ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2021

Просмотров: 378

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Миссией Национального медицинского холдинга Республики Казахстан является «Здоровье и качество жизни, международные стандарты качества и безопасность лечения, бизнес-ориентированная культура больничного управления». Основная идея создания Национального медицинского холдинга – это внедрение эффективного бизнес-ориентированного управления инновационными медицинскими центрами в г.Астане и, вместе с тем, обеспечение высококачественного медицинского обслуживания.

10.СОВОКУПНЫЙ СПРОС

11.СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

12.ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВОКУПНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Неценовые факторы , эффект процентной ставки также влияет эффект богатства.

13.МАКРОЭКОНОМИЧЕСОЕ РАВНОВЕСИЕ

3. Наша важнейшая задача – подготовить квалифицированный политический класс управленцев.

4. Модернизация судебной и правоохранительной систем.

5. Качественный рост человеческого капитала в Казахстане.

6. Совершенствование пенсионной системы.

7. . Индустриально-инновационные проекты

17. ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

Цикличность - важнейший фактор экономической динамики, один из детерминантов макроэкономического равновесия.

Значение циклического развития для экономики

18.ФАЗЫ ЦИКЛА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

19.ВИДЫ ЦИКЛОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

К краткосрочным (малым) циклам относят циклические явления продолжительностью 3—3,5 года. 

К среднесрочным циклам относят так называемые промыш­ленные (или. классические) циклы (циклы Маркса — Жугляра) и строительные циклы (циклы С. Кузнеца). Продолжительность про­мышленного цикла составляет 8—12 лет

К долгосрочным циклам относят циклы Н. Кондратьева, речь идет о так называемых длинных волнах Кондратьева (45—50 лет)

20. ИНФЛЯЦИЯ ПРИЧИНЫ , УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ИХ ЧЕРТЫ

Инфляция напрямую связана с деньгами и денежным обращением, поэтому возникновение инфляции связано с достаточно высокой фазой развития рыночных отношений, когда регулярные хозяйственные связи по поводу обмена товаров потребовали выделения из их огромной массы универсального эквивалента.

Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы); чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими факторами.

Современной инфляции действительно присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас—повсеместный, всеохватывающий; и если раньше она охватывала больший и меньший период, т. е. имела периодический характер, то сейчас— хронический и стала постоянным фактором воспроизводственного процесса. Что касается бывшего СССР, то наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике присущи длительное развитие в режиме военного времени, чрезмерная доля военных расходов в ВНП. С апреля 1991 г. инфляция стала набирать темпы, а с 2 января 1992 г. , когда почти полностью был отменен контроль над ценами, она приобрела вид галопирующей инфляции, а на отдельные товары— гиперинфляции. Решающая характеристика инфляции — ее величина. Историческая практика показывает, что чем выше инфляция, тем хуже для общества. Ползучая («нормальная») инфляция характеризуется ростом цен на 3-5% в год; галопирующая — на 30-100% в год; гиперинфляция — на тысячи и десятки тысяч процентов в год.

21.ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.

Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

22.БЕЗРАБОТИЦА ПРИЧИНЫ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население

Первой и самой главной причиной возникновения безработицы является превышение уровня спроса на рабочие места над предложением на рынке труда, проще говоря, желающих работать гораздо больше, чем рабочих мест для них. Следует отметить, что здесь очень важен фактор предложения рабочих мест, подходящих для конкретного специалиста по уровню предлагаемой заработной платы*,условиям труда*, социальной защиты и организации рабочего места. Существует ряд безработных граждан, которые слишком высоко ценят свои рабочие способности, а значит, долгое время добровольно остаются в разряде таковых.

Основные факторы, влияющие на возникновение безработицы:

1)      обширность территории государства;

2)      природно-климатические условия в стране;

3)      структура экономики;

4)      уровень развития промышленности;

5)      существование определенных отраслей производства;

6)      поддерживаемая численность персонала в организациях.

7)      национальные традиции;

8)      политическое устройство общества;

9)      уровень экономического развития (застой, спад, кризис, подъем);

10)   отношение государства к безработным (социальная защита, регистрация безработных на бирже и периодический анализ ситуации на рынке труда) и др.

23. ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

24. БЕЗРАБОТИЦА НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ РК И БОРЬБА С НИМИ

26.ГРЭ ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

27.МЕТОДЫ ГРЭ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Основные инструменты государственного регулирования:

фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;

денежная политика;

политика регулирования доходов;

социальная политика;

государственное регулирование ценообразования;

внешнеэкономическое регулирование.

29. ФИНАНСЫ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РК

Фина́нсы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

ВИДЫ НАЛОГОВ

Прямые и косвенные

Аккордные и подоходные

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные

39.РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В КАЗАХСТАНЕ

Доля частных клиник в Казахстане составляет 20% от их общего количества (для сравнения: в Израиле – 12%, в странах ЕС – 15, а в США – так же 20%). В целом по республике оказывают медицинские услуги 59 тысяч врачей и 126 тысяч работников среднего медицинского персонала. Эксперты говорят, что сегмент коммерческих лечебных учреждений развивается со скоростью 12% в год. Расходы на медицину в Казахстане составляют 3,4% от ВВП, тогда как в странах Европы на финансирование здравоохранения тратится не менее 10% ВВП, а в США – 17,4%.  Частные клиники и медицинские центры в Казахстане популярны. При стабильном росте их количества процентное соотношение государственных и частных лечебных заведений остается неизменным.  Дело в том, что в Казахстане постоянно отрываются госбольницы, поликлиники, специализированные центры. 

В больших городах, как правило, открываются крупные медицинские центры, в маленьких небольшие кабинеты. Участники рынка говорят, чем больше город, тем больше медицинских учреждений находится в нем. По числу частных поликлиник лидируют Алматы, Астана и Шымкент.

Анализ рынка, показывает, что около 50% жителей страны пользуется платной медицинской помощью. При этом доля пользователей коммерческих услуг ежегодно возрастает. Врачи говорят, несколько визитов в год совершает лишь половина пациентов, однако другая половина получает сразу много услуг, за счет прохождения комплексной диагностики, медицинской комиссии либо курсов процедур.

Как выяснила газета «Экспресс К», медицинские услуги в Казахстане стоят дешевле в 10–20 раз, чем в остальном мире. Так, компьютерная томография в нашей стране обойдется пациентам в 60 долларов. Даже в Индии с ее бедным населением эта манипуляция в обычной клинике стоит 128 долларов. А в США позволить себе просканировать органы могут только те, у кого на счету есть хотя бы 598 долларов.

 Стоимость одного койкодня в Казахстане – тоже одна из самых дешевых в мире: прайс-лист клиник колеблется от 33 до 110 долларов за один день. В Индии койкодень обходится в 236 долларов, в Германии – 599, в Швейцарии – 903 доллара. Однако по некоторым позициям Казахстан уступает лидерство "дешевой медицины". Например, прием врача общей практики стоит 20 долларов, тогда как в Индии – 16, а в Аргентине – 9 долларов. Впрочем, это средние цены. На самом деле разброс стоимости услуг на рынке частной медицины сегодня велик. Это может объясняться рыночными механизмами - разница в стоимости аренды офисов, закупками импортного оборудования и лекарств, высокими зарплатами квалифицированного персонала.

