Файл: Особенности формирования современной китайской экономики.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[16, с.25].
В области инновационной деятельности за период с 2016 года по 2020 год были реализованы крупные проекты, а именно в области 5G, внедрение навигационной системы BeiDou, строительство и ввод в эксплуатацию радиотелескопа FAST компании China Sky Eye, запуск в космос первого экспериментального квантового научного спутника Mozi. Началось производство первого пассажирского самолета за счет собственных ресурсов, который успешно прошел первые испытания.Политика широкого распространения инноваций в первую очередь была направлена на улучшения не столько в количестве, сколько в качестве производимых изделий.В области расширения политики открытости экономики в 2020 г. КНР подписалдокументы о сотрудничестве по совместному строительству «Пояса и пути» со 138 странами и 31 международными организациями[16, с.26].
Наибольший удельный вес в объеме экспортируемых товаров принадлежал электромеханической продукции. К началу периода значение этого показателя было 50,52%[16, с.26], а к концу 2020 года он увеличился на 8,88%[16, с.26] и составил 59,4%[16, с.26]. Рост экспорта высокотехнологичных продуктов. Политика перехода Китая от высоких темпов экономического роста к более низким объясняется внешними и внутренними причинами. К внутренним можно отнести тот факт, что в связи с высокими темпами ВВП трудно достигнуть еще более высоких показателей, а также стремление к увеличению валового продукта не за счет количества, а за счет качества изготавливаемой продукции. Внешними причинами является замедление общих темпов роста экономики, вызванное, в том числе пандемией короновируса[16, с.28].
COVID-19 и связанные с ним ограничительные меры привели экономику практически всех стран к кризису. Однако, по всем показателям национальное хозяйство Китая меньше всех пострадала от его негативных последствий и к концу тринадцатой пятилетки показала рост в 2,3%[38].Ученые считают, что именно долгосрочное планирование и государственный контроль являются наиболее важными причинамиустойчивости экономики КНР к экономическому кризису, вызванному пандемией короновируса. Кроме того, к началу распространения COVID-19 Китай обладал достаточно устойчивой структурой промышленности, которая удовлетворяла практически все внутренние потребности страны. А введенные ограничительные меры были положительным толчком на пути к ослаблению зависимости от импорта и стимулирования внутреннего спроса[38]
.
Таким образом, этот период (2016-2020 гг.) стал важным промежуточным этапом в развитии Китая. Были намечены перспективы дальнейшего экономического развития страны, основным планом которого было ослабление зависимости от внешнего мира путем развития внутренних возможностей [11, с.16].
В период тринадцатой пятилетки несмотря на сложную обстановку в мире Китаю удалось достигнуть уровня одного из самых крупных экономических государств мира и усилить свои позиции на международных рынках, обозначив тем самым верное направление внешнеполитической деятельности. Проводимая политика открытости экономики давала свои положительные результаты и положила начало в первую очередь качественному развитию национального хозяйства КНР. Кроме того, в период тринадцатой пятилетки были предприняты шаги по внедрению достижений научно-технического прогресса в промышленность, что обеспечивало бы производство Китая собственными инновационными разработками.
Среднегодовой прирост ВВП, как и предполагалось, за весь период с 2016 по 2020 год не превысил 6,5%[35] и к концу этапа составил 14687,7 млрд. долларов[35]. Экспорт и импорт, несмотря на экономический кризис, вызванный пандемией короновируса и его последствиями, также на 19%[35] и 17,5%[35] и к концу тринадцатой пятилетки составили 2723,3 млрд. долларов[35] и 2357,1 млрд. долларов[35] соответственно. Положительным моментом явился тот факт, что правительство КНР смогло сдержать уровень безработицы населения на уровне 4,1%[37].
Таким образом, экономическое развитие и становление китайской модели претерпевало как взлеты, так и падения.Накопленный опыт выживания в условиях кризиса сделал из Китая крупную державу, имеющую вес на международной арене и занимающий одну из лидирующих позиций по всем макроэкономическим показателям. Грамотная политика по государственному регулированию экономики, проводимая правительством КНР, обеспечила страну высоким потенциалом для становления самой процветающей страной в мире.
2. 2.Перспективы развития экономики КНР
Развитие экономики Китая происходит в соответствии с планами пятилетки, в которых правительство выдвигает основные направления формирования экономического благополучия страны. Приоритетными задачами экономического развития КНР в соответствии с пятилетними планами 2010 года и 2015 года стало развитие в области инноваций, стимулирование науки и образования, широкое использование высоких технологий.
