Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 656

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Государственный метрологический контроль и надзор 203
Пример поверительного клейма дан на рис. 12, б.
Доверительные клейма должны содержать следующую информацию:
1) знак федерального органа по метрологии РФ — Госстандарта
России (ныне Ростехрегулирование);
2) условный шифр органа ГМС (например, функционирующая под контролем Ростест — Москва МС ООО «Научно-производственное предприятие КИП-Контроль» имеет шифр
3) две последние цифры года применения клейма;
4) индивидуальный знак поверителя (одна из букв, взятых из русско- го, латинского или греческого алфавита).
СИ подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспек- ционной поверке.
Первичной поверке подлежат СИ утвержденных типов при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту. Первичной поверке могут не подвергаться СИ при ввозе по импорту на основании заклю- ченных международных соглашений о признании результатов поверки,
произведенной в зарубежных странах.
Периодической поверке подлежат СИ, находящиеся в эксплуатации или на хранении. Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала. Первый межповерочный интервал устанавливается при утверждении типа. Периодическая поверка может производиться на территории пользователя, органа ГМС или аккреди- тованного на право поверки юридического лица. Место поверки выби- рает пользователь СИ, исходя из экономических факторов и возможно- сти транспортировки поверяемых СИ и эталонов.
Внеочередную поверку производят при эксплуатации (хранении) СИ
в следующих случаях: повреждение знака поверительного клейма, а также утрата свидетельства о поверке; ввод в эксплуатацию СИ после длительного хранения (более одного межповерочного интервала); не- удовлетворительная работа прибора или проведение повторной на- стройки после ударного воздействия на СИ.
Инспекционную поверку производят для выявления пригодности к применению СИ при осуществлении государственного метрологиче- ского надзора.
Лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту. Как известно, лицензирование — выполняемая в обязательном порядке про- цедура выдачи лицензии юридическому или физическому лицу на осу- ществление им деятельности, не запрещенной законодательством РФ.
Лицензии на вышеуказанную деятельность выдают органы ГМС на тер- риториях субъектов РФ. Основанием для выдачи юридическому или фи-


204 Глава 3. Метрология зическому лицу (лицензиату) лицензии являются положительные ре- зультаты проверки компетентным органом условий осуществления де- ятельности.
Так, лицензиаты, претендуемые на получение лицензии на ремонт СИ*
для сторонних организаций (причем на коммерческой основе), должны иметь: рабочее помещение, соответствующее требованиям к организации ремонта СИ и условиям хранения СИ; необходимое технологическое обо- рудование СИ, ремонтную документацию; квалифицированные кадры, вы- полняющие работы по ремонту, наладке СИ;
аккредитации на пра- во поверки СИ данного типа или договор на проведение поверки данных
СИ с организацией, обладающей этим правом.
Лицензия выдается на срок не более пяти лет. Повторное лицензи- рование может быть осуществлено по сокращенной или полной про- грамме по решению компетентного органа.
Осуществление всех видов ГМК является, по существу, предо- ставлением метрологических услуг, которые оплачиваются приборовла- дельцем в соответствии со ст. 27 Закона об обеспечении единства изме- рений.
6.3. Характеристика государственного метрологического надзора
Государственный метрологический надзор осуществляется:
за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттес- тованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц ве- личин, соблюдением метрологических правил и норм;
количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых опе- раций;
количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.
Основным отличием указанных направлений надзора от ранее (до
90-х действовавшего является смещение вектора надзора в сторону защиты интересов граждан (надзор за количеством отчуждаемых товаров и надзор за количеством фасованных товаров) и усиления надзора в та- ких социально значимых сферах, как здравоохранение, безопасность тру- да, охрана природной среды, учет материальных ценностей и др.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   31

Общая характеристика
Государственный метрологический надзор осуществляется на предприятиях, в организациях и учреждени-
* Крупные торговые организации могут иметь свои ремонтные мастерские.

