Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 627
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Статья 11. Цели стандартизации
Стандартизация осуществляется в целях:
повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических рег- ламентов;
повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обеспечения научно-технического прогресса;
повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
рационального использования ресурсов;
технической и информационной совместимости;
сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, тех- нических и экономико-статистических данных;
взаимозаменяемости продукции.
Статья 12. Принципы стандартизации
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
добровольного применения стандартов;
максимального учета при разработке стандартов законных интересов заин- тересованных лиц;
применения международного стандарта как основы разработки националь- ного стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано не- возможным вследствие несоответствия требований международных стандар- тов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации,
техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основани- ям либо Российская в соответствии с установленными процедура- ми выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
недопустимости создания препятствий производству и обращению продук- ции, выполнению работ и услуг в большей степени, чем это мини- мально необходимо для выполнения целей, указанных в статье настоящего
312 Приложение
Федерального закона;
недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Статья 13. Документы в области стандартизации
К документам в области стандартизации, используемым на территории
Российской Федерации, относятся:
национальные стандарты;
правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
стандарты организаций.
Статья 14. Национальный орган Российской Федерации по стандарти- зации, технические комитеты по стандартизации
1. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее —
национальный орган по стандартизации):
утверждает национальные стандарты;
принимает программу разработки национальных стандартов;
организует экспертизу проектов национальных стандартов;
обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интере- сам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересован- ным лицам;
создает технические комитеты по стандартизации и координирует их дея- тельность;
организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
участвует в соответствии с уставами международных организаций в разра- ботке международных стандартов и учет интересов Российской
Федерации при их принятии;
утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осу- ществляющих деятельность в области стандартизации.
2. Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномочен- ный на исполнение функций национального органа по стандартизации.
В целях настоящей статьи под опубликованием национального стандар- та национальным органом по стандартизации понимается опубликование на- ционального стандарта на русском языке в печатном издании и в информаци- онной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
4. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных на- чалах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых
Приложение 1 313
организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.
Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартиза- ции утверждается национальным органом по стандартизации.
Заседания технических комитетов по стандартизации являются откры- тыми.
Статья 15. Национальные стандарты, общероссийские классификато-
ры технико-экономической и социальной информации
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико- экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
2. Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стан- дартизации, нормами и рекомендациями в этой области.
Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным об- разом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, ви- дов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, испол- нителями, продавцами, приобретателями.
Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.
3. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийские классификаторы) — нормативные доку- менты, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и яв- ляющиеся обязательными для применения при создании государственных ин- формационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обме- не информацией.
Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и примене- ния общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской дея- тельности, налогообложения, при межведомственном информационном обме- не, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанав- ливается Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Правила разработки и утверждения национальных стан-
дартов
Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки наци- ональных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.
2. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.
314 Приложение
3. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в на- циональный орган по стандартизации и в информационной сис- теме общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
Уведомление о разработке национального стандарта должно содержать инфор- мацию об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, кото- рые отличаются от положений международных стандартов.
Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления.
Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготов- ление.
В случае, если разработчиком национального стандарта является федераль- ный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.
4. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет пере- чень полученных в письменной форме замечаний лиц с крат- ким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.
Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представ- лять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.
Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не мо- жет быть менее чем два месяца.
5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта националь- ного стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информа- ционной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсужде- ния проекта национального стандарта доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтере- сованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознаком- ления.
6. Порядок опубликования уведомления о разработке проекта националь- ного стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование ся Правительством Российской Федерации.
7. Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме заинтересованных лиц представляется разра- ботчиком в технический комитет по стандартизации, который организует про-
Приложение 1
ведение экспертизы данного проекта.
8. На основании указанных в пункте 7 настоящей статьи документов и с учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации гото- вит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Данное предложение одновременно с указанными в пункте 7 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направля- ется в национальный орган по стандартизации.
Национальный орган по стандартизации на основании документов, пред- ставленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.
Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубли- кованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользова- ния в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утвержде- ния национального стандарта.
В случае, если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением указанных в пунк- те 7 настоящей статьи документов направляется разработчику проекта нацио- нального стандарта.
9. Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техниче- скому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований тех- нических регламентов.
Статья 17. Стандарты организаций
Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, на- учных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридиче- ских лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в статье настоящего Федерального закона, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях зна- ний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений ста- тьи 12 настоящего Федерального закона.
Проект стандарта организации может представляться разработчиком в тех- нический комитет по стандартизации, который организует проведение экспер- тизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направ- ляет разработчику проекта стандарта.
2. Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере
316 Приложение 1
независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществле- ния процессов эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продав- цами, приобретателями.
Глава
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
Статья 18. Цели подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
удостоверения соответствия продукции процессов производства, эксплуа- тации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам условиям договоров;
содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международ- ного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Статья
Принципы подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:
доступности информации о порядке осуществления подтверждения соот- ветствия заинтересованным лицам;
недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических рег- ламентов;
установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответ- ствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техни- ческом регламенте;
уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответ- ствия и затрат заявителя;
недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверж- дения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной серти- фикации;
защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия доб- ровольной сертификацией.
2. Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения,
Приложение 1 317
перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и услуг, ви- дов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями,
исполнителями, продавцами, приобретателями.
Статья 20. Формы подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации мо- жет носить добровольный или обязательный характер.
2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме доб- ровольной сертификации.
3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
принятия декларации о соответствии (далее — декларирование соответствия);
обязательной сертификации.
4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.
Статья 21. Добровольное подтверждение соответствия
1. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициа- тиве заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертифи- кации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организа- ций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продук- ция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавли- ваются требования.
Орган по сертификации:
осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного под- тверждения соответствия;
выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
2. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридичес- кими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.
Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанав- ливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы доброволь-
Статья 11. Цели стандартизации
Стандартизация осуществляется в целях:
повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических рег- ламентов;
повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обеспечения научно-технического прогресса;
повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
рационального использования ресурсов;
технической и информационной совместимости;
сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, тех- нических и экономико-статистических данных;
взаимозаменяемости продукции.
Статья 12. Принципы стандартизации
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
добровольного применения стандартов;
максимального учета при разработке стандартов законных интересов заин- тересованных лиц;
применения международного стандарта как основы разработки националь- ного стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано не- возможным вследствие несоответствия требований международных стандар- тов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации,
техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основани- ям либо Российская в соответствии с установленными процедура- ми выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
недопустимости создания препятствий производству и обращению продук- ции, выполнению работ и услуг в большей степени, чем это мини- мально необходимо для выполнения целей, указанных в статье настоящего
312 Приложение
Федерального закона;
недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Статья 13. Документы в области стандартизации
К документам в области стандартизации, используемым на территории
Российской Федерации, относятся:
национальные стандарты;
правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
стандарты организаций.
Статья 14. Национальный орган Российской Федерации по стандарти- зации, технические комитеты по стандартизации
1. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее —
национальный орган по стандартизации):
утверждает национальные стандарты;
принимает программу разработки национальных стандартов;
организует экспертизу проектов национальных стандартов;
обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интере- сам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересован- ным лицам;
создает технические комитеты по стандартизации и координирует их дея- тельность;
организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
участвует в соответствии с уставами международных организаций в разра- ботке международных стандартов и учет интересов Российской
Федерации при их принятии;
утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осу- ществляющих деятельность в области стандартизации.
2. Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномочен- ный на исполнение функций национального органа по стандартизации.
В целях настоящей статьи под опубликованием национального стандар- та национальным органом по стандартизации понимается опубликование на- ционального стандарта на русском языке в печатном издании и в информаци- онной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
4. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных на- чалах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых
Приложение 1 313
организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.
Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартиза- ции утверждается национальным органом по стандартизации.
Заседания технических комитетов по стандартизации являются откры- тыми.
Статья 15. Национальные стандарты, общероссийские классификато-
ры технико-экономической и социальной информации
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико- экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
2. Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стан- дартизации, нормами и рекомендациями в этой области.
Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным об- разом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, ви- дов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, испол- нителями, продавцами, приобретателями.
Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.
3. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийские классификаторы) — нормативные доку- менты, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и яв- ляющиеся обязательными для применения при создании государственных ин- формационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обме- не информацией.
Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и примене- ния общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской дея- тельности, налогообложения, при межведомственном информационном обме- не, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанав- ливается Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Правила разработки и утверждения национальных стан-
дартов
Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки наци- ональных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.
2. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.
314 Приложение
3. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в на- циональный орган по стандартизации и в информационной сис- теме общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
Уведомление о разработке национального стандарта должно содержать инфор- мацию об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, кото- рые отличаются от положений международных стандартов.
Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления.
Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготов- ление.
В случае, если разработчиком национального стандарта является федераль- ный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.
4. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет пере- чень полученных в письменной форме замечаний лиц с крат- ким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.
Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представ- лять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.
Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не мо- жет быть менее чем два месяца.
5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта националь- ного стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информа- ционной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсужде- ния проекта национального стандарта доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтере- сованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознаком- ления.
6. Порядок опубликования уведомления о разработке проекта националь- ного стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование ся Правительством Российской Федерации.
7. Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме заинтересованных лиц представляется разра- ботчиком в технический комитет по стандартизации, который организует про-
Приложение 1
ведение экспертизы данного проекта.
8. На основании указанных в пункте 7 настоящей статьи документов и с учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации гото- вит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Данное предложение одновременно с указанными в пункте 7 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направля- ется в национальный орган по стандартизации.
Национальный орган по стандартизации на основании документов, пред- ставленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.
Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубли- кованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользова- ния в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утвержде- ния национального стандарта.
В случае, если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением указанных в пунк- те 7 настоящей статьи документов направляется разработчику проекта нацио- нального стандарта.
9. Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техниче- скому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований тех- нических регламентов.
Статья 17. Стандарты организаций
Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, на- учных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридиче- ских лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в статье настоящего Федерального закона, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях зна- ний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений ста- тьи 12 настоящего Федерального закона.
Проект стандарта организации может представляться разработчиком в тех- нический комитет по стандартизации, который организует проведение экспер- тизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направ- ляет разработчику проекта стандарта.
2. Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере
316 Приложение 1
независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществле- ния процессов эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продав- цами, приобретателями.
Глава
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
Статья 18. Цели подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
удостоверения соответствия продукции процессов производства, эксплуа- тации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам условиям договоров;
содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международ- ного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Статья
Принципы подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:
доступности информации о порядке осуществления подтверждения соот- ветствия заинтересованным лицам;
недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических рег- ламентов;
установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответ- ствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техни- ческом регламенте;
уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответ- ствия и затрат заявителя;
недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверж- дения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной серти- фикации;
защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия доб- ровольной сертификацией.
2. Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения,
Приложение 1 317
перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и услуг, ви- дов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями,
исполнителями, продавцами, приобретателями.
Статья 20. Формы подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации мо- жет носить добровольный или обязательный характер.
2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме доб- ровольной сертификации.
3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
принятия декларации о соответствии (далее — декларирование соответствия);
обязательной сертификации.
4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.
Статья 21. Добровольное подтверждение соответствия
1. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициа- тиве заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертифи- кации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организа- ций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продук- ция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавли- ваются требования.
Орган по сертификации:
осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного под- тверждения соответствия;
выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
2. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридичес- кими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.
Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанав- ливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы доброволь-