного путешественника. Изучив географию, историю, политическое устрой­ство, особенности культуры и быта этой почти неизвестной тогда в Европе страны, Ч. Валиханов внес существенный вклад в научное исследование Восточного Туркестана. Посылка экспедиции, в которой были заинтересованы ученые-географы, одновременно соответствовала интересам внешней по­литики русского правительства и была связана с общими поли­тическими мероприятиями, которые тогда проводились на средне­азиатском Востоке, особенно в связи со стремлением к максималь­ному расширению торговли с Востоком. Успешно окончив свое путешествие за десять месяцев и четыр­надцать дней, 12 апреля 1859 г. Чокан прибыл в укрепление Вер­ное (Алматы), имея с собой «богатый запас интересных сведе­ний о Кашгаре»

9)образование казахской асср и преобразование ее в союзнуюреспублику

5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новый Основной Закон Советского Государства - Конституцию СССР. В состав социалистической федерации одиннадцати союзных республик входила Казахская Советская Социалистическая республика, преобразованная из автономной республики в союзную.Конституция Казахской ССР, принятая в марте 193_ года Чрезвычайным X съездом Советов Казахстана, констатировала, что в республике, как и в стране, были созданы основы социализма, утвердились общественная собственность на средства производства и плановое руководство хозяйством, ликвидирована эксплуатация человека человеком, сформировались равноправные отношения, наладилось сотрудничество народов, осуществлён подъем экономики и культуры.В Конституции Казахской ССР было сказано, что политическую основу Казахской ССР составляет Советы депутатов трудящихся, а экономическую - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Казахская ССР входит в состав СССР на добровольных началах и обладает всеми правами в разрешении задач государственного, экономического и культурного строительства.Казахстан занял своё место в общесоюзном разделении труда.В декабре 1937 года трудящиеся страны проводили выборы в Верховный Совет СССР. От республики в Верховный Совет СССР было избрано 44 депутата, среди них лучшие люди Казахской республики - шахтёр Т. Кузембаев, нефтяник С. Зурбаев, комбайнёр И. Логвиненко, доярка С. Онгарбаева, машинист паровоза Л. Березняк, флотатор А. Алимжанов и др.Подводя итог 20-30-х годов, можно сказать, что казахский народ, как и другие народы, населяющую страну Советов, прошёл полный противоречий и трудностей героический путь.С одной стороны, казахский народ получил политическое равноправие, право на территориальную автономию. Бурное развитие получила индустрия, изменилась социально - классовая структура населения. Были достигнуты успехи в области культуры и образования. Во всём этом сказались