Файл: Педагогический контроль в волейболе по учебной дисциплине Физическая культура и спорт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное учреждение образовательная организация высшего образования

«Омская гуманитарная академия»


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

Педагогический контроль в волейболе
по учебной дисциплине: Физическая культура и спорт

Выполнил(а): Султанова М. Р.

Направление подготовки: Экономика

Форма обучения: заочная

Оценка:

____________________________ ________

____________________________ ________

Подпись Фамилия И.О

“____”________________20___ г.

Омск, 2023


В настоящее время подготовка высококлассных волейболистов осо-

бенно актуальна. Наша страна в прошлом мировой лидер в волейболе

с распадом СССР сдала свои позиции. Предстоит много сделать, чтобы

возродить былую мощь волейбольной державы.

Здесь большую роль отводится планированию и контролю за процес-

сом подготовки волейболистов от новичка до члена сборной команды

страны. Проблеме контроля в спорте интересовала и ранее многих иссле-

дователей и тренеров (Ю.В. Верхоманский, 1973, 1980гг; В.М. Зациорский,

1966, 1980 гг; М.Л. Горик, 1978, 1983 гг; Ю.Д. Железняк, К.А. Швец, 1981

и др.) в теме эффективного управления подготовкой как отдельных игро-

ков так и команды в целом.

Современная подготовка волейболистов и волейбольных команд – слож-

ный и многолетний педагогический процесс управляемый тренерами.

Проблема успешного выступления спортсменов на соревнованиях вы-

двигает с особой актуальностью вопрос о разработке рациональных науч-

но-обоснованных и практически эффективных систем тренировок. Для ус-

пешного управления тренировочного процесса необходима такая его орга-

низация, которая давала бы максимальный эффект при минимальных за-

тратах времени, средств и энергии. Эту задачу можно успешно решить

только на основе точных знаний состояния спортсмена и характера воздей-

ствия на него тренировочных нагрузок. Поэтому эффективность управле-

ния находится в прямой зависимости от поступления достоверной, полной

и своевременной информации об игроке или команде.

Среди важнейших функций управления значительная роль отводится

контролю. Выполняя функцию обратной связи, он позволяет оценить эффек-

тивность применяемых в ходе подготовки средств и методов, вносить кор-

ректировки в учебно-тренировочные планы, индивидуализировать нагрузки.

Под педагогическим контролем в спорте следует понимать “совокуп-


ность способов получения информации о направлении и причиных морфо-

логических и функциональных изменений происходящих в организме кон-

кретного спортсмена (В.В. Петровский).

Основная задача контроля состоит не в том, чтобы фиксировать те или

иные недостатки в различных видах подготовки спортсмена, сколько в

умении на основе полученной информации своевременно вносить коррек-

тивы, способствующие эффективной подготовке.

За последние годы в учебно-тренировочном процессе волейболистов

возросла роль педагогического контроля. Необходимость повышения его

эффективности вызвана возросшими требованиями к различным сторонам

подготовки игроков. Данные педконтроля позволяют следить за выполне-

нием намеченных планов подготовки спортсменов, определить эффектив-

ность используемых средств и методов, находить новые пути для совер-

шенствования учебно-тренировочного процесса. Таким образом, учитывая

актуальность вопросов, связанных с педагогическим контролем в процессе

подготовки волейболистов, особое внимание приобретают вопросы:

• оценка эффективности применяемых средств и методов;

• выбор показателей и обоснование контрольных нормативов для

оценки различных сторон подготовки спортсмена;

• выявление динамики спортивных результатов и прогнозирование

достижений игроков;

• отбор талантливых спортсменов.

Педагогический контроль

в системе подготовки спортсменов
Эффективность педагогического контроля в спорте имеет самое непо-

средственное влияние на качество управления тренировочным процессом.

Известно, что управление тренировочным процессом включает в себя

три стадии: сбор информации, ее анализ и планирование.

В ходе подготовки тренер должен собрать разнообразную информацию

о физическом состоянии спортсмена, о его технико-тактическом мастерстве,

об уровне развития волевых качеств, о нагрузке и т. п. Кроме этого, тренер

должен постоянно сопоставлять показатели технико-тактического мастерст-

ва, с результатами тестирования и данными о нагрузке. Только так можно

подобрать наиболее эффективные для каждого из них или команды в целом

средства и методы тренировки и определить их воздействие в занятии, пе-

риоде, сезоне.

Педагогический контроль осуществляют в процессе тренировочных

занятий и соревнований. Эти два раздела контроля дополняют друг друга.



В процессе тренировочных занятий педагогический контроль осуществля-

ется по следующим пунктам:

– контроль за отношением занимающихся к тренировочному процессу;

– контроль за применяемыми средствами тренировки;

– контроль за эффективностью средств тренировки;

– контроль за состоянием тренированности.

Педагогический контроль соревновательной деятельности игроков

предполагает оценку следующих показателей:

– отношение игроков к соревнованиям;

– выполнение отдельными игроками их действий;

– технические показатели игроков и команды;

– переносимость игроками соревновательных нагрузок.

В подготовке спортсменов-волейболистов важное значение имеет

планирование готовности игрока (команды) на уровень высших спортивных достижений. При этом тесным образом должны быть взаимосвязаны

организация и система оценки эффективности процесса подготовки.

