Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 658

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. Эффективность работ по стандартизации персонал (по услугам общепита, розничной торговли), на классифика- цию предприятий сферы услуг (предприятия общепита, гостиницы).
По данным Л.В. Смирновой (ВНИИ сертификации), по уровню стан- дартизации услуг наша страна существенно отстает от Евросоюза, где действует 166 стандартов (по состоянию на 2003 г.). Причем в России совершенно не охвачены стандартами услуги связи, учреждений куль- туры, банков, медицинские и санаторно-оздоровительные
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   31

9. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Президент одной из американских компаний Р. Карпентер очень точно определил ценность и эффективность стандартов: «Богатство содержания стандартов аккумулирует в себе миллионы человеко-ча- сов, вложенных в эти документы за десятки и даже сотни лет. Этот гро- мадный объем информации представляет собой дорогостоящую интел- лектуальную собственность, которая должна быть соответствующим образом оценена и защищена» [10]. Отсюда понятно, что применение прогрессивного стандарта как носителя передового опыта не может не дать ощутимого эффекта.
Эффективность стандартизации проявляется в том, что стандарты как документы, имея относительно низкую стоимость, при внедрении позволяют улучшить деятельность, продукцию, услуги, а значит — по- лучить прибыль, которая часто на несколько порядков выше стоимости купленного стандарта.
Об эффективности стандартизации свидетельствуют примеры, показы- вающие, что игнорирование стандартов оборачивается огромными убыт- ками для компании по ряду причин, например из-за того, что ее продукция не была сертифицирована на соответствие конкретному стандарту; из-за дополнительных затрат компании на переделку продукции, изготовленной не в соответствии с требованиями стандартов в стране экспорта.
Стандартизация в качестве одного из элементов технического ре- гулирования может обеспечить вклад в экономический рост, превыша- ющий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий
[40]. Так, по исследованиям немецких экспертов, подтвержденным ана- литиками Евросоюза, за период гг. треть ежегодного эконо- мического роста Германии (около 30 млрд марок) относится к эффекту от применения стандартов.
Глобализация рыночных интересов компании увеличивает потреб- ность во все большем количестве стандартов. По оценке Всемирного

144 Глава 2. Стандартизация банка (который перевел в 2002 г. в Банк ВТО
на развитие стан- дартизации в развивающихся странах), Африка может получать свыше млрд дол. в год от увеличения экспорта сухофруктов и других сельскохозяйственных товаров, если будет принимать участие в разра- ботке международных стандартов и выполнять их требования.
В условиях рыночной экономики эффективность работ по стандар- тизации проявляется как в так и в результатах деятельности конкретных субъектов хозяйствования различных форм собственности,
причем во всех сферах: в научных исследованиях и опытно-конструк- торских работах, в производстве, обращении (реализации), эксплуата- ции и утилизации продукции.
Эффективность работ по стандартизации определяется в соответ- ствии с Рекомендациями Госстандарта России*.
Под эффективностью работ понимают соотношение общественного
(народнохозяйственного) эффекта применения результатов работ по стан- дартизации в народном хозяйстве и затрат, связанных с их применением.
Определение эффективности работ по стандартизации осуществля- ется в целях:
обоснования целесообразности включения конкретных работ по стандартизации (разработка нового стандарта, пересмотр или внесение изменения в действующий стандарт) в планы государственной и меж- государственной стандартизации;
выбора наиболее оптимальных вариантов, включаемых в стандарты требований;
оценки результативности деятельности в области стандартизации.
Эффективность работ по выражается в следующих основных ее видах:
1) экономическая;
2) техническая и (или) информационная;
3) социальная.
В качестве показателей экономической эффективности работ исполь- зуют следующие:
экономия (Э) — величина суммарного уменьшения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов) на единицу стандартизируемой продукции (услуги);
затраты (3) — величина суммарного увеличения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (груп- пы стандартов) на единицу стандартизируемой продукции (услуги);
* Вестник Госстандарта.
8. С.