В следующем плане пятилетки, а именно 2021-2025 годы, важными целями, к достижению которых стремиться правительство Китая стали:
- наращивание научно-технических возможностей с целью дальнейшего выхода на первое место в мире по этим показателям;
- окончательно разорвать зависимость от мирового рынка высокотехнологичных продуктов;
- расширение внутреннего и внешнего рынков;
- повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивости социально-экономического развития;
- углубление структурных реформ;
- политика «двойной циркуляции»;
- усиление экономической безопасности страны[25, с.190].
Одним из главных направлений экономического развития на данный момент правительство КНР видит в наращивании научно-технических возможностей страны с целью занять первое место в мире в области изобретений. Это станет возможным благодаря наличию эффективной инновационной политики, основными положениями которой являются:
- рост инвестиций в основополагающие науки, развитие творческих способностей работников, совершенствование системы контроля и структуры распределения бюджета на научные исследования;
- модификация комплекса оценок исследований и стимулирования ученых, способов финансирования, открытие международных и региональных научных центров инноваций в ближайшей перспективе;
- приток финансовых вложений в продукцию собственного производства, имеющую конкурентное преимущество перед иностранной продукцией;
- формирование группы ученых для проведения научных исследований и разработок в области инноваций, оказание политической и финансовой поддержки в случае успешного и своевременного исполнения проекта;
- применение налоговых вычетов для компаний на расходы на НИОКР, специальные налоговые льготы для высокотехнологичных предприятий, усиление поддержки отраслей, которые обеспечивают национальную безопасность и подвержены ограничениям со стороны иностранных компаний, создание инновационных платформ, содействие переходу на новый этап автоматизации и информатизации экономической деятельности и государственного управления,изменение привычных цепочек поставок.
Были разработаны основные показатели социально - экономического развития Китая. За 2021-2021 годы планируется увеличить и поддерживатьВВП на уровне 2,3%
[25, с.193]. В соответствии с планом четырнадцатой пятилетки рост производительности труда должен составить 2,5%[25, с.193], степень урбанизации – 60,6%[25, с.193]. Расходы на НИОКР предполагается повысить не менее чем до7%[25, с.194]. Доля добавленной стоимости основных отраслей цифровой экономики от ВВП должна составить к 7,8%[25, с.194], рост располагаемых доходов на душу населения - 2,1%[25, с.194] к концу 2025 года.
В соответствии с ростом ВВП колебания уровня безработицы среди городского происходит в пределах 5,2%< 5,5%[25, с.195]. Среднее число лет образования, полученного лицами трудоспособного возраста должно составить к концу 2025 года 10,8[25, с.195]. Число сертифицированных врачей (ассистентов) на 1 тыс. чел. населения 2,9 - 3,2[25, с.195]. Охват населения базовым пенсионным страхованием – 91%[25, с.196]. Среднюю продолжительность жизни планируется увеличить до 77,3 лет[25, с.196].
Одной из приоритетных задач развития национальной экономики Китая является ослабление и полная ликвидация зависимости научно-технических возможностей от мирового рынка. С этой целью планируется увеличивать расходы на НИОКР быстрее темпов роста экономики. Показатель затрат на научные разработки в области инноваций должен достигнуть к концу четырнадцатой пятилетки 580 млрд. долларов[25, с.197]. Основное вложения планируется направить на углубленное изучение основополагающих наук, которые имеют ключевое значение для сокращения зависимости от импорта передовых технологий. К сферам науки, на развитии которых сосредоточены усилия специалистов, относятся искусственный интеллект, интегральные микросхемы, квантовые вычисления, освоение космоса, а также медицина (клиническая медицина, наука о мозге, геномика и биотехнологии). Большим прорывом в этом направлении стал выпуск в 2021 году автомобилей на новых источниках энергии[25, с.197].
Идея превращения КНР в инновационную державу давно возникла и обсуждалась в правительственных кругах.С этой целью несколько десятилетий подряд постепенно совершенствовались условия для создания высокотехнологичных продуктов,увеличивались капиталовложения в соответствующие отрасли.Политика реформирования инновационной сферы промышленности началась в 80х годах прошлого столетия и заключалась в стимулировании и государственной поддержке развития научно-исследовательских центров,имеющих промышленное значение.За этот период подготовки было создано более 114 зон высоких технологий,включающих в себя 550 высших учебных заведений, около 2000 научно-исследовательских институтов 550 технических институтов, более 400 центров по инженерным и техническим исследования и разработкам[34].
