Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 659
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
187
Таблица 4
Эталоны, используемые в государственной поверочной схеме
для средств измерений массы
Наименование средств измерений
Государственный эталон
Национальные прототипы килограмма — копии
Международного прототипа килограмма — гири
2. Вторичный эталон —
эталон-копия
Гири
3. Рабочий эталон 0-го разряда
Набор гирь
4. Рабочий эталон -го разряда
Набор гирь
5. Рабочий эталон 2-го разряда
Набор гирь
6. Рабочий эталон 3-го разряда
Набор гирь
7. Рабочий эталон 4-го разряда
Набор гирь
Рабочие средства измерений
Набор гирь:
рабочие гири классов точности
3
рабочие гири классов точности 4, 5, 6
Диапазон измерений
1
•
1
до 500 г
От 1 мг
1
От 1 мг до 20 кг
От 1 мг до 20 кг
От 5 мг до 2000 кг
От 1 мг до 20 кг
Погрешность
=
1 •
=
= 2 •
- 0,5 мг
6
мг мг
Д = 0,4 - 2000 мг
6 =
- 75 мг;
Д = 0,4 - 5000 мг
Примечание. 5 — доверительная абсолютная погрешность при доверительной вероятности 0,95; Д
допускаемой абсолютной погрешности;
— сред- ние квадратические отклонения результатов сличений (государственного первич- ного эталона с Международным прототипом, эталона-копии с государственным эталоном, рабочего эталона разряда с эталоном-копией).
В табл. 4 даются сведения о СИ, участвующих в поверочной в
соответствии с ГОСТ
«ГСИ. Государственный первичный эта- лон и государственная поверочная схема для средств измерений массы».
Процесс передачи размера единиц происходит при поверке и калиб- ровке СИ. Поверка и калибровка представляют собой набор операций,
выполняемых с целью определения и подтверждения соответствия СИ
установленным техническим требованиям.
Поверка и калибровка подробно рассмотрены в подразд. 6.2 данной главы.
188 Глава 3. Метрология
5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
Государственная система обеспечения единства измерений — это си- стема обеспечения единства измерений в стране, реализуемая, управля- емая и контролируемая федеральным органом исполнительной власти по метрологии — агентством Ростехрегулирование.
Деятельность по обеспечению единства измерения (далее — ОЕИ)
направлена на охрану прав и законных интересов граждан, установлен- ного правопорядка и экономики путем защиты от отрицательных по- следствий недостоверных результатов измерений во всех сферах жиз- ни общества на основе конституционных норм, законов, постановлений
Правительства РФ и НД.
В частности, деятельность по ОЕИ осуществляется в соответствии:
— с Конституцией РФ (ст.
р);
— Законом об обеспечении единства измерений;
— постановлением Правительства РФ от
№
«Об орга- низации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений,
сертификации продукции и услуг»;
— ГОСТ Р
«Государственная система обеспечения единства измерений» и другими стандартами системы ГСИ, принимае- мыми и утверждаемыми агентством Ростехрегулирование.
ОЕИ в стране осуществляется:
— на государственном уровне;
— уровне федеральных органов исполнительной власти;
— уровне юридических лиц.
5.1. Цель и задачи государственной системы обеспечения единства измерений
Цель государственной системы обеспечения единства измерений в соответствии с (7) — создание общегосударственных правовых, норма- тивных, организационных, технических и экономических условий для решения задач по обеспечению единства измерений и предоставление всем субъектам деятельности возможности оценивать правильность выполняемых измерений.
Основные задачи ГСИ:
— разработка оптимальных принципов управления деятельностью по ОЕИ;
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) 1 8 9
— организация и проведение фундаментальных научных исследова- ний с целью создания более совершенных и точных методов и средств воспроизведения единиц и передачи их размеров;
— установление системы единиц величин и шкал измерений, допус- каемых к применению;
— установление основных понятий метрологии, унификация их тер- минов и определений;
— установление экономически рациональной системы государствен- ных эталонов;
— создание, утверждение, применение и совершенствование госу- дарственных эталонов;
— установление систем (по видам измерений) передачи размеров единиц величин от государственных эталонов средствам измерений,
применяемым в стране;
— создание и совершенствование вторичных и рабочих эталонов,
комплексных поверочных установок и лабораторий;
— установление общих метрологических требований к эталонам,
средствам измерений, методикам выполнения измерений, методикам поверки (калибровки) средств измерений и других требований, соблю- дение которых является необходимым условием ОЕИ;
и экспертиза разделов метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной техники;
— осуществление государственного метрологического контроля:
поверка средств измерений; испытания с целью утверждения типа средств измерений; лицензирование деятельности юридических и фи- зических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений;
— осуществление государственного метрологического надзора: за выпуском, состоянием и применением средств измерений; эталонами еди- ниц величин; аттестованными методиками выполнения измерений; со- блюдением метрологических правил и норм; количеством товаров, отчуж- даемых при совершении торговых операций; количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;
— разработка принципов оптимизации материально-технической и кадровой базы органов Государственной метрологической службы;
— аттестация методик выполнения измерений;
— калибровка и сертификация средств измерений, не входящих в сферы государственного метрологического контроля и надзора;
— аккредитация метрологических служб и иных юридических и физических лиц по различным видам метрологической деятельности;
190 Глава 3. Метрология
•— аккредитация поверочных, калибровочных, измерительных, ис- пытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушаю- щего и радиационного контроля в составе действующих в Российской
Федерации систем аккредитации;
— участие в работе международных организаций, деятельность ко- торых связана с ОЕИ, и в подготовке к вступлению России в ВТО;
— разработка совместно с уполномоченными федеральными орга- нами исполнительной власти порядка определения стоимости (цены)
метрологических работ и регулирования тарифов на эти работы;
— организация подготовки и подготовка кадров метрологов;
— информационное обеспечение по вопросам ОЕИ;
— совершенствование и развитие ГСИ.