9. Эффективность работ по стандартизации
экономический эффект на единицу продукции (услуги) — величина итогового уменьшения затрат (издержек) при производстве, обращении,
применении (эксплуатации) и утилизации единицы стандартизируемой продукции (услуги), определяемая как разность между экономией (Э) и затратами (3);
экономическая эффективность работ по стандартизации
ношение экономического эффекта и затрат в народном хозяйстве стра- ны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов).
Определение экономической эффективности рекомендуется осуще- ствлять при разработке и применении следующих видов стандартов:
1) стандарта на продукцию и услуги, устанавливающего техниче- ские требования или технические условия;
2) стандарта на работы (процессы);
3) стандарта на методы контроля.
Следующие примеры свидетельствуют о значительном экономи- ческом эффекте стандартизации такого объекта коммерции, как продук- ция. Так, внедрение государственного стандарта на холодильники дает экономию на каждом холодильнике до 200
в
Поскольку хо- лодильник есть почти в каждой семье, то объем экономии электроэнер- гии по стране будет эквивалентен объему выработки новой электростан- ции. Разработка и внедрение комплекса стандартов в области защиты материалов и изделий от коррозии, старения и биоповреждений сокра- щают потери в этой области на 2%, что эквивалентно млн у.е.
Определение технической и (или) социальной эффективности реко- мендуется проводить для основополагающих (организационно-техни- ческих и общетехнических) стандартов.
Техническая эффективность работ по стандартизации может вы- ражаться в относительных показателях технических эффектов, получа- емых в результате применения стандарта: например, в росте уровня безопасности, снижении вредных воздействий и выбросов (стоков),
снижении материало- или энергоемкости производства или эксплуата- ции, повышении ресурса, надежности и др.
Информационная эффективность работ по стандартизации может выражаться в достижении необходимого для общества взаимопонима- ния, единства представления и восприятия информации (стандарты на термины и определения и т.п.), в том числе в договорно-правовых от- ношениях субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и орга- нов государственного управления, в международных научно-техниче- ских и торгово-экономических отношениях.


146 Глава 2. Стандартизация
Социальная эффективность заключается в том, что реализуемые на практике обязательные требования к продукции (процессам и услугам)
положительно отражаются на здоровье и уровне жизни населения, а также на других социально значимых аспектах. Она выражается в по- казателях снижения уровня производственного травматизма, уровня заболеваемости, повышения продолжительности жизни, улучшения социально-психологического климата и др.
Как правило, социальный эффект стандартизации не поддается пря- мому подсчету. Нередко разработка и внедрение комплекса стандартов
(допустим, на детское питание) не только не дают экономию денежных средств, но и требуют дополнительных затрат. Однако получаемый в результате работ по стандартизации эффект улучшения здоровья малы- шей — огромное социальное достижение.
10. ТЕНДЕНЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тенденции и основные направления развития стандартизации опреде- ляются четырьмя обстоятельствами: необходимостью использования опыта реформирования в Европейском сообществе, в частности принци- пов «нового подхода», который реализован в 23 европейских директивах
(см. подразд. 5.3 гл. 2); планом основных мероприятий Госстандарта Рос- сии* по реализации положений ФЗ о техническом регулировании; необ- ходимостью актуализации действующего фонда национальных стандар- тов; необходимостью финансирования работ по государственной стандартизации не только за счет государственного бюджета, но и за счет внебюджетных источников (средств хозяйствующих субъектов и пр.).
Основные принципы нового подхода [1, 32] следующие:
в директивах на продукцию задаются обязательные для выполне- ния существенные требования безопасности;
— задача установления конкретных характеристик возлагается на
европейские стандарты (в России — на национальные стандарты);
— стандарты сохраняют свой добровольный статус,
— продукция, выпущенная в соответствии со стандартами, гармо- низированными с директивой, рассматривается как соответствующая
ее существенным требованиям;
* В настоящее время — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

10. Тенденции и основные направления развития стандартизации в РФ 1 4 7
— факт соответствия гармонизированным стандартам, подтвержден- ный определенным способом (процедурой), является реализацией прин- ципа презумпции соответствия;
— если изготовитель продукции не желает воспользоваться гармо- низированным стандартом (или такого нет), то он должен доказать со-
ответствие продукции существенным требованиям директивы, как правило, с помощью третьей стороны.
2. План по реализации положений ФЗ о техническом регулировании,
подготовленный согласно поручению Правительства РФ, базируется на трех принципах: во-первых, исходит из того, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии определено нацио- нальным органом по стандартизации; во-вторых, построен по статьям принятого Закона; в-третьих, направлен на разработку указанных в Зако- не документов.
3. Стандарты — неотъемлемая часть доказательной базы выполне- ния ТР. Поэтому важной задачей является актуализация действующего фонда. Для этого следует число национальных стандартов пополнять не менее чем на 10% в год от существующего фонда, т.е. порядка 60 тыс.
стандартов (в России за последние годы эта цифра составляет
4. В странах ЕС в техническое регулирование, прежде всего в стандар- тизацию, вкладываются огромные средства. Так, в странах — членах ЕС
ежегодно разрабатывается более стандартов, на что уходит 7 млрд евро. При этом существенная часть стандартов разрабатывается произво- дителями. К сожалению, отечественная промышленность, в частности предпринимательские структуры, не торопятся вкладывать средства в со- здание стандартов, хотя во всем мире за их разработку платит тот, кто в них заинтересован.
Тем не менее в России имеется положительный опыт участия в стан- дартизации бизнесменов, отраслевых союзов и ассоциаций.
Сознавая особую социальную значимость обеспечения населения безопасными и высококачественными продуктами питания, разработку стандартов на продовольственные товары спонсируют, например, такие организации, как Калининградский ЦСМ, Ростест-Москва, журнал
«Стандарты и качество», Национальный фонд защиты потребителей.
Так, например, последний организовал и профинансировал разработку первого отечественного стандарта на йогурт. Союз мороженщиков Рос- сии совместно с ОАО «Росмясомолторг» принял участие (в содержа- тельном и финансовом плане) в разработке ГОСТ «Мороженое молоч- ное, сливочное, пломбир. Общие технические условия».
Производители парфюмерно-косметической продукции России в
2002 г., создав Экспертный совет из представителей компаний-про-


