ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 652

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

130
(
)
0 0
exp
1
w
n
a acw
a
Σ


=



(5.16)
При отрицательном ускорении процесса старения СИ (а<0) межремон- тный период увеличивается и после некоторого числа ремонтов (
n
Σ
) стано- вится бесконечным, метрологические отказы не возникают, и СИ работает до тех пор, пока морально не устареет. В этом случае число метрологичес- ких отказов находится
0 0
lim
(
1)
at
t
w
w
n
e
a
a
Σ
→∞
=
− = −
(5.17)
Пример 2. Определить срок службы средства измерения, если из- вестно, что средняя стоимость одного ремонта этого прибора составляет
1500 рублей, стоимость нового такого прибора - 5000 рублей, частота метро- логических отказов на момент изготовления - 0,1 год
-1
, ускорение процесса старения - 0,2 год
-1
Решение: Для того чтобы определить срок службы СИ, необходимо знать относительную глубину ремонта (с). По формуле 5.11 1500 5000
р
н
c
c
с
=
=
=0,3.
Таким образом, срок службы по формуле 5.12 1
12,9 0,3 0,1 0,2
сл
Т =
=


года.
Между качеством продукции и качеством измерений существует не- посредственная связь. Исследование влияния погрешности измерений на технико-экономические показатели - важнейшая задача в экономике метро- логии.
Воздействие погрешности измерений на качество продукции часто завуалировано, возникающие при этом экономические потери достаточно сложно обнаружить.
При исследовании влияния точности измерений на технико-экономи- ческие показатели рассматривают всю метрологическую цепочку. Показа- тель потерь от погрешности измерений включает в себя три слагаемых:
о
р
нх
П П
П
П
=
+
+
,
(5.18)

131
где П
о
- экономические потери от ложной браковки эталонов, возникаю- щие за счет непосредственных расходов на настройку, регулировку и пов- торную аттестацию эталонов;
П
р
- экономические потери от ложной браковки рабочих средств из- мерений (РСИ), проявляющиеся в виде непроизводственных потерь на их ремонт, настройку, проверку;
П
нх
- народнохозяйственные потери.
о
рем
о o о
П
N n C
=
,
(5.19)
где
N
о
- количество эталонов, подвергаемых аттестации;
n
о
- вероятность фиктивной браковки эталонов при аттестации;
С
о
рем
- средние непроизводственные затраты на ремонт, регулировку и повторную аттестацию одного фиктивно забракованного эталона.
Аналогичный подход применяется при рассмотрении потерь на дру- гих уровнях.
Суммарные потери от погрешностей измерений по схеме
*
*
*
рем
рем
сх
рси
рси
рси
пр пр
пр
пр пр пр
П
N
n
С
N п
С
N m п
=
+
+
,
(5.20)
где N
рси
- количество РСИ, подвергаемых проверке в течение года;
п
рси
- средняя вероятность фиктивной браковки РСИ при их проверке годными эталонами;
С
рси
рем
- средние непроизводительные затраты на ремонт, регулировку и повторную проверку одного фиктивного забракованного РСИ;
N
пр
- годовой объем контролируемой продукции;
п
пр
- средняя вероятность фиктивной браковки при контроле продукции годным РСИ;
m
пр
- средняя вероятность пропуска бракованной продукции при конт- роле годными РСИ;
С
пр
рем
- средние непроизводительные затраты, связанные с фиктивной браковкой единицы продукции;
П
пр
- средние годовые потери, связанные с использованием или приме- нением единицы бракованной продукции.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   19

5.3. Запись и округление результатов измерений
Правила записи и округления чисел, выраженных в общепринятой деся- тичной системе счисления, установлены в стандарте СЭВ (Совета экономи- ческой взаимопомощи).
Стандарт СТ СЭВ 543-77 «Числа. Правила записи и округления» введен в действие в качестве межгосударственного стандарта.

132
Согласно данному документу существуют следующие правила записи чисел:
1. Значащие цифры данного числа - все цифры от первой слева, не- равной нулю, до последней справа. При этом нули, следующие из мно- жителя 10, не учитывают.
Примеры:
а) число 12,0 имеет три значащие цифры;
б) число 30 имеет две значащие цифры;
в) число 120.10 имеет три значащие цифры;
г) 0,514.10 имеет три значащие цифры;
д) 0,0056 имеет две значащие цифры.
2. Если необходимо указать, что число является точным, после числа указывают слово «точно» или последнюю значащую цифру печатают жир- ным шрифтом. Например, в печатном тексте: 1 кВт. ч = 3600 Дж (точно).
3. Различают записи приближенных чисел по количеству значащих цифр.
Примеры:
а) различают числа 2,4 и 2,40. Запись 2,4 означает, что верны только целые и десятые доли, истинное значение числа может быть, например,
2,43 и 2,38. Запись 2,40 означает, что верны и сотые доли: истинное значе- ние числа может быть 2,403 и 2,398, но не 2,41 и не 2,382;
б) запись 382 означает, что все цифры верны: если за последнюю цифру ручаться нельзя, то число должно быть записано 3,8 . 10;
в) если в числе 4720 верны лишь две первые цифры, оно должно быть записано 47*10 или 4,7*10.
4. Число, для которого указывают допустимое отклонение, должно иметь последнюю значащую цифру того же разряда, что и последняя знача- щая цифра отклонения.
Примеры:
а) правильно: 17,0 + 0,2, неправильно: 17 + 0,2 или 17,00 + 0,2;
б) правильно: 12,13 + 0,17, неправильно: 12,13 + 0,2;
в) правильно: 46,40 + 0,15, неправильно: 46,4 + 0,15 или 46,402 +
0,15.
5. Числовые значения величины и её погрешности (отклонения) целесообразно записывать с указанием одной и той же единицы вели- чины.
Например: (80,555 + 0,002) кг.
6. Интервалы между числовыми значениями величин целесооб- разно записывать: от 60 до 100, свыше 120 до 150.
Правила округления чисел по СТ СЭВ 543 – 77:

133 1. Округление числа представляет собой отбрасывание значащих цифр справа до определенного разряда с возможным изменением циф- ры этого разряда.
2. В случае если первая из отбрасываемых цифр (считая слева на- право) менее 5, то последнюю сохраняемую цифру не меняют.
Пример: Округление числа 12,23 до трех значащих цифр дает
12,2.
3. В случае если первая из отбрасываемых цифр (считая слева направо) равна 5, то последнюю сохраняемую цифру увеличивают на единицу.
Пример: Округление числа 0,145 до двух цифр дает 0,15.
Примечание: В тех случаях, когда следует учитывать результаты предыдущих округлений, поступают следующим образом.
Если отбрасываемая цифра получена в результате округления в меньшую сторону, то последнюю оставшуюся цифру увеличивают на единицу (с переходом при необходимости в следующие разряды).
Пример: Округление числа 0,25 (полученного в результате преды- дущего округления числа 0,252) дает 0,3 .
4. В случае если первая из отбрасываемых цифр (считая слева направо) более 5, то последнюю сохраняемую цифру увеличивают на единицу.
Пример: Округление числа 0,156 до двух значащих цифр дает
0,16.
5. Округление выполняют сразу до желаемого количества значащих цифр, а не по этапам.
Пример: Округление числа 565,46 до трех значащих цифр дает
565.
6. Целые числа округляют по тем же правилам, что и дробные.
Пример: Округление числа 23456 до двух значащих цифр дает
23*10.
5.4. Государственная система обеспечения единства измерений
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) регламентируется Законом РФ «Об обеспечении единства измерений». Кон- кретные положения в области законодательной метрологии регламентиру- ются нормативными документами - стандартами, методическими указания- ми, инструкциями, правилами и др.


134
ГСИ состоит из следующих подсистем:
1) правовой;
2) технической;
3) организационной.
Правовая подсистема – комплекс взаимосвязанных законодательных актов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих требования к объектам деятельности по обеспечению единства измерений:
- совокупности узаконенных единиц величин и шкал измерений;
- терминологии в области метрологии;
- методам оценивания погрешности;
- порядку разработки и аттестации методик выполнения измерений;
- порядку проведения поверки и калибровки СИ;
- порядку осуществления государственного метрологического надзора;
- порядку лицензирования деятельности по изготовлению и ремонту СИ;
- порядку аккредитации метрологических служб по различным на- правлениям метрологической деятельности.
Нормативную базу метрологии составляют:
- Конституционная норма по вопросам метрологии.
- Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
- Постановления правительства РФ по отдельным вопросам (направ- лениям) метрологической деятельности.
- Нормативные документы ГСИ.
- Рекомендации государственных научных метрологических центров.
Техническая подсистема представлена:
- межгосударственными, государственными эталонами единиц вели- чин и шкалами измерения;
- средствами измерения и испытательным оборудованием, необходи- мым для осуществления метрологического контроля и надзора;
- научно-исследовательскими, испытательными лабораториями.
Организационная подсистема представлена метрологическими служ- бами различного уровня.
Метрологическая служба – организующее и (или) выполняющее ра- боты по обеспечению единства измерений и (или) оказывающее услуги по обеспечению единства измерений структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и (или) его террито- риального органа, юридическое лицо или структурное подразделение юри- дического лица либо объединения юридических лиц, работники юридичес- кого лица, индивидуальный предприниматель.
Различают два уровня метрологической службы:
1) государственная метрологическая служба;

135 2) метрологические службы юридических лиц (предприятий или объ- единений).
Государственная метрологическая служба находится в ведении Феде- рального агентства по техническому регулированию и метрологии и вклю- чает государственные научные метрологические центры и территориальные органы метрологической службы (рис.5.1). Кроме этого, Федеральное агент- ство по техническому регулированию и метрологии осуществляет руководс- тво тремя государственными службами:
 времени, частоты и определения параметров вращения земли;
 стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;
 стандартных справочных данных о физических константах и свойс- твах веществ и материалов.
Государственный метрологический надзор (ГМН) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функции по государственному метрологическому надзору, а также другими федераль- ными органами исполнительной власти, уполномоченными президентом
Российской Федерации или правительством Российской Федерации на осу- ществление данного вида надзора в установленной сфере деятельности.
Объекты государственного метрологического надзора - средства из- мерения, эталоны, применяемые для проверки СИ; методики выполнения измерений; количество товаров и др. объекты, предусмотренные правилами законодательной метрологии.
Государственный метрологический надзор осуществляется:
1) за соблюдением обязательных требований в сфере государствен- ного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, едини- цам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию
Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской
Федерации;
2) наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) изме- рений;
3) соблюдением обязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения.
Государственный метрологический надзор распространяется на де- ятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осу- ществляющих:
1) измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
2) выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений этало- нов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также


136
их ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и применение на территории Российской Федерации;
3) расфасовку товаров.
Обязательные требования к отклонениям количества фасованных то- варов в упаковках от заявленного значения при их расфасовке устанавлива- ются техническими регламентами. В технических регламентах также могут содержаться обязательные требования к оборудованию, используемому для расфасовки и контроля расфасовки, правила оценки соответствия отклоне- ния количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения, обязательные требования к упаковке, маркировке или этикеткам фасован- ных товаров и правилам их нанесения.
136
ɡɧɚɱɟɧɢɹ, ɨɛɹɡɚɬɟɥɶɧɵɟ ɬɪɟɛɨɜɚɧɢɹ ɤ ɭɩɚɤɨɜɤɟ, ɦɚɪɤɢɪɨɜɤɟ ɢɥɢ ɷɬɢɤɟɬɤɚɦ
ɮɚɫɨɜɚɧɧɵɯ ɬɨɜɚɪɨɜ ɢ ɩɪɚɜɢɥɚɦ ɢɯ ɧɚɧɟɫɟɧɢɹ.
Ɋɢɫ 5.1. ɋɬɪɭɤɬɭɪɚ ɩɨɞɱɢɧɟɧɧɨɫɬɢ ɦɟɬɪɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɯ ɫɥɭɠɛ
ɍɬɜɟɪɠɞɟɧɢɟ ɬɢɩɚ ɫɬɚɧɞɚɪɬɧɵɯ ɨɛɪɚɡɰɨɜ ɢɥɢ ɬɢɩɚ ɫɪɟɞɫɬɜ ɢɡɦɟ-
ɪɟɧɢɣ. Ɍɢɩ ɫɬɚɧɞɚɪɬɧɵɯ ɨɛɪɚɡɰɨɜ ɢɥɢ ɬɢɩ ɫɪɟɞɫɬɜ ɢɡɦɟɪɟɧɢɣ, ɩɪɢɦɟɧɹɟ-
ɦɵɯ ɜ ɫɮɟɪɟ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɪɟɝɭɥɢɪɨɜɚɧɢɹ ɨɛɟɫɩɟɱɟɧɢɹ ɟɞɢɧɫɬɜɚ ɢɡɦɟ-
ɪɟɧɢɣ, ɩɨɞɥɟɠɢɬ ɨɛɹɡɚɬɟɥɶɧɨɦɭ ɭɬɜɟɪɠɞɟɧɢɸ. ɉɪɢ ɭɬɜɟɪɠɞɟɧɢɢ ɬɢɩɚ
ɫɪɟɞɫɬɜ ɢɡɦɟɪɟɧɢɣ ɭɫɬɚɧɚɜɥɢɜɚɸɬɫɹ ɩɨɤɚɡɚɬɟɥɢ ɬɨɱɧɨɫɬɢ, ɢɧɬɟɪɜɚɥ ɦɟɠɞɭ
ɩɨɜɟɪɤɚɦɢ ɫɪɟɞɫɬɜ ɢɡɦɟɪɟɧɢɣ, ɚ ɬɚɤɠɟ ɦɟɬɨɞɢɤɚ ɩɨɜɟɪɤɢ ɞɚɧɧɨɝɨ ɬɢɩɚ
ɫɪɟɞɫɬɜ ɢɡɦɟɪɟɧɢɣ.
ɍɬɜɟɪɠɞɟɧɢɟ ɬɢɩɚ ɋɂ ɧɟɨɛɯɨɞɢɦɨ ɞɥɹ ɧɨɜɵɯ ɦɚɪɨɤ/ɬɢɩɨɜ ɋɂ, ɩɪɟɞ-
ɧɚɡɧɚɱɟɧɧɵɯ ɞɥɹ ɜɵɩɭɫɤɚ ɫ ɩɪɨɢɡɜɨɞɫɬɜɚ. Ⱦɥɹ ɭɬɜɟɪɠɞɟɧɢɹ ɬɢɩɚ ɨɛɹɡɚ-
ɬɟɥɶɧɵ ɢɫɩɵɬɚɧɢɹ ɋɂ, ɤɨɬɨɪɵɟ ɩɪɨɜɨɞɹɬɫɹ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɵɦɢ ɧɚɭɱɧɵɦɢ
ɦɟɬɪɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɦɢ ɰɟɧɬɪɚɦɢ. ɉɨɥɨɠɢɬɟɥɶɧɵɟ ɢɫɩɵɬɚɧɢɹ ɫɥɭɠɚɬ ɨɫɧɨɜɚ-
ɧɢɟɦ ɞɥɹ ɩɪɢɧɹɬɢɹ ɪɟɲɟɧɢɹ ɨɛ ɭɬɜɟɪɠɞɟɧɢɢ ɬɢɩɚ ɋɂ, ɤɨɬɨɪɨɟ ɭɞɨɫɬɨɜɟɪɹ-
ɟɬɫɹ ɫɟɪɬɢɮɢɤɚɬɨɦ. ɍɬɜɟɪɠɞɟɧɧɵɣ ɬɢɩ ɜɧɨɫɢɬɫɹ ɜ Ƚɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɵɣ ɪɟ-
ɟɫɬɪ. ɇɚ ɋɂ ɭɬɜɟɪɠɞɟɧɧɨɝɨ ɬɢɩɚ ɢ ɷɤɫɩɥɭɚɬɚɰɢɨɧɧɵɟ ɞɨɤɭɦɟɧɬɵ ɧɚɧɨ-
ɫɢɬɫɹ ɡɧɚɤ ɭɬɜɟɪɠɞɟɧɢɹ ɬɢɩɚ ɭɫɬɚɧɨɜɥɟɧɧɨɣ ɮɨɪɦɵ
ɉɨɜɟɪɤɚ ɋɂ - ɫɨɜɨɤɭɩɧɨɫɬɶ ɨɩɟɪɚɰɢɣ, ɜɵɩɨɥɧɹɟɦɵɯ ɜ ɰɟɥɹɯ ɩɨɞ-
Ƚɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɵɟ ɧɚɭɱɧɵɟ ɦɟɬɪɨ-
ɥɨɝɢɱɟɫɤɢɟ ɰɟɧɬɪɵ
(ɦɟɬɪɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɟ ɧɚɭɱɧɨ-
ɢɫɫɥɟɞɨɜɚɬɟɥɶɫɤɢɟ ɢɧɫɬɢɬɭɬɵ)
Ɉɪɝɚɧɵ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɨɣ ɦɟɬɪɨɥɨ-
ɝɢɱɟɫɤɨɣ ɫɥɭɠɛɵ ɧɚ ɬɟɪɪɢɬɨɪɢɹɯ
ɫɭɛɴɟɤɬɨɜ Ɋɨɫɫɢɣɫɤɨɣ Ɏɟɞɟɪɚɰɢɢ
(ɰɟɧɬɪɵ ɫɬɚɧɞɚɪɬɢɡɚɰɢɢ, ɦɟɬɪɨɥɨ-
ɝɢɢ ɢ ɫɟɪɬɢɮɢɤɚɰɢɢ)
Ƚɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɚɹ ɫɥɭɠɛɚ
ɫɬɚɧɞɚɪɬɧɵɯ ɨɛɪɚɡɰɨɜ ɫɨɫɬɚɜɚ
ɢ ɫɜɨɣɫɬɜ ɜɟɳɟɫɬɜ ɢ ɦɚɬɟɪɢɚɥɨɜ
(ȽɋɋɈ)
Ƚɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɚɹ ɫɥɭɠɛɚ ɜɪɟɦɟɧɢ
ɢ ɱɚɫɬɨɬɵ ɢ ɨɩɪɟɞɟɥɟɧɢɹ ɩɚɪɚɦɟɬ-
ɪɨɜ ɜɪɚɳɟɧɢɹ Ɂɟɦɥɢ (Ƚɋȼɑ)
Ƚɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɚɹ ɫɥɭɠɛɚ ɫɬɚɧ-
ɞɚɪɬɧɵɯ ɫɩɪɚɜɨɱɧɵɯ ɞɚɧɧɵɯ ɨ ɮɢ-
ɡɢɱɟɫɤɢɯ ɤɨɧɫɬɚɧɬɚɯ ɢ ɫɜɨɣɫɬɜɚɯ
ɜɟɳɟɫɬɜ ɢ ɦɚɬɟɪɢɚɥɨɜ (ȽɋɋɋȾ)
Ƚɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɚɹ ɦɟɬɪɨɥɨɝɢɱɟɫɤɚɹ
ɫɥɭɠɛɚ
Ɇɟɬɪɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɟ ɫɥɭɠɛɵ
ɩɪɟɞɩɪɢɹɬɢɣ ɢ ɨɪɝɚɧɢɡɚɰɢɣ
Ɏɟɞɟɪɚɥɶɧɨɟ ɚɝɟɧɬɫɬɜɨ ɩɨ ɬɟɯɧɢɱɟɫɤɨɦɭ
ɪɟɝɭɥɢɪɨɜɚɧɢɸ ɢ ɦɟɬɪɨɥɨɝɢɢ
Рис 5.1. Структура подчиненности метрологических служб
Утверждение типа стандартных образцов или типа средств изме-
рений. Тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств из- мерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измере- ний.


137
Утверждение типа СИ необходимо для новых марок/типов СИ, пред- назначенных для выпуска с производства. Для утверждения типа обязатель- ны испытания СИ, которые проводятся государственными научными мет- рологическими центрами. Положительные испытания служат основанием для принятия решения об утверждении типа СИ, которое удостоверяется сертификатом. Утвержденный тип вносится в Государственный реестр. На
СИ утвержденного типа и эксплуатационные документы наносится знак утверждения типа установленной формы
Поверка СИ - совокупность операций, выполняемых в целях подтверж- дения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
Средства измерений, предназначенные для применения в сфере го- сударственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
СИ подвергают следующим видам поверки:

первичная поверка проводится для СИ утвержденных типов при вы- пуске их из производства, после ремонта;

периодическая поверка проводится для СИ, находящихся в эксплуа- тации, через определенные межповерочные интервалы;

внеочередная – проводится при необходимости подтверждения при- годности СИ к применению (в случае повреждения клейма или утери свиде- тельства о поверке);

экспертная поверка – проводится при возникновении разногласий по вопросам, относящимся к метрологическим характеристикам, исправ- ности, пригодности СИ;

инспекционная – выполняется в рамках государственного надзора или ведомственного контроля.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в уста- новленном порядке в области обеспечения единства измерений юридичес- кие лица и индивидуальные предприниматели, кроме установленного пра- вительством Российской Федерации переченя средств измерений, поверка которых осуществляется только государственными региональными центра- ми метрологии. Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.
Согласно ПР 50.2.007-2001 (Правила по метрологии. Поверительные клейма) поверительные клейма представляют собой знак, нанесенный на средство измерений, дополнительные устройства и (или) техническую доку-