5.2. Состав государственной системы обеспечения единства измерений
ГСИ состоит из следующих подсистем:
— правовой;
— технической;
—
Правовая подсистема - комплекс взаимосвязанных законодатель- ных и подзаконных актов, объединенных общей целевой направленно- стью и устанавливающих согласованные требования к следующим вза- имосвязанным объектам деятельности по ОЕИ:
— совокупности узаконенных единиц величин и шкал измерений;
—
в области метрологии;
— воспроизведению и передаче размеров единиц величин и шкал измерений;
— способам и формам представления результатов измерений и ха- рактеристик их погрешности;
— методам оценивания погрешности и неопределенности измерений;
— порядку разработки и аттестации методик выполнения измерений;
— комплексам нормируемых метрологических характеристик СИ;
— методам установления и корректировки межповерочных (реко- мендуемых межкалибровочных) интервалов;
— порядку проведения испытаний в целях утверждения типа СИ и сертификации СИ;
— порядку проведения поверки и калибровки СИ;
— порядку осуществления метрологического контроля и надзора;
—• порядку лицензирования деятельности юридических и физиче- ских лиц по изготовлению и ремонту СИ;
5. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) 191
— типовым задачам, правам и обязанностям метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц;
— порядку аккредитации метрологических служб по различным направлениям метрологической деятельности;
— порядку аккредитации поверочных, калибровочных, измеритель- ных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий нераз- рушающего и радиационного контроля;
— терминам и определениям по видам измерений;
— государственным поверочным схемам;
— методикам поверки (калибровки) СИ;
— методикам выполнения измерений.
Фундаментом нормативной базы метрологии является Закон об обес- печении единства измерений. По состоянию на 01.01.2004 г. эта база была представлена более 2800 НД [21]. Она включает:
стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р) системы ГСИ — 420 ед.; российские пра- вила по метрологии (ПР*) — 28 ед.; рекомендации метрологических институтов
*) —
ед. и другие документы — инструкции, ме- тодические указания, руководящие документы и пр.
Если рассматривать структуру базы по объекту документирования,
то она представлена: общими (основополагающими) нормами и прави- лами (242 ед.); методиками поверки СИ (2002 ед.); государственными поверочными схемами (182 ед.); общетехническими рекомендациями
(74 ед.).
В 2000 г. осуществлено введение базового основополагающего стан- дарта — ГОСТ Р 8.000 ГСИ. Основные положения (подобного по зна- чимости и назначению ГОСТ Р
«Стандартизация в Россий- ской Федерации». Основные положения).
В ближайшее десятилетие, по
[26], будет производиться перевод обязательных документов, имеющих общетехнический или методический характер, в рекомендаций. В первую очередь это касается НД на государственные поверочные схемы и НД на методики поверки (кроме НД, применяемых в сфере государственного метроло- гического контроля и надзора).
Предстоит совершенствование стандартов на методы контроля и ис- пытаний, которые не соответствуют требованию обеспечения единства измерений, поскольку в них не приводятся показатели точности измере-
* Пример правил:
«ГСИ. Поверка средств измерений. Организа- ция и порядок проведения».
** Пример рекомендаций: МИ
«ГСИ. Система сертификации средств из- мерений. Основные положения и порядок проведения работ».
192
Глава J. Метрология ний. Эта задача вытекает из анализа Ростестом [6] массива из 65 действу- ющих российских государственных стандартов, регламентирующих из- мерительные процедуры при контроле качества различных пищевых про- дуктов (табл. 5) и необходимости внедрения Стандарта 5725.
Таблица 5
Нормирование характеристик качества измерений в государственных стандартах на пищевые продукты
Наименование метрологической характеристики
Границы погрешности измерений для вероятности Р - 0,95
Показатель сходимости результатов параллельных измерений
Показатель воспроизводимости результатов измерений
Доля стандартов, содержащих
(по трем десятилетиям разработки стандартов)
1970-е гг.
3 60 23 1980-е гг.
28 6
20 67
Техническая подсистема представлена совокупностью:
— межгосударственных, государственных эталонов, эталонов еди- ниц величин и шкал измерений;
стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;
стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;
средств измерений и испытательного оборудования, необходимых для осуществления метрологического контроля и надзора;
— специальных зданий и сооружений для проведения высокоточных измерений в метрологических целях;
—-научно-исследовательских, эталонных, испытательных, калибро- вочных и измерительных лабораторий.
Организационная подсистема представлена метрологическими службами.
5.3. Органы и службы по метрологии
Российской Федерации
Органы по метрологии. Государственная политика и нормативно- правовое регулирование в сфере обеспечения единства измерений осу- ществляется федеральным органом по техническому регулированию —
5. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) 1 9 3
Министерством промышленности и энергетики РФ
России). Указанный федеральный орган принимает в области метроло- гии следующие нормативные правовые акты:
— правила создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;
— метрологические правила и нормы;
— порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений;
— порядок представления средств измерений на поверку и испыта- ния, а также установления интервалов между поверками;
— порядок аккредитации на право выполнения калибровочных ра- бот и выдачи сертификата о калибровке;
— порядок проведения государственного метрологического контроля.
