Файл: Введение расстройства личности довольно интересное психологическое явление.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психопатологические синдромы (депрессия, тревожные расстройства и др.) состоят из гиперактивных паттернов с уникальным содержанием, характеризующих тот или иной синдром. Примеры: депрессия-потеря, тревожное расстройство-угроза или опасность и т. д.
Интенсивное взаимодействие с другими людьми порождает порочный круг неадаптивных познаний. Подавленная жена, неверно истолковавшая разочарование мужа ("мне все равно, она мне не нужна...вместо настоящего" я не могу ей помочь"), придает ей негативный смысл, продолжает негативно думать о себе и своих отношениях с мужем, уходит в отставку, и в результате ее неадаптивные познания становятся еще сильнее. [20]
Рассмотрим теорию психоневрологии.
1. Депрессия
Депрессия-это преувеличенный и хронический опыт реальной или гипотетической потери.
Когнитивная триада депрессии:
1. Негативное представление о себе: "я неполный, я неудачник, по крайней мере!".
2. Отрицательная оценка окружающего мира и внешних событий: "мир для меня беспощаден! Почему все это наваливается на меня?".
3. Отрицательная оценка будущего. "Что тут говорить? У меня нет будущего!".
Кроме того, повышенная зависимость, паралич воли, суицидальные мысли, соматический симптоматический комплекс. На основе депрессивных паттернов формируются соответствующие автоматические мысли и возникают когнитивные ошибки практически всех видов.
Аргумент:
1. Фиксация на реальной или мнимой потере (смерть близких, развал отношений, потеря самооценки и т. д.).
2. Негативное отношение к себе и окружающим, пессимистическая оценка будущего.
3. Тирания долга.
2. Тревожно-фобические расстройства.
Тревожное расстройство-это преувеличенный и хронический опыт реальной или гипотетической опасности, или угрозы. Фобия-это преувеличенный и хронический опыт страха.
Пример:
1. Страх потерять контроль (например, перед своим телом, как в случае со страхом заболеть).
2. Клаустрофобия-боязнь замкнутого пространства; механизм (и при агорафобии) - боязнь, что в случае опасности помощь может не прибыть вовремя.
Тема:
1. Предвкушение негативных событий в будущем, так называемое " предвкушение всевозможных несчастий. "С агорафобией: страх умереть или сойти с ума.
2. Несоответствие между уровнем утверждений и убеждением в собственной некомпетентности ("я должен получить отличную оценку на экзамене, но я неудачник, я ничего не знаю, я ничего не понимаю").
3. Страх потерять поддержку.
4. Устойчивое представление о неизбежной неудаче в попытке установить межличностные отношения, быть униженным, высмеянным или отвергнутым
3. Стремление к совершенству
Перфекционизм тесно связан с депрессией, но не с анаклитикой (которая возникает из-за потери или потери), а с типом депрессии, связанной с разочарованием в необходимости самоутверждения, достижения и автономии.
Основные характеристики:
1. Высокие стандарты.
2. Мышление в терминах "все или ничего" (полный успех или полное фиаско).
3. Сосредоточьтесь на неудачах.
4. Жесткость. [21]
1.7 Техники и методики когнитивной психотерапии
КТ в варианте Бека структурирована тренировка, эксперимент, тренировка в умственных и поведенческих планах, призванных помочь пациенту освоить следующие операции:
1. Он обнаруживает ваши негативные автоматические мысли.
2. Найдите связь между знаниями, влиянием и поведением.
3. Найдите факты "за" и "против" автоматических мыслей.
4. Ищите более реалистичные интерпретации для них.
5. Научите выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, которые приводят к искажению навыков и опыта.
Конкретные методы выявления и исправления автоматических мыслей:
Запись мыслей. Психолог может попросить клиента записать на бумаге, какие мысли у него в голове, когда он пытается предпринять правильные действия (или не делать ненужных действий). Мы рекомендуем вам записать все мысли, которые приходят в голову в то время, чтобы принять решение строго в порядке их приоритета (это приоритет, это важно потому, что укажет на вес и важность этих мотивов в принятии решения).