6. Государственный метрологический контроль и надзор 2 0 5
ях (далее — предприятиях) независимо от их подчиненности и форм собственности в виде соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений и действующими главным образом Правил по метрологии.
Деятельность по надзору базируется на следующих принципах:
административная и финансовая независимость органов госнадзора от контролируемых субъектов хозяйственной деятельности;
соблюдение законности при проведении проверок;
компетентность, честность, беспристрастность и ответственность госинспекторов;
объективность выводов и принимаемых решений по итогам госнад- зора (неотвратимость наказания юридических и физических лиц за вы- явленные нарушения);
гласность проводимых проверок и их результатов с сохранением коммерческой тайны и ноу-хау проверяемых субъектов;
выборочность проводимых проверок.
Проверки проводят должностные лица Ростехрегулирования — госу- дарственные инспекторы по обеспечению единства измерений РФ. Со- гласно ст. 20 вышеназванного Закона, государственные инспекторы впра- ве беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения посещать объекты метрологической деятельности предприятия, относя- щиеся к сфере распространения государственного надзора.
Проверки могут быть самостоятельными, т.е. только органами ГМС,
и совместными — с участием другого контрольно-надзорного органа.
Проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми
(внеочередными) и повторными.
Плановые проверки проводятся не реже одного раза в три года в со- ответствии с графиком, составляемым ГМС.
Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов самоуправления, обществ защиты прав потребите- лей, торговых инспекций и пр. в целях выявления и устранения отри- цательных последствий недостоверных результатов измерений.
Повторные проверки проводятся в целях контроля за выполнением предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после про- ведения предыдущей проверки.
Результаты каждой проверки оформляются актом, который подписы- вают все участники проверки. Содержание акта доводят до сведения руководителя предприятия, который его подписывает. При обнаружении нарушений госинспектор составляет предписание об устранении обна- руженных нарушений.


206 Глава 3- Метрология
В случае обнаруженных нарушений госинспектор имеет право:
запрещать применение СИ
типов, не соответству- ющих утвержденному типу, неповеренных СИ;
изымать при необходимости СИ из эксплуатации;
гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда СИ дает неправильные показания или просро- чен межповерочный интервал.
Государственный метрологический надзор за выпуском, состоя-
нием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения
измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологи-
ческих правил и норм (30). Орган ГМС, осуществляющий проверку не позднее чем за пять дней до ее начала, информирует предприятие, на ко- тором предполагается осуществить о календарных сроках ее проведения, а также приглашает в случае необходимости представителей других контрольно-надзорных органов.
Госинспекторы проверяют:
1) наличие и полноту перечня СИ, подлежащих ГМКиН;
2) соответствие состояния СИ и условий их эксплуатации установ- ленным техническим требованиям;
3) наличие сертификата об утверждении типа СИ;
4) наличие поверительного клейма или свидетельства о поверке, а также соблюдение межповерочного интервала;
5) наличие документов, подтверждающих аттестацию методик вы- полнения измерений;
6) наличие лицензии на изготовление и ремонт СИ предприятием,
занимающимся указанными видами деятельности;
7) наличие документа, подтверждающего право проведения повер- ки СИ силами МС данного юридического лица;
8) наличие документов, подтверждающих органами ГМС аттеста- цию лиц, осуществляющих поверку СИ, в качестве поверителей;
9) правильность хранения и применения эталонов, используемых для поверки СИ в соответствии с НД.
Надзор за количеством товаров, отчуждаемых при соверше-
нии торговых операций*
Количество отчуждаемого товара оп- ределяется в результате процедуры измерений, а стоимость фикси- руется.
* Термин «отчуждение», означает операции, при которых товары переходят из соб- ственности одного юридического или лица (продавца) в собственность другого юридического или физического лица (покупателя).