Объем казахстанского рынка медицинского оборудования оценивается специалистами приблизительно в 200 миллионов долларов США в год. Тем не менее, рынок все еще сильно зависит от импорта медицинского оборудования, доля которого составляет 90% общего объема рынка.  Газета «Экспресс К» привела также любопытные сведения об оплате труда врачей. Так, частный хирург в Казахстане, который сделал кесарево сечение, получит 123 доллара, хотя пациентка заплатит клинике 593 доллара. В США хирург за эту же операцию получит больше 4 тысяч долларов. Эксперты говорят, врачи должны получать соответствующую их уровню оплату труда.


Несмотря на то, что система частных клиник в Казахстане все еще находится на стадии развития. В республике все популярнее становятся институт – семейного доктора. Во всех более-менее крупных платных лечебных заведениях в штате есть хотя бы один семейных доктор. Стоимость выезда на дом такого врача варьируется от 2,5 до 7 тысяч тенге. Немаловажно то, что семейный доктор имеет гораздо больше времени для анализа и оценки состояния больного, а знание уникальных особенностей организма пациента, которые он получает за долгие годы работы в семье, позволяет подобрать оптимальный курс диагностики, лечения и реабилитации.

Бизнес первым делом заинтересован в прибыли: самые доходные и популярные частные клиники – стоматологические. Далее в порядке убывания: мануальная терапия и неврология, гинекология и урология, офтальмология. На 5-м месте косметология, дерматология и эстетическая хирургия. Вообще, казахстанский рынок платной медицины сегодня предлагает услуги потребителю как минимум по 34 основным медицинским специальностям.

40. ПОНЯТИЕ МЭО

Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений являются валютно-финансовые отношения

41.ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ МЭО

Цель МЭО - создать наиболее выгодные условия функционирования и развития самих государств.

42.РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет внешнеэкономическую политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами. Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, социально-экономической политикой, проводимой государством, с другой - задачами экономического роста.

43.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧАСТИЕ КАЗАХСТАНА В НИХ

Международная экономическая организация — организация, созданная на основе международных соглашений, с целью унификации, регулирования, выработки совместных решений в сфере международных экономических отношений.

Для Казахстана, прочно вставшего на путь реформы и построения цивилизованного государства, участие в деятельности международных организаций по широкому спектру проблем является первостепенной задачей Экономика Казахстана в течение многих десятилетий была, можно сказать, искусственно изолирована от мирового рынка и международной конкуренции. Еще буквально десять лет назад казахстанская экономика характеризовалась значительной “закрытостью”. Нарастание экономического кризиса в Казахстане в 90-х годах так же отразилось на объеме внешней торговли. Он сократился более чем в два раза. Но со временем внешнеэкономическая деятельность принимает все более открытый характер.


. Причинами торговых отношений между странами послужили экономические и природные ресурсы, распределенные не равномерно, а так же производство товаров требовало новых технологий. Поэтому Казахстану просто необходимы торговые отношения с другими странами мира. Право на внешнеэкономическую деятельность получили непосредственно субъекты РК, а так же отдельные предприятия.

Формирование национальной экономики Казахстана как независимого государства предполагает активное ее включение в систему мирохозяйственных связей на основе международного разделения труда и равноправного взаимовыгодного экономического сотрудничества. Внешнеэкономические связи устанавливаются субъектами хозяйственной деятельности Казахстана и других государств по поводу их внешнеэкономической деятельности как на территории Казахстана, так и за ее пределами. Государство регулирует внешнеэкономическую деятельность как экономическими методами, так и методами правового, административного и оперативного регулирования. Субъекты хозяйственной деятельность Казахстана все больше включаются в мирохозяйственные связи и развивают внешнеэкономическую деятельность.

В настоящее время Казахстан является членом и имеет статус наблюдателя в около 60 международных организациях.

44. ВОЗ

Всеми́рная организа́ция здравоохране́ния (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO) — специальное учреждение Организации Объединённых Наций, состоящее из 194 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблемздравоохранения и охране здоровья населения мира. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии.

45.Н.НАЗАРБАЕВ СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА ДВАДЦАТЬ ШАГОВ К ОБЩЕСТВУ ВСЕОБЩЕГО ТРУДА ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Н.Назарбаев: Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда


ПОРУЧЕНИЕ 1

Правительству совместно с НДП "Нур Отан" до 1 апреля 2013 года разработать проект Общенациональной Концепции социального развития Республики Казахстан на период до 2030 года, опирающейся на положение Стратегии "Казахстан-2030" и другие стратегические документы, совмещающей вопрос развития казахстанской социальной системы и общества с задачами экономической модернизации.
Повестку дня социальной модернизации в Казахстане следует вести по пяти основным приоритетам.
1. Обновление социального законодательства
За годы Независимости в Казахстане создана масштабная база социального законодательства.
Все важнейшие сферы – образование, здравоохранение, культура, спорт, деятельность институтов гражданского общества и др. – регулируются специальными законодательными актами.
Кодифицировано трудовое законодательство, в правовых рамках действует система социальной защиты населения. Вместе с тем всоциально-правовой системе имеются и проблемы.
Недостаточно задействованы резервы действующего в Казахстане социального законодательства.
Например, согласно Закону "Об образовании", уже 9 лет в стране действует Единое национальное тестирование. Его проведение вызывает неоднозначные оценки в обществе.
Ежегодно СМИ сообщают о нарушениях как со стороны должностных лиц, так и со стороны самих участников ЕНТ. Причем острота вопроса только усиливается.
Одна из причин такой ситуации – в слабом правовом регулировании процедуры ЕНТ, осуществляемой лишь на основе утверждаемых министерством правил его проведения.
В то же время нет положений о правовой ответственности за препятствия работе комиссий по проведению ЕНТ, вмешательство в проведение тестирования со стороны родителей учащихся, педагогов, должностных лиц, использование при тестировании средств связи в целях подсказок экзаменуемым и т. д. А ведь такие факты имеются! Значит, такую ситуацию надо решительно исправлять.
Другой пример: в 2011 году был принят Закон "О медиации" – внесудебном рассмотрении споров и конфликтов. Однако практических мер по созданию общенациональной системы медиации пока не отмечается. Хотя резервы медиации могут быть использованы для нейтрализации трудовых конфликтов.
Ряд законов морально устарели либо декларативны и по этим причинам эффективно не регулируют отдельные сферы общественных отношений.

Закон "О профессиональных союзах" принят еще в 1993 году. В нем нет даже понятия о социальном партнерстве, механизмезаключения и исполнения коллективных договоров и т. д. Поэтому не удивительно, что профсоюзные институты в Казахстане не всегда способны играть роль эффективного инструмента предотвращения и разрешения трудовых споров.

Хорошо понимая ситуацию изнутри, я хочу сказать: чтобы рабочие чувствовали себя достойно, профсоюзное движение должно быть на высоте.

Декларативность присуща Закону "О государственной молодежной политике", принятому в 2004 году. Об этом я подробно сказал в ходе последней сессии Ассамблеи народа Казахстана.

Ряд законодательных норм не работают в связи с отсутствием подзаконных правовых актов, либо недостаточности контроля за их исполнением.

Например, в Трудовом кодексе есть норма об испытательном сроке для вновь принимаемых работников. Однако порою она доводится до абсурда. Нередка практика, когда молодые выпускники вузов в качестве "испытуемых" работают в течение установленного законодательством срока без оплаты труда, но при полной рабочей нагрузке и даже сверхурочно.

Более того, по завершении испытательного срока из 3–4 испытуемых лишь один зачисляется в штат, а остальные оказываются "за бортом".

Особенно этим увлекаются негосударственные учреждения и частные структуры, в том числе и филиалы крупных банков.

