Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 657

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Межотраслевые системы (комплексы) стандартов пользуется для независимой оценки и сертификации организаций сфе- ры производства и услуг.
Сертификация дает организации преимущество перед конкурентами при проведении тендеров, поиске потенциальных заказ- чиков продукции. Наоборот, организация с сомнительной репутацией,
связанной с пренебрежением социальными и этическими нормами, не может рассчитывать на внимание клиентов.
Хотя рассматриваемый стандарт не принят в нашей стране, в Мур- манской области успешно проведена апробация социально-экономиче- ского аудита зарубежного.изготовителя
Знание и учет требований необходимы также российским производителям,
планирующим экспорт продукции в страны, где принят этот стандарт или действуют соответствующие национальные законы и стандарты.
В связи с тем что на мировом рынке наблюдается стремительный рост производства экологически чистой продукции — «биопродуктов»,
возникла необходимость разработки стандартов на эти объекты.
Представляет интерес опыт в США. В 1989-90 гг.
на волне обострения беспокойства о безопасности продуктов питания родилась идея создания единых национальных стандартов на «органи- ку». Результатом десяти лет напряженной работы членов Торговой Ас- социации по органике, а также сообщества фермеров, потребителей и группы служащих правительства были созданы и внедрены в 2002 г.
национальные стандарты на органику. Стандарты запрещают исполь- зование искусственно созданных химических удобрений, технологии генетического модифицирования, стимуляторов роста и откорма, анти- биотиков, гормональных препаратов, кормов, созданных не на основе органики.
Стандартизация требований к биопродуктам отвечает интересам групп людей, стремящихся к здоровому питанию, борющихся с избы- точным весом. По оценкам Всемирной организации здравоохранения
(ВОЗ), во всем мире около 300 млн человек страдают ожирением и
750 млн имеют избыточный вес. Созданные стандарты явились норма- тивной базой сертификации биопродуктов и связанной с ней экологи- ческой маркировки.
В России в 2004 г. начата подготовка документов, регламентирую- щих биопроизводство. Их разработчиками выступили Российский реги- ональный экологический центр и Минсельхоз России. Готовятся к сертификации подразделения крупных сертификационных компаний
(например, «Demeter»), появились независимые российские сертифика- ционные компании (в частности, «Агрософия»).

136 Глава 2. Стандартизация
7. ЕДИНАЯ СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ
И КОДИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ (ЕСКК ТЭСИ)
КАК ОБЪЕКТ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Работы по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации являются необходимой составляющей работ в таких областях деятельности, как статистика, финансовая и правоохра- нительная деятельность, банковское бухгалтерский учет, стандар- тизация, производство продукции и услуг, таможенное дело, транспорт, торговля, внешнеэкономическая деятельность.
Указанные работы осуществляются с целью унификации и стандар- тизации информационного обеспечения процессов хозяйственной дея- тельности. Например, с целью автоматизированного учета движения товаров во внутренней и внешней торговле должны быть стандартизиро- ваны требования к их штриховому кодированию как условия информаци- онного обеспечения деятельности торговых организаций. Для статисти- ческого учета выпуска специалистов с высшим образованием, учета выпуска специалистов в целом должны быть стандартизированы класси- фикация и кодирование специальностей по образованию.
Главный результат работ по ЕСКК — создание классификаторов
официальных документов,
собой системати- зированный свод наименований и кодов классификационных группиро- вок и (или) объектов классификации в области ТЭСИ. В зависимости от уровня утверждения и сферы применения различают классификаторы общероссийские, отраслевые и классификаторы предприятия. Общерос- сийские классификаторы (ОК) приравниваются к национальным стан- дартам с обязательными требованиями.
Разработка ОК обеспечивается федеральными органами исполни- тельной власти и осуществляется по согласованию с Федеральным агент- ством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики и Министерством экономическо- го развития и торговли РФ.
Применение ОК является обязательным при создании государствен- ных информационных систем и информационных ресурсов*, а также
*
система — организационно упорядоченная совокупность доку- ментов и информационных технологий.
Информационные ресурсы:
данные и документированная информация о жизне- деятельности общества, организованная в базы и банки данных; 2) отдельные докумен- ты и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архи- вах, банках данных и пр.).


