Файл: Введение расстройства личности довольно интересное психологическое явление.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Когнитивно-поведенческая терапия-это тип разговорной терапии, которая включает в себя выявление и оспаривание бесполезных мыслей. Она помогает людям изучать альтернативные модели мышления и поведения, которые затем могут улучшить их самочувствие. КПТ исследует взаимосвязь между чувствами, мыслями и поведением и развилась из двух различных школ психологии: бихевиоризма и когнитивной терапии. Ее корни можно проследить до этих двух подходов. [13]
Когнитивно-поведенческая психотерапия, или когнитивно-бихевиоральная психотерапия или когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), — широко распространённая комплексная форма психотерапии, сочетающая в себе когнитивную терапию с поведенческой терапией. Когнитивно-поведенческая психотерапия эффективна при самых различных психических расстройствах и представляет собой краткосрочное, сфокусированное на навыках лечение, направленное на изменение неадаптивных эмоциональных реакций при помощи изменения мыслей, изменения поведения пациента либо изменения того и другого. КПТ является терапией выбора при многих психических расстройствах.
Начало когнитивной терапии связано с деятельностью Джорджа Келли. В 1920-х годах Джордж Келли использовал психоаналитические интерпретации в своей клинической работе. По словам Келли, интерпретации Фрейда оказались эффективными, потому что они разрушили то, как пациенты привыкли думать, и дали им возможность думать и понимать по-новому. В процессе терапии происходит изменение в том, как люди интерпретируют свой опыт и как они смотрят в будущее. Люди впадают в депрессию или беспокойство, потому что попадают в ловушку жестких и неадекватных категорий своего мышления.
Келли решила создать методы для прямого исправления неадекватных способов мышления. Он призвал пациентов реализовать свои убеждения и проверить их. Келли был одним из первых психотерапевтов, которые стремились напрямую изменить мышление пациентов. Эта цель лежит в основе многих современных терапевтических подходов, которые объединены концепцией когнитивной терапии.
На нынешнем этапе развития психотерапии когнитивный подход в чистом виде практически не практикуется: все когнитивные подходы используют поведенческие приемы в большей или меньшей степени. Это верно и в отношении "рационально-эмоциональной терапии" А. Эллиса и "когнитивной терапии" А. Бека.
Основные положения когнитивной психотерапии были сформулированы Беком независимо от Эллиса, который в 1950-х годах разработал метод рационально-эмоциональной психотерапии.
Как самостоятельный метод, когнитивная психотерапия сформировалась позже-в 60-е годы. Этот метод представляет собой развитие поведенческой психотерапии, в которой эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами и когнитивно соответствующие навыки, приобретенные в прошлом, другими словами, в которых мышление (познание) действует как промежуточные переменные. [15]
Сегодня КТ находится на пересечении когнитивизма, бихевиоризма и психоанализа. Как правило, учебники, изданные в последние годы на русском языке, не касаются вопроса о существовании различий между двумя наиболее влиятельными вариантами когнитивной терапии-КТ А. Бека и А. Рапта. Эллис.
Большая конкретность, целевая ориентация и индивидуализация подхода Бека привели к тому, что ему часто отводится ведущая роль в создании когнитивной психотерапии в европейской литературе.
Когнитивная терапия была разработана Аароном Беком из Университета Пенсильвании в начале 1960-х годов как структурированный, краткосрочный, ориентированный на настоящее тип психотерапии, предназначенный для лечения депрессивных расстройств. Основной целью когнитивной терапии было решение насущных проблем пациентов, а также изменение дисфункционального и искаженного мышления и поведения.
В целом когнитивная модель предполагает, что все психологические расстройства личности основаны на искаженном или дисфункциональном мышлении (которое, в свою очередь, искажает эмоции и поведение пациента). Реалистическая оценка и изменение такого мышления приводят к улучшению самочувствия и гармонизации поведения. Таким образом, для достижения устойчивых результатов необходимо выявлять, оценивать и изменять дисфункциональные мнения и убеждения, лежащие в основе любого психологического расстройства.
Известные ученые разработали другие формы когнитивной терапии. Особо следует отметить рационально-эмоциональную терапию Альберта Эллиса, когнитивно-поведенческую модификацию Дональда Маченбаума и мультимодальную терапию Арнольда Лазаря. Многие другие теоретики, в том числе Майкл Махони, Витторио Джудано и Джованни Лиотти, внесли значительный вклад в развитие когнитивной терапии. [16]
Поведенческое лечение психических расстройств существует с начала 1900-х годов. Ключевые сторонники, такие как Скиннер, Павлов и Уотсон, разработали теории изменений и поведенческих методов лечения. Бихевиоризм основан на идее, что поведение можно измерить, смоделировать и изменить.
Первая волна поведенческой терапии возникла в 1930/40-х годах в ответ на эмоциональные воздействия, с которыми сталкиваются многие ветераны Второй мировой войны, возвращающиеся с войны. Эта потребность в эффективной краткосрочной терапии депрессии и тревоги совпала с наращиванием поведенческих исследований относительно того, как люди учатся вести себя и реагировать на жизненные ситуации. Бихевиоризм предложил альтернативу доминирующей модели того времени-психоанализу.
Американский психолог Альберт Эллис был одной из ключевых фигур, разработавших когнитивную терапию. Он подчеркнул важность мыслей/чувств и поведения и разработал теорию, названную рациональной эмоционально-поведенческой терапией (REBT) в 1950-х годах. В настоящее время это считается одной из самых ранних форм когнитивной психотерапии. Она основана на идее, что эмоциональное расстройство человека возникает из-за его мыслей о событии, а не самого фактического события.