Действующее в рамках Минпромэнерго России агентство по техничес- кому регулированию и осуществляет:
— руководство деятельностью Государственной метрологической службы и государственных справочных метрологических служб;
— определение общих метрологических требований к средствам,
методам и результатам измерений;
— ведение государственного реестра утвержденных типов средств измерений;
— государственный метрологический надзор.
Функция государственного метрологического надзора выполняется агентством Ростехрегулирование непосредственно и через семь межре- гиональных территориальных управлений (см. подраздел 3.2. гл. 2).
Функции государственного метрологического контроля* продолжают выполнять «на местах» федеральные государственные учреждения —
центры стандартизации, метрологии и сертификации — ФГУ ЦСМ. По состоянию на их насчитывалось 90.
Службы по метрологии. Обеспечение единства измерений в стра- не осуществляется следующими субъектами метрологии:
— Государственной метрологической службой (ГМС);
— справочными метрологическими службами (CMC);
— метрологическими службами федеральных органов исполнитель- ной власти;
— метрологическими службами организаций (МСО).
В ГМС входят:
— подразделения центрального аппарата агентства Ростехрегулиро- вание, осуществляющие функции планирования, управления и контро- ля деятельности по ОЕИ на межотраслевом уровне;
* О функциях надзора и контроля см. разд. 6 этой главы.
7 И. М. Лифиц - CMC
194 Глава 3. Метрология
— государственные научные метрологические центры;
— органы в субъектах РФ (на территориях республик в соста- ве РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, ок- ругов и городов) — ЦСМ.
Государственные научные метрологические центры представлены такими институтами, как ВНИИ метрологической службы (ВНИИМС,
г. Москва), ВНИИ метрологии им.
Менделеева (ВНИИМ, г. Санкт-
Петербург); НПО «ВНИИ физико-технических и радиотехнических из- мерений» (ВНИИФТРИ,
Менделеево Московской обл.); Уральский
НИИ метрологии (УНИИМ, г. Екатеринбург) и др. Указанные научные центры не только занимаются разработкой научно-методических основ совершенствования российской системы измерений, но и являются дер- жателями государственных эталонов.
В России функционирует более 90 ЦСМ (соответственно их метро- логических подразделений), которые выполняют функции региональ- ных органов ГМС на территориях субъектов РФ, городов Москвы и
Санкт-Петербурга.
Агентство Ростехрегулирование осуществляет методическое руко- водство тремя государственными справочными службами: Государ- ственной службой времени, частоты и определения параметров враще- ния Земли (ГСВЧ), Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) и Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).
ГСВЧ осуществляет межрегиональную и межотраслевую координа- цию работ по обеспечению единства измерений времени, частоты и определения параметров вращения Земли. Об этой службе рядовой житель страны узнает два раза в год — при переходе на летнее и зим- нее время.
елями измерительной информации ГСВЧ являют- ся службы навигации и управления самолетами, судами и спутниками,
Единая энергетическая система и пр.
ГССО обеспечивает создание и применение системы стандартных
(эталонных) образцов состава и свойств веществ и материалов — ме- таллов и сплавов, нефтепродуктов, медицинских препаратов, образцов почв, образцов твердости различных материалов, образцов газов и га- зовых смесей и др. Практическое значение СО показано выше.
ГСССД обеспечивает разработку достоверных данных о физических константах, о свойствах веществ и материалов, в том числе конструк- ционных материалов, минерального сырья, нефти, газа и др. Потреби-
5. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) 1 9 5
телями информации ГСССД являются организации, проектирующие изделия техники, к точности характеристик которых предъявляются осо- бо жесткие требования. Конструкторы этой техники не могут полагать- ся на противоречивую информацию о показателях свойств, содержащу- юся в справочной литературе.
Метрологические службы федеральных органов исполнительной
власти и юридических лиц могут создаваться в министерствах (ведом- ствах), организациях, на предприятиях и в учреждениях, являющихся юридическими лицами, для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, осуществления метрологического контроля и надзора.
При выполнении работ в сферах, предусмотренных ст.
Закона об обеспечении единства измерений, создание МС для обеспечения един- ства измерений является обязательным. Так, МС созданы в Минздраве,
Минатоме, Минприроде, Миноборонпроме и других федеральных орга- нах исполнительной власти. МС функционируют в РАО ЕЭС России,
РАО «Газпром»,
ЮКОС, НК «Лукойл». Права и обязанности МС оп- ределяются положениями о них, утверждаемыми руководителями орга- нов управления или юридических лиц.
Если на достаточно крупных предприятиях (в законодательно утверж- денных сферах) организуются полноценные МС, то на небольших пред- приятиях рекомендуется назначать лиц, ответственных за обеспечение единства измерений. Для ответственных лиц утверждается должностная инструкция, в которой устанавливаются их функции, права, обязаннос- ти и ответственность.
ГМС России в своей деятельности учитывает документы междуна- родных региональных организаций по метрологии.
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 31
188 Глава 3. Метрология
5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
Государственная система обеспечения единства измерений — это си- стема обеспечения единства измерений в стране, реализуемая, управля- емая и контролируемая федеральным органом исполнительной власти по метрологии — агентством Ростехрегулирование.
