ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2021

Просмотров: 350

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Миссией Национального медицинского холдинга Республики Казахстан является «Здоровье и качество жизни, международные стандарты качества и безопасность лечения, бизнес-ориентированная культура больничного управления». Основная идея создания Национального медицинского холдинга – это внедрение эффективного бизнес-ориентированного управления инновационными медицинскими центрами в г.Астане и, вместе с тем, обеспечение высококачественного медицинского обслуживания.

10.СОВОКУПНЫЙ СПРОС

11.СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

12.ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВОКУПНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Неценовые факторы , эффект процентной ставки также влияет эффект богатства.

13.МАКРОЭКОНОМИЧЕСОЕ РАВНОВЕСИЕ

3. Наша важнейшая задача – подготовить квалифицированный политический класс управленцев.

4. Модернизация судебной и правоохранительной систем.

5. Качественный рост человеческого капитала в Казахстане.

6. Совершенствование пенсионной системы.

7. . Индустриально-инновационные проекты

17. ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

Цикличность - важнейший фактор экономической динамики, один из детерминантов макроэкономического равновесия.

Значение циклического развития для экономики

18.ФАЗЫ ЦИКЛА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

19.ВИДЫ ЦИКЛОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

К краткосрочным (малым) циклам относят циклические явления продолжительностью 3—3,5 года. 

К среднесрочным циклам относят так называемые промыш­ленные (или. классические) циклы (циклы Маркса — Жугляра) и строительные циклы (циклы С. Кузнеца). Продолжительность про­мышленного цикла составляет 8—12 лет

К долгосрочным циклам относят циклы Н. Кондратьева, речь идет о так называемых длинных волнах Кондратьева (45—50 лет)

20. ИНФЛЯЦИЯ ПРИЧИНЫ , УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ИХ ЧЕРТЫ

Инфляция напрямую связана с деньгами и денежным обращением, поэтому возникновение инфляции связано с достаточно высокой фазой развития рыночных отношений, когда регулярные хозяйственные связи по поводу обмена товаров потребовали выделения из их огромной массы универсального эквивалента.

Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы); чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими факторами.

Современной инфляции действительно присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас—повсеместный, всеохватывающий; и если раньше она охватывала больший и меньший период, т. е. имела периодический характер, то сейчас— хронический и стала постоянным фактором воспроизводственного процесса. Что касается бывшего СССР, то наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике присущи длительное развитие в режиме военного времени, чрезмерная доля военных расходов в ВНП. С апреля 1991 г. инфляция стала набирать темпы, а с 2 января 1992 г. , когда почти полностью был отменен контроль над ценами, она приобрела вид галопирующей инфляции, а на отдельные товары— гиперинфляции. Решающая характеристика инфляции — ее величина. Историческая практика показывает, что чем выше инфляция, тем хуже для общества. Ползучая («нормальная») инфляция характеризуется ростом цен на 3-5% в год; галопирующая — на 30-100% в год; гиперинфляция — на тысячи и десятки тысяч процентов в год.

21.ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.

Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

22.БЕЗРАБОТИЦА ПРИЧИНЫ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население

Первой и самой главной причиной возникновения безработицы является превышение уровня спроса на рабочие места над предложением на рынке труда, проще говоря, желающих работать гораздо больше, чем рабочих мест для них. Следует отметить, что здесь очень важен фактор предложения рабочих мест, подходящих для конкретного специалиста по уровню предлагаемой заработной платы*,условиям труда*, социальной защиты и организации рабочего места. Существует ряд безработных граждан, которые слишком высоко ценят свои рабочие способности, а значит, долгое время добровольно остаются в разряде таковых.

Основные факторы, влияющие на возникновение безработицы:

1)      обширность территории государства;

2)      природно-климатические условия в стране;

3)      структура экономики;

4)      уровень развития промышленности;

5)      существование определенных отраслей производства;

6)      поддерживаемая численность персонала в организациях.

7)      национальные традиции;

8)      политическое устройство общества;

9)      уровень экономического развития (застой, спад, кризис, подъем);

10)   отношение государства к безработным (социальная защита, регистрация безработных на бирже и периодический анализ ситуации на рынке труда) и др.

23. ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

24. БЕЗРАБОТИЦА НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ РК И БОРЬБА С НИМИ

26.ГРЭ ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

27.МЕТОДЫ ГРЭ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Основные инструменты государственного регулирования:

фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;

денежная политика;

политика регулирования доходов;

социальная политика;

государственное регулирование ценообразования;

внешнеэкономическое регулирование.

29. ФИНАНСЫ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РК

Фина́нсы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

ВИДЫ НАЛОГОВ

Прямые и косвенные

Аккордные и подоходные

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные

Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.

Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине XX века сложился "магический четырехугольник" целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

31. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РК

Бюджетная политика Казахстана в настоящее время находится в фазе своего становления. В полной мере она оформилась в 2004 году, когда был принят Бюджетный кодекс РК, а в 2007 году он был пересмотрен и дополнен важными изменениями. Так же в 2007 году Постановлением Правительства Республики Казахстан № 1297 была утверждена Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты, которая предусматривает внедрение новых подходов к разработке и содержанию программных документов, качественный пересмотр процедуры формирования бюджетных программ. Именно с 2007 года, когда все меры