Но это же чистая эксплуатация нашей молодежи!

Однако ни одного случая этого явного нарушения трудового законодательства не вскрывается государственной инспекцией труда.

И это только несколько примеров. Я уверен, что практически каждая социальная отрасль обладает существенным резервом для повышения эффективности своей законодательной базы.

В связи с этим требуется тщательная ревизия социального законодательства на предмет его эффективности не только сейчас, но и на среднесрочную перспективу.

ПОРУЧЕНИЕ 2

Правительству совместно с Парламентом и НДП "Нур Отан" до конца 2012 года провести инвентаризацию национального законодательства в социальной сфере, разработать и внести проект Концепции его реформирования в соответствии с целями и задачами социальной модернизации.

К этой работе важно подключить все государственные органы, а также акимов регионов, которые должны внести конкретные предложения по усилению эффективности действующих законов и плановой разработке новых законов.

В частности, в рамках нового законодательства о молодежной политике, социальных трудовых местах важно создать механизмы "социальных лифтов" для молодых казахстанцев. Мы не можем оставить ситуацию с молодежью на самотек.

Требуется законодательство о Национальной системе профессиональной квалификации.

Казахстанскому обществу нужен закон о социальных стандартах и гарантиях социальных прав, который бы содержал минимальные ключевые индикаторы.

Причем уже в период ближайшей сессии Парламента целесообразно рассмотреть наиболее востребованные законодательные акты. И надо взять за правило, что новые законы должны комплексно решать соответствующие вопросы, иметь прямое действие, соответствовать ожиданиям казахстанцев, делать жизнь народа проще и комфортнее, быть понятными и доступными для всех.

Депутаты обязаны существенно активизировать свою работу.

ПОРУЧЕНИЕ 3

Правительствусовместно с Парламентом и НДП "Нур Отан" в срок до конца 2012 года разработать и внести на согласование глубоко проработанный проект Концептуального Плана законотворческой работы на весь период работы Парламента пятого созыва.

И всем этим обновление законодательства не ограничивается. Ниже сформулированы и другие поручения по конкретным законодательным актам в рамках приоритетов социальной модернизации.

2. Формирование эффективной модели социально-трудовых отношений

Без сомнения, актуальнейшим вопросом социальной модернизации является создание эффективной модели социально-трудовых отношений.

На это всем госорганам и бизнес-сообществу следует обратить особое внимание.

а) Развитие сферы занятости

За два десятилетия Независимости сфера занятости претерпела колоссальные изменения. Численность занятого населения выросла более чем на 700 тыс. человек, достигнув 8,4 млн. человек.

Значительная часть населения в 90-е годы "прошла школу вынужденной безработицы".

Многие проявили способность к трудовой самоорганизации, самостоятельной смене трудовой квалификации, стали бизнесменами, в том числе и посредством целенаправленной поддержки со стороны государства.

Сегодня мы реализуем индустриально-инновационную программу.

Это вопрос номер один для будущего страны.

Создаются новые рабочие места. Но мы видим, что не все безработные стремятся работать. К сожалению, психология такова, что человек лучше будет "таксовать" у базара, чем пойдет за новой квалификацией.

Но если мы хотим стать конкурентной нацией, то эту психологию надо изживать! Надо осваивать новую квалификацию и идти на завод, на производство. И молодой, и взрослый казахстанец не должен сидеть на месте и все критиковать, а стремиться туда, где есть работа, где можно - ЗА-РА-БО-ТАТЬ!

В других странах люди едут на заработки далеко за границу и без всяких гарантий. А мы создаем рабочие места, строим новое производство в своей собственной стране. Поэтому надо ехать туда, где есть работа. Ведь мы же мобильный народ!

Из занятого населения 1/3 составляют так называемые "самозанятые".

Однако методика оценки их численности условна.

В этой категории есть владельцы частных подворий, имеющие скот (по сути, мелкие фермеры), частные извозчики на собственном автотранспорте, владельцы нескольких квартир, сдающие их в аренду. Значительную часть самозанятых составляют трудоспособные люди, имеющие непостоянную работу.

Поэтому сегодня важно реализовать меры, направленные на обеспечение включения самозанятого населения в реальную экономику. И эти меры должны учитывать перспективы развития инфраструктуры, объектов Карты индустриализации.

Правительству надо решать вопросы о создании новых объектов индустриальной и инновационной экономики в регионах с избыточным числом самозанятого населения.

ПОРУЧЕНИЕ 4

Министерству труда и социальной защиты населения РК до 1 июля 2013 года:

– разработать методику соотнесения трудоспособного населения в группу самозанятых, адекватную реальной ситуации и перспективам сферы занятости;

– совершенствовать методику определения уровня безработицы с учетом новой методики по определению самозанятого населения.

Важной частью работы по совершенствованию отношений в сфере занятости должно стать повышение правовой грамотности всех субъектов социально-трудовых отношений.

Я хочу подчеркнуть: люди труда не должны быть в стороне от правовых вопросов.

Устраиваясь на работу, все должны вникать в каждую бумагу, какую они подписывают.

Принятие в 2007 году Трудового кодекса Республики Казахстан стало важным шагом на пути правового обеспечения всей сферы занятости. Однако многие эксперты отмечают сложность формулировок кодекса для восприятия широким кругом работников.

Полагаю, что для разрешения данной проблемы необходима, во-первых, организация правового всеобуча наемных работников, возможно, за счет средств работодателей. Во-вторых, массированная пропагандистская работа, издание комментирующих материалов, в доступной форме излагающих основы трудового законодательства.

ПОРУЧЕНИЕ 5

Министерству труда и социальной защиты населения РК:

– до 1 декабря 2012 года проработать вопрос об организации, начиная с 2013 года, системы всеобуча работников основам трудового законодательства Республики Казахстан;

– разработать проект издания и распространения, в том числе через возможности Интернета и официальные сайты государственных органов, серии единых общенациональных справочников по основным положениям Трудового кодекса и других правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

b) Национальная система профессиональных квалификаций

Надо признать, что каждый человек, особенно молодой, хочет видеть свою перспективу в той или иной профессиональной области. Это абсолютно нормальное желание. Человек целеустремленно идет к вершине, когда ее видит.

Поэтому необходимо придать импульс всей работе по созданию национальной системы квалификаций (НСК), которая имеет не только нормативное значение, но и, по сути, является "дорожной картой" для каждой профессии.

НСК позволит "построить" профессиональные лифты по каждой специальности. При этом квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему.

Основы нормативной базы для создания НСК сформированы с внесением дополнений в Трудовой кодекс в 2010 году. Однако этот процесс надо ускорить.

Один из самых главных моментов в формирующейся национальной системе квалификаций заключается в том, что профессиональные стандарты, разработанные в рамках НСК, должны стать ориентиром для образовательных стандартов, применяемых в учебных заведениях при подготовке специалистов. Не должно быть разрыва между профессиональными и образовательными стандартами.

В условиях Единого экономического пространства, предусматривающего создание общего рынка трудовых ресурсов, важна координация деятельности по созданию национальных систем квалификаций в трех странах.

Поручение 6

Правительству РК до 1 июля 2013 года:

– разработать и принять План поэтапной разработки национальной системы квалификаций на период до 2020 года;

– активизировать работу по созданию независимой системы подтверждения квалификации для выпускников ВУЗов и колледжей.

c) Профилактика, предупреждение и регулирование трудовых конфликтов

Сегодня в Казахстане недостаточно развиты механизмы регулирования, предупреждения и профилактики трудовых споров и конфликтов.