Деятельность по обеспечению единства измерения (далее — ОЕИ)
направлена на охрану прав и законных интересов граждан, установлен- ного правопорядка и экономики путем защиты от отрицательных по- следствий недостоверных результатов измерений во всех сферах жиз- ни общества на основе конституционных норм, законов, постановлений
Правительства РФ и НД.
В частности, деятельность по ОЕИ осуществляется в соответствии:
— с Конституцией РФ (ст.
р);
— Законом об обеспечении единства измерений;
— постановлением Правительства РФ от
№
«Об орга- низации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений,
сертификации продукции и услуг»;
— ГОСТ Р
«Государственная система обеспечения единства измерений» и другими стандартами системы ГСИ, принимае- мыми и утверждаемыми агентством Ростехрегулирование.
ОЕИ в стране осуществляется:
— на государственном уровне;
— уровне федеральных органов исполнительной власти;
— уровне юридических лиц.
5.1. Цель и задачи государственной системы обеспечения единства измерений
Цель государственной системы обеспечения единства измерений в соответствии с (7) — создание общегосударственных правовых, норма- тивных, организационных, технических и экономических условий для решения задач по обеспечению единства измерений и предоставление всем субъектам деятельности возможности оценивать правильность выполняемых измерений.
Основные задачи ГСИ:
— разработка оптимальных принципов управления деятельностью по ОЕИ;
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) 1 8 9
— организация и проведение фундаментальных научных исследова- ний с целью создания более совершенных и точных методов и средств воспроизведения единиц и передачи их размеров;
— установление системы единиц величин и шкал измерений, допус- каемых к применению;
— установление основных понятий метрологии, унификация их тер- минов и определений;
— установление экономически рациональной системы государствен- ных эталонов;
— создание, утверждение, применение и совершенствование госу- дарственных эталонов;
— установление систем (по видам измерений) передачи размеров единиц величин от государственных эталонов средствам измерений,
применяемым в стране;
— создание и совершенствование вторичных и рабочих эталонов,
комплексных поверочных установок и лабораторий;
— установление общих метрологических требований к эталонам,
средствам измерений, методикам выполнения измерений, методикам поверки (калибровки) средств измерений и других требований, соблю- дение которых является необходимым условием ОЕИ;
и экспертиза разделов метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной техники;
— осуществление государственного метрологического контроля:
поверка средств измерений; испытания с целью утверждения типа средств измерений; лицензирование деятельности юридических и фи- зических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений;
— осуществление государственного метрологического надзора: за выпуском, состоянием и применением средств измерений; эталонами еди- ниц величин; аттестованными методиками выполнения измерений; со- блюдением метрологических правил и норм; количеством товаров, отчуж- даемых при совершении торговых операций; количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;
— разработка принципов оптимизации материально-технической и кадровой базы органов Государственной метрологической службы;
— аттестация методик выполнения измерений;
— калибровка и сертификация средств измерений, не входящих в сферы государственного метрологического контроля и надзора;
— аккредитация метрологических служб и иных юридических и физических лиц по различным видам метрологической деятельности;
190 Глава 3. Метрология
•— аккредитация поверочных, калибровочных, измерительных, ис- пытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушаю- щего и радиационного контроля в составе действующих в Российской
Федерации систем аккредитации;
— участие в работе международных организаций, деятельность ко- торых связана с ОЕИ, и в подготовке к вступлению России в ВТО;
— разработка совместно с уполномоченными федеральными орга- нами исполнительной власти порядка определения стоимости (цены)
метрологических работ и регулирования тарифов на эти работы;
— организация подготовки и подготовка кадров метрологов;
— информационное обеспечение по вопросам ОЕИ;
— совершенствование и развитие ГСИ.
5.2. Состав государственной системы обеспечения единства измерений
ГСИ состоит из следующих подсистем:
— правовой;
— технической;
—
Правовая подсистема - комплекс взаимосвязанных законодатель- ных и подзаконных актов, объединенных общей целевой направленно- стью и устанавливающих согласованные требования к следующим вза- имосвязанным объектам деятельности по ОЕИ:
— совокупности узаконенных единиц величин и шкал измерений;
—
в области метрологии;
— воспроизведению и передаче размеров единиц величин и шкал измерений;
— способам и формам представления результатов измерений и ха- рактеристик их погрешности;
— методам оценивания погрешности и неопределенности измерений;
— порядку разработки и аттестации методик выполнения измерений;
— комплексам нормируемых метрологических характеристик СИ;
— методам установления и корректировки межповерочных (реко- мендуемых межкалибровочных) интервалов;
— порядку проведения испытаний в целях утверждения типа СИ и сертификации СИ;
— порядку проведения поверки и калибровки СИ;
— порядку осуществления метрологического контроля и надзора;
—• порядку лицензирования деятельности юридических и физиче- ских лиц по изготовлению и ремонту СИ;
5. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) 191
— типовым задачам, правам и обязанностям метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц;
— порядку аккредитации метрологических служб по различным направлениям метрологической деятельности;
— порядку аккредитации поверочных, калибровочных, измеритель- ных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий нераз- рушающего и радиационного контроля;
— терминам и определениям по видам измерений;
— государственным поверочным схемам;
— методикам поверки (калибровки) СИ;
— методикам выполнения измерений.