Дневник мыслей. Многие специалисты КТ предлагают своим клиентам вкратце записать свои мысли в дневник в течение нескольких дней, чтобы понять, о чем чаще всего думает человек, сколько времени он тратит на это и какие сильные эмоции он испытывает от своих мыслей[4].
Например, американский психолог Мэтью Маккей рекомендовал своим клиентам разделить страницу дневника на три колонки, где кратко указать на саму мысль, часы потраченного на нее времени и оценить свои эмоции по 100 — балльной шкале в интервале между: "очень приятно и/или интересно" — "безразлично" - "очень неприятно/удручающе"[4]. Ценность такого дневника заключается еще и в том, что иногда даже сам клиент не всегда может точно указать причину своих переживаний, и в этом случае дневник помогает и ему, и его психологу выяснить, какие мысли влияют на его самочувствие в течение дня.
Расстояние. Суть этого этапа в том, что больной должен занять объективную позицию по отношению к своим мыслям, то есть уйти от них. Отсоединение включает в себя 3 компонента:
осознание автоматичности" плохой " мысли, ее спонтанности, понимание того, что эта закономерность возникла раньше при иных обстоятельствах или навязывалась другими людьми извне;
осознание того, что "плохая" мысль неадаптивна, то есть вызывает страдания, страх или разочарование;
появление сомнений в истинности этого неадаптивного мышления, понимание того, что эта схема не отвечает новым требованиям или новой ситуации (например, идея "быть счастливым - значит быть первым во всем", сформированная отличником в школе, может привести к разочарованию, если он не сможет стать первым в университете). [23]
Эмпирическая проверка ("эксперименты").
Метод:
Найдите аргументы "за" и "против" автоматических мыслей. Также желательно записать эти темы на бумаге, чтобы пациент мог перечитать их всякий раз, когда эти мысли приходят ему в голову. Если человек делает это часто, то постепенно мозг запоминает " правильные "темы и убирает из быстрой памяти" неправильные " мотивы и решения.
Взвесьте преимущества и недостатки каждого варианта. Здесь также необходимо учитывать долгосрочную перспективу, а не только сиюминутную выгоду (например, в долгосрочной перспективе проблемы с наркотиками будут умножаться, перевешивая временное удовольствие).
Построить эксперимент, чтобы проверить суждение.
Беседа со свидетелями прошлых событий. Особенно это касается тех психических расстройств, при которых память иногда искажается и заменяется фантазиями (например, при шизофрении), или если иллюзия вызвана неправильным толкованием мотивов другого человека.
Терапевт относится к своему опыту, художественной и научной литературе, статистике.
Терапевт инкриминирует: указывает на логические ошибки и противоречия в суждениях пациента.
Методология переоценки. Проверка вероятности действия альтернативных причин события.
Децентрализация. При социальной фобии пациенты чувствуют себя в центре всеобщего внимания и страдают от этого. Здесь также необходима эмпирическая проверка этих автоматических мыслей.
Декатурация. Для тревожных расстройств. Терапевт: "давайте посмотрим, что произойдет, если...", "Как долго вы будете испытывать такие негативные чувства?", "Что тогда будет? Ты умрешь? Мир рухнет? Это разрушит вашу карьеру? Ваши близкие бросят вас? и т. д. пациент понимает, что у всего есть временные рамки, и автоматическая мысль "этот ужас никогда не закончится" исчезает.
Преднамеренное повторение. Играя желаемое поведение, неоднократно проверяя различные положительные инструкции на практике, что приводит к большей самоэффективности. Иногда пациент полностью соглашается с правильными аргументами во время психотерапии, но быстро забывает их после сеанса и возвращается к предыдущим "неправильным" темам, поскольку они неоднократно записываются в его памяти, хотя он понимает их нелогичность. В этом случае лучше писать правильные темы на бумаге и регулярно их перечитывать.
Использование воображения. У тревожных пациентов преобладают не столько "автоматические мысли", сколько" навязчивые образы", то есть это не мысль, которая неадекватна, а воображение (фантазия). [24]
Техника прекращения: сильная команда себе " стоп!"- останавливается негативный образ мышления или воображения. Он также эффективен для остановки навязчивых мыслей при некоторых психических заболеваниях.
Техника повторения: повторите правильный способ мышления несколько раз, чтобы разрушить сформировавшийся стереотип.