Конечно, не бывает идеального бесконфликтного общества, но, тем не менее, мы обязаны стремиться к тому, чтобы минимизировать такие риски.

Во-первых, сегодня надо усилить контроль и обеспечение безопасности труда на производстве.

Государственная инспекция по труду в соответствии с законодательством может осуществлять контроль по заявлению работников или в плановом порядке, предупредив работодателя за месяц вперед.

Актуальность и фактор внезапности при такой проверке теряется, что нередко дает работодателям лазейку создавать видимость соблюдения условий труда.

Такой порядок не соответствует требованиям ратифицированной Казахстаном Конвенции МОТ "Об инспекции труда в промышленности и торговле".

Почему я говорю об этой проблеме? Это не просто технический вопрос. Это жизни людей!

Ведь в результате несчастных случаев, нарушений безопасности, отсутствия дисциплины страдают люди в самом трудоспособном возрасте. А у них есть семьи, дети. Поэтому здесь надо навести порядок.

Во-вторых, недостаточна правовая ответственность за провоцирование социально-трудовой конфликтности.

Нередко его стороной становится трудовой коллектив, спровоцированный намеренным ухудшением условий труда, срывом производственного процесса, задержками выплаты заработной платы и т. д.

В то же время ни в Трудовом, ни в Административном, ни в Уголовном кодексах нет статей об ответственности за провоцирование трудовых конфликтов со стороны работодателей, должностных и иных лиц.

Принуждение к забастовке, как и несвоевременность выплаты заработной платы работникам, влечет штраф всего в размере 10–20 месячных расчетных показателей, а невыполнение обязательств по коллективному договору – штраф от 200 до 500 МРП.

ПОРУЧЕНИЕ 7

Правительству РК до конца 2012 годавнести предложения:

– об изменениях и дополнениях в Закон РК "О государственном контроле и надзоре" и Трудовой кодекс в части проведения проверок на предприятиях в соответствии с ратифицированной Конвенцией МОТ;

– о включении в Трудовой, Административный и Уголовный кодексы положений об ответственности за умышленное провоцирование трудовой конфликтности;

– об усилении административной и уголовной ответственности за возбуждение социальной вражды, принуждение к забастовке, несвоевременную выплату зарплаты, невыполнение коллективных договоров и другие правонарушения.

В-третьих, необходимо выстроить эффективный многоуровневый механизм регулирования противоречий в сфере трудовых отношений.

В качестве основных причин трудовых конфликтов можно назвать две: первая – отчужденность работников от вопросов управления предприятиями, вторая – слабость механизмов внесудебного урегулирования споров и конфликтов.

Здесь надо использовать опыт ряда развитых стран, на предприятиях которых действуют производственные советы.

В них входят представители рабочих и персонала, а также профессиональных союзов. Как правило, на них решаются многие вопросы состояния и улучшения условий труда, рассматриваются различные социально-бытовые вопросы работников.

Следует отметить, что "народное IPO", которое даст возможность работникам стать миноритариями предприятий и компаний, также будет способствовать преодолению отчужденности рабочих и персонала.

Сейчас начался процесс непосредственного проведения "народного IPO", реализуются акции национальной компании "КазТрансОйл". И в этом вопросе не может быть какого-либо поверхностного подхода.

Правительству РК совместно с Фондом национального благосостояния "Самрук-Казына" надо провести масштабный анализ первого опыта "народного IPO", предусмотрев регулярное проведение предварительного экономического и юридического аудита акционируемых национальных компаний и доведение их результатов до потенциальных миноритариев.

Сегодня надо усилить работу по созданию и использованию структур и процедур медиации, в том числе в сфере трудовых отношений.

Структуры медиации надо создавать в национальных и крупных частных компаниях. В США, Австралии и других странах до трети всех споров урегулируются до судебного вмешательства исключительно в рамках процедур медиации.

Со стороны государства сейчас важны инициативные шаги, которые позволят внедрить систему внесудебного разрешения споров и конфликтов, в том числе и в сфере социально-трудовых отношений.

ПОРУЧЕНИЕ 8

Правительству РК до конца 2012 года:

– совместно с Фондом национального благосостояния "Самрук-Казына" провести масштабный анализ первого опыта "народного IPO", предусмотрев регулярное проведение предварительного экономического и юридического аудита акционируемых национальных компаний и доведение их результатов до потенциальных миноритариев;

– обеспечить принятие подзаконной правовой базы, нацеленной на развитие института медиации;

– инициировать проведение Национальной конференции медиаторов в целях развития данного механизма внесудебного урегулирования споров и конфликтов.

- В-четвертых, необходимо провести модернизацию профсоюзных институтов.

Одним из основных партнеров государства в вопросах совершенствования трудовых отношений выступают профсоюзы. Вместе с тем нынешний формат деятельности крупнейшего профцентра – Федерации профсоюзов Казахстана (ФПК) не соответствует требованиям времени, так как он строится по отраслевому принципу "советского образца".

Существенным проблемным моментом является неэффективное законодательство о профессиональных союзах. В нем неясно изложены положения о коллективных договорах, об ответственности сторон за их выполнение.

Поэтому сейчас требуются решительные шаги по модернизации профсоюзного движения, прежде всего ФПК.

ПОРУЧЕНИЕ 9

Правительству РК до конца 2012 года провести комплексный анализ законодательства о профессиональных союзах и разработать законопроект о его изменениях.

3. Казахстанский стандарт качества жизни

Социальная модернизация в Казахстане, и я в этом убежден, должна быть, прежде всего, направлена на повышение качества жизни всех казахстанцев, сокращение числа бедных и недопущение социальной маргинализации.

Это тем более важно, что к 2020 году произойдет не только рост экономики, но и масштабное изменение социальной структуры. В частности, доля малого и среднего бизнеса в ВВП составит 40%. В структуре занятости доля квалифицированных специалистов также достигнет 40%.

Иными словами в стране формируется массовый средний класс.

Сегодня в Казахстане имеются потенциал и экономические предпосылки для того, чтобы установить определенные социальные стандарты качества жизни, в том числе гарантируемые государством.

При этом я хочу подчеркнуть, что каждому казахстанцу надо начать с себя: со своего дома, города и аула, задуматься о своем здоровье и образе жизни. Без этого никакое новое качество жизни не придет.

Каждый аул и город должен стать образцом чистоты, благоустроенности, порядка. А каждый казахстанец – трудолюбивым и бережливым хозяином, чтобы беречь и приумножать то, что у него есть.

Ведь почему, например, Европа живет богато? Потому что там с давних времен научились искусству бережливости. А у нас часто хотят друг другу, как говорится, пыль в глаза пускать. Какая уж тут бережливость!

В целях недопущения социальной маргинализации и последовательного повышения качества жизни целесообразно разработать соответствующее законодательство о социальных стандартах и гарантиях.

Такой закон в первую очередь должен содержать обоснованные минимальные ключевые параметры и индикаторы качества жизни, включая уровень заработной платы, пенсий и пособий, объем гарантированных медицинских услуг, механизм формирования минимума потребительской корзины на одного казахстанца и т. д.

Казахстанский стандарт качества жизни должен выполняться повсеместно – и в крупном городе, и в отдаленном ауле.

Следует повысить ответственность за выполнение параметров социального стандарта не только отечественного, но и иностранного бизнеса, работающего в Казахстане.