К началу активного финансирования инновационной отрасли КНР открыл более чем в двадцати странах представительства своих высокотехнологичных ТНК, таких как Huawei,Lenovo и другие.Кроме того,западные фирмы активно открывают свои филиалы и переносят головные офисы информационных компаний в Китай. Преимущество подобной интеграции состоит в сравнительно дешёвой стоимости труда работников,занятых в научной сфере, и в стремительном внедрении новой продукции на рынки КНР.
К этому периоду на территории Китая было открыто более 2 млн.заводов данной отрасли[34]. Особенностью инновационной промышленности Китая была ее открытость для вхождения иностранных финансовых и технических вложений[34].Взяв западный опыт производства и выпуска высокотехнологичных изделий, на данный момент КНР уже выпускает собственные лицензионные модели высокотехнологичного оборудования.
Как видно из рисунка 2.1«Доля расходов на НИОКР от ВВП за 2004-2021 гг»(см. Приложение №1) с каждым годом доля расходов на научные разработки повышается. Например, в 2004 году эти расходы составляли 1,23%[34], а к концу 2021 года 2,72%[34]. При этом доля финансирования частным сектором расходов НИОКР превышает государственную долю на 48 процентов[34].
Ещё одной мерой стимулирования развития инновационной отрасли со стороны государства планируется в снижении налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот для предприятий, задействованных в высокотехнологичных сферах промышленности.Преимуществом Китая, способствующим инновационному развитию, является большая ёмкость внутреннего рынка, которая активно применяет новые разрабатываемые продукты и услуги. Когда потребности внутреннего спроса на высокотехнологичные товары будут полностью удовлетворяться за счёт собственного производства, появится возможность для выхода на мировые рынки.
Благодаря серьезной научно-технической базе в КНР производятся собственные и лицензионные аналоги новейшего высокотехнологичного оборудования, мини-заводов, линий производств. Производители Китая, в качестве прототипа используя западные модели, способны обеспечить оптимальное соотношение цены и качества.Отличительной особенностью инновационной промышленности Китая является быстрое проектирование, производство и выпуск на рынок данных видов продукции. По мере реализации характеристики товаров корректируются, делая их более жизнеспособными.
В области инновационной деятельности за период с 2016 года по 2020 год были реализованы крупные проекты, а именно в области 5G, внедрение навигационной системы BeiDou, строительство и ввод в эксплуатацию радиотелескопа FAST компании China Sky Eye, запуск в космос первого экспериментального квантового научного спутника Mozi. Началось производство первого пассажирского самолета за счет собственных ресурсов, который успешно прошел первые испытания.Политика широкого распространения инноваций в первую очередь была направлена на улучшения не столько в количестве, сколько в качестве производимых изделий.В области расширения политики открытости экономики в 2020 г. КНР подписалдокументы о сотрудничестве по совместному строительству «Пояса и пути» со 138 странами и 31 международными организациями[16, с.26].
Наибольший удельный вес в объеме экспортируемых товаров принадлежал электромеханической продукции. К началу периода значение этого показателя было 50,52%[16, с.26], а к концу 2020 года он увеличился на 8,88%[16, с.26] и составил 59,4%[16, с.26]. Рост экспорта высокотехнологичных продуктов. Политика перехода Китая от высоких темпов экономического роста к более низким объясняется внешними и внутренними причинами. К внутренним можно отнести тот факт, что в связи с высокими темпами ВВП трудно достигнуть еще более высоких показателей, а также стремление к увеличению валового продукта не за счет количества, а за счет качества изготавливаемой продукции. Внешними причинами является замедление общих темпов роста экономики, вызванное, в том числе пандемией короновируса[16, с.28].
COVID-19 и связанные с ним ограничительные меры привели экономику практически всех стран к кризису. Однако, по всем показателям национальное хозяйство Китая меньше всех пострадала от его негативных последствий и к концу тринадцатой пятилетки показала рост в 2,3%[38].Ученые считают, что именно долгосрочное планирование и государственный контроль являются наиболее важными причинамиустойчивости экономики КНР к экономическому кризису, вызванному пандемией короновируса. Кроме того, к началу распространения COVID-19 Китай обладал достаточно устойчивой структурой промышленности, которая удовлетворяла практически все внутренние потребности страны. А введенные ограничительные меры были положительным толчком на пути к ослаблению зависимости от импорта и стимулирования внутреннего спроса[38]
.