7. Единая система классификации и кодирования...
при межведомственном обмене информацией.
используется в пра- вовых актах в социально-экономической области для однозначной иден- тификации объектов правоотношений.
Объектами ОК являются: продукция (ОК промышленной и сельско- хозяйственной продукции, ОК строительной продукции); процессы (ОК
работ и услуг в промышленности, торговле, материально-техническом снабжении, в сфере бытовых услуг населению и пр.); трудовые и при- родные ресурсы (ОК профессий рабочих, должностей служащих, ОК
специальностей по образованию, ОК полезных ископаемых подзем- ных вод); структура народного хозяйства (ОК предприятий и организа- ций, ОК отраслей народного хозяйства); экономическая информация
(ОК технико-экономических показателей, ОК валют, ОК информации по денежному обращению) и пр. На 1 января 2004 г. действовало 33 ОК.
Порядок разработки, принятия, введения в действие и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической обла- сти (в том числе в области прогнозирования, статистического учета,
банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и инфор- мационных ресурсов) устанавливается Правительством РФ.
Основные потоки информации, используемой в управлении хозяй-
ством, связаны с промышленной и сельскохозяйственной продукцией,
являющейся объектом производства и потребления, планирования и
учета, материально-технического снабжения и торговли и т.д. Для обработки данных о продукции в автоматизированных системах должен использоваться единый общегосударственный информационный язык.
Носителем этого языка является Общероссийский классификатор про- мышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП).
Важность ОКП определяется такими статистическими данными:
предприятия и организации нашей страны выпускают более 200 млн наименований различной продукции; ее производство и распределение осуществляют более 500 тыс. субъектов хозяйственной деятельности.
В этих условиях практически невозможно осуществить планирование,
учет и распределение продукции без использования автоматизирован- ной системы управления, которая зависит от совершенства ОКП как основы информационного обеспечения. ОКП включает 98 классов про- мышленной и сельскохозяйственной продукции*.
В настоящее время ОКП как национальный классификатор сосуще- ствует с внешнеторговым классификатором, введенным в нашей стра-
* О применении метода классификации к ОКП см. разд. 2 гл. 2.


138 Глава 2. Стандартизация не в г. в качестве основы таможенного тарифа — Товарной номен- клатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Для увязки группировок ОКП и ТН ВЭД используется справочный инструмента- рий — «переходные ключи», которые представляют собой таблицы, где по каждому наименованию продукции параллельно даются коды по каж- дому классификатору.
Составной частью
ТЭСИ является каталогизация продукции
процесс составления перечней производимой, экспортируемой и импор- тируемой продукции с ее описанием. В основу каталогизации положены работы по классификации, кодированию и идентификации. Каталогиза- ция — одна из разновидностей информационной технологии. Информа- ционное обеспечение в области управления номенклатурой товаров тре- буется специалистам всех уровней и звеньев хозяйства для обоснованного принятия управленческих, коммерческих и технических решений.
Система каталогизации продукции была разработана в США. В за- коне США о военной стандартизации, принятом в г., предписыва- лось создание единой системы каталогизации предметов материально- технического снабжения армии в целях установления единой номенклатуры предметов снабжения армии и дублирования поставок,
сокращения сроков поставки. В американской системе каталогизации на основании проведенной идентификации каждому предмету присва- ивается семизначный идентификационный номер, который отличает данный конкретный предмет от всех других предметов этого вида.
Каждый предмет в каталоге числится под регистрацион- ным номером: четыре первых знака —- классификационный код, семь последних — идентификационный номер. Внедрение программы ката- логизации позволило получить огромный экономический эффект
(12 млрд дол.) за счет исключения дублирования и резкого сокращения номенклатуры предметов материально-технического снабжения ар- мии — с до 4 млн наименований.
Работы по каталогизации в России ведутся в двух направлениях.
Работы в первом направлении осуществляются в рамках постанов- ления Правительства РФ от
№ 26 «О федеральной системе каталогизации для федеральных государственных нужд». Каталогиза- ции подлежит продукция, являющаяся предметом поставки (заказа) для федеральных государственных нужд, в первую очередь продукция для нужд обороны и безопасности страны.
Формируемая в время Федеральная система каталоги- зации (ФСК) решает следующие задачи: создание федеральных ка-