И законодатели должны создать для этого соответствующие правовые рамки. Частная форма бизнеса не дает права устанавливать свои "законы". Поэтому важно законодательно определить степень ответственности должностных лиц, работодателей за нарушения данных стандартов.

ПОРУЧЕНИЕ 10

Правительству РК до 1 июля 2013 года детально изучить и внести предложения по внедрению минимальных социальных стандартов и гарантий.

a) Стандарт жилищных условий: доступность и комфорт

Жилье, дом, квартира – для каждого казахстанца – это первостепенный вопрос, это та прочная основа личной жизни и хорошего климата в семье, без которой благополучие и производительный труд просто невозможны.

Поэтому по моему поручению уже реализуются новые масштабные программы "Доступноежилье-2020" и "Модернизация ЖКХ".

Важно совершенствовать законодательство в целях развития рынка арендного жилья.

Надо стимулировать создание специализированных компаний по управлению государственным жилищным арендным фондом, а также обеспечить защиту прав долгосрочных арендаторов путем разработки типовых контрактов. Все договоры арендного найма должны быть прозрачными и понятными. Важно оптимизировать процесс сбора документов на получение арендного жилья.

Нужны новые импульсы для расширения объемов индивидуального жилищного строительства, особенно вокруг перспективных городских агломераций, моногородов.

Здесь возможно введение налоговых льгот, облегченные условия кредитования для тех, кто желает и в состоянии строить собственный дом.

Представляется необходимым создать и всемерно развивать систему страхования долевых вкладов в строительство жилья.

В рамках модернизации ЖКХ важно сформировать единую общенациональную базу данных о состоянии сетей и объектов коммунального сектора. В каждом регионе надо разработать планы по модернизации коммунальных сетей.

Акимы должны держать эту работу на постоянном контроле. Нужно разработать и внедрить гарантированные стандарты водоснабжения и канализации, подачи электроэнергии и тепла, а также других коммунальных услуг.

В Программу модернизации ЖКХ следует включить мероприятия по формированию "эффективного собственника".

Важно, чтобы каждый собственник квартир реально участвовал в процессе управления домами и ощущал выгоды от этой программы.

ПОРУЧЕНИЕ 11

Правительству РКдо конца 2012 года разработать и внести предложения по дальнейшему развитию рынка арендного жилья и стимулированию индивидуального жилищного строительства.

b) Дальнейшие шаги по модернизации образовательной системы

В системе образования в целом задействовано около трети населения Казахстана. И самое главное здесь то, что именно в системе образования растут, формируются и взрослеют наши дети. Это волнует каждую семью.

Поэтому одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования.

Модернизация системы образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям:

1) оптимизация образовательных учреждений;

2) модернизация учебно-воспитательного процесса;

3) повышение эффективности и доступности образовательных услуг.

В рамках оптимизации необходимо укрепить непрерывную вертикаль образования. Важно восстановить логическую взаимосвязь всех видов "возрастного" образования как целостного лифта – дошкольного, начального, среднего, профессионального, высшего и поствузовского.

При этом нельзя допускать существенных разрывов в качестве образовательных услуг, предоставляемых частными и государственными учреждениями образования.

Система образования должна оставаться общенациональной.

Во-первых, надо принять меры по повышению качества директорского корпуса в системе среднего образования.

Во-вторых, надо наладить контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов в частных школах, колледжах и вузах, включая международные.

В-третьих, важно провести процесс оптимизации вузов. В Казахстане действуют 146 вузов. Многие не обеспечивают надлежащего качества выпуска специалистов.

Необходимо Правительству совместно с Министерством труда и социальной защиты населения ввести практику разработки и опубликования Пятилетнего Общенационального Прогноза казахстанского рынка труда. Такой документ станет путеводителем для выпускников казахстанских школ при выборе профессий.

Также следует провести ревизию всех действующих вузов и по ее итогам оптимизировать их число путем объединения или упразднения отдельных учреждений.

В-четвертых, важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий.

ПОРУЧЕНИЕ 12

1. Правительству РК продолжить работу по оптимизации числа вузов и отзыву лицензий у образовательных учреждений, не обеспечивающих качественной подготовки кадров.

2. Министерству труда и социальной защиты населения совместно с Министерством образования и науки,начиная с 2014 года, обеспечить разработку пятилетних прогнозов развития рынка труда.

Сегодня в казахстанской образовательной системе недостаточно внимание к практической стороне учебного процесса, слабо учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Остро стоит вопрос недостаточности таких приемов духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, которые бы нацеливали на решение индивидуальных задач их взросления и успешной социализации.

По существу, весь учебно-воспитательный процесс базируется на устаревших методиках. Такая важная составляющая учебно-воспитательного процесса, как исторические знания, абсолютно не настроена на решение задач становления личности, гражданина и патриота. Реальность такова, что учащиеся считают предмет истории Казахстана "скучным", "не интересным", "запутанным".

Показательно, что в ходе ЕНТ в 2012 году многие претенденты на получение медали "Алтын белгi" "срезались" именно на "обидных" вопросах по отечественной истории.

В школьных курсах есть программы основ военной подготовки, обеспечения безопасности жизни, построенные во многом как реликты советской системы образования.

В то же время нет инновационных курсов, которые необходимы учащимся уже сегодня.

Где, например, такие актуальные предметы, как "Казахстанское право" (его отсутствие ведет к правовому нигилизму и безграмотности молодежи), "Краеведение" (а ведь любовь к малой родине – это основа патриотизма), "Акмеология", методики достижения личного успеха, социализации личности?

Их отсутствие ведет к социальному инфантилизму значительной части молодежи, неумению адаптироваться во взрослой жизни и т. д.

Часть молодежи легко становится "добычей" религиозных сект, экстремистов, наркоманствующих и криминальных групп. Главная причина всего этого – социальный инфантилизм, неумение стать взрослым и зрелым гражданином, который сам отвечает за свою жизнь и благосостояние своей семьи.

Поэтому сегодня важно в корне изменить учебно-воспитательный процесс.

Актуальным остается вопрос о доступности образовательных услуг.

В этом плане необходимо развивать интерактивные формы дополнительного обучения.

Однако поставленная мною задача по развитию интерактивного образования, к сожалению, воспринята и реализуется узко. Использование интерактивных досок – это далеко не все интерактивное образование.

Современное онлайн-обучение должно включать проведение факультативных интерактивных курсов как в режиме непосредственного интернет-общения педагога и обучаемых, так и в форме специально разработанных интерактивных учебных программ и игр.

Естественную тягу "поколения-онлайн" к Интернету мы должны использовать и направлять в позитивное русло, организуя интерактивные олимпиады, учебные турниры и т. п.

Важным вопросом является расширение доступа к программе "Болашак" талантливой молодежи из всех регионов страны и особенно сельской местности.

ПОРУЧЕНИЕ 13

Министерству образования и науки РК:

– начиная с 2013–2014 учебного года предусмотреть расширение использования интерактивных форм обучения в учебном процессе общеобразовательных школ и внедрение специальных учебных программ онлайн-обучения;

– провести анализ учебных планов, учебников и учебных пособий по истории Казахстана, осуществить меры по изменению содержания и формата преподавания истории Казахстана в учебных заведениях;

– внести предложения по внедрению в средних, технических и профессиональных, высших учебных заведениях обязательных учебных курсов "Основы акмеологии, личного и социального успеха", "Казахстанское право", "Краеведение".

c) Модернизация здравоохранения и здоровый образ жизни

Для каждого казахстанца высшая ценность – его здоровье.

