Файл: Педагогический контроль в волейболе по учебной дисциплине Физическая культура и спорт.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования
«Омская гуманитарная академия»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
Педагогический контроль в волейболе
по учебной дисциплине: Физическая культура и спорт
Выполнил(а): Султанова М. Р.
Направление подготовки: Экономика
Форма обучения: заочная
Оценка:
____________________________ ________
____________________________ ________
Подпись Фамилия И.О
“____”________________20___ г.
Омск, 2023
В настоящее время подготовка высококлассных волейболистов осо-
бенно актуальна. Наша страна в прошлом мировой лидер в волейболе
с распадом СССР сдала свои позиции. Предстоит много сделать, чтобы
возродить былую мощь волейбольной державы.
Здесь большую роль отводится планированию и контролю за процес-
сом подготовки волейболистов от новичка до члена сборной команды
страны. Проблеме контроля в спорте интересовала и ранее многих иссле-
дователей и тренеров (Ю.В. Верхоманский, 1973, 1980гг; В.М. Зациорский,
1966, 1980 гг; М.Л. Горик, 1978, 1983 гг; Ю.Д. Железняк, К.А. Швец, 1981
и др.) в теме эффективного управления подготовкой как отдельных игро-
ков так и команды в целом.
Современная подготовка волейболистов и волейбольных команд – слож-
ный и многолетний педагогический процесс управляемый тренерами.
Проблема успешного выступления спортсменов на соревнованиях вы-
двигает с особой актуальностью вопрос о разработке рациональных науч-
но-обоснованных и практически эффективных систем тренировок. Для ус-
пешного управления тренировочного процесса необходима такая его орга-
низация, которая давала бы максимальный эффект при минимальных за-
тратах времени, средств и энергии. Эту задачу можно успешно решить
только на основе точных знаний состояния спортсмена и характера воздей-
ствия на него тренировочных нагрузок. Поэтому эффективность управле-
ния находится в прямой зависимости от поступления достоверной, полной
и своевременной информации об игроке или команде.
Среди важнейших функций управления значительная роль отводится
контролю. Выполняя функцию обратной связи, он позволяет оценить эффек-
тивность применяемых в ходе подготовки средств и методов, вносить кор-
ректировки в учебно-тренировочные планы, индивидуализировать нагрузки.
Под педагогическим контролем в спорте следует понимать “совокуп-
ность способов получения информации о направлении и причиных морфо-
логических и функциональных изменений происходящих в организме кон-
кретного спортсмена (В.В. Петровский).
Основная задача контроля состоит не в том, чтобы фиксировать те или
иные недостатки в различных видах подготовки спортсмена, сколько в
умении на основе полученной информации своевременно вносить коррек-
тивы, способствующие эффективной подготовке.
За последние годы в учебно-тренировочном процессе волейболистов
возросла роль педагогического контроля. Необходимость повышения его
эффективности вызвана возросшими требованиями к различным сторонам
подготовки игроков. Данные педконтроля позволяют следить за выполне-
нием намеченных планов подготовки спортсменов, определить эффектив-
ность используемых средств и методов, находить новые пути для совер-
шенствования учебно-тренировочного процесса. Таким образом, учитывая
актуальность вопросов, связанных с педагогическим контролем в процессе
подготовки волейболистов, особое внимание приобретают вопросы:
• оценка эффективности применяемых средств и методов;
• выбор показателей и обоснование контрольных нормативов для
оценки различных сторон подготовки спортсмена;
• выявление динамики спортивных результатов и прогнозирование
достижений игроков;
• отбор талантливых спортсменов.
Педагогический контроль
в системе подготовки спортсменов
Эффективность педагогического контроля в спорте имеет самое непо-
средственное влияние на качество управления тренировочным процессом.
Известно, что управление тренировочным процессом включает в себя
три стадии: сбор информации, ее анализ и планирование.
В ходе подготовки тренер должен собрать разнообразную информацию
о физическом состоянии спортсмена, о его технико-тактическом мастерстве,
об уровне развития волевых качеств, о нагрузке и т. п. Кроме этого, тренер
должен постоянно сопоставлять показатели технико-тактического мастерст-
ва, с результатами тестирования и данными о нагрузке. Только так можно
подобрать наиболее эффективные для каждого из них или команды в целом
средства и методы тренировки и определить их воздействие в занятии, пе-
риоде, сезоне.
Педагогический контроль осуществляют в процессе тренировочных
занятий и соревнований. Эти два раздела контроля дополняют друг друга.
В процессе тренировочных занятий педагогический контроль осуществля-
ется по следующим пунктам:
– контроль за отношением занимающихся к тренировочному процессу;
– контроль за применяемыми средствами тренировки;
– контроль за эффективностью средств тренировки;
– контроль за состоянием тренированности.
Педагогический контроль соревновательной деятельности игроков
предполагает оценку следующих показателей:
– отношение игроков к соревнованиям;
– выполнение отдельными игроками их действий;
– технические показатели игроков и команды;
– переносимость игроками соревновательных нагрузок.
В подготовке спортсменов-волейболистов важное значение имеет
планирование готовности игрока (команды) на уровень высших спортивных достижений. При этом тесным образом должны быть взаимосвязаны
организация и система оценки эффективности процесса подготовки.
