Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 626

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32 Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности...
ОТР принимаются по вопросам:
— безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безо- пасного использования прилегающих к ним территорий;
— пожарной безопасности;
— биологической безопасности;
— электромагнитной безопасности;
— экологической безопасности;
ядерной и радиационной безопасности.
Требования СТР учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и особенности ЖЦП — процессов произ- водства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
СТР устанавливают требования только к тем отдельным видам про- дукции и процессам ЖЦП, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной ОТР.
Среди СТР специалисты выделяют регламенты, распространяющи- еся на широкие объекты. Они получили название технические регламенты». Примером являются ТР по безопасности низковольтного оборудования с диапазоном на- пряжения до 1000 В). Они охватывают 22 группы продукции (элект- робытовые приборы, аудиовизуальную электрические инст- рументы и пр ). Данный ТР связывает ОТР по безопасности машин и оборудования и электромагнитной совместимости с узкоспециальны- ми регламентами — ОТР по безопасности обо- рудования, СТР на медицинское оборудование, СТР на радиологичес- кое оборудование, СТР на электрические части лифтов и подъемников
1.3. Принципиальные основы принятия решения о необходимости разработки технического регламента
При принятии решения о необходимости разработки ТР руковод- ствуются следующими основополагающими принципами:
1) идентификация проблемы (в том числе ее природы и значимости);
2) рассмотрение всех возможных вариантов подхода к проблеме;
3) изучение возможного влияния на барьеры в торговле в случае признания ТР как наиболее предпочтительного варианта;
4) изучение возможности приоритетного принятия стандартов на конечную продукцию (например, на эксплуатационные характеристики)
вместо принятия предписывающих стандартов (например, конструкци- онные характеристики);

Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности...
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

33
5) изучение степени гармонизации с международными и региональ- ными регламентами и стандартами;
6) рассмотрение механизма оценки соответствия;
7) изучение возможности пересмотра и контроля ТР;
8) обеспечение проведения необходимых консультаций;
9) соблюдение правил разработки и принятия ТР.
Ключевые контрольные вопросы, которые следует поставить при ре- ализации соответствующего принципа, представлены согласно (32) в табл. 1.
Таблица 1
Перечень ключевых контрольных вопросов по подготовке,
принятию и пересмотру технических регламентов
Принципы
1 2
3 4
Ключевые контрольные вопросы
Ключевые вопросы при идентификации проблемы
Какие цели преследует правительство?
В чем суть проблемы?
Каковы истоки проблемы?
Насколько значима проблема?
Кого она затрагивает?
Почему рынок сам не может решить эту проблему?
Почему требуется вмешательство правительства?
Ключевые вопросы по вариантам решения проблемы
Какие существуют альтернативы техническим регламентам для решения проблемы?
Существуют ли какие-либо ограничения, которые делают некоторые альтернативы нежелательными или невозможными?
Обеспечивает ли введение технических регламентов минимум затрат либо максимум выгод для общества по сравнению с другими вариантами?
Ключевой вопрос по разработке и применению технических
регламентов
Разработаны ли технические регламенты таким образом, что они минимизируют ограничения для фирм на вхождение в рынок и выход из рынка?
Ключевой вопрос при рассмотрении приоритета стандартов
на продукцию перед предписывающими стандартами
Ориентированы ли технические регламенты в большей степени на результат, который необходимо достигнуть,
чем на средства его достижения?
2 И. М. Лифиц - CMC

34
Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности...
Окончание табл. 1
Принципы
5 6
7 8
Ключевые контрольные вопросы
Ключевые вопросы при рассмотрении международных
стандартов
Совместим ли технический регламент с международными стандартами? Если то почему?
Совместим ли технический регламент с международными обязательствами?
Сформулирован ли технический регламент таким образом,
что он минимизирует ограничения для фирм на вхождение в рынок и выход из рынка?
Ключевые вопросы по оценке соответствия
Оправдывает ли риск от ущерба те затраты, которые придется понести от введения обязательного подтверждения соответствия третьей стороной?
Достаточен ли перечень форм и схем обязательного подтверждения соответствия для обеспечения целей подтверждения'.'
Учтены ли возможности различных заявителей (изготовителей,
продавцов) для установленных форм и схем обязательного подтверждения соответствия?
Кчючевые вопросы по пересмотру и контролю
Изменились ли настолько обстоятельства и задачи, из-за которых были введены регламенты, чтобы пересмотреть решение?
Достигнуты ли цели от введения технического регламента?
Каков был эффект от технического регламента? Были ли какие-либо непредвиденные эффекты?
Востребован ли технический регламент к моменту окончания срока действия или существует более подходящий вариант решения проблемы?
Кчючевые вопросы по консультациям
Приняты ли во внимание мнения всех заинтересованных сторон?
Выполняются ли требования Соглашения по техническим барьерам в торговле об уведомлении?
1.4. Структура технического регламента
В общем случае предлагается следующая структура ТР:
1) область применения регламента и объекты технического регули- рования;


Глава Техническое законодательство как основа деятельности... 35 2) основные понятия;
3) общие положения для размещения на рынке Российской Федерации;
4) требования к продукции;
5) применение стандартов (презумпция соответствия);
6) подтверждение
7) государственный контроль (надзор);
8) назначение федерального органа исполнительной власти, ответ- ственного за реализацию технического регламента;
9) переходные положения.
Рассмотрим рекомендации по содержанию разделов ТР согласно (36)
и [1], а также проиллюстрируем их примерами из специальных ТР, пред- ставленных в проектах федеральных законов «О специальном техничес- ком регламенте на безалкогольные напитки и их производство» (далее —
ФЗ на напитки) и «О безопасности игрушек» (далее — ФЗ на игрушки).
В разделе «Область применения регламента и объекты техничес-
кого регулирования» следует четко установить взаимосвязь разрабаты- ваемого ТР с другими регламентами, область распространения которых может пересекаться с областью применения данного регламента.
Например, в ТР на игрушки указывается: «Настоящий регламент не включает требования, имеющие общий характер и составляющие содер- жание общих технических регламентов.
Требования в отношении процессов производства, хранения, пере- возки, реализации и утилизации игрушек, не оговоренные настоящим техническим регламентом, регулируются общими и иными специальны- ми техническими регламентами».
В ТР приводится перечень объектов технического регулирования, на которые он распространяется. Такой перечень может включать не только продукцию (как ТР на игрушки), но и процессы ЖЦП (производство,
хранение, перевозку и т.д.).
В ТР важно обозначить те объекты, на которые он не распространяется.
Так, в ТР на игрушки указывается, что действие регламента не рас- пространяется на игрушки, являющиеся предметами индустрии для взрослых. В приложении к ТР указаны игрушки, которые не рассматри- ваются в рамках рассматриваемого регламента: елочные новогодние ук- рашения, велосипеды, пневматическое оружие и пр.
В ТР на безалкогольные напитки указано, что требования к процес- сам производства распространяются только на организации, осуществ- ляющие производственную деятельность на территории РФ.
2. В разделе «Основные понятия» рекомендуется использовать стан- дартизированные термины и их определения. Для проверки соответ-

36 Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности...
ствия проекта ТР стандартам на термины и определения целесообраз- но проводить терминологическую экспертизу. В этом разделе необходи- мо также приводить определения тех понятий, которые важны для од- нозначного понимания положений ТР, например определить такие ключевые понятия, как продавец; лицо, размещающее продукцию на рынке; обращение; презумпция соответствия.
Например, в ТР на игрушки, кроме определений различных видов игрушек, даются такие термины и определения:
презумпция соответствия*: положение, которое означает, что выпол- нение требований национальных стандартов, указанных в перечне, утвер- жденном и опубликованном национальным органом по стандартизации в печатном издании федерального органа по техническому регулированию,
применяемых на добровольной основе при изготовлении и контроле про- дукции, является необходимым и достаточным условием соответствия этой продукции обязательным требованиям технических регламентов;
лицо, размещающее продукцию на рынке РФ: физическое или юри- дическое лицо, размещающее продукцию на рынке РФ (изготовитель,
продавец, лицо, выполняющее функцию иностранного изготовителя).
3. В разделе «Общие положения для размещения продукции на рын-
ке Российской Федерации» устанавливается главное требование ФЗ:
продукция не может быть реализована на рынке, если она способна ока- зывать вредное воздействие на людей, домашних животных или имуще- ство при ее использовании по назначению. В этом разделе устанавли- ваются условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
Целесообразно указать все особенности размещения продукции, в частности, необходимо учесть современные способы продажи продук- ции, например, по каталогам или через Интернет.
В этом разделе указывается, что перед введением в обращение про- дукции изготовитель или его уполномоченный обязан нанести на про- дукцию (упаковку) знак обращения (рис.
Раздел «Требования к продукции» — один из наиболее важных. С у- четом того, что требования безопасности, не включенные в ТР, не являют- ся обязательными для исполнения и применения, необходимо, чтобы раз- работчик ТР полно и корректно определил все минимально необходимые требования безопасности. Принципиально важно, чтобы разработчик ТР
определился со способом задания минимально необходимых требований.
Требования могут задаваться следующими способами:
1) общими требованиями, качественно определяющими необходи- мый уровень безопасности;
* Презумпция — от лат. «предположение».


Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности... 37 2) конкретными численными значениями показателей.
Первый способ, вероятно, станет основным.
Второй способ не является новым для российской практики норми- рования, так как аналогичным образом установлены требования в на- циональных стандартах,
СНиПах и других документах фе- деральных органов исполнительной власти. Недостатком этого способа является «уязвимость» конкретных значений показателей для любого пересмотра международных требований по безопасности: изменение нормы международных организаций потребует пересмотра ТР, что яв- ляется длительной и сложной процедурой. Второй способ приходится использовать для продукции, для которой отсутствует доказательная база соответствия в виде гармонизированных с данным регламентом национальных стандартов, и в случаях, когда степень гармонизации национальных стандартов невелика.
Согласно ст. 7 ФЗ о техническом регулировании содержащиеся в ТР
обязательные требования являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий ТР. Из этой ста- тьи следует, что исключается принятие какими-либо государственными органами РФ (кроме органов, уполномоченных ФЗ о техническом регу- лировании) нормативных актов, подлежащих решению в ТР. Закон спе- циально оговаривает требования, которые не могут включаться в ТР:
требования к конструкции и изделия, если это не яв- ляется необходимым для достижения целей принятия ТР;
— требования к продукции, причиняющей вред жизни и здоровью граждан в результате накопления вредных факторов в процессе длитель- ного использования продукции, когда невозможно определить степень допустимого риска.
В последнем случае ТР должен содержать требование об информиро- вании приобретателя о возможном вреде и факторах, его вызывающих.
Так, в проекте ФЗ на напитки (ст.
устанавливаются санитарно- гигиениче-ские и микробиологические требования в форме пяти таблиц,
в которых даны: группы продуктов, показатели, допустимые уровни со- держания веществ, периодичность контроля. В этой же статье содержат- ся требования к маркированию безалкогольных и слабоалкогольных на- питков и к сырью для их производства.
В ст.
проекта ФЗ на игрушки установлены требования к безопас- ности производственных процессов. Их содержание учитывает общие
ТР (по пожарной, экологической безопасности и пр.) и специфику про- изводства на предприятиях безалкогольной промышленности. В част-


38 Глава Техническое законодательство как основа деятельности...
ности, регламентированы: требования производственной безопасности
(к источникам повышенной опасности — уровню вибрации и шума,
температуре воздуха рабочей зоны и пр.); безопасности технологий; бе- зопасности оборудования; требования к размещению оборудования; бе- зопасности объектов организации (здания, сооружения и помещения) и территорий; безопасности работников: требования к взрывной и пожар- ной безопасности; экологической безопасности.
В проекте ФЗ на игрушки требования безопасности изложены в ст. 4
«Существенные требования к продукции». В приложении «Основные требования безопасности, предъявляемые к игрушкам» указывается, что пользователи игрушек должны быть защищены от риска нанесения ущерба здоровью или получения травм. В ТР указываются причины воз- можного риска и конкретные виды риска. В частности, дается характери- стика риска, связанного с физическими и механическими свойствами,
воспламеняемостью и химическими и электричес- кими свойствами, гигиеническими требованиями.
В специальной статье ТР на игрушки регламентированы требования к информации для приобретателя. ТР имеет приложение «Предупреж- дение об опасности и указания о принятии мер предосторожности».
5. В разделе «Применение стандартов (презумпция соответствия)»
должны быть описаны условия применения стандартов для случая за- дания качественных требований к продукции в рамках реализации прин- ципа презумпции соответствия.
Следует также учесть, что разработчик лишен возможности приве- сти в ТР ссылки на национальные стандарты, так как это будет означать,
что требования стандартов, на которые дается ссылка, становятся обя- зательными для всех субъектов технического регулирования, что про- тиворечит концепции ФЗ о техническом регулировании. В отличие от такого подхода ссылка на национальные стандарты, гармонизированные с данным регламентом, путем публикации их перечня (п. 9 ст.
ФЗ о техническом регулировании) дает возможность выбора субъекту регу- лирования: воспользоваться стандартом или нет, что не противоречит концепции Закона.
6. В разделе «Подтверждение соответствия» должны быть опре- делены объекты подтверждения соответствия требованиям данного рег- ламента с учетом того, что предметом обязательного подтверждения мо- жет быть только продукция.
Законом предусмотрены две формы проведения обязательного под- тверждения соответствия: декларирование и обязательная сертификация.
Как следует из концепции ФЗ о техническом регулировании, деклариро- вание соответствия является приоритетной формой обязательного под- тверждения соответствия. Обязательная сертификация в ТР должна зак-