6. Государственный метрологический контроль и надзор 2 0 7
Нарушениями метрологических правил и норм считаются:
а) отчуждение меньшего количества товара по сравнению с заявлен- ным* для продажи (обмер, обвес). Расхождение между заявленным коли- чеством, полученным при контрольном измерении, не должно превышать норм, установленных правилами торговли. При отсутствии этих норм расхождение не должно превышать суммы абсолютных пределов допус- каемых погрешностей СИ, применяемых продавцом и госинспектором;
б) отчуждение меньшего количества товара, чем то, которое соответ- ствует заплаченной цене (обсчет).
Рассматриваемый вид надзора осуществляется в основном в виде
контрольной закупки. В этом случае госинспектор предъявляет удосто- верение после осуществления контрольной закупки. При осуществле- нии контрольной закупки госинспектор обязан брать не менее трех на- именований товаров.
Проверка правильности отпуска товаров и произведенных расчетов проводится после получения продавцом кассового чека или кассиром наличных денег и после передачи товаров покупателю, а в магазине самообслуживания — после получения денег кассиром-контролером и выдачи чека и покупки.
Товары, приобретенные госинспектором и объявленные контрольной закупкой, должны оставаться на прилавке или в узле расчета до вызова представителя администрации. В необходимых случаях при перевеши- вании (перемеривании) они могут быть перенесены в другое место в присутствии продавца и представителя администрации.
Контрольные измерения производятся на исправных, поверенных
СИ совместно с лицами, отпустившими товары. При составлении акта в нем указываются все реквизиты используемого СИ.
за количеством товаров может преследовать и другие цели:
проверку состояния СИ, контроль за правильностью выполнения изме- рений. В этом случае нарушениями метрологических правил и норм также считается использование СИ, не соответствующих типу, непове- ренных, с нарушенным клеймом, дающих неправильные показания.
Орган ГМС, осуществляющий данный вид надзора, вправе прово- дить проверку без предварительного уведомления предприятия.
Закон, существенно расширив обязанности государственных инс- пекторов по обеспечению единства измерений и установив новые (для метрологической деятельности в России) виды ГМН, к сожалению,
* Заявлением является любое утверждение, как устное, так и письменное, относя- щееся к количеству товара, выраженному в единицах величин.


208 Глава 3. Метрология нисколько не расширил права инспекторов [27]. Так, стандартная про- цедура, необходимая для обнаружения нарушений метрологических правил при торговых операциях, контрольная закупка — в законе не упомянута и, следовательно, не может осуществляться госинспектора- ми самостоятельно, а только при осуществлении совместных с проверок. При обнаружении нарушения метрологи- ческих требований, не касающихся СИ, права госинспектора ограничи- ваются возможностью выдачи предписания об устранении нарушений,
составления протокола о нарушениях, который должен быть направлен в территориальный орган ГТИ для принятия мер.
Государственный
надзор за количеством фа-
сованных товаров в упаковках любого вила при их расфасовке и
продаже. Фасованные товары в упаковках как объект надзора — это товары, которые упаковывают и запечатывают в отсутствие покупателя,
при этом содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскры- тия или деформации, а масса, объем, длина или иные величины, указы- вающие на номинальное количество потребительского товара, обозна- чены на упаковке.
Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте регламенти- рованы государственным стандартом
Маркировка упаковочной единицы должна содержать информацию о номинальном количестве потребительского товара в упаковках (вклю- чая информацию о массе основного продукта без жидкости для товаров в упаковках с наличием заливочной жидкости).
В п. 4.8 стандарта указывается, что продавец должен проставлять цену не только за единицу фасованного товара, но и за его килограмм.
В п. 3.10 дается понятие фальшивой упаковки — упаковки, дающей
«своим внешним видом ложное о количестве содержи- мого, которая более чем на 30% не заполнена товаром» (за исключени- ем подарочных и сувенирных товаров). Актуальность этого требования очевидна, если хотя бы вспомнить из потребительской практики короб- ки с шоколадным набором большого размера, которые заполнены кон- фетами не более чем на 50% площади коробки.
за количеством фасованных товаров осуществляется путем контроля за соблюдением метрологических требований к содержимому нетто* в упаковках.
* «Нетто» — слово итальянского происхождения — «чистый» (чистый вес). На упаковках может быть содержимое «брутто». Указанное слово (итальянского происхож- дения) — «нечистый»: масса товара с упаковкой.