7. Единая система классификации и кодирования...
однозначная идентификация предметов снабжения за счет единых стандартных правил описания; сбор, регистрация и хранение информации; выявление взаимозаменяемых, дублирующих и уста- ревших видов продукции; информационное обслуживание пользова- телей
Порядок выбора первоочередных объектов каталогизации установ- лен Рекомендациями по каталогизации (38). Продукция регистрирует- ся в федеральном каталоге путем присвоения ей номен- клатурного номера в соответствии с единым кодификатором предметов снабжения. Федеральный каталог применяется государственными заказ- чиками продукции при размещении заказов на поставки продукции с учетом требований нормативно-правовых актов в области конкурсного размещения заказов на поставку товаров.
Работы во втором направлении представляют собой каталогиза- цию народнохозяйственной продукции, в частности товаров народно- го потребления на основе каталожных листов, представляемых пред- приятиями-изготовителями в территориальные органы Госстандарта
До 1990-х гг. подготовка каталогов осуществлялась отраслевыми промышленными министерствами. С ликвидацией отраслевой системы управления в промышленности выпуск каталогов был прекращен. Об- разовавшийся информационный вакуум стал восполняться справоч- ными изданиями, которые выпускали отдельные негосударственные бюллетенями «Бизнес-карта», «Рынок сбыта», «Реестр по- ставщиков». Главный недостаток этих изданий — отсутствие стандар- тизированного описания продукции (однотипная продукция описывает- ся различным набором показателей, что затрудняет проведение сравнительного анализа и оценки ее качества). Кроме того, многие из них не обеспечивают полноту сведений о выпускаемой продукции, ба- зируются на устаревших данных, выпускаются эпизодически.
Главная причина недостатков указанных изданий заключается в
отсутствии надежных источников первичных данных. В рамках ГСК
такой источник был найден — это каталожный лист
Норматив- ную поддержку работ в области каталогизации обеспечивал до послед- него времени ГОСТ Р
В нем говорилось, в частности, о том,
что предприятия-изготовители представляют в территориальные орга- ны Госстандарта России Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ)
информацию о продукции в виде каталожных листов в порядке, установ- ленном Госстандартом России и регламентированном Правилами (32).
ЦСМ регистрирует и учитывает каталожные листы, создавая террито- риальные банки данных. На основе этих данных формируются катало-


140 Глава 2. Стандартизация ги продукции отдельных ионов- Одновременно ЦСМ передает инфор- мацию во ВНИИ стандарт для формирования федерального банка «Про- дукция России». К 2002 г. в федеральном банке данных содержалось око- ло 140
каталожных листов. Осуществлен выпуск федеральных каталогов на продукцию химической промышленности, строительные материалы. Образец каталожного листа представлен в приложении 2.
Концентрируемые в каталогах сведения о номенклатуре и показате- лях качества продукции одного назначения — ценный материал для по- следующего совершенствования стандартов на конкретную продукцию.
Велика роль каталогов в организации коммерческой деятельности.
Через каталог изготовитель рекламирует свою продукцию. С помощью каталогов может процедура электронного маркетин-
га — взаимного обмена информацией с использованием машинно-ори- ентированных форм между изготовителями, распределителями и потре- бителями продукции.
В связи с начавшейся практикой разработки на конкретную продук- цию СТО следует разделить озабоченность сотрудника ВНИИ стандарт
Ю.Н. Берновского*, заключающуюся в разработки меха- низма сбора информации о СТО. В указанной информации заинтересо- ваны предприятия-изготовители, направляющие запросы в банк данных
«Продукция России». Наиболее типовые запросы связаны с желанием по- лучить информацию о продукции с целью ее заказа, а также ния самого документа с правом изготовления по нему продукции.
Изготовитель продукции по СТО, так же как и изготовитель продук- ции по ТУ, заинтересован поместить в каталог информацию о выпуска- емом товаре.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ УСЛУГ
Сфера услуг занимает весьма значительное место в экономике и жизни общества. Об этом свидетельствуют следующие данные:
в промышленно развитых странах на сферу услуг приходится более двух третей валового внутреннего продукта и занятости населения;
по прогнозу объем торговли услугами как на между- народном, так и на внутреннем рынке страны превысит соответству- ющий объем торговли товарами;
*
Ю.Н. Стандарты и качество. 2004.
12. С.