Поэтому все годы Независимости я уделяю пристальное внимание здоровью народа. Эта тема всегда на моем контроле.

В результате построено около 700 новых объектов здравоохранения, обновлен парк медицинского оборудования. Принят Кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения", реализуется Государственная программа "Саламатты Қазақстан".

За последние 10 лет на 25% увеличилась рождаемость, на 11% снизилась общая смертность населения.

За это же время финансирование системы здравоохранения возросло более чем в 10 раз (с 1,9% в 2002 году до 3,1% от ВВП в 2011 году).

В стране создаются все условия для развития высоких медицинских технологий. В 2011 году осуществлено более 8 тыс. оперативных вмешательств на сердце. Функционирует около 180 телемедицинских центров.

В то же время только в 2011 году более 2 тыс. граждан обращались с жалобами на качество медицинской помощи, нарушение правил оказания гарантированной бесплатной медицинской помощи в регионах.

Имеются случаи врачебных ошибок, ведущих к увечьям и гибели пациентов, судебных исков по данному поводу.

Необходимо повысить ответственность местных исполнительных органов за проведение эффективной политики здравоохранения, разработать меры по обеспечению правовой и финансовой защиты на случай возникновения врачебных ошибок.

С другой стороны, есть вопрос об ответственности за здоровье самих людей. Если бы казахстанцы, особенно мужчины, вовремя лечились, то их средний возраст жизни повысился. Однако многие халатно относятся к своему здоровью, по сути, не хотят быть здоровыми.

Свое личное здоровье надо формировать прежде всего самому человеку. И принимаемые государством меры будут иметь в тысячу раз больший эффект, если забота о здоровье станет делом каждой семьи.

Перспективный вопрос модернизации – развитие такой формы страховой медицины, при которой ответственность за здоровье разделяют три стороны: человек, его работодатель и государство.

Проблемным вопросом является регистрация в стране большого количества лекарственных средств. Необходимо принятие комплекса мер по повышению "лекарственной" грамотности населения.

ПОРУЧЕНИЕ 14

Правительству РК:

– до 1 июля 2013 года проработать вопрос о введении обязательного страхования профессиональной ответственности врачей за причинение ущерба здоровью гражданина при отсутствии небрежного или халатного отношения со стороны медицинского работника;

– до конца 2012 года внедрить действенные механизмы повышения уровня осведомленности населения в отношении применения лекарственных средств.

Каждый казахстанец должен понять, что без здорового образа жизни, без умеренного питания, без движения и спорта долго прожить невозможно.

Это суровая правда жизни. И если мы хотим, чтобы средняя продолжительность жизни в Казахстане была как в Европе, то надо задуматься о своем здоровье.

Следует последовательно создать условия для развития активного отдыха, физкультуры и массового спорта, в каждом населенном пункте, в том числе в сельской местности, а также в каждом учреждении и на предприятии. Надо расширять внеурочные занятия и секции физической культуры в учебных заведениях страны.

ПОРУЧЕНИЕ 15

1. Правительству РК до конца 2012 года обеспечить внедрение механизмов финансирования из внебюджетных средств внеурочных спортивных секций для школьников.

2. Правительству РК совместно с Агентством по делам спорта и физической культуры разработать новые формы сотрудничества с неправительственными организациями, общественными объединениями через систему государственного социального заказа.

Среди казахстанских болельщиков было позитивно воспринято участие Казахстана в Континентальной хоккейной лиге.

Каждая игра столичного "Барыса" вызывает общенародный резонанс. Мальчишки целыми классами идут на хоккей.

Эту практику надо расширять и на другие виды спорта.

Надо изучить возможности участия казахстанских команд в высших лигах чемпионатов зарубежных стран. Например, в футболе.

Но самое главное, еще раз повторюсь, – это личное отношение самого человека к своему здоровью и образу жизни.

Здесь заставить никого невозможно. Это должен быть осознанный личный выбор.

Сегодня также необходимо предложить модель новой эффективной системы развития Национальной лотереи.

ПОРУЧЕНИЕ 16

1. Агентству по делам спорта и физической культуры:

– предложить модель новой эффективной системы развития Национальной лотереи;

– внести предложения по расширению участия казахстанских команд в высших лигах чемпионатов зарубежных стран (по разным видам спорта).

2. Агентству по делам спорта и физической культуры совместно с Министерством культуры и информации внести предложение о создании специализированного спортивного телевизионного канала.

3. Агентству по делам спорта и физической культуры совместно с Министерством образования и науки внести предложения по развитию студенческого и детско-юношеского спорта и создания студенческих и юношеских клубов накануне зимней Универсиады-2017 в Алматы.

d) Развитие системы социальной защиты и адаптации населения

Зримым результатом развития здравоохранения становится рост продолжительности жизни казахстанцев, а значит – увеличение числа людей пенсионного, но трудоспособного возраста.

Сейчас ряд стран пересматривает подходы к пенсионному обеспечению в сторону увеличения планки пенсионного возраста. Следует обратить внимание на несинхронность пенсионного возраста в странах – участницах ЕЭП.

Необходимо развивать механизмы социализации граждан, относящихся к категории социально уязвимого населения.

Это, в первую очередь, инвалиды и люди с ограниченными возможностями, члены многодетных семей, лица предпенсионного возраста и т. д.

Причем главным подходом должна стать не опека государства, а создание таких условий, которые бы помогли этим гражданам обрести веру в себя, в свои возможности к социально полезному труду.

На этот счет необходимо специальное законодательство, например, о социальных рабочих местах.

Важно создать систему непатерналистской поддержки многодетных семей и женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей.

А то у нас некоторые "шустрые" работодатели при приеме женщин на работу берут сразу два заявления – о приеме и об увольнении, на случай беременности. Это позор!

ПОРУЧЕНИЕ 17

1. Правительству РК до 1 сентября 2012 года:

– совместно с НДП "Нур Отан" проработать вопрос о разработке специального закона "О социальных рабочих местах";

– в двухмесячный срок совместно с Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК проработать вопросы о законодательной регламентации компенсаций родителям части расходов по оплате пребывания детей в детских садах, в зависимости от их числа в семье, предоставления женщинам, возобновляющим работу после отпуска по уходу за ребенком, возможности повысить квалификацию и получить новую востребованную специальность за государственный счет, внесении в Налоговый кодекс РК положения о льготах по подоходному налогу для многодетных семей и другие.

2. Правительству РК совместно с Советом по молодежной политике при Президенте РК:

– предусмотреть в Законе о внесении изменений в Закон РК "О государственной молодежной политике" правовое определение статуса молодого специалиста, минимума его социального пакета и другие вопросы;

– до конца 2012 года разработать конкретные меры стимулирования и привлечения молодежи к получению технического и профессионального образования и участию в программе индустриализации.

Особое направление – создание эффективной системы адаптации молодых казахстанцев к самостоятельной жизни, инициативному труду.

Я всегда подчеркивал и буду подчеркивать значение молодого поколения для будущего страны. Государство делает все для того, чтобы каждый молодой человек обязательно был востребован в своей стране.

Необходимо модернизировать закон о государственной молодежной политике. Нужны правовые нормы о гарантиях трудоустройства и социальном пакете для молодых специалистов, порядке организации молодежной практики.

Наша молодежь не должна жить иллюзиями. За пределами Казахстана нет рая. Нигде, ни в какой стране мира никогда нельзя получить все и сразу.

Надо трудиться и реализовывать свой потенциал в родном Казахстане.

Для этого государство создает и будет дальше создавать все условия.

