Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 625

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26 Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности...
— установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам ЖЦП, выполнению работ или оказанию услуг;
— правовое регулирование в области оценки соответствия.
Первый элемент реализуется через принятие и применение технических регламентов на продукцию и правила метрологии; вто- рой — через стандартизацию; третий — через оценку соответствия
(сертификацию и декларирование соответствия, государственный контроль и надзор, аккредитацию, испытание, регистрацию).
Под требований» понимают их утверждение в установ- ленных (Законом или документом по стандартизации) порядке и юри- дической форме. Под «применением требований» понимают их обяза- тельный или добровольный выбор (использование) во всех объектах и случаях, для которых они приняты. Под «исполнением обязательных требований»
понимать их обязательное соблюдение в соответ- ствующих объектах регулирования.
Судя по определению термина «техническое регулирование», на ра- боты и услуги обязательные требования устанавливаться не могут. По мнению известного юриста [37], такой вывод не следует делать в отно- шении всех работ и услуг. Речь должна идти о нематериальных услу- гах — услугах связи, медицинских, ветеринарных, туристических и др.
Гражданский кодекс РФ определил «работу» как «материальную ус- лугу» в отличие от социально-культурных услуг, которые представляют собственно услуги.
Материальная услуга (т.е. «работа» по Гражданскому кодексу РФ)
обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий и изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления.
В частности, к «работе» могут быть отнесены работы, связанные с ре- монтом и изготовлением изделий, услуги общественного питания, роз- ничной торговли, транспорта и др. В связи с этим необходимо отметить,
что некоторые объекты для которых устанавливаются обязательные требования (хранение,
реализация), представ- ляют такие услуги, результат которых имеет материальную форму и связан с продукцией, в частности с отдельными стадиями ЖЦП.
На услуги, которые не связаны с ЖЦП согласно ФЗ о техническом регулировании обязательные требования устанавливаться не могут.
Вместе с тем нельзя не отметить, что при оказании ряда турных услуг (медицинских, ветеринарных и пр.), безусловно, суще- ствуют определенные риски, требующие установления соответствую- щих норм безопасности. Такие нормы должны иметь обязательный характер. В связи с вышеизложенным следует разделить точку зрения
[37] о том, что концепция Закона в части работ и услуг представляется ошибочной.


Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности... 27
Технический регламент
— это документ, который является но- сителем обязательных требований. По мере принятия технических рег- ламентов на те или иные объекты государственные стандарты на эти объекты будут приобретать добровольный характер.
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с рядом принципов:
1) независимость органов аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, исполнителей и приобретателей*;
2)
совмещения полномочий органа государственно- го контроля и органа по сертификации ;
3) недопустимость совмещения одним органом полномочий на ак- кредитацию и сертификацию;
4) недопустимость внебюджетного финансирования государственно- го контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов. В ука- занных принципах проводится идея обеспечения независимости субъек- тов технического регулирования;
5) применение единых правил установления требований к продукции,
процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
6) единая система и правила аккредитации;
7) единство правил и методов исследований (испытаний) и измере- ний при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
8) единство применения технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
9) соответствие технического регулирования уровню развития нацио- нальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
10) недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации.
Шесть из десяти принципов касаются деятельности субъектов техни- ческого регулирования — органов по сертификации, аккредитованных
* Приобретатель — новый термин в юридических документах. Он объединяет по- нятия «покупатель» и «заказчик». По мнению [30], приобретатель — лицо, которое при- обрело право собственности на имущество, в том числе на продукцию.
** Этот принцип был в свое время реализован приказом Госстандарта России от
08.04.2002 № 84 «О разграничении осуществляемых центрами стандартизации и мет- рологии (ЦСМ) бывшего Госстандарта России функций по государственному контролю и надзору и обязательному подтверждению соответствия», которым отменено действие аттестатов аккредитации 45 органов по сертификации, т.е. Госстандарт, по существу, вы- вел из состава ЦСМ органы по сертификации.


28 Глава
Техническое законодательство как основа деятельности...
сертификационных испытательных лабораторий (которые почему-то не названы в ФЗ о техническом регулировании), органов по аккредитации,
органов государственного контроля (надзора).
Под независимостью органов по аккредитации, органов по серти- фикации (принцип 1) от изготовителей продукции, продавцов,
исполнителей работ и услуг, приобретателей продукции следует пони- мать отсутствие любой формы зависимости — организационной, ад- министративной, экономической, финансовой. Независимость указан- ных органов — необходимое условие их аккредитации.
Принцип недопустимости внебюджетного финансирования госкон- троля (принцип 4) также направлен на обеспечение независимости этого органа.
Принцип недопустимости совмещения полномочий органа госкон- троля (надзора) и органа по сертификации (принцип 2) вытекает из принципиальных различий в правовом статусе указанных органов: пер- вые являются государственными органами, функции вторых осуществ- ляют лица и организации, занимающиеся предпринимательской дея- тельностью. То же объяснение относится к принципу 3, поскольку аккредитация государственная.
Применение принципа 5 направлено на совместимость установления требований и форм их изложения в технических регламентах и докумен- тах в области стандартизации, тем более что ряд национальных стандар- тов будет служить «доказательной базой» ТР.
Принцип 7 следует учитывать не только в процедурах обязательной оценки соответствия, но и при проведении добровольной оценки.
Выполнение принципа 6 обеспечивается утверждением систем и правил аккредитации Правительством РФ.
Принцип 9 указывает на то, что уровень требований ТР и нацио- нальных стандартов, а также материально-техническая база сертифика- ционных лабораторий должны отвечать мировому уровню, а организация работ по оценке соответствия должна быть идентична зарубежной прак- тике.
Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Феде- рального закона от

