ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 645
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
158
чественном или мировом рынках как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.
Таблица 6.2
Схемы сертификации услуг, основанные на декларации о соответствии
Номер схемы
Оценка выполне- ния работ, оказания услуг
Проверка (испытание) результатов работ и услуг
Инспекционный контроль сертифициро- ванных работ и услуг
6
-
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагае- мыми к ней документами
Контроль качества выполнения работ, оказания услуг
7
Оценка системы ка- чества
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагае- мыми к ней документами
Контроль системы качества
Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки ка- чества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертифи- кации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы качества.
Для подтверждения соответствия работ и услуг прилагаемым доку- ментам проводят обследование организации (предприятия). Схемы 6 и 7 при добровольной сертификации не применяют.
Во всех схемах сертификации услуг, если это не противоречит прави- лам, могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученным вне работ по сертификации, на- пример:
- результаты социологических обследований и экспертных оценок;
- акты оценок соответствия органов, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью данного вида работ и услуг и обще- ственных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов);
- техническая и др. документация исполнителя работ и услуг.
Эти документы могут служить основанием для сокращения объема оценок, проверок, испытаний, контроля.
Порядок проведения сертификации:
1. Подача заявки на сертификацию.
2. Принятие решения по заявке - выбор схемы.
3. Отбор, идентификация образцов и их испытания.
4. Оценка производства (если предусмотрено схемой).
5. Анализ полученных результатов и принятие решения по выдаче сер- тификата соответствия.
6. Выдача сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия.
159 7. Осуществление инспекционного контроля сертифицированной про- дукции (если есть по схеме).
8. Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия про- дукции.
Сертификация систем качествапроводится на соответствие меж- дународным стандартам ISO 9000.
Процедуры сертификации систем качества предусматривают:
- подачу предприятием заявки в орган по сертификации и получение от него анкеты-вопросника;
- информационное совещание, проводимое органом по сертифика- ции;
- разработку программы работ по сертификации;
- проведение сертификации с выдачей (или отказом в выдаче) серти- фиката;
- последующее проведение инспекционных проверок для подтверж- дения выданного сертификата.
В общем виде суммарные затраты на сертификацию конкретной про- дукции (услуги) определялись по формуле согласно постановлению Гос- стандарта РФ от 23 августа 1999 г. № 44 «Об утверждении правил по сер- тификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг». В связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании» и отменой
Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» данные правила по оп- лате работ по сертификации продукции и услуг утратили силу. Стоимость сертификации в настоящее время определяется органом по сертификации, в зависимости от вида сертификации и в соответствии с желаемой нормой прибыли.
Многообразие видов продукции, разнообразный характер ее свойств приводят к необходимости применения самых различных характеристик и показателей качества. Соответственно, проверка качества сертифициру- емых продукции и услуг проводится различными методами, их выбор тес- но связан с особенностями технологии производства, свойств и назначения продукции и услуг. Одним из наиболее часто используемых является метод экспертных оценок.
Экспертную оценку качества продукции может дать один специалист, однако в целях повышения достоверности оценок предпочтительно группо- вое оценивание. При формировании группы существуют затруднения, свя- занные с проблемой обеспечения согласованности и независимости оценок экспертов.
Обычно для оценки согласованности мнений экспертов рассчитывают коэффициент конкордации (W), который находится по следующей формуле:
160
(
)
2 3
12S
W
m n n
=
−
,
(6.1)
где S – сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения;
m – число экспертов в группе;
n – число оцениваемых факторов.
Коэффициент конкордации может принимать значения от нуля (при отсутствии согласия) до единицы (при полном единодушии). Для оценки значимости коэффициента достаточно, чтобы выполнялось условие
2
(
1)
n
mW χ
−
>
,
(6.2)
значение
2
χ
принимают по таблице прилож. 4 в зависимости от степени сво- боды,
1
n
γ = −
и принятой доверительной вероятности.
Нарушение правил обязательной сертификации, за исключением слу- чаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4, 20.14 Кодекса РФ об ад- министративных правонарушениях, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соот- ветствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицирован- ной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной техничес- кой документации сведений о сертификации или о нормативных докумен- тах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведе- ние этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно пред- ставление недостоверных результатов испытаний продукции либо необос- нованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного пра- вонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
6.4. Изменения, произошедшие в процессе сертификации
после введения закона «О техническом регулировании»
С введением в действие Закона РФ «О техническом регулировании» произошли отдельные изменения в процессе сертификации продукции и ус- луг [1]. После 1-го июля 2003 года:
161 1. Отменены законы: “О стандартизации” и “О сертификации продук- ции и услуг”. Остальные законы действуют только в части, не противореча- щей закону “О техническом регулировании”.
2. Министерствам и ведомствам запрещается принимать обязательные стандарты и нормы, касающиеся продукции и услуг.
3. Изданные до 1-го июля 2003 года стандарты и нормы министерств и ведомств являются обязательными только в части безопасности продукции и услуг и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребите- лей.
4. Запрещается совмещать сертификацию и аккредитацию.
5. Запрещается совмещать обязательную сертификацию и государс- твенный надзор.
6. Обязательная сертификация распространяется только на продукцию и не распространяется на услуги, технологии, информационные ресурсы и т.п.
7. Все декларации о соответствии подлежат регистрации в органе по техническому регулированию.
8. При ввозе продукции на таможне нужно предъявлять сертификат
/декларацию о соответствии/ (до этого декларацию предъявлять было не нужно).
9. Декларацию о соответствии на основе собственных доказательств может подавать только изготовитель продукции (до настоящего времени - изготовитель или продавец).
10. Государственный контроль может проводиться только в сфере обра- щения продукции и услуг (до этого - на стадиях проектирования, внедрения, производства, хранения, транспортирования, эксплуатации и утилизации).
11. Отзыв продукции с рынка возможен только по решению суда (до введения закона - по предписанию контролирующего органа).
12. Документы о сертификации и аккредитации действительны до окон- чания срока их действия.
Соответственно после принятия соответствующих технических рег- ламентов в этой области:
1) все стандарты и нормы, принятые министерствами и ведомства- ми, перестают быть обязательными для продукции, включенной в техничес- кие регламенты;
2) обязательная сертификация и декларирование не распространя- ются на продукцию, включенную в технические регламенты, если это не предусмотрено соответствующими регламентами;
3) для этой продукции также не требуется предъявления сертифика- тов/деклараций о соответствии при ее ввозе в Россию;
162 4) если обязательное подтверждение предусмотрено техническим регламентом, то оно осуществляется в той форме и по тем правилам, кото- рые им определены.
6.5. Международная практика подтверждения соответствия
В большинстве государств мирового сообщества подтверждение соот- ветствия осуществляется на законодательно регулируемой (обязательной) и добровольной основах. Обязательное подтверждение соответствия приме- нятся тогда, когда у сообщества или государства возникает необходимость защиты граждан от опасной продукции, а в ряде случаев от отрицательного воздействия на окружающую среду.
Правовой основой подтверждения соответствия в ЕС является специ- альный механизм, состоящий:
- изевропейских директив;
- законов государств-членов ЕС;
- ответственных за реализацию директивы органов (правительство, министерство, ведомство);
- уполномоченных органов для подтверждения соответствия.
Одновременно в настоящее время в странах Евросоюза действуют как директивы старого, так и нового подходов к подтверждению соответствия.
Последние представляют собой единую общеевропейскую норматив- ную базу, определяющую требования к продукции. Новый подход не приме- няется в тех секторах экономики, где законодательство ЕС было хорошо раз- работано до 1985 г., например, в пищевой, химической, фармацевтической, автомобилестроительной отраслях экономики.
На основе директив нового подхода принимаются законы и техничес- кие регламенты, обязательные для исполнения. Новый подход (1985 г.) пре- дусматривает создание единой общеевропейской нормативной базы, опреде- ляющей требования к продукции, а глобальный подход (1989 г.) развивает его положения в вопросах оценки соответствия продукции этим требованиям.
Основные принципы нового подхода характеризуются следующим:
- в директивах на продукцию задаются обязательные для выполнения существенные требования безопасности
- технические условия на продукцию, отвечающие существенным тре- бованиям, приводятся в гармонизированных стандартах (в европейских, а на переходный период - национальных);
- рекомендательные стандарты являются доказательной базой выпол- нения требований технических регламентов (презумпция соответствия);
- применение гармонизированных и других стандартов является доб- ровольным;
163
- если изготовитель не желает воспользоваться гармонизированным стандартом или если гармонизированные стандарты для данной предметной области отсутствуют, то необходимо проведение оценки третьей стороной.
В основе глобального подхода лежит использование нескольких про- цедур подтверждения соответствия, которые равноценны с точки зрения результатов. Эти процедуры, в зависимости от требований директивы, осу- ществляют изготовитель и нотифицированный орган, уполномоченный на проведение работ по конкретной директиве органами власти государства- члена ЕС. Результатом может быть декларация о соответствии и маркировка продукции знаком допуска продукции на европейский рынок СЕ, означаю- щим, что продукция соответствует требованиям директив ЕС, т.е. безопасна.
Модули оценки соответствия, предназначенные для применения в ди- рективах по технической гармонизации,представлены в прилож. 14.
Сертификация в ЕС. В1985 г. была принята Директива Совета
ЕС о технической гармонизации, в которой разграничивается роль основ- ных требований и стандартов.
Основные требования обязательны в отличие от требований стандар- тов. Причем если стандарт гармонизован, то продукция, изготовленная по этому стандарту, считается соответствующей основным требованиям.
В 1988 г. в Брюсселе на симпозиуме западноевропейских стран разра- ботаны рекомендации по созданию единых для ЕС принципов сертифика- ции и испытаний. Установлены более высокие ступени в развитии подходов
ЕС к вопросам, касающимся сертификации и испытаний продукции:
- предлагается предприятиям стран ЕС внедрить системы управления качеством на базе стандартов EN 29001, EN 29002 и EN 29003;
- утверждаются единые для Сообщества критерии оценки компетент- ности и независимости испытательных лабораторий, органов по аккредита- ции и сертификации.
Созданный Комиссией ЕС банк данных «Сертификат» содержит ин- формацию о всех существующих в Европе системах сертификации, методи- ках испытаний, лабораториях и испытательных центрах и т.п.
В 1989 г. в ЕС была принята Глобальная концепция гармонизации пра- вил по оценке соответствия. Согласно директивам соответствие может быть оценено самим изготовителем, в результате чего заявлением-декларацией он подтверждает соответствие товара требованиям директивы и удостоверяет это путем маркировки товара знаком.
В Европе функционируют две региональные организации по аккреди- тации: Европейское сотрудничество по аккредитации органов по сертифи- кации продукции, систем качества, персонала (ЕАС) и Европейское сотруд-
164
ничество по аккредитации лабораторий (испытательных и калибровочных), а также органов по обучению персонала и контролирующих организаций
(EAL). Общая цель этих организаций — способствовать доверию рынка к сертификатам, выдаваемым сертификационными органами, которые аккре- дитованы этими организациями. Деятельность EAL и ЕАС базируется на пра- вилах и процедурах, соответствующих европейским стандартам EN 45000, что также способствует созданию условий для взаимного признания резуль- татов испытаний и сертификации.
С целью установления взаимопонимания и взаимного доверия между европейскими организациями и странами в 1990 г. на основе Меморандума о взаимопонимании Комиссией ЕС, Секретариатом ЕАСТ и СЕН/СЕНЭЛЕК была учреждена Европейская организация по испытаниям и сертификации
(ЕОИС), которая в 1993 г. приобрела статус Международной независимой некоммерческой ассоциации. В ЕОИС входят национальные комитеты по оценке соответствия 18 европейских стран и 8 европейских организаций.
В структуре ЕОИС действуют: специализированные комитеты; отраслевые комитеты; группы управления договорами; административная инфраструк- тура поддержки.
Сертификация в СНГ. Деятельность по сертификации в странах
СНГ основывается на Соглашении о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, подписанном в 1992 г.
На основании положений Соглашения страны содружества — участницы
Соглашения формируют национальные системы сертификации с учетом ру- ководств ИСО/МЭК и накопленного опыта в данной области.
Подписавшие Соглашение государства договорились о взаимном при- знании органов по сертификации, испытательных лабораторий, результатов испытаний и сертификации, сертификатов и знаков соответствия на взаи- мопоставляемую продукцию. Сертификационные испытания могут прово- диться в аккредитованной лаборатории любой страны.
Нормативной базой сертификации признаны международные, межго- сударственные или национальные стандарты, признанные в государствах - участниках Соглашения.
Поскольку российская Система ГОСТ Р в большой степени гармо- низована с международными правилами, страны СНГ взяли за основу со- ставления методических документов по сертификации российские правила и другие разработки.
Большое значение для стран-участниц имеет договоренность о Евро-
Азиатской региональной организации по аккредитации по образу и подобию
Европейской организации по аккредитации лабораторий (EAL).