Таким образом, этот период (2016-2020 гг.) стал важным промежуточным этапом в развитии Китая. Были намечены перспективы дальнейшего экономического развития страны, основным планом которого было ослабление зависимости от внешнего мира путем развития внутренних возможностей [11, с.16].
В период тринадцатой пятилетки несмотря на сложную обстановку в мире Китаю удалось достигнуть уровня одного из самых крупных экономических государств мира и усилить свои позиции на международных рынках, обозначив тем самым верное направление внешнеполитической деятельности. Проводимая политика открытости экономики давала свои положительные результаты и положила начало в первую очередь качественному развитию национального хозяйства КНР. Кроме того, в период тринадцатой пятилетки были предприняты шаги по внедрению достижений научно-технического прогресса в промышленность, что обеспечивало бы производство Китая собственными инновационными разработками.
Среднегодовой прирост ВВП, как и предполагалось, за весь период с 2016 по 2020 год не превысил 6,5%[35] и к концу этапа составил 14687,7 млрд. долларов[35]. Экспорт и импорт, несмотря на экономический кризис, вызванный пандемией короновируса и его последствиями, также на 19%[35] и 17,5%[35] и к концу тринадцатой пятилетки составили 2723,3 млрд. долларов[35] и 2357,1 млрд. долларов[35] соответственно. Положительным моментом явился тот факт, что правительство КНР смогло сдержать уровень безработицы населения на уровне 4,1%[37].
Таким образом, экономическое развитие и становление китайской модели претерпевало как взлеты, так и падения.Накопленный опыт выживания в условиях кризиса сделал из Китая крупную державу, имеющую вес на международной арене и занимающий одну из лидирующих позиций по всем макроэкономическим показателям. Грамотная политика по государственному регулированию экономики, проводимая правительством КНР, обеспечила страну высоким потенциалом для становления самой процветающей страной в мире.
2. 2.Перспективы развития экономики КНР
Развитие экономики Китая происходит в соответствии с планами пятилетки, в которых правительство выдвигает основные направления формирования экономического благополучия страны. Приоритетными задачами экономического развития КНР в соответствии с пятилетними планами 2010 года и 2015 года стало развитие в области инноваций, стимулирование науки и образования, широкое использование высоких технологий.
В следующем плане пятилетки, а именно 2021-2025 годы, важными целями, к достижению которых стремиться правительство Китая стали:
- наращивание научно-технических возможностей с целью дальнейшего выхода на первое место в мире по этим показателям;
- окончательно разорвать зависимость от мирового рынка высокотехнологичных продуктов;
- расширение внутреннего и внешнего рынков;
- повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивости социально-экономического развития;
- углубление структурных реформ;
- политика «двойной циркуляции»;
- усиление экономической безопасности страны[25, с.190].
Одним из главных направлений экономического развития на данный момент правительство КНР видит в наращивании научно-технических возможностей страны с целью занять первое место в мире в области изобретений. Это станет возможным благодаря наличию эффективной инновационной политики, основными положениями которой являются:
- рост инвестиций в основополагающие науки, развитие творческих способностей работников, совершенствование системы контроля и структуры распределения бюджета на научные исследования;
- модификация комплекса оценок исследований и стимулирования ученых, способов финансирования, открытие международных и региональных научных центров инноваций в ближайшей перспективе;
- приток финансовых вложений в продукцию собственного производства, имеющую конкурентное преимущество перед иностранной продукцией;
- формирование группы ученых для проведения научных исследований и разработок в области инноваций, оказание политической и финансовой поддержки в случае успешного и своевременного исполнения проекта;
- применение налоговых вычетов для компаний на расходы на НИОКР, специальные налоговые льготы для высокотехнологичных предприятий, усиление поддержки отраслей, которые обеспечивают национальную безопасность и подвержены ограничениям со стороны иностранных компаний, создание инновационных платформ, содействие переходу на новый этап автоматизации и информатизации экономической деятельности и государственного управления,изменение привычных цепочек поставок.
Были разработаны основные показатели социально - экономического развития Китая. За 2021-2021 годы планируется увеличить и поддерживатьВВП на уровне 2,3%
[25, с.193]. В соответствии с планом четырнадцатой пятилетки рост производительности труда должен составить 2,5%[25, с.193], степень урбанизации – 60,6%[25, с.193]. Расходы на НИОКР предполагается повысить не менее чем до7%[25, с.194]. Доля добавленной стоимости основных отраслей цифровой экономики от ВВП должна составить к 7,8%[25, с.194], рост располагаемых доходов на душу населения - 2,1%[25, с.194] к концу 2025 года.