«О техническом регулировании»
(см. приложение 1) и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.
Федеральные органы исполнительной власти (Минздрав соцразвития
России, Минсельхоз России, МЧС России и пр.) вправе издавать в сфе- ре технического регулирования акты только рекомендательного характе-



Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности... 29
(за исключением технического регулирования в отношении оборон- ной продукции).
Какие внешние и внутренние обстоятельства подвигли Россию к проведению реформы технического регулирования? На этот вопрос дал ответ А.В.Данилов-Данильян
Первое обстоятельство — необходи- мость максимального сближения позиций по техническому законода- тельству с развитыми зарубежными странами, прежде всего со страна- ми Евросоюза и США. Только при указанной гармонизации наш бизнес может вписаться в современное экономическое пространство, чтобы адекватно реагировать на все происходящие изменения и быть готовым к конкуренции.
Второе обстоятельство — снятие избыточных административных барьеров, налагаемых государством на предпринимательскую инициа- тиву и бизнес граждан. В первую очередь речь идет об инвентаризации обязательных требований государства к участникам хозяйственной де- ятельности. Чрезвычайно широкий и плохо упорядоченный набор обя- зательных требований, содержащийся в государственных стандартах,
санитарных правилах и нормах, строительных нормах и правилах и во множестве отраслевых документов, ограничивает предприниматель- скую деятельность.
Описанная система, доставшаяся стране по наследству от советских времен и усиленная в должна была подвергнуться коренной перестройке. В соответствии с установками, данными в посланиях Пре- зидента РФ Федеральному Собранию РФ на 2000 и 2001 гг., началась подготовка к реформированию по двум направлениям.
При реформировании в первом направлении были приняты три федеральных закона, которые: а) упростили государственную реги- страцию юридических лиц; б) существенно уменьшили количество лицензируемых видов деятельности; в) защитили права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государ- ственного контроля (надзора). По существу принятые меры были по- священы процедурным элементам контрольно-надзорной дея- тельности.
При реформировании во втором направлении от преобразования формы необходимо было перейти к реформированию содержательной части проверочной работы — инвентаризации обязательных требований государства к участникам хозяйственной деятельности. Положения Кон-
ституции РФ позволяют ограничивать предпринимательскую деятель-
ность исключительно федеральными законами и только в отношении

30 Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности...
конкретного круга защищаемых Конституцией положений. Последние ка- саются здоровья и безопасности животных и растений. За обеспе- чение выполнения этого требования отвечает государство. Уход от избы- точного госрегулирования должен быть сбалансирован дополнительными механизмами. Введение жесткой ответственности, в частности отзыв това- ра с рынка, — одна из идей группы работников, готовивших реформу.
Стремление к унификации обязательных требований, установление нормативными актами высшего уровня (директивами, законами) обяза- тельных требований нефинансового характера к предпринимательской деятельности вытекали из современного мирового опыта.
На основе рассмотренных идей и была создана концепция реформы технического регулирования, которая была реализована в ФЗ о техни- ческом регулировании.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от
№ 284 федеральным органом по техническому регулированию опреде- лено Министерство промышленности и энергетики РФ (Минпромэнер- го России).
1.2. Понятие о технических регламентах
Главная цель технического регулирования — принятие технических регламентов. ТР принимаются в целях:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Следует согласиться с мнением ученого-юриста [30] о том, что в ФЗ о тех- ническом регулировании недостаточно ясно определен смысл действий, вводя- щих в заблуждение приобретателей. Введение в заблуждение может быть выз- вано: неполной и недостоверной информацией о качестве и количестве товара;
введением в коммерческий оборот неучтенной продукции; подделкой товара с корыстной целью — фальсификацией; производством продукции с нарушени- ем исключительных прав владельцев данных прав — контрафактной продук- ции; незаконным перемещением товаров через таможенную границу и пр.
Требования к содержанию технического регламента. ТР должен со- держать:
— исчерпывающий перечень продукции и процессов ЖЦП (произ- водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации), в отношении которых устанавливаются требования ТР;


Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности... 31
— правила идентификации* объекта технического регулирования;
— минимально необходимые требования, обеспечивающие безопас- ность продукции и процессов ЖЦП.
В ТР в целях его принятия могут также содержаться: а) правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соот- ветствия), определяемые с учетом степени риска; б) предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регу- лирования; в) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правила их нанесения.
Содержащиеся в ТР обязательные требования к продукции, процес- сам ЖЦП, правила и формы оценки соответствия, правила идентифи- кации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам
(и правилам их нанесения) являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений в соответствующий ТР.
Перечисленные требования, не включенные в ТР, а регламентирован- ные иными документами, не могут носить обязательный характер.
В ТР с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции и процессам ЖЦП, обеспечива- ющие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, бе- ременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
По по которой (в силу отсутствия исчерпывающих науч- ных данных) не представляется возможным определить степень допус- тимого риска, ТР может содержать требования, касающиеся приобре- тателя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
ТР устанавливают также минимально необходимые ветеринарно- санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происхо- дящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза,
использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспе- чивающие биологическую безопасность.
Более подробно содержание ТР рассмотрено в
Виды технических регламентов. ФЗ о техническом регулировании предусмотрены два вида ТР: общие технические регламенты (далее —
ОТР); специальные технические регламенты (далее — СТР).
Требования ОТР обязательны для применения и соблюдения в отно- шении любых видов продукции и процессов ЖЦП.
* Идентификация продукции — установление тождественности характеристик про- дукции ее существенным признакам.