Фундаментом нормативной базы метрологии является Закон об обес- печении единства измерений. По состоянию на 01.01.2004 г. эта база была представлена более 2800 НД [21]. Она включает:
стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р) системы ГСИ — 420 ед.; российские пра- вила по метрологии (ПР*) — 28 ед.; рекомендации метрологических институтов
*) —
ед. и другие документы — инструкции, ме- тодические указания, руководящие документы и пр.
Если рассматривать структуру базы по объекту документирования,
то она представлена: общими (основополагающими) нормами и прави- лами (242 ед.); методиками поверки СИ (2002 ед.); государственными поверочными схемами (182 ед.); общетехническими рекомендациями
(74 ед.).
В 2000 г. осуществлено введение базового основополагающего стан- дарта — ГОСТ Р 8.000 ГСИ. Основные положения (подобного по зна- чимости и назначению ГОСТ Р
«Стандартизация в Россий- ской Федерации». Основные положения).
В ближайшее десятилетие, по
[26], будет производиться перевод обязательных документов, имеющих общетехнический или методический характер, в рекомендаций. В первую очередь это касается НД на государственные поверочные схемы и НД на методики поверки (кроме НД, применяемых в сфере государственного метроло- гического контроля и надзора).
Предстоит совершенствование стандартов на методы контроля и ис- пытаний, которые не соответствуют требованию обеспечения единства измерений, поскольку в них не приводятся показатели точности измере-
* Пример правил:
«ГСИ. Поверка средств измерений. Организа- ция и порядок проведения».
** Пример рекомендаций: МИ
«ГСИ. Система сертификации средств из- мерений. Основные положения и порядок проведения работ».
192
Глава J. Метрология ний. Эта задача вытекает из анализа Ростестом [6] массива из 65 действу- ющих российских государственных стандартов, регламентирующих из- мерительные процедуры при контроле качества различных пищевых про- дуктов (табл. 5) и необходимости внедрения Стандарта 5725.
Таблица 5
Нормирование характеристик качества измерений в государственных стандартах на пищевые продукты
Наименование метрологической характеристики
Границы погрешности измерений для вероятности Р - 0,95
Показатель сходимости результатов параллельных измерений
Показатель воспроизводимости результатов измерений
Доля стандартов, содержащих
(по трем десятилетиям разработки стандартов)
1970-е гг.
3 60 23 1980-е гг.
28 6
20 67
Техническая подсистема представлена совокупностью:
— межгосударственных, государственных эталонов, эталонов еди- ниц величин и шкал измерений;
стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;
стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;
средств измерений и испытательного оборудования, необходимых для осуществления метрологического контроля и надзора;
— специальных зданий и сооружений для проведения высокоточных измерений в метрологических целях;
—-научно-исследовательских, эталонных, испытательных, калибро- вочных и измерительных лабораторий.
Организационная подсистема представлена метрологическими службами.
5.3. Органы и службы по метрологии
Российской Федерации
Органы по метрологии. Государственная политика и нормативно- правовое регулирование в сфере обеспечения единства измерений осу- ществляется федеральным органом по техническому регулированию —
5. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) 1 9 3
Министерством промышленности и энергетики РФ
России). Указанный федеральный орган принимает в области метроло- гии следующие нормативные правовые акты:
— правила создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;
— метрологические правила и нормы;
— порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений;
— порядок представления средств измерений на поверку и испыта- ния, а также установления интервалов между поверками;
— порядок аккредитации на право выполнения калибровочных ра- бот и выдачи сертификата о калибровке;
— порядок проведения государственного метрологического контроля.
Действующее в рамках Минпромэнерго России агентство по техничес- кому регулированию и осуществляет:
— руководство деятельностью Государственной метрологической службы и государственных справочных метрологических служб;
— определение общих метрологических требований к средствам,
методам и результатам измерений;
— ведение государственного реестра утвержденных типов средств измерений;
— государственный метрологический надзор.
Функция государственного метрологического надзора выполняется агентством Ростехрегулирование непосредственно и через семь межре- гиональных территориальных управлений (см. подраздел 3.2. гл. 2).
Функции государственного метрологического контроля* продолжают выполнять «на местах» федеральные государственные учреждения —
центры стандартизации, метрологии и сертификации — ФГУ ЦСМ. По состоянию на их насчитывалось 90.
Службы по метрологии. Обеспечение единства измерений в стра- не осуществляется следующими субъектами метрологии:
— Государственной метрологической службой (ГМС);
— справочными метрологическими службами (CMC);
— метрологическими службами федеральных органов исполнитель- ной власти;
— метрологическими службами организаций (МСО).
В ГМС входят:
— подразделения центрального аппарата агентства Ростехрегулиро- вание, осуществляющие функции планирования, управления и контро- ля деятельности по ОЕИ на межотраслевом уровне;
* О функциях надзора и контроля см. разд. 6 этой главы.
7 И. М. Лифиц - CMC
194 Глава 3. Метрология
— государственные научные метрологические центры;
— органы в субъектах РФ (на территориях республик в соста- ве РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, ок- ругов и городов) — ЦСМ.
Государственные научные метрологические центры представлены такими институтами, как ВНИИ метрологической службы (ВНИИМС,
г. Москва), ВНИИ метрологии им.