Метафоры, притчи, стихи-психолог использует такие примеры, чтобы сделать объяснение более понятным.
Модификация воображения: пациент активно и постепенно меняет образ с Негативного на более нейтральный и даже позитивный, тем самым понимая возможности своего самосознания и сознательного контроля. Обычно даже после тяжелой неудачи вы можете найти хотя бы что-то положительное в том, что произошло (например," я усвоил хороший урок") и сосредоточиться на этом.
Позитивное воображение: позитивный образ заменяет негативный и оказывает успокаивающее действие.
Конструктивное воображение (десенсибилизация): пациент классифицирует вероятность ожидаемого события, что приводит к тому, что прогноз теряет свою глобальность и неизбежность.
Заменить эмоции. Иногда клиенту следует смириться со своим прошлым негативным опытом и изменить свои эмоции на более адекватные. Например, иногда будет лучше, чтобы жертва преступления не прокручивать детали того, что произошло в памяти, но сказать себе: "жаль, что это случилось со мной, но я не позволю, что мои злоупотребляющих рушили для остальной части моей жизни, живя в настоящем, и в будущем, а не постоянно смотреть назад, в прошлое. "Необходимо заменить эмоции обиды, гнева и ненависти более мягкими и адекватными, которые позволят вам более комфортно строить свою будущую жизнь.
Смена ролей. Попросите клиента представить
, что он пытается утешить друга, который находится в подобной ситуации. Что можно было ему сказать? Что я могу порекомендовать? Какой совет может дать вам самый любимый человек в такой ситуации?
Переоценка ценностей. Часто причиной депрессии являются нереальные желания или чрезмерно высокие требования. В этом случае психолог может помочь клиенту взвесить цену достижения цели и цены проблемы и решить, стоит ли бороться еще больше или было бы разумнее отказаться от достижения этой цели в целом, отбросить нереализованное желание, отложить, уменьшить требования, чтобы установить более реалистичный задачи для начала, попытаться получить более комфортно с тем, что есть, или найти что-то заменяющее. Это актуально в тех случаях, когда цена отказа от решения проблемы ниже, чем цена самой проблемы. Однако в других случаях может быть лучше напрячь и решить проблему, особенно если откладывание решения только усугубляет ситуацию и причиняет человеку все больше страданий. [25]
Отсрочка. Если клиент не в состоянии отказаться от своих невыполнимых целей и желаний, но мысли о них тратят впустую свое время и доставляют ему неприятности, то можно предложить клиенту отложить эти цели и мысли о них на долгое время до тех пор, пока не произойдет событие, которое сделает его несбыточную мечту более осуществимой сегодня. Например, если у клиента есть какая-то псевдо-изобретательная идея, но он не может ее реализовать сегодня и не хочет ни от чего отказываться, а просто зря тратит время и усилия, то можно попытаться предложить ему хотя бы отложить реализацию и рассмотрение этой идеи до пенсионного возраста, когда у него будет больше свободного времени и денег. Таким образом, эта "отсрочка" может значительно смягчить удар по осознанию нереальности его псевдо-изобретения.
План действий на будущее. Клиент и терапевт совместно разрабатывают для клиента реалистичный "план действий" на будущее с конкретными условиями, действиями и сроками, пишут этот план на бумаге. Например, если происходит катастрофическое событие, клиент будет выполнять определенную последовательность действий в назначенное время, и до того, как это событие произойдет, клиент не будет мучить себя ненужными заботами.
Выявление альтернативных причин поведения. Если все "правильные" аргументы изложены и клиент с ними согласен, но продолжает думать или действовать явно нелогично, то необходимо искать альтернативные причины такого поведения, о которых сам клиент не подозревает или предпочитает молчать. Например, навязчивые мысли, тот же мыслительный процесс, часто приносит большое удовлетворение и облегчение для человека, поскольку позволяет, по крайней мере, представить себе мысленно себя как "герой" или "спасителя", решая все проблемы в фантазии, наказывает врагов в мечтах, исправляя свои ошибки в мире изобрел, и т. д. Таким образом, человек прокручивает эти мысли снова и снова, а не реальное решение, но чтобы сам процесс размышления и удовлетворение, постепенно этот процесс привлекает один человек все больше и больше в глубину, как