Файл: Образ "Я" подростков с разным социологическим статусом..docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучением вопроса влияния на развитие личности существующего значимого взрослого занималась исследователь Квартальнова Д.В. Проведенное автором исследование показало, что в подростковом возрасте существует такое психологическое образование как Герой. Герой является персонифицированным идеалом подростка. Героя может не быть, он может быть Внешним (когда главными для подростка в его образе являются внешность, таланты, общественное признание или деньги), или Внутренним (когда главным для подростка является внутренний мир Героя, его мировоззрения, внутренние достижения). Внутренним Героем может стать значимый взрослый (Герой-Взрослый). В результате исследования было доказано, было показано, что на ценностную иерархию подростка оказывает влияние наличие Героя, специфика подросткового возраста, средовые влияния и современная социальная ситуация, транслирующая определенный ряд ценностей. Всех испытуемых Квартальнова Д.В. посчитала возможным разделить на несколько групп в зависимости от наличия или отсутствия у них образа героя. Испытуемых группы "Есть Герой-Взрослый" отличает высокий интеллектуальный уровень, выдающийся уровень творческого мышления,
благополучная Я-концепция и повышенный уровень тревожности. Испытуемых группы "Есть Внутренний Герой не значимый взрослый" отличает выдающийся уровень интеллектуального развития, средний уровень творческого мышления, неблагополучная Я-концепция, низкий уровень тревожности. Испытуемых группы "Есть Внешний Герой" отличает среднее интеллектуальное развитие, низкий уровень творческого мышления, благополучная Я-концепция. Испытуемых группы "Нет Героя" отличает низкий интеллектуальный уровень, средний уровень творческого мышления, в целом благополучная Я-концепция. Таким образом, значимый взрослый может стать Героем, который является одним из факторов личностного развития подростка. Герой-Взрослый задает направление и цель развития подростка, являясь эталоном сравнения на всех этапах саморазвития. Появлению Героя-Взрослого способствует хороший интеллектуальный уровень подростка и высокий уровень творческого мышления. Наличие и специфика Героя влияет на выработку Я-концепции подростка. Качества, которые подросток выделяет в образе Героя-Взрослого, с одной стороны связаны с общей спецификой подросткового возраста, с другой - определяются личностными особенностями каждого подростка.
Глава 2. Исследования с целью большего изучения «образа-Я» в подростковом возрасте.
2.1 Обработка и анализ результатов исследования ценностных ориентаций подростка.
Для более детального изучения индивидуального сознания подростков было проведено исследование. Суть его заключалась в том, как подросток оценивает собственные или внутренние образы через актуальную для него систему ценностей.
Исследование было проведено на базе Муниципальной бюджетной общеобразовательной школы-интернат «Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 17 «Юные спасатели МЧС». Всего в исследовании приняли участие 15 человек. Из них 7 девушек и 8 парней.
С целью определения наиболее значимых жизненных ценностей подросткового возраста в настоящее время было проведено исследование с использованием методики «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Результаты, полученные в результате проведения исследования могут быть представлены в виде сводной таблицы.
Таблица 1. Ценностные ориентации подростков
Название терминальной ценности | № указанной ценности для блока «Я в настоящем» | № указанной ценности для блока «Я - взрослый» | № указанной ценности для блока «Я - идеальное» |
здоровье (физическое и психическое) | 1 | 1 | 1 |
наличие хороших и верных друзей | 2 | 7 | 8 |
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) | 3 | 14 | 16 |
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий,) | 4 | 4 | 4 |
интересная работа | 5 | 13 | 15 |
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) | 6 | 15 | 13 |
материально обеспеченная жизнь | 7 | 5 | 7 |
развитие (постоянное физическое и духовное совершенствование | 8 | 6 | 6 |
счастливая семейная жизнь | 9 | 2 | 3 |
познание (возможность расширения своего образования, кругозора) | 10 | 3 | 2 |
жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл) | 11 | 8 | 5 |
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) | 12 | 12 | 9 |
продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей) | 13 | 9 | 11 |
общественное признание (уважение окружающих, коллектива) | 14 | 10 | 17 |
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение) | 15 | 17 | 18 |
счастье других (благосостояние, развитие, совершенствование других людей) | 16 | 18 | 14 |
творчество (возможность творческой деятельности) | 17 | 16 | 10 |
красота природы | 18 | 15 | 12 |
В результате проведенного исследования, а также анализа полученных в ходе него результатов можно сделать следующие выводы:
- На первом месте для подростков (исходя из всех трех блоков) находится такая ценность, как здоровье. Видимо, собственное здоровье рассматривается подростками как условие личной успешности. Из представленного семантического пространства видно, что ценность здоровья для подростков в том, что его наличие дает уверенность в себе, способствует самореализации. Так как сфера отношений с родителями и близкими людьми для подростка является значимой, то естественно и желание, чтобы они были здоровы. Именно по этой причине, возможно, подростки определяют ценность «здоровье» на первое место для всех предложенных к рассмотрению субличностей. Совпадение блоков «Я-идеальное», «Я-взрослый» объясняется тем, что они складываются под влиянием родителей. Ребенок как бы запрограммирован быть похожим на своих родителей.
- Менее ценной, по предположению подростков, в будущем (для взрослого человека), а также для идеальной личности оказывается такая ценность как «наличие верных друзей».