В соответствии с ростом ВВП колебания уровня безработицы среди городского происходит в пределах 5,2%< 5,5%[25, с.195]. Среднее число лет образования, полученного лицами трудоспособного возраста должно составить к концу 2025 года 10,8[25, с.195]. Число сертифицированных врачей (ассистентов) на 1 тыс. чел. населения 2,9 - 3,2[25, с.195]. Охват населения базовым пенсионным страхованием – 91%[25, с.196]. Среднюю продолжительность жизни планируется увеличить до 77,3 лет[25, с.196].
Одной из приоритетных задач развития национальной экономики Китая является ослабление и полная ликвидация зависимости научно-технических возможностей от мирового рынка. С этой целью планируется увеличивать расходы на НИОКР быстрее темпов роста экономики. Показатель затрат на научные разработки в области инноваций должен достигнуть к концу четырнадцатой пятилетки 580 млрд. долларов[25, с.197]. Основное вложения планируется направить на углубленное изучение основополагающих наук, которые имеют ключевое значение для сокращения зависимости от импорта передовых технологий. К сферам науки, на развитии которых сосредоточены усилия специалистов, относятся искусственный интеллект, интегральные микросхемы, квантовые вычисления, освоение космоса, а также медицина (клиническая медицина, наука о мозге, геномика и биотехнологии). Большим прорывом в этом направлении стал выпуск в 2021 году автомобилей на новых источниках энергии[25, с.197].
Идея превращения КНР в инновационную державу давно возникла и обсуждалась в правительственных кругах.С этой целью несколько десятилетий подряд постепенно совершенствовались условия для создания высокотехнологичных продуктов,увеличивались капиталовложения в соответствующие отрасли.Политика реформирования инновационной сферы промышленности началась в 80х годах прошлого столетия и заключалась в стимулировании и государственной поддержке развития научно-исследовательских центров,имеющих промышленное значение.За этот период подготовки было создано более 114 зон высоких технологий,включающих в себя 550 высших учебных заведений, около 2000 научно-исследовательских институтов 550 технических институтов, более 400 центров по инженерным и техническим исследования и разработкам[34].
К началу активного финансирования инновационной отрасли КНР открыл более чем в двадцати странах представительства своих высокотехнологичных ТНК, таких как Huawei,Lenovo и другие.Кроме того,западные фирмы активно открывают свои филиалы и переносят головные офисы информационных компаний в Китай. Преимущество подобной интеграции состоит в сравнительно дешёвой стоимости труда работников,занятых в научной сфере, и в стремительном внедрении новой продукции на рынки КНР.
К этому периоду на территории Китая было открыто более 2 млн.заводов данной отрасли[34]. Особенностью инновационной промышленности Китая была ее открытость для вхождения иностранных финансовых и технических вложений[34].Взяв западный опыт производства и выпуска высокотехнологичных изделий, на данный момент КНР уже выпускает собственные лицензионные модели высокотехнологичного оборудования.
Как видно из рисунка 2.1«Доля расходов на НИОКР от ВВП за 2004-2021 гг»(см. Приложение №1) с каждым годом доля расходов на научные разработки повышается. Например, в 2004 году эти расходы составляли 1,23%[34], а к концу 2021 года 2,72%[34]. При этом доля финансирования частным сектором расходов НИОКР превышает государственную долю на 48 процентов[34].
Ещё одной мерой стимулирования развития инновационной отрасли со стороны государства планируется в снижении налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот для предприятий, задействованных в высокотехнологичных сферах промышленности.Преимуществом Китая, способствующим инновационному развитию, является большая ёмкость внутреннего рынка, которая активно применяет новые разрабатываемые продукты и услуги. Когда потребности внутреннего спроса на высокотехнологичные товары будут полностью удовлетворяться за счёт собственного производства, появится возможность для выхода на мировые рынки.
Благодаря серьезной научно-технической базе в КНР производятся собственные и лицензионные аналоги новейшего высокотехнологичного оборудования, мини-заводов, линий производств. Производители Китая, в качестве прототипа используя западные модели, способны обеспечить оптимальное соотношение цены и качества.Отличительной особенностью инновационной промышленности Китая является быстрое проектирование, производство и выпуск на рынок данных видов продукции. По мере реализации характеристики товаров корректируются, делая их более жизнеспособными.