8. Стандартизация услуг 141
доля работающего населения страны, занятого в сфере услуг, превы- шает 30% и имеет тенденцию к дальнейшему росту.
В
г. вступило в действие Генеральное соглашение о торговле в сфере услуг которое ставит целью стимулирование и правовое обеспечение торговли на мировом рынке всеми видами услуг.
Расширяется перечень оказываемых услуг. К традиционным для на- шей страны услугам добавляются новые: фрахтовые, аудиторские, тра- стовые, рекламные и др.
Объем торговли услугами растет как в сфере оказания услуг населе- нию, так и в сфере производственных услуг — услуг в промышленнос- ти, на транспорте, в строительстве, в сельском хозяйстве.
Рассмотрим стандартизацию услуг в сфере услуг населению.
В трактовке понятия «услуги» отсутствует единый подход: в одних документах — это родовое понятие (например, «Общероссийский клас- сификатор услуг населению»), в других термин «услуга» отделен от тер- мина «работа» («Правила сертификации работ и услуг»).
В терминологическом стандарте ГОСТ Р
«Услуги насе- лению» в понятие «услуги» включают материальные услуги (услуги,
с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммуналь- ные услуги, услуги общественного питания и т.д.) и социально-культур- ные услуги (медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образова- ния и т.д.) (рис. 4). Гражданский кодекс РФ определяет материальную услугу как работу. Закон РФ «О защите прав потребителей» также чет- ко разделяет термины «услуга» и «работа». В федеральных правилах обслуживания укоренились выражения «выполнение работ» и «оказание услуг».
За рубежом услугу, не связанную с материальной продукцией, назы- вают
В связи с вышеизложенным автор оперирует в учебнике в отдель- ных случаях термином «услуга» как родовым понятием, в при- меняет термины «работа» и «услуга», если этого требует комментарий официального документа.
Работы по стандартизации услуг начали проводиться практически в
Толчком к развитию стандартизации в этой сфере стали Закон РФ
«О защите прав потребителей» и вытекающая из него необходимость создания механизма защиты потребителей от опасных услуг. Одним из главных механизмов, выбранных Госстандартом России, стала обяза- тельная сертификация.
Используемые в сфере услуг многочисленные подзаконные акты (пра- вила, инструкции и пр.) не могли стать основной нормативной базой


142 Глава 2. Стандартизация сертификации — были необходимы государственные стандарты с обяза- тельными требованиями. Таким образом, обязательная сертификация, на- чатая в стране, инициировала работы по стандартизации в сфере услуг.
Для разработки комплекса государственных стандартов в сфере услуг стали создавать технические комитеты, так как стандарты требовалось разработать по группам (видам) потенциально опасных услуг. Как и по товарам, задача решалась поэтапно. Первоочередность стандартизации конкретных услуг определялась в основном заинтересованностью в ре- шении проблемы сертификации тех и ведомств, которые от- вечали за развитие конкретной сферы услуг. Такие федеральные органы,
как Росбытсоюз,
по физической и туризму, Роском- торг, Минтранс, не только приняли на себя организационные заботы (в частности, создание и введение ТК), но и согласились финансировать разработку государственных стандартов из собственных средств.
Было создано шесть ТК, в частности ТК «Услуги населению», кото- рый должен был определять политику в области стандартизации и серти- фикации услуг, отраслевые ТК: «Услуги торговли и общественного пита- ния», «Автосервис», «Бытовое обслуживание», «Транспортные услуги»,
обслуживание». Уже к г. силами этих ТК
было разработано 27 государственных стандартов и введены в действие системы сертификации по шести группам (видам) однородных услуг.
Теоретическое осмысливание проблемы стандартизации и сертифи- кации в сфере услуг и анализ оплаты работы в этой области, предпри- нятые ВНИИ сертификации, показали, что существует необходимость в двух видах стандартов:
— стандарты, устанавливающие требования к обслуживающему и производственному персоналу;
— стандарты, устанавливающие требования к предприятию, оказы- вающему услуги (в том числе на классификацию по типам, видам, клас- сам, разрядам, «звездам»).
На 1 января 2004 г. в сфере услуг населению действовало 42 госу- дарственных стандартов (главным образом ГОСТ Р), в том числе: осно- вополагающие (на термины в области услуг, модель обеспечения каче- ства услуг, номенклатуру показателей качества); конкретные группы услуг (ремонт и техническое обслуживание автомототранспортных средств, радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и при- боров, туристских услуг и гостиниц, услуг общественного пита- ния, химическая чистка и крашение, перевозка пассажиров автомобиль- ным транспортом), на процессы (проектирование туристских услуг),