148 Глава 2. Стандартизация в инициативном порядке разработали проект ТР по пар- продукции.
Из более 200 ТР, намеченных к разработке в гг.,
TP
подготовлен за счет собственных средств разработчика.
Около 60% всех разработанных в 2002 г. стандартов (300 ГОСТ) со- ставили государственные стандарты, разработанные предприниматель- скими структурами.
Следует согласиться с главным научным сотрудником ВНИИ стан- дарта [48] в том, что России не следует искать в очередной раз собствен- ный путь создания национальной системы стандартизации нового по- коления, а нужно разумно использовать уже имеющийся опыт и
«переложить» его на существующие реалии. Необходи- мо привести нормативное обеспечение в соответствие с создаваемой в действующих экономических условиях моделью функционирования общества.
В [49] систематизированы перспективные сферы применения стан- дартов (выделено 25 сфер) и нормативное обеспечение, не- обходимое для выделенных сфер.
Проблемы и направления развития стандартизации также рассмот- рены в [40].
Согласно перспективной программе разработки национальных стан- дартов к числу приоритетных отнесены национальные стандарты:
гармонизированные с международными стандартами;
— обеспечивающие научно-технический прогресс;
— содействующие повышению уровня безопасности жизни и здоро- вья граждан, имущества физических и юридических лиц, государствен- ного и муниципального имущества, экологической безопасности, кон- курентоспособности продукции и услуг, рациональному использованию ресурсов, технической и информационной совместимости, а также вза- имозаменяемости продукции;
—• способствующие проведению оценки рисков в сфере техническо- го регулирования и сопоставимости результатов исследований (испыта- ний) и измерений и т.д.
(?) Вопросы и задания для самоконтроля
Какие документы охватывает понятие «нормативный документ»?
2. Какие из перечисленных нормативных документов содержат обязательные требования: государственные стандарты, кодексы установившейся практики,
правила, технические регламенты, отраслевые стандарты, общероссийские стандарты общественных объединений?

10. Тенденции и основные направления развития стандартизации в РФ 149 3. При реализации каких целей выполняются следующие функции: а) охран- ная; б) ресурсосберегающая; в) коммуникативная; г) цивилизующая?
4. При разработке каких нормативных документов используется метод сис- тематизации объектов?
5. За счет чего удается повысить качество готовой продукции при осуществ- лении комплексной стандартизации?
6. Почему опережающая стандартизация позволяет повысить конкуренто- способность продукции?
7. Какие обязательные требования к продукции установил ФЗ о техничес- ком регулировании?
8. Как расшифровать аббревиатуру ГОСТ?
9. Прерогативой каких документов является установление обязательных требований?
Чем отличаются правила по стандартизации от рекомендаций по стан- дартизации? Приведите пример того и другого документа.
Что такое вид стандарта? Перечислите основные виды стандартов.
Что такое основополагающий стандарт? Приведите примеры организа- ционно-методических и общетехнических стандартов.
Какие требования предъявляются к стандартам на методы контроля?
14. Что такое знак соответствия национальному стандарту?
Какие требования предъявляются к применению знака соответствия?
Какие ранее действовавшие категории стандартов заменяет стандарт организации?
В чем преимущества стандарта организации перед национальным стан- дартом?
Назовите объекты стандартов организаций.
19. Назовите субъекты стандартов организаций.
20. Приведите примеры государственных стандартов, используемых в орга- низациях розничной торговли.
В каком источнике содержится информация о действующих государ- ственных стандартах РФ?
22. Какой вариант применения международного стандарта в Российской
Федерации реализован в стандарте ГОСТ Р ИСО
(судя по обозна- чению)?
23. Какой вариант применения международного стандарта в Российской
Федерации реализован в стандарте ГОСТ Р 50231—92 (ИСО 7173—89) (судя по обозначению)?
24. Назовите основные правила, предусматриваемые Соглашением по тех- ническим барьерам в торговле.
25. Требования каких международных профессиональных объединений сле- дует учитывать при продвижении товара на внешний рынок?
26. Приведите примеры технических барьеров из области стандартизации.
27. Каким основным документом в странах ЕС представлено техническое за- конодательство?
28. Какие комплексы стандартов особенно широко используются для целей сертификации?