Менделеева (ВНИИМ, г. Санкт-
Петербург); НПО «ВНИИ физико-технических и радиотехнических из- мерений» (ВНИИФТРИ,
Менделеево Московской обл.); Уральский
НИИ метрологии (УНИИМ, г. Екатеринбург) и др. Указанные научные центры не только занимаются разработкой научно-методических основ совершенствования российской системы измерений, но и являются дер- жателями государственных эталонов.
В России функционирует более 90 ЦСМ (соответственно их метро- логических подразделений), которые выполняют функции региональ- ных органов ГМС на территориях субъектов РФ, городов Москвы и
Санкт-Петербурга.
Агентство Ростехрегулирование осуществляет методическое руко- водство тремя государственными справочными службами: Государ- ственной службой времени, частоты и определения параметров враще- ния Земли (ГСВЧ), Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) и Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).
ГСВЧ осуществляет межрегиональную и межотраслевую координа- цию работ по обеспечению единства измерений времени, частоты и определения параметров вращения Земли. Об этой службе рядовой житель страны узнает два раза в год — при переходе на летнее и зим- нее время.
елями измерительной информации ГСВЧ являют- ся службы навигации и управления самолетами, судами и спутниками,
Единая энергетическая система и пр.
ГССО обеспечивает создание и применение системы стандартных
(эталонных) образцов состава и свойств веществ и материалов — ме- таллов и сплавов, нефтепродуктов, медицинских препаратов, образцов почв, образцов твердости различных материалов, образцов газов и га- зовых смесей и др. Практическое значение СО показано выше.
ГСССД обеспечивает разработку достоверных данных о физических константах, о свойствах веществ и материалов, в том числе конструк- ционных материалов, минерального сырья, нефти, газа и др. Потреби-
5. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) 1 9 5
телями информации ГСССД являются организации, проектирующие изделия техники, к точности характеристик которых предъявляются осо- бо жесткие требования. Конструкторы этой техники не могут полагать- ся на противоречивую информацию о показателях свойств, содержащу- юся в справочной литературе.
Метрологические службы федеральных органов исполнительной
власти и юридических лиц могут создаваться в министерствах (ведом- ствах), организациях, на предприятиях и в учреждениях, являющихся юридическими лицами, для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, осуществления метрологического контроля и надзора.
При выполнении работ в сферах, предусмотренных ст.
Закона об обеспечении единства измерений, создание МС для обеспечения един- ства измерений является обязательным. Так, МС созданы в Минздраве,
Минатоме, Минприроде, Миноборонпроме и других федеральных орга- нах исполнительной власти. МС функционируют в РАО ЕЭС России,
РАО «Газпром»,
ЮКОС, НК «Лукойл». Права и обязанности МС оп- ределяются положениями о них, утверждаемыми руководителями орга- нов управления или юридических лиц.
Если на достаточно крупных предприятиях (в законодательно утверж- денных сферах) организуются полноценные МС, то на небольших пред- приятиях рекомендуется назначать лиц, ответственных за обеспечение единства измерений. Для ответственных лиц утверждается должностная инструкция, в которой устанавливаются их функции, права, обязаннос- ти и ответственность.
ГМС России в своей деятельности учитывает документы междуна- родных региональных организаций по метрологии.
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 31
5.4. Международные и региональные организации
по метрологии
Международные метрологические организации действуют с конца
XIX в. Как уже отмечалось выше, в г. 17 государств, в число кото- рых входила Россия, подписали в Париже Метрическую конвенцию,
которая, по существу, явилась первым международным стандартом. При этом было создано первое международное метрологическое учрежде- ние — Международное бюро мер и весов (МБМВ), которое до сих пор активно функционирует, координируя деятельность метрологических организаций более чем 100 стран. МБМВ располагается во Франции, в г. Севр. МБМВ хранит международные прототипы метра и килограмма
196 Глава 3. Метрология и некоторые другие эталоны, а также организует периодическое сличе- ние национальных эталонов с международными. Руководство дея- тельностью осуществляется Международным комитетом мер и весов (МКМВ), созданным одновременно с МБМВ.
В среднем один раз в четыре года собирается Генеральная конферен- ция по мерам и весам, принимающая общие, наиболее важные для раз- вития метрологии и измерительной техники решения.
В 1956 г. была учреждена Международная организация законодатель- ной метрологии (МОЗМ), членами которой являются более 85 стран мира.
МОЗМ разрабатывает общие вопросы законодательной метрологии: уста- новление классов точности СИ; обеспечение единообразия определенных типов, образцов и систем измерительных приборов; рекомендации по их испытаниям с целью установления единообразия харак- теристик СИ независимо от страны-изготовителя; порядок поверки и ка- либровки СИ и др.
Метрологическими институтами Ростехрегулирования осуществля- ется ведение трех ТК и 12 ПК МОЗМ и ИСО. Этими ТК и ПК разрабо- таны 16 проектов международных документов авторстве России.
Россия участвует в Организации сотрудничества государственных метрологических учреждений стран Центральной и Восточной Европы
(КООМЕТ). Организации России ведут или участвуют в реализации
60% тем КООМЕТ.
Итоги многолетней деятельности международных организаций очень результативны. Благодаря их усилиям в большинстве стран мира принята Международная система единиц физических величин (SI), дей- ствует сопоставимая терминология, приняты рекомендации по способам нормирования метрологических характеристик СИ, по сертификации
СИ, по испытаниям СИ перед выпуском серийной продукции.