Важно разработать меры стимулирования и привлечения широкого числа казахстанской молодежи к получению технического и профессионального образования и участию в программе индустриализации.

4. Информационно-культурная составляющая социальной модернизации

Социальная модернизация в Казахстане идет в глобальную информационную эпоху. Этот фактор следует обязательно учитывать.

Модернизационный процесс должен, во-первых, вести весь казахстанский социум в состояние информационного общества, что полностью укладывается в тренд развития мира. И, во-вторых, создать такую информационно-культурную среду, которая будет важным фактором неуклонного прогресса экономики, социальной системы и политики в Казахстане.

Информационные технологии в Казахстане развиваются рекордными темпами. Высокими темпами идет цифровизация информационного пространства – коммуникационных сетей и СМИ.

Количество интернет-пользователей только за 2011 год выросло в Казахстане более чем в 2 раза и достигло 8,7 млн. человек, то есть превысило половину населения страны. Практически Казахстан подошел к всеобщей компьютеризации общества.

Сегодня пришло время, с учетом все возрастающей роли информационного фактора, разработать Государственную программу "Информационный Казахстан-2030", о которой я сказал в докладе на торжествах по случаю 20-летия Независимости страны.

Первое. В этом стратегическом документе важно поставить задачи практической реализации "электронного правительства".

Надо принять специальное законодательство об "электронном правительстве", разработать стандарты оказания государственных электронных услуг.

Необходимо расширять возможности использования информационных технологий на местном уровне.

Следует разработать трехуровневую типовую схему "электронного акимата": область, город, район.

Также можно изучить возможности создания системы электронной оценки гражданами эффективности работы акимов всех уровней, местных чиновников и органов местного самоуправления.

Местные власти должны быть под самым пристальным вниманием общества!

Второе. Необходимо развивать инновационные формы доступа к интеллектуальной информации, радикально расширить фонд Казахской национальной электронной библиотеки.

По сути, это электронный мозг нации. Поэтому все книги, выпущенные по программе социально значимых изданий, следует включать в КазНЭБ. При этом надо продумать механизмы стимулирования размещения в ней книг, изданных в частном порядке.

Третье. Важным направлением программы должна стать модернизация отечественных СМИ. Сфера СМИ должна работать на основе четких стандартов национального Кодекса журналистской этики, а также юридических норм, ограждающих потребителя от искаженной и недостоверной информации.

Четвертое. Следует продолжать работу по продвижению глобальной информации о Казахстане с использованием самых современных информационных технологий. В частности, надо расширить географию информационных потоков из Казахстана на страны Восточной Азии и мусульманский мир.

Предметом нашей особой заботы должна стать настойчивая работа в информационном пространстве наших партнеров по ЕЭП и в целом на евразийском пространстве.

Нам важно донести до населения стран-партнеров весь динамизм модернизационного процесса в Казахстане, сделав его притягательным примером в ЕЭП и СНГ.

ПОРУЧЕНИЕ 18

1. Правительству РК до конца 2012 года:

– разработать и внести проект Государственной программы "Информационный Казахстан-2030";

– подготовить проект Закона "Об оказании государственных услуг в электронном формате";

– приступить к формированию стандартов предоставления государственных услуг и системы контроля за их исполнением;

– совместно с акимами областей, гг. Астаны и Алматы внести предложения по созданию трехуровневой типовой схемы "электронного акимата": область, город, район.

2. Министерству культуры и информации РК:

– в 2012–2013 годы обеспечить расширение фонда Казахской национальной электронной библиотеки;

– совместно с общественными объединениями журналистов разработать проект Кодекса журналистской этики;

– разработать План модернизации отечественных СМИ.

Новое качество должна обрести работа в сфере культуры. Ведь культура является существенным компонентом социальной модернизации, влияющим на формирование и развитие современного человека.

Имеет место парадоксальная ситуация.

В стране функционирует 40 республиканских и 8 тыс. областных учреждений культуры. Выделяются огромные средства. За годы Независимости в республике открыты 18 новых театров.

За последние 10 лет количество библиотек увеличилось на 579, музеев – на 58 и домов культуры – на 1,5 тыс.

В то же время уровень посещаемости учреждений культуры отстает от динамики развития этой сферы.

Я хочу обратить особое внимание творческой интеллигенции, что доля отечественной культурной продукции (кино, книги, театральные постановки, телепрограммы) социальной направленности, посвященной человеку труда, профессионалу своего дела остается недостаточной. Подрастающее и молодое поколение практически не имеет привлекательных примеров профессионализма и квалифицированного производительного труда. Культуре надо, наконец, повернуться лицом к современному человеку труда!

Недостаточным остается обмен между регионами информацией об их экономических и культурных достижениях.

В ХХI веке социальная занятость понимается намного шире, чем просто трудоустройство. Социальная занятость – это также массовые мероприятия, которые организуются при координации местных органов власти силами общества.

Есть богатый зарубежный опыт моделирования культурной жизни агломераций и мегаполисов развитых стран Европы, Америки, Азии – публичные велосипедные демонстрации, массовые шахматные турниры, городские марафоны, конкурсы национальных видов спорта, сельскохозяйственные праздники, карнавалы молодежных театров, детские турниры и многие другие, в общем-то, малозатратные мероприятия.

Поэтому я обращаюсь ко всем акимам:общественная, социальная жизнь должна развиваться посредством продуманных массовых позитивных мероприятий, которые укрепляют стабильность атмосферы в каждом отдельно взятом ауле, городе, райцентре, области.

Международный опыт самоорганизации горожан, жителей малых населенных пунктов, причем с самого раннего возраста, надо использовать для создания в Казахстане системы позитивных социальных мероприятий, что будет способствовать утверждению позитивной атмосферы в обществе.

В основе современных эффективных массовых культурно-развлекательных мероприятий – непосредственное участие в их организации и проведении самих граждан, НПО. Надо проработать вопрос о принятии специального закона о проведении массовых мероприятий, типовых правил для местных акиматов по их организации и проведению.

Хочу напомнить, что концепция проведения государственных и национальных праздников была принята в Казахстане еще в 2001 году.

С тех пор появились новые государственные праздники – День столицы, День Первого Президента, День защитника Отечества. Изменился формат празднования Наурыза, Дня Конституции.

Появились новые профессиональные и иные праздники, например, мною выдвинута инициатива о Дне матери.

ПОРУЧЕНИЕ 19

1. Министерству культуры и информации РК:

– до 1 сентября 2012 года разработать и принять отраслевой пятилетний План модернизации отечественной социально-культурной продукции, формирующей позитивное отношение к труду, честному профессиональному успеху, служению Родине, высоким патриотическим помыслам.

2. Правительству РК до конца 2012 года:

– разработать и внести в Парламент законопроект "О проведении массовых мероприятий";

– обновить концепцию празднования государственных, национальных, профессиональных и иных праздников в РК, разработать и утвердить типовые правила проведения массовых мероприятий;

– совместно с акимами гг. Астана, Алматы и областей усилить обмен информацией и культурными достижениями между областями, организовать регулярное проведение взаимных "недель областей", разработать модель проведения социальных массовых мероприятий.

3. Эффективная система государственного управления социальными процессами

Важной частью социальной модернизации является эффективная система государственного управления социальными процессами. И эта система должна работать не сама для себя, а для народа.

В настоящий момент вся структура государственных органов, координирующих и направляющих работу в социальной сфере, продолжает нести в себе глубокий отпечаток прежней модели.