В 1950-х и 1960-х годах американский психиатр Аарон Т. Бек заметил закономерности у своих депрессивных клиентов. Они, казалось, придерживались негативных взглядов на себя, других и свое будущее, и незавсимо от того, сколько исследований их прошлого происходило, эти негативные взгляды не менялись. Это побудило его начать исследовать, может ли негативное отношение к себе, другим и миру быть причиной депрессии. Когнитивная терапия была запущена и запущена. [17]
Бек понимал важность связи между мыслями и чувствами, и он ввел термин “автоматические мысли” для описания мыслей, которые появляются в сознании людей. Он обнаружил, что, хотя люди не всегда осознают эти мысли, они могут научиться идентифицировать их и сообщать о них. Он обнаружил, что люди, которые были расстроены, имели негативные мысли, которые, как правило, были нереалистичными, и, раскрывая и оспаривая эти мысли, могут привести к длительным и позитивным изменениям. По сути, КПТ помогает людям распознавать свои мысли и проверять их. Затем это позволяет найти альтернативы и открывает выбор.
К 1960-м годам был проведен ряд эмпирических исследований того, как когнитивные способности влияют на поведение и эмоции. Этот период стал известен как когнитивная революция. В ней подчеркивалась роль сознательного мышления в психотерапии. [18]
1.6 Методология и особенности когнитивной психотерапии
В предисловии к известной монографии" Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства " Бек заявляет о своем подходе как о принципиально новом, отличном от основных школ, посвященных изучению и лечению эмоциональных расстройств - традиционной психиатрии, психоанализа и поведенческой терапии. Эти школы, несмотря на значительные различия между ними, разделяют общую фундаментальную гипотезу: пациента мучают скрытые силы, над которыми он не контролирует.
Эти три основные школы утверждают, что источник расстройства пациента находится вне его сознания. Они уделяют мало внимания сознательным понятиям, конкретным мыслям и фантазиям, то есть познаниям. Новый подход-когнитивная терапия-считает, что эмоциональные расстройства можно решать совершенно по-другому: ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациентов.
Пять целей когнитивной терапии:
1. Уменьшение и / или полное устранение симптомов расстройства.
2. Уменьшите вероятность рецидива после завершения лечения.
3. Повысить эффективность фармакотерапии.
4. Решение психосоциальных проблем (которые могут быть следствием психического расстройства или предшествовать его появлению).
5. Устранение причин, способствующих развитию психопатологии: изменение неадаптивных убеждений (закономерностей), коррекция когнитивных ошибок, изменение дисфункционального поведения.
Для достижения этих целей когнитивный терапевт помогает клиенту решить следующие задачи:
1. Осознать влияние мыслей на эмоции и поведение.
2. Научитесь определять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними.
3. Исследуйте негативные автоматические мысли и аргументы, которые их поддерживают и опровергают ("за" и "против").
4. Замените ошибочные познания более рациональными мыслями;
5. Обнаружение и изменение неадаптивных убеждений, которые формируют благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок.
Из этих задач первая обычно решается уже во время первого сеанса (диагностики). Для решения остальных четырех задач используются специальные приемы, описание самых популярных приведено ниже. [19]
На сегодняшний день КТ находится на пересечении когнитивизма, бихевиоризма и психоанализа. Как правило, учебники, изданные в последние годы на русском языке, не касаются вопроса о существовании различий между двумя наиболее влиятельными вариантами когнитивной терапии.
То, как человек структурирует ситуации, определяет его поведение и чувства. Таким образом, в основе лежит предметная интерпретация внешних событий, которая реализуется по следующей схеме: внешние события (стимулы) → когнитивная система → интерпретация (мысли) → влияние (или поведение). Если внешние интерпретации и события сильно различаются, это приводит к психической патологии. [9]
Аффективная патология-это сильное преувеличение нормальных эмоций, возникающее в результате неправильного толкования под воздействием многих факторов. Центральным фактором является "личное господство", в основе которого лежит эго: эмоциональные расстройства зависят от того, воспринимает ли человек события как обогащающие, изнурительные, угрожающие или посягающие на его имущество.
Примеры:
Печаль возникает из-за потери чего-то ценного, то есть из-за лишения частной собственности.
Эйфория-это чувство или ожидание приобретения.
Тревога-угроза физиологическому или психологическому благополучию.
Гнев является следствием чувства прямого нападения (преднамеренного или непреднамеренного) или нарушения законов, моральных норм или стандартов личности.
Индивидуальные различия. Они зависят от прошлого травматического опыта (например, ситуации длительного пребывания в ограниченном пространстве) и биологической предрасположенности (Конституционный фактор). Е. Т. Соколова предложила концепцию дифференциальной диагностики и психотерапии двух видов депрессии, основанную на интеграции КТ и психоаналитической теории объективных отношений:
Перфекционистская меланхолия (происходит в так называемой "автономной личности", по словам Бека). Спровоцировано разочарованием, необходимостью самоутверждения, реализации, автономии. Следствие: развитие компенсаторной структуры "великого я". Итак, здесь мы говорим о нарциссической личной организации. Стратегия психотерапевтической работы: "контейнеризация" (внимательное отношение к повышенной самооценке, раненая гордость и чувство стыда).
Анаклитическая депрессия (встречается у так называемой "социотропной личности", по словам Бека). Это связано с эмоциональной депривацией. Следствие: нестабильные модели межличностных отношений, в которых эмоциональное избегание, изоляция и "эмоциональная глупость" сменяются чрезмерной зависимостью и эмоциональной привязанностью к другому. Стратегия психотерапевтической работы: "холдинг" (эмоциональное "питание").
Нормальная деятельность когнитивной организации тормозится под воздействием стресса. Возникают экстремистские суждения, проблемное мышление, прерывается концентрация внимания и так далее.