Схематично это можно изобразить так:
Планирование – организация > контроль
Планирование и организацию тренировочного процесса необходимо
рассматривать в единстве. Контроль в данном случае выступает как опера-
тивное управление, обеспечивающее подготовку спортсмена в соответст-
вии с намеченным планом. При этом одним из критериев оценки будет яв-
ляться степень соответствия полученных результатов с намеченными пла-
нами и последующей корректировкой.
Виды педагогического контроля
Педагогический контроль предполагает оценку состояния, в котором
находится спортсмен или оценку тренировочного эффекта. В зависимости
от длительности временного промежутка, необходимого для перехода от
одного состояния в другое, выделяют три вида состояния: оперативное,
текущее и устойчивое (нормативное). В соответствии с этим существуют
три формы педагогического контроля нагрузок за состоянием спортсмена:
1. Оперативный – оценивающий срочный тренировочный эффект и то
состояние, в котором находится спортсмен в данный момент (опе-
ративный контроль предназначен для регистрации нагрузки трени-
ровочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом);
2. Текущий – основная задача которого, определить повседневное ко-
лебание в состоянии спортсмена (он предназначен для регистрации
нагрузок в микроциклах);
3. Поэтапный – оценка устойчивого состояния спортсмена на различ-
ных этапах тренировочного процесса.
В настоящее время во многих видах спорта, и в том числе в волейбо-
ле, для подготовки тренировочных программ используют анализ результа-
тов комплексного контроля. Комплексный контроль представляет собой
систему, которая включает углубленное медицинское обследование, по-
этапное комплексное обследование, текущее обследование и обследование
соревновательной деятельности игроков.
Методы педагогического контроля
Для осуществления педагогического контроля применяются следую-
щие методы:
1. Педагогические наблюдения.
2. Анализ и синтез данных педагогического контроля
3. Оценка результатов тренировочного процесса и соревновательной
деятельности игроков.
4. Беседы, опрос.
Метод педагогического наблюдения применяется тренерами в процес-
се занятий и соревнований. Они ведут наблюдения за поведением игроков,
их активностью, эмоциональным состоянием, за тем, как они переносят
тренировочные и соревновательные нагрузки.
Метод анализа и синтеза – основной метод педагогического контроля.
Эффективное использование данного метода имеет самое непосредствен-
ное влияние на качество управления тренировочным процессом. От точно-
сти анализа данных педагогических наблюдений и от правильности приня-
тых тренером решений зависит совершенствование процесса подготовки.
Метод оценки результатов подготовки рекомендуют для определения
качественных сдвигов у занимающихся. В большинстве случаев оценивание
различных видов подготовки спортсменов строится на объективных показа-
телях с использованием различных приборов, видеомагнитофонов, кино,
контрольных упражнений по видам подготовки, контрольных заданий в со-
ревнованиях.
В тех случаях, когда какие-либо показатели не поддаются объектив-
ной оценке, используют метод экспертных оценок. Обычно применяется
пятибалльная система оценок.
Способы педагогического контроля
Тестирование является наиболее распространенным способом педаго-
гического контроля над процессом спортивной подготовки. Особенно мно-
го разработано тестов для оценки физической и технической подготовлен-
ности спортсменов. Это опубликовано В.И. Зациорским, М.А. Годик, еще в
1964 году, у А.И. Беляева, Е.В. Фомина в 1982 году, Ю.Н.э Клещева, А.Г.
Айрияну в 1985 г. и др.
Известно, что начальный и наиболее важный этап создания системы
комплексного контроля связан с выбором и обоснованием тестов.
При составлении программы тестирования необходимо определить:
какие тесты необходимо использовать для оценки подготовленности
спортсменов; сколько нужно тестов, чтобы получить нужную достоверную
информацию для планирования учебно-тренировочной работы.
При выборе тестов следует использовать только те из них, которые
отвечают специальным требованиям:
1. Стандартность.
2. Наличие системы оценок.
3. Надежность.
4. Информативность
Стандартность – процедура и условие тестирования должны быть
одинаковыми во всех случаях применения теста.
Система оценок. Показанные спортсменами результаты в различных
тестах выражаются в разных единицах (секунды, сантиметры) и поэтому
непосредственно не сопоставимы друг с другом. Кроме того, данные тес-
тирования сами по себе не указывают, насколько удовлетворительно со-
стояние спортсмена. Поэтому результаты превращают (искалируют)
в оценки: очки, баллы и др. Процесс выведения оценок называют оценива-
нием. Оценивание, как правило, происходит в два этапа. На первом этапе
показанные спортсменами результаты превращают в очки, на втором, по-
сле сравнения набранных очков с заранее установленными нормами выво-
дится итоговая оценка.
В практике используют различные стандартные шкалы оценок. Наибо-
лее популярной среди них – Т-шкала. Стандартные шкалы названы так по-
тому, что в них масштабом служат стандартные (средние квадратические)
отклонения.
В Т-шкале среднее значение результатов теста приравнивается к
50 очкам, а стандартное отклонение от средней – к 10 очкам:
х − &&&
х
Т = 50 + 10 ,
δ
где Т – оценка результата в тесте конкретного спортсмена, &х& – средняя ве-
&
личина; х – результат этого спортсмена в тесте, δ – стандартное отклоне-
ние.
Надежность является одним из главных требований, предъявляемых к
тестам. Надежностью теста называется степень совпадения результатов
при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых услови-
ях.
То есть один и тот же тест, применяемый к одним и тем же испытуемым,
должен давать в одинаковых условиях совпадающие результаты