Координация на уровне центральной исполнительной власти работы "социальных ведомств" достаточно слаба. У министерств и ведомств нет ясного понимания, как будет развиваться модернизационный процесс в рамках их отдельных отраслей.

Сегодня необходимо адекватно настроить систему управления социальными процессами.

Во-первых, вся работа по социальной модернизации должна строиться на единой плановой основе.

Во-вторых, представляется целесообразной законодательная регламентация гражданской службы.

Это касается более 1,5 млн. казахстанцев, в том числе 370 тыс. педагогов и 184 тыс. врачей и других медицинских работников. Они – главная сила модернизации. Их права и обязанности должны регулироваться на законодательном уровне. Без этого качественных изменений в системах образования и здравоохранения будет сложно добиться.

В-третьих, социальные процессы должны скрупулезно исследоваться.

Решения по социальным вопросам должны быть просчитаны, научно обоснованы, приниматься заблаговременно, т. е. до их перехода в плоскость социальных проблем и конфликтов. Поэтому надо настроить на адекватную работу государственные научно-экспертные структуры и оказать содействие развитию негосударственного аналитического сектора.

В-четвертых, следует изживать "кабинетный стиль" руководства социальными процессами.

Ответственные государственные чиновники должны проводить регулярные семинары руководителей всех уровней управления социальными процессами.

В-пятых, следует выстроить четкую вертикаль координации управленческих звеньев, задействованных в решении вопросов социальной модернизации.

В-шестых, система управления должна работать на основе принципа партнерства с неправительственным сектором. Государству важно создавать и поддерживать разнообразные площадки диалога, совместной организации массовых мероприятий.

И это должно быть на каждом уровне управления.

ПОРУЧЕНИЕ 20

Правительству РК:

– до конца 2012 года разработать и внести комплексные предложения по повышению эффективности системы государственного управления социальными процессами, включая вопросы планирования, координации, аналитического сопровождения, партнерства с неправительственным сектором и др.;

– до конца 2012 года изучить вопрос законодательной регламентации гражданской службы;

– до 1 июля 2013 года разработать проект Общенационального плана социальной модернизации на период до 2016 года.

Сегодня я обращаюсь ко всем казахстанцам.

Мы отчетливо видим, как сквозь тернии мирового кризиса в ХХI век постепенно входит новый тренд – ОБЩЕСТВО ВСЕОБЩЕГО ТРУДА.

Утопические идеи как либеральной, так и социалистической направленности остаются в прошлом веке. Практическим вектором становится социальный реализм.

Поэтому наша социальная политика должна быть направлена на созидание конкурентоспособного и сильного ОБЩЕСТВА ВСЕОБЩЕГО ТРУДА.

Будем реалистами: на перспективу в XXI веке только ТРУД может обеспечить всем казахстанцам БЛАГОСОСТОЯНИЕ и достижение нового КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.


46.КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ЗДОРОВЬЕ НАРОДА И СИСТЕМЕ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Статья 2. Сфера действия настоящего Кодекса
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан в области здравоохранения

47.ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АККРЕДИТАЦИЯ И АТТЕСТАЦИЯ В ОБЛАСТИ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Статья 13. Лицензирование медицинской и фармацевтической 
                  деятельности

      Медицинская и фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании.

      Статья 14. Аккредитация в области здравоохранения

      1. Аккредитации в области здравоохранения подлежат субъекты здравоохранения и субъекты в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в целях признания соответствия оказываемых медицинских и фармацевтических услуг установленным требованиям и стандартам в области здравоохранения. P091559 
      Физические лица подлежат 
аккредитации для проведения независимой экспертной оценки деятельности субъектов здравоохранения. 
      2. Аккредитация носит добровольный характер и осуществляется за счет средств аккредитуемого субъекта и иных незапрещенных средств.
 
      3. Аккредитация субъектов здравоохранения проводится на основе внешней комплексной оценки на соответствие их деятельности установленным стандартам аккредитации, утверждаемым уполномоченным органом, и учитывается при размещении государственного заказа.
 
      4. Аккредитация физических лиц для проведения независимой экспертизы деятельности субъектов здравоохранения проводится на основе комплексной оценки их квалификации.
 
      Порядок привлечения независимых экспертов устанавливается уполномоченным органом.
 
      5. Аккредитация проводится уполномоченным органом либо организацией, аккредитованной уполномоченным органом.
 
      6. Орган (организация), осуществляющий (осуществляющая) аккредитацию субъектов здравоохранения, создает соответствующие комиссии по аккредитации и формирует банк данных аккредитованных субъектов и независимых экспертов в области здравоохранения.
 
      Положение о комиссии по аккредитации 
утверждается уполномоченным органом.

      Статья 15. Аттестация в области здравоохранения

      1. Аттестация в области здравоохранения - периодически осуществляемая процедура определения уровня профессиональной компетенции руководителей местных органов государственного управления здравоохранением, руководителей республиканских организаций здравоохранения и их заместителей (имеющих медицинское образование), а также руководителей государственных организаций здравоохранения, подведомственных местным органам государственного управления здравоохранением областей, города республиканского значения и столицы (далее - аттестуемые лица). 
      2. Уполномоченный орган проводит аттестацию на профессиональную компетенцию руководителей местных органов государственного управления здравоохранением, республиканских организаций здравоохранения и их заместителей (имеющих медицинское образование).
 
      3. Местные органы государственного управления здравоохранением областей, города республиканского значения и столицы (далее - местные органы государственного управления здравоохранением) проводят аттестацию на профессиональную компетентность руководителей подведомственных государственных организаций здравоохранения.
 
      4. В целях объективного и компетентного осуществления аттестации уполномоченным органом и местными органами государственного управления здравоохранением создаются аттестационные комиссии.
 
      5. Основным критерием оценки при аттестации является компетентность аттестуемых лиц в выполнении возложенных на них обязанностей.
 
      6. Аттестуемые лица проходят аттестацию по истечении каждых последующих трех лет, но не ранее одного года со дня занятия соответствующей должности.


48.ГОБМП ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОТ 15 ДЕКАБРЯ 2009 ГОДА № 2136 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ГАРАНТИЙНОГО ОБЪЕМА БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В соответствии с подпунктом 7) статьи 6 и пунктом 1 статьи 34 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

2. Министерству здравоохранения Республики Казахстан, акимам областей, городов Астаны и Алматы принять необходимые меры, вытекающие из настоящего постановления.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 28 сентября 2007 года № 853 «Об утверждении Перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на 2008-2009 годы» (САПП Республики Казахстан, 2007 г., № 35, ст. 397).

4. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2010 года и подлежит официальномуопубликованию.

49. МЗ РК ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Министерство здравоохранения Республики Казахстан (далее – Министерство) является центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере охраны здоровья граждан, медицинского и фармацевтического образования. Основными задачами Министерства являются разработка государственной политики в области охраны здоровья населения, медицинской науки, медицинского и фармацевтического образования, организация обеспечения в соответствии с законодательством получения гражданами бесплатной медицинской помощи в пределах гарантированного государством объема, организация обеспечения населения и лечебно-профилактических организаций безопасными, эффективными и качественными лекарственными средствами, организация и развитие международного сотрудничества в пределах компетенции Министерства.Министерство имеет ведомства: Комитет государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Комитет фармации и Комитет по контролю за качеством медицинских услуг.

2. Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

3. Министерство является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также в соответствии с законодательством счета в органах Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан и банках.

50.МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНЕЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ


    
Статья 29. Приоритеты и направления международного 
                  сотрудничества в области здравоохранения