Схематично это можно изобразить так:

Планирование – организация > контроль
Планирование и организацию тренировочного процесса необходимо

рассматривать в единстве. Контроль в данном случае выступает как опера-

тивное управление, обеспечивающее подготовку спортсмена в соответст-

вии с намеченным планом. При этом одним из критериев оценки будет яв-

ляться степень соответствия полученных результатов с намеченными пла-

нами и последующей корректировкой.

Виды педагогического контроля
Педагогический контроль предполагает оценку состояния, в котором

находится спортсмен или оценку тренировочного эффекта. В зависимости

от длительности временного промежутка, необходимого для перехода от

одного состояния в другое, выделяют три вида состояния: оперативное,

текущее и устойчивое (нормативное). В соответствии с этим существуют

три формы педагогического контроля нагрузок за состоянием спортсмена:

1. Оперативный – оценивающий срочный тренировочный эффект и то

состояние, в котором находится спортсмен в данный момент (опе-

ративный контроль предназначен для регистрации нагрузки трени-

ровочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом);

2. Текущий – основная задача которого, определить повседневное ко-

лебание в состоянии спортсмена (он предназначен для регистрации

нагрузок в микроциклах);

3. Поэтапный – оценка устойчивого состояния спортсмена на различ-

ных этапах тренировочного процесса.

В настоящее время во многих видах спорта, и в том числе в волейбо-


ле, для подготовки тренировочных программ используют анализ результа-

тов комплексного контроля. Комплексный контроль представляет собой

систему, которая включает углубленное медицинское обследование, по-

этапное комплексное обследование, текущее обследование и обследование

соревновательной деятельности игроков.
Методы педагогического контроля
Для осуществления педагогического контроля применяются следую-

щие методы:

1. Педагогические наблюдения.

2. Анализ и синтез данных педагогического контроля

3. Оценка результатов тренировочного процесса и соревновательной

деятельности игроков.

4. Беседы, опрос.

Метод педагогического наблюдения применяется тренерами в процес-

се занятий и соревнований. Они ведут наблюдения за поведением игроков,

их активностью, эмоциональным состоянием, за тем, как они переносят

тренировочные и соревновательные нагрузки.

Метод анализа и синтеза – основной метод педагогического контроля.

Эффективное использование данного метода имеет самое непосредствен-

ное влияние на качество управления тренировочным процессом. От точно-

сти анализа данных педагогических наблюдений и от правильности приня-

тых тренером решений зависит совершенствование процесса подготовки.

Метод оценки результатов подготовки рекомендуют для определения

качественных сдвигов у занимающихся. В большинстве случаев оценивание

различных видов подготовки спортсменов строится на объективных показа-

телях с использованием различных приборов, видеомагнитофонов, кино,

контрольных упражнений по видам подготовки, контрольных заданий в со-

ревнованиях.

В тех случаях, когда какие-либо показатели не поддаются объектив-

ной оценке, используют метод экспертных оценок. Обычно применяется

пятибалльная система оценок.

Способы педагогического контроля
Тестирование является наиболее распространенным способом педаго-

гического контроля над процессом спортивной подготовки. Особенно мно-

го разработано тестов для оценки физической и технической подготовлен-

ности спортсменов. Это опубликовано В.И. Зациорским, М.А. Годик, еще в

1964 году, у А.И. Беляева, Е.В. Фомина в 1982 году, Ю.Н.э Клещева, А.Г.


Айрияну в 1985 г. и др.

Известно, что начальный и наиболее важный этап создания системы

комплексного контроля связан с выбором и обоснованием тестов.

При составлении программы тестирования необходимо определить:

какие тесты необходимо использовать для оценки подготовленности

спортсменов; сколько нужно тестов, чтобы получить нужную достоверную

информацию для планирования учебно-тренировочной работы.

При выборе тестов следует использовать только те из них, которые

отвечают специальным требованиям:

1. Стандартность.

2. Наличие системы оценок.

3. Надежность.

4. Информативность

Стандартность – процедура и условие тестирования должны быть

одинаковыми во всех случаях применения теста.

Система оценок. Показанные спортсменами результаты в различных

тестах выражаются в разных единицах (секунды, сантиметры) и поэтому

непосредственно не сопоставимы друг с другом. Кроме того, данные тес-

тирования сами по себе не указывают, насколько удовлетворительно со-

стояние спортсмена. Поэтому результаты превращают (искалируют)

в оценки: очки, баллы и др. Процесс выведения оценок называют оценива-

нием. Оценивание, как правило, происходит в два этапа. На первом этапе

показанные спортсменами результаты превращают в очки, на втором, по-

сле сравнения набранных очков с заранее установленными нормами выво-

дится итоговая оценка.

В практике используют различные стандартные шкалы оценок. Наибо-

лее популярной среди них – Т-шкала. Стандартные шкалы названы так по-

тому, что в них масштабом служат стандартные (средние квадратические)

отклонения.

В Т-шкале среднее значение результатов теста приравнивается к

50 очкам, а стандартное отклонение от средней – к 10 очкам:

х − &&&

х

Т = 50 + 10 ,

δ

где Т – оценка результата в тесте конкретного спортсмена, &х& – средняя ве-

&

личина; х – результат этого спортсмена в тесте, δ – стандартное отклоне-

ние.

Надежность является одним из главных требований, предъявляемых к

тестам. Надежностью теста называется степень совпадения результатов

при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых услови-

ях.

То есть один и тот же тест, применяемый к одним и тем же испытуемым,

должен давать в одинаковых условиях совпадающие результаты