- Имеются также расхождения в отношении к такой ценности как «приятное времяпрепровождение». Так, если подростки для себя в настоящем времени ставят данную ценность на 15 место, то для взрослого человека, по мнению испытуемых она должна находиться на 17, а для идеального человека еще она является еще менее ценной и находится только на 18 месте.
- Наблюдаются расхождения в отношении ценности счастливой семейной жизни. Так, для себя подростки выставляют данную ценность на 9 позицию, в то время как для взрослого человека и идеального человека она, по мнению подростков, будет более значимой: ей отводятся 2 и 3 места соответственно. Данный факт вполне логичен и объясним. Действительно, благоприятным возрастом для создания семьи как раз является молодость.
Таким образом, подростки подтверждают информацию о важности для их полноценного развития таких ценностей как «любовь», «наличие друзей», «интересная работа», однако же они предполагают, что данные ценности в будущем утратят свое ведущее значение. Можно сделать предположение о том, что образ взрослого, образ идеального человека связывается в сознании подростка с творчеством, серьезностью, стабильностью, в то же время для себя подростки не отрицают наличие хорошего времяпрепровождения, общения со сверстниками в качестве ценности.
2.2 Обработка и анализ результатов исследования полного «образа-Я»
С целью изучения «Образа-Я» подростков было проведено исследование на базе Муниципальной бюджетной общеобразовательной школы-интернат «Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 17 «Юные спасатели МЧС», которым были охвачены 25 учащихся 7–9-х классов. Возраст респондентов от 13 до 15 лет, что является завершающим этапом подросткового возраста. Именно в этом возрасте у подростков завершается формирование «Образа-Я». В качестве метода исследования была выбрана методика «Кто Я?», которая представляет собой некое описание себя с открытой формой и неограниченным количеством ответов. Участникам предлагалось в течение 12 минут дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к ним самим: «Кто Я?». Они отвечали так, как им хочется, фиксировали все ответы, которые приходят к ним в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.
Основываясь на полученных данных, можно вывести процентное соотношение показателей.
Диаграмма 1. Ответы участников по методике «Кто Я?».
Ответы респондентов характеризуются высоким показателем по шкале «Рефлексивное Я», которое составляет 52% от числа всех ответов. В данном показателе были такие ответы, как «личность» и «житель планеты Земля». Именно в подростковом возрасте происходит более активное развитие рефлексии.
Следующими по количеству процентов являются два показателя: «Деятельное Я» и «Физическое Я», которые составляют 13%. В этих показателях были такие ответы: «лидер, «книголюб» в «Деятельном Я», а также «подросток» и «сладкоежка» в «Физическом Я». Это объясняется тем, что важным содержанием самосознания подростка является его представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» или «женственности».
За ними следует «Социальное Я». «Гражданка РФ», «член общества», – ответы этого показателя. Вступая в разнообразные отношения с другими людьми, подросток ориентируется на определенные правила, нормы и обычаи. Осознавая себя как социального индивида, ребенок отождествляет и сравнивает себя с определенной группой людей – возрастной, половой, семейной, профессиональной и др.
Низкими показателями являются «Коммуникативное Я», «Материальное Я», «Перспективное Я». У детей в подростковом возрасте возникает потребность в дружбе, а для этого подростки учатся строить отношения с взрослыми и со своими сверстниками и
осознают свою принадлежность к группе друзей, что отражается на их «Коммуникативном Я». Несмотря на то что для современных подростков значимо материальное положение, так как их статус в группе сверстников во многом зависит от показателя достатка и материального благополучия, процент «Материального Я» является одним из низких, что говорит о том, что у подростков другие ценности. Учеба в подростковом возрасте начинает определяться мотивами, которые направлены на реализацию будущего, осознание профессиональных намерений и жизненной перспективы, что представлено в «Перспективном Я».
И так в подростковом возрасте происходит интенсивный процесс формирования «Образа-Я», а также его становление, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка и в связи с этим имеет особую значимость. Данный период отличается выходом подростков на качественно новую социальную позицию, в которой формируется сознательное отношение к себе как члену общества.
Анализируя результаты исследования методикой «Кто я?», получились следующие выводы. Половина ответов респондентов относится к «Рефлексивному Я». По сколько подростки чаще всего отмечали свои личностные качества, особенности своего характера, а также описывали свой индивидуальный стиль поведения. В ответах были также и персональные характеристики, включающие эмоциональное отношение к себе.
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения и развития образа «Я» в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:
В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования. Наиболее емким определением личностного самоопределения является процесс формирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о себе и о мире. Я-концепция может быть рассмотрена как фактор личностного самоопределения в ранней юности.
Для подростков на первом месте находится такая ценность, как здоровье. Таким образом, можно сделать вывод о том, что собственное здоровье рассматривается подростками как условие личной успешности. В результате проведенного исследования подростки подтверждают информацию о важности для их полноценного развития таких ценностей как «любовь», «наличие друзей», «интересная работа», однако же они предполагают, что данные ценности в будущем утратят свое ведущее значение. Можно сделать предположение о том, что образ взрослого, образ идеального человека связывается в сознании подростка с творчеством, серьезностью, стабильностью, в то же время для себя подростки не отрицают.