Актуальной задачей международных и региональных организаций по метрологии является создание глобальной метрологической систе-
мы [20]. Для этой системы характерны:
— единство измерений в международной системе единиц SI;
— верность (в рамках допустимой неопределенности) измерений;
— соблюдение международно признанных и действующих систем качества;
— соблюдение прозрачных процедур проверки компетентности, под- тверждаемых
Необходимость глобальной системы измерений связана со следую- щими факторами современного мирового развития: либерализация рын- ков; возникновение новых торговых зон; разделение труда.
6. Государственный метрологический контроль и надзор
6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
И НАДЗОР
6.1. Цель, объекты и сферы распространения
государственного метрологического контроля
и надзора
Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН) осу- ществляется ГМС с целью проверки соблюдения правил законодатель- ной метрологии — Закона об обеспечении единства измерений, государ- ственных стандартов, правил по метрологии и других
Объектами ГМКиН являются: средства измерений, эталоны, методи- ки выполнения измерений, количество товаров, другие объекты, преду- смотренные правилами законодательной метрологии (рис. 11).
В соответствии со ст.
вышеназванного Закона ГМКиН распрост- раняется на строго ограниченные сферы (их 23), объединенные в 10
направлений:
здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обес- печение безопасности;
2) торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автоматов и устройств;
3) государственные учетные операции;
4) обеспечение обороны государства;
5) геодезические и гидрометеорологические работы;
6) банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;
7) продукция, поставляемая по государственным контрактам в со- ответствии с Федеральным законом от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О постав- ках продукции для федеральных государственных нужд»;
8) испытания и контроль качества продукции на соответствие обя- зательным требованиям государственных стандартов Российской Феде- рации и при обязательной сертификации продукции;
9) измерения, проводимые по поручению органов суда, прокурату- ры, арбитража, других органов государственного управления;
регистрация национальных и международных спортивных ре- кордов.
Анализируя указанный перечень, следует отметить следующее: пе- речень возглавляют непроизводственные сферы, недостоверность изме- рений в этих сферах может иметь очень серьезные последствия —
угрозу безопасности людей (здравоохранение, охрана окружающей
198
Глава 3 Метрология
Государственный метрологический контроль и надзор
6. Государственный метрологический контроль и надзор ды), а также большие финансовые потери (торговые, банковские опера- ции) для населения и страны в целом.
Примерами СИ, являющимися объектами являются:
в здравоохранении — средства измерения кровяного давления, ме- дицинские термометры, аналитические весы, шприцы, камеры и прибо- ры счета клеток, средства взвешивания;
области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности тру- да — дозиметры при контроле уровня радиации, шумомеры, шинные манометры для автомобилей, приборы для измерений содержания оки- си углерода в выхлопных газах автомобилей;
сфере торговых операций — СИ для контроля количества товара, в частности длины (жесткие и гибкие метры, измерительные ленты, штан- генциркули, микрометры), площади (планиметры и мерильные машины для измерения площади поверхностей), объема (бутыли и бочки с указа- нием номинального объема, колбы, мерники, мерные цилиндры, градуи- рованные пробирки, пипетки), массы (гири и весы различных типов),
температуры (термометры).
Нужно иметь в виду, что СИ одного и того же назначения могут быть и не быть объектом ГМКиН. Например, СИ длины на национальных и международных соревнованиях являются объектом ГМКиН, а на рядо- вых работах на садовом участке не являются. Прибор для измерения давления в промышленных установках (манометр) является объектом
ГМКиН, если используется для контроля давления в паровом котле, и не является объектом в резервуарах, работающих под низким давлени- ем, так как неточные измерения в последнем случае не будут причиной аварийной ситуации.
По мнению ряда метрологов-прикладников
А. Брюханов и др.), пе- речень СИ, подпадающий под ст.
является необоснованно расширен- ным, так как охватывает всех измерений в народном хозяйстве.
«Избыточность» перечня серьезно усложняет задачу исполнения закона.
Ни в одной промышленно развитой стране государство не берет под свой контроль столь объемную часть измерений. Так, в Германии ГМКиН ох- вачено не более
СИ.
Согласно проекту новой редакции Закона об обеспечении единства измерений [28] сохраняется 9 из 10 сфер действия ГМКиН, установлен- ной ст. 13 действующего Закона. Это условно три сферы:
— области с повышенной социальной и экономической значимос- тью (обеспечение обороноспособности и безопасности государства,
безопасность труда, продукции, услуг, процессов, здравоохранение, ве- теринария, охрана окружающей среды);
2 0 0 Глава 3. Метрология
- области, в которых возможно столкновение интересов двух и бо- лее сторон (торговля, транспортирование, регистрация рекордов);
области, связанные с так называемыми измерениями (государ- ственные учетные операции, налоговые, таможенные, почтовые опера- ции, измерения, проводимые по поручению судов).
Что касается направления 8 (см. ст.
Закона об обеспечении един- ства измерений), то требования, касающиеся обязательных требований стандартов и обязательной сертификации, утратили актуальность.
В соответствии с законами «О техническом регулировании», «Об энергосбережении» в сферу законодательной метрологии будут включе- ны: обеспечение единства измерений при разработке и реализации тех- нических регламентов;
проводимые при добыче, производ- стве, переработке, транспортировании, хранении и потреблении энергетических ресурсов.
Законом об обеспечении единства измерений предусмотрено три вида контроля и три вида надзора.
6.2. Характеристика видов государственного метрологического контроля
Государственный метрологический контроль включает:
утверждение типа средств измерений;
поверку средств измерений, в том числе эталонов;
лицензирование деятельности юридических и физических лиц по и ремонту средств измерений.
Утверждение типа СИ необходимо для новых марок (типов) СИ,
предназначенных для выпуска с производства или ввоза по импорту.
Указанная процедура предусматривает обязательные испытания СИ,
принятие решения об утверждении типа,
государственную регист- рацию, выдачу сертификата об утверждении типа.
Испытания СИ проводятся государственными научными метроло- гическими центрами, аккредитованными в качестве государственных центров испытаний СИ (ГЦИ СИ). Решением Ростехрегулирования в ка- честве ГЦИ СИ могут быть аккредитованы специализированные орга- низации вне системы Ростехрегулирования. Например, ряд СИ меди- цинского назначения проходят в ГЦИ системы Минздрава России.
Испытания проводят по утвержденной программе, которая может пре- дусматривать определение метрологических характеристик конкретных образцов СИ и экспериментальную апробацию методики поверки.
6. Государственный метрологический контроль и надзор 2 0 1
Положительные результаты испытаний являются основанием для принятия агенством Ростехрегулирование решения об утверждении типа СИ, которое удостоверяется сертификатом. Утвержденный тип СИ
вносится в Государственный реестр, который ведет Ростехрегулирова- ние. На СИ утвержденного типа и эксплуатационные документы, сопро- вождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа уста- новленной формы
12, а).
Рис.
Знаки в метрологии:
а — знак утверждения типа СИ; б — поверительное клеймо;
в — знак системы добровольной сертификации СИ
При истечении срока действия сертификата, наличии информации от потребителей об ухудшении качества СИ, при внесении в их конструк- цию или технологию изготовления изменений, влияющих на нормиро- ванные метрологические характеристики, проводятся испытания на соответствие СИ утвержденному типу. Если СИ изготавливаются или ввозятся из-за рубежа в единичных экземплярах, то процедура утверж- дения типа проводится по упрощенной схеме.
В соответствии с международными соглашениями, заключенными
Россией с другими странами, бывшим Госстандартом было принято ре- шение о признании результатов испытаний или утверждении типа СИ, что является основанием для внесения типа импортируемых СИ в Государ- ственный реестр и их применения в Российской Федерации.
Информация об утверждении типа СИ и решение о его отмене публи- куются в официальных изданиях агентства Ростехрегулирование. Инфор- мационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц данными об утвержденных типах СИ осуществляется ВНИИ метро- логической службы Ростехрегулирования. Информация об утверждении типа и решение о его отмене оперативно публикуются в журнале «Изме- рительная техника». Осуществляется также официальное издание описа- ний утвержденных типов СИ, что
ЦСМ иметь достоверную ин- формацию и использовать ее при выполнении надзорных функций.
Как факт успешной реализации Закона об обеспечении единства из- мерений можно расценивать динамику роста числа утверждаемых
202 Глава 3. Метрология в России типов СИ: в 1993 г. — 275, в 1994 579, в г. —
в г.
828, в г. —
в 1998 г. —
Около половины этого числа — СИ отечественного производства. В 2002 г. было утверждено новых типов СИ, в том числе 828 типов иностранного производства.
Поверка СИ. СИ, подлежащие подвергаются поверке орга- нами ГМК при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. В отличие от процедуры утверждения типа, в которой участвует типовой представитель СИ, поверке подлежит каж-
дый экземпляр СИ.
Согласно законодательству РФ допускается продажа и выдача напрокат только поверенных СИ. Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждаются
Развернутые перечни
СИ, подлежащие поверке, составляют юридические и физические лица — владельцы СИ*. Правильность указанных перечней контроли- руется органами
Анализ (проведенный ВНИИ метрологической службы) сфер распро- странения ГМКиН показал, что более 50% парка СИ должны подвергаться поверке. Учитывая, что на территории РФ эксплуатируется около млрд
СИ, ежегодная потребность в поверке составляет млн единиц
СИ. Положение осложняется тем, что в последнее время этот парк интен- сивно пополняется новыми типами приборов, используемых в сфере
ГМКиН, — электрическими и газовыми счетчиками, бытовыми счетчи- ками холодной и горячей воды, теплосчетчиками и т.п. Поэтому органы
ГМС не в состоянии обеспечить поверку только своими силами. По ре- шению Ростехрегулирования право поверки может быть предоставлено аккредитованным МС юридическим лицам.
Поверка СИ
физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя. Результатом поверки является подтверждение при- годности СИ к применению или признание СИ непригодным к приме- нению. Если СИ признано пригодным, то на него или на техниче- скую документацию наносится оттиск поверительного клейма** или выдается «Свидетельство о поверке».
* С целью единообразия подходов и трактовки сфер распространения ГМН разра- батываются методические указания для составления перечней СИ, подлежащих повер- ке. Такие документы, например, разработаны в РАО ЕЭС России, РАО «Газпром» и в других крупных компаниях, а также в ряде федеральных органов исполнительной вла- сти (МПС и др.).
**
клейма — технические устройства, предназначенные для нане- сения оттиска клейма на СИ, дополнительные устройства или техническую документа- цию.
поверительного клейма нужен не только для удостоверения пригодности
СИ, но и для исключения доступа к узлам регулировки показаний СИ
топ- ливно-раздагочных колонок на бензозаправочных станциях).