Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 652

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

128 Глава 2. Стандартизация предоставляет методическую помощь по системе менеджмента качества для улучшения деятельности организации в целом.
Стандарты ИСО
и 9004 запланированы как совместимые со стандартами других систем, в частности, с ИСО
и 14004 соответ- ственно, регламентирующими системы управления охраной окружаю- щей среды.
Требования, содержащиеся в ИСО 9001, являются общими для всех организаций, независимо от их вида, размера и выпускаемой продукции или оказываемой услуги. Там же, где какие-либо требо- вания ИСО
из-за особенностей организации и ее продукции не могут быть применены, их можно исключить. Но следует иметь в виду, что исключать можно только те требования, которые изложены в одном разделе «Процессы жизненного цикла продукции», и толь- ко в случае, если они не влияют на способность организации выпус- кать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответ- ствующим регламентам.
В 2001 г. введены в действие стандарты по системам качества в от- дельных отраслях: ГОСТ Р
по управлению качеством пищевых продуктов; ГОСТ Р
— по системам качества в автомобилестро- ении.
6.2. Система стандартов по управлению и информации
Управление и информация тесно связаны между собой. Своевре- менная и полная информация — необходимое условие принятия пра- вильного управленческого решения. Важнейшей задачей стандартов данного направления является унификация документов как по управ- ленческим процессам, так и по информационной технологии.
Стандарты по управленческой документации. Необходимость фик- сации управленческих решений существует в любом управленческом аппарате — от высших органов государственной власти и управления до небольших коммерческих организаций. В результате закрепления практики управленческой деятельности создается совокупность доку- ментов управленческая документация.
Увеличение объема информации, связанное с развитием народного хозяйства и общественной жизни страны, приводит к устойчивому ро- сту количества управленческих документов, достигающего, по укруп- ненным оценкам, сотен миллиардов листов в год. Создание и обработ- ка документов требуют все больших затрат. Так, подготовка делового письма в зависимости от объема текста, сложности вопроса и уровня

6. Межотраслевые системы (комплексы) стандартов подписи составляет в США от 2 до 7 дол.* По данным западных фирм,
еженедельно из-за небрежно составленных деловых писем компании не- сут убытки в несколько миллионов долларов.
Одним из путей снижения затрат на управленческие документы мо- гут быть унификация и стандартизация их за счет сокращения избыточ- ности информации, создания общей модели построения документов,
применения единой терминологии, типизации текста. Проведенная в этом направлении работа в гг. завершилась разработкой унифицированной системы документации
К управленческой документации относятся организационно-распо- рядительная, внешнеторговая, отчетно-статистическая, бухгалтерско- финансовая, расчетно-денежная и другие ее разновидности.
Для примера рассмотрим организационно-распорядительную и внешнеторговую документацию.
Организационно-распорядительная документация (ОРД) выполня- ет особую роль среди УСД в силу своей универсальности — распоря- дительная и исполнительская деятельность характерна для всех без ис- ключения управленческих структур независимо от их уровня,
юридического статуса и направлений деятельности. Требования к ОРД
установлены ГОСТ 6.38. Указанный стандарт регламентирует оформле- ние следующих документов: приказов, распоряжений, актов, протоко- лов, объяснительных и докладных записок, инструкций, служебных писем, заявлений, анкет, представлений, решений, постановлений, пред- писаний, штатных расписаний, указаний, уставов.
Внешнеторговая документация является объектом отечественных и международных стандартов. В связи со вступлением России в ВТО,
интенсификацией международной торговли очень актуальна задача гар- монизации отечественных стандартов на внешнеторговую документа- цию со стандартами ИСО.
Большую роль в повышении эффективности внешнеторговых опе- раций играют УСД Международной системы электронного обмена дан- ными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ)**. Прове- дение работ по данной системе вызвано тем, что для оформления внешнеторговой сделки и сопровождения товаров, перевозимых от про- изводителя к покупателю, используется большое количество данных, ко-
* Данные взяты из источника, опубликованного в 1987 г. На сегодняшний день сто- имость такой работы значительно выше.
** От англ.: Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport —
EDIFACT.
5 И.
Лифиц - CMC


130 Глава 2. Стандартизация торые должны передаваться, приниматься, обрабатываться и регистри- роваться. Расходы на оформление внешнеторговых сделок составляют заметную часть товарооборота (до
Кроме того, при сложных структурах потока внешнеторговой информации и участии в этом про- цессе большого количества организаций снижаются оперативность пе- редачи и достоверность данных. Значительная рационализация торго- вых процедур достигнута в большинстве экономически развитых стран благодаря переходу на безбумажную технологию обмена информацией
(электронная обработка и передача данных), что стало возможным в условиях широкого внедрения средств вычислительной техники и кана- лов
Стандарты ЭДИФАКТ служат универсальным языком обмена данны- ми независимо от используемых средств типов ЭВМ, прикладных систем (коммерческих, транспортных, управляющих и т.п.). На основе
ИСО 9735 разработан методом прямого применения ГОСТ
оп- ределяющий правила подготовки и передачи сообщений, предназначен- ных для обмена. Другим важнейшим стандартом является ГОСТ 6.20.2
(соответствует ИСО 7372), согласно которому вводится для применения
«Справочник элементов внешнеторговых данных ООН».
Стандарты по информационным технологиям. Как известно, инфор- мационная технология (ИТ) — это совокупность средств и методов, ко- торые позволяют обеспечить общество всей необходимой информацией.
По данным ЮНЕСКО, более половины населения наиболее разви- тых стран принимает непосредственное участие в процессах производ- ства и распространения информации; в ряде стран до половины нацио- нального продукта связано с информационной деятельностью. Поэтому сфера ИТ является одним из наиболее перспективных направлений раз- вития международной и национальной системы стандартизации.
Современная ИТ — это совокупность, с одной стороны, средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных сис- тем, с другой — методов обработки, передачи, хранения и использова- ния информации. В настоящее время стандарты по как самостоя- тельный комплекс стандартов находятся в стадии формирования.
На формирование комплекса современных гармонизированных стан- дартов нацелена Программа комплексной стандартизации ИТ. Полная реализация этой программы (при наличии финансирования) позволит внедрить в стране свыше 500 стандартов, соответствующих
Комплексная программа предусматривает разработку стандартов по направлениям, среди которых:
взаимосвязь открытых систем (в част- ности, локальные вычислительные сети); 2) языки и системы програм-


6. Межотраслевые системы (комплексы) стандартов мирования; 3) технические средства; 4) элементы данных и кодирование информации; 5) носители информации; 6) методы и средства защиты ин- формации; 7) микропроцессорные системы (включая персональные
ЭВМ); 8) микрография и оптическая память для записи, ведения и исполь- зования документов и изображений.
Важное место в программе занимают стандарты по применению ИТ
в различных областях: в работе учреждений, в промышленности, банков- ском и издательском деле, в области научно-технической информации, на транспорте, в торговле и управлении (включая систему ЭДИФАКТ).
К стандартам по ИТ относится Система информационно-библиогра- фической документации (СИБИД). Ее задачами являются: совершенство- вание организации и управления деятельностью в области научно-техни- ческой информации повышение производительности труда информационных работников в результате применения эффективной тех- нологии, прогрессивных норм и требований; обеспечение условий для ра- ционального взаимодействия органов информации различных уровней.
СИБИД включает три подсистемы: научно-техническая информация; биб- лиотечное дело и библиография; редакционно-издательская работа.
Ряд стандартов СИБИД используется в практике вузов. В стандар- тах по представлению информации и по документам даны требования к содержанию, структуре и оформлению рефератов и аннотаций (ГОСТ
7.9), промышленных каталогов (ГОСТ 7.22), информационных изданий
(ГОСТ 7.23) и отчетов о научно-исследовательской работе (ГОСТ 7.32).
Кстати, последний стандарт особенно широко используется в практике вузов при выполнении письменных работ (контрольных работ, рефера- тов, курсовых и дипломных работ), поскольку студенты должны руко- водствоваться требованиями к оформлению работ, в частности к состав- лению списка использованных источников, к правилам нумерации страниц, оформлению страниц, иллюстраций, таблиц и т.д.
В рамках комплекса стандартов ИТ разработаны стандарты по штри- ховому кодированию — ГОСТ Р 51001, ГОСТ Р 51002, ГОСТ Р 51003,
которые используются предприятиями-изготовителями для налажива- ния автоматизированного учета продукции (товаров) при ее изготовле- нии, хранении, транспортировании и реализации.
6.3. Система стандартов социальной сферы
Система «социальных» стандартов регламентирует правила безопас- ности и представлена тремя группами:
1) комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»
(ГОСТ Р 22.);

132 Глава 2.
2) комплекс стандартов «Система стандартов безопасности труда»
(ГОСТ 12.);
3) комплекс стандартов по охране природы (ГОСТ
Комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»
(БЧС) начал формироваться в период
Опыт ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, произошедших в последнее десятилетие XX в., показал низкую готовность населения и органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и не- совершенство или отсутствие НД, регламентирующих эти вопросы.
Между тем ущерб, наносимый России катастрофами, исчисляется мил- лиардами рублей, ежегодно погибает более 50 тыс. и получают увечья
250 тыс. человек. Только на преодоление последствий Чернобыльской аварии ежегодно затрачивается около 20% бюджета Белоруссии, до
— Украины и около % — России
Подобная ситуация наблюдается и в зарубежных странах. Так, толь- ко прямой ущерб от ЧС в США составляет валового националь- ного продукта.
Все большие финансовые затраты требуются на предупреждение возможных ЧС на современных промышленных предприятиях. Так, в ряде отраслей промышленности они уже достигают и более от общих капиталовложений.
В связи с вышеизложенным возникла необходимость создания ком- плекса государственных стандартов по обеспечению безопасности на- селения и объектов производственного и социального назначения в ЧС.
Комплекс стандартов «Система стандартов безопасности труда»
имеет своим объектом систему «человек — машина — среда (про- изводственная и бытовая предметная среда)» и выполняет важную соци- альную функцию по предупреждению аварий и несчастных случаев с целью обеспечения охраны здоровья людей на производстве и в быту.
Комплекс включает более 350 ГОСТов, т.е. из всех межотраслевых систем стандартов он имеет наиболее обширный фонд.
Основополагающим стандартом ССБТ является ГОСТ 12.0.001. Он определяет назначение, структуру, содержание системы и устанавлива- ет требования безопасности к производственному оборудованию, про- изводственным процессам, средствам защиты работающих, зданиям и сооружениям. В стандарте содержатся нормы по видам опасных и вред- ных производственных факторов*.
* Согласно ГОСТ
опасный производственный фактор — это проичводствен- ный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или резкому ухудшению здоровья.


6. Межотраслевые системы (комплексы) стандартов
В настоящее время стандарты ССБТ приобретают большую роль при обязательной сертификации производственных объектов в соответствии с Основами законодательства РФ об охране труда.
Стандарты ССБТ являются основой нормативной базы систем обя- зательной сертификации целого ряда видов продукции и услуг. В сфере торговли, общественного питания безопасность обслуживания в первую очередь определяется безопасностью процессов на самом предприятии сферы услуг. Вот почему при сертификации, допустим, услуг розничной торговли приходится учитывать в той или иной мере более 40 ГОСТов данной системы.
Комплекс стандартов в области охраны природы и улучшения ис-
пользования природных ресурсов представлен более 80 ГОСТами. Он охватывает все отрасли производства и направлен на исключение экс- плуатации одних природных ресурсов в ущерб другим, предотвращает неблагоприятные последствия деятельности предприятий всех отраслей народного хозяйства. Основные положения комплексного подхода к природоохранной стандартизации изложены в ГОСТ 17.0.0.01 «Систе- ма стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения». Согласно этому основопо- лагающему стандарту предусматривается функционирование следую- щих комплексных стандартов данной системы: «Охрана природы. Гид- росфера»; «Охрана природы. Атмосфера»; «Охрана природы. Почвы»;
«Охрана природы. Земля»; «Охрана природы. Флора»; «Охрана приро- ды. Фауна»; «Охрана природы. Недра», а также комплекса стандартов организационно-методического характера. Стандарты каждого из ком- плексов устанавливают термины и определения, классификацию объек- тов комплекса, показатели состояния. Более всего загрязняют атмосфе- ру автотранспорт и всевозможные технические средства, использующие двигатели внутреннего сгорания (например, сельскохозяйственная тех- ника). Для снижения их вредности в России в качестве государственных стандартов введены Правила
устанавливающие требования к выбросам загрязняющих веществ, дымности отработан- ных газов автомобилей, а также Правила ЕЭКООН № 103, касающиеся сменных каталитических нейтрализаторов. Эти меры должны привес- ти к уменьшению в раза выбросов дизельных двигателей грузо- вых автомашин и автобусов и примерно в раз уменьшить вредные для организма выбросы двигателей легкового транспорта (при условии при- менения нейтрализатора отработанных газов и неэтилированного бен- зина). Кроме того, для улучшения экологической обстановки в стандар- тах на топливо ужесточены требования по содержанию в нем свинца и марганца.


134 Глава 2. Стандартизация
Существенный вклад в нормативное обеспечение природоохранной деятельности вносят также следующие стандарты: ГОСТ Р
2000 «Экологический паспорт
Основные положе- ния»; ГОСТ Р
«Почвы. Требования к составу и свой- ствам осадков сточных вод при использовании в качестве удобрений».
По мнению специалистов, эффективность стандартизации как средства природоохранного регулирования определяется развитием в стране за- конодательства в сфере защиты окружающей среды. В России приро- доохранное законодательство развито сравнительно слабо, а сами зако- ны не являются документами прямого действия, так как не содержат конкретных норм.
Другое дело — природоохранное законодательство стран ЕС,
Кана- ды. В Европе страной с наиболее развитым природоохранным законодатель- ством считается
Число актов немецкого законодательства в области охраны окружающей среды достигает 2000. В них сформулировано множество экологических норм, правил, которые подробно регулируют все вопросы, свя- занные с их определением и контролем. Разрабатываемые на такой широко раз- витой основе экологические стандарты посвящаются методам контроля за состоянием окружающей среды, методам оценки влияния различ- ных веществ на окружающую среду, техническим характеристикам оборудова- ния для контроля и предупреждения загрязнения, разработке идентификацион- ных знаков и символов и пр.
Помимо природоохранных стандартов системы в России приня- то 14 национальных стандартов на основе ИСО серии 14000 по систе- мам управления окружающей средой: группы стандартов на требования
(например, ГОСТ Р ИСО
— 98 «Системы управления окружаю- щей средой. Требования и руководство по применению»); группа стан- дартов по экологическому аудиту; группа стандартов по экологической маркировке.
Система стандартов социальной сферы пополняется стандартами,
разрабатываемыми в соответствии с федеральной целевой программой
«Социальная поддержка инвалидов».
Сейчас фонд стандартов на технические средства для инвалидов насчитывает около 50 единиц, из которых семь стандар- тов — на транспортные средства, 30 — на технические средства реаби- литации для инвалидов с нарушением опорно-двигательной функции.
За рубежом действует социальный стандарт
Он устанав- ливает требования к производственной гигиене, технике безопасности,
использованию детского труда, принудительного труда, прав проф- союзов, зарплате и продолжительности рабочего времени. Стандарт ис-