Файл: Образ "Я" подростков с разным социологическим статусом..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подростковый возраст – остро протекающий период от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, уменьшение установившейся системы интересов подростка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью её в 10-15 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение отношения между конкретно – образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста – формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.

Важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоления проблем и трудностей. Часть из них складывается еще в детстве для разрешения несложных ситуаций (ссоры, неудачи) и становятся привычными. В подростковом же возрасте они трансформируются, наполняются новым «взрослым смыслом», приобретают черты самостоятельных, собственно личных решений при столкновении с новыми требованиями. Среди всего многообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии.

Подростки особенно чувствительны к особенностям своего тела и своей внешности, постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Специфическим для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. Описывая себя, подросток часто употребляет выражения: «некрасивый», «неумный», «ленивый» и т.д. Важно, насколько его тел соответствует образу мужественности или женственности. Подростки часто становятся жертвами, так называемого синдрома дисморфомании (страх физического недостатка).

Родители осознаются подростками как люди, обеспечивающие их настоящее и будущее. В связи с этим подростки очень эмоционально и заинтересованно относятся к своим отношениям с родителями, социальному статусу родителей. Подростки требуют от родителей внимания, понимания, поощрения. Нет готовности, пойти навстречу родителям, поделиться своими проблемами. В большинстве присутствует ориентация на то, чтобы «взять» от родителей, и чтобы «дали», сводя собственную активность к нулю.


К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость). Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации.

В этом возрасте появляется новый вид деятельности у детей – установление интимно – личностных контактов со сверстниками. Именно общение с такими же подростками является ведущей деятельностью в этом возрасте. В этой деятельности происходит воссоздание тех взаимоотношений, которые наблюдаются у взрослых, происходит анализ и усвоение этих форм общения.

Подростковый возраст – это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Стремление к общению настолько характерно для этого возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Стремление идентифицироваться с себе подобными, порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Продолжая учиться, подросток большую часть времени проводит со сверстниками. И дружба дает возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. Подростковый возраст – это возраст, когда подросток по - новому начинает оценивать свои отношения с семьей. Полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, ответственность за свои права и поступки.


    1. Особенности «Образа-Я» в подростковом возрасте.

Способность к самосознанию и самопознанию является исключительным достоянием человека, который осознает себя как субъект сознания, общения, а также действия.

Продукт такого процесса самопознания – динамическая система представлений человека о самом себе, «Образ-Я», что является одной из составляющих «Я-концепции».

Самосознание – это не то, что дается человеку от рождения, это результат развития. Зачаток сознания тождественности появляется в младенческом возрасте, после того как ребенок начинает различать ощущения, которые вызваны внешними предметами, а также ощущения, которые вызваны собственным телом младенца.



Примерно с трех лет появляется сознание «Я», с тех пор, когда ребенок начинает употреблять личные местоимения, причем правильно.

Наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте приобретает не только осознание своих психических качеств, но и самооценка.

Изучение «Образа-Я», а также его становление в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этот период идет интенсивный процесс его формирования. Это в значительной степени определяет особенности личности и поведение подростка.

«Я-концепция» – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная и переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Она состоит из «Образа-Я» (когнитивная составляющая) – представления индивида о самом себе, самооценки (оценочная составляющая) – аффективной оценки этого представления, способна обладать различной интенсивностью, потому что конкретные черты «Образа-Я» могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением, потенциальной поведенческой реакцией (поведенческая составляющая), – конкретные действия, которые могут быть вызваны «Образом-Я» и самооценкой.

Подросток в свою очередь создает в своем сознании разнообразные «Образы-Я», которые отражают богатство его жизни. Идеал личности подростка, то есть желательный «Образ-Я», формируется из качеств, которые являются ценными для него, и достоинств других людей. Идеалом подражания подростка может стать человек любого возраста, как взрослый, так и сверстник, что делает «Образ-Я» подростка противоречивым. Он может одновременно сочетать в себе черты характера и взрослого человека, и молодого, что не всегда совместимо, а кроме этого является поводом для переживаний2.

«Физическое Я» подростка, то есть его представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях, силе характера, общительности, доброте и других качествах, – все это соединяется и образует большой пласт «Я-концепции» – «Реальное Я».

Помимо этого, существуют еще два компонента – оценочный и поведенческий. Для подростка важно знать не только то, какой он есть на самом деле, но и то, насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка его качеств зависит от системы ценностей, которая сложилась благодаря влиянию семьи и сверстников, в связи с этим каждый подросток по-разному переживает отсутствие у себя красоты, высокого интеллекта или физической силы по сравнению с другими. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Было замечено, что девочка, которая считает себя очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.


Подросток еще не является сформировавшейся зрелой личностью. Его отдельные черты диссонируют, а сочетание разных образов «Я» негармонично. Порой случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании подростка. Когда «Образ-Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого для подростка человека или поступок самого подростка ему противоречат, часто включаются механизмы психологической защиты3.

«Образы-Я» не связаны между собой, но реальны при разной степени реалистичности. Таким образом, складывается идеальное представление о самом себе – «идеальное-Я». Представления подростка о себе только формируются, они динамичны и нестабильны, поэтому подростки чувствительны к словам, действиям и т. п. При условии, что у подростка высокий уровень притязаний и недостаточное осознание своих возможностей, «идеальное-Я» может слишком сильно отличаться от «реального-Я». В связи с этим переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве и агрессивности.

Начиная с младшего подросткового возраста содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения со сверстниками, а также на свои физические качества. По причине увеличения критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной, то есть подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества, мнение окружающих оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка. Вместе с тем снижается влияние родителей на самооценку подростка, а влияние сверстников как референтной группы повышается, что, в свою очередь, показывает преобладание «Рефлексивного Я» у подростка, а именно восприятие того, как к нему относятся сверстники.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют полноценную «Я-концепцию».


    1. Влияние личности взрослого и сверстников на образ «Я» у подростков.

Говоря о самосознании, исследователи чаще всего упускают важную роль культурного окружения человека, воздействие огромного информационно-культурного пласта, в котором индивид выстраивает свои цели, поведение на протяжении всей своей жизни. Роль «значимых других» вряд ли можно свести только к функции «зеркального отражения», если учитывать один из важных механизмов становления личности и самосознания - идентификацию. Идентификация оказывается важнейшим процессом, точнее важнейшей психической деятельностью, идущей на встречу формирующим самосознание социальным влияниям. Включаясь в систему общественных отношений, взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих психических и физических состояний, действий и процессов. Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Переживание своего «Я» является результатом
длительного процесса формирования личности, рассматривая его как результат социализации.

Понятие «социализация» в различных научных школах не имеет однозначного толкования. Она означает социальное научение, процесс и результат социального взаимодействия, самоактуализацию «Я-концепции». Каждое из этих направлений акцентирует внимание на одной из сторон многопланового феномена социализации. Социализация выступает как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта, осуществляемый в общении и деятельности, в ходе которого человек не просто усваивает социально культурный опыт, но и преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации, избирательно присваивая нормы и стереотипы, принятые в обществе или предпочтительны группе. Внешнее воздействие дает психологический эффект лишь преломляясь через ранее сложившийся у человека строй мыслей и чувств. Личностью становятся, научившись выделять своё «Я» из окружения, а также сравнивая себя с ним. Важная роль окружения при этом заключается в его функции эталона и ориентира для свободы выбора. Эталоны, задаваемые социокультурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания.

Представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Образы собственного «Я» оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы». Подростки-мальчики считают себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девочки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность. Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

И.И. Чеснокова предлагает различать уровни самосознания. На первом уровне соотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления собственного «Я» и «другого человека». Изначально некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а потом оно становится основой для формирования представлений о собственном облике, собственном «Я». Основными приёмами самопознания здесь выступают само-восприятие и самонаблюдение. Второй уровень - уровень диалога с собой, где человек уже оперирует готовыми, сформированными знаниями о себе. Здесь разворачиваются такие механизмы как самоанализ и самоосмысление. Поэтому, можно говорить, что «другой» выполняет роль эталона лишь на первом этапе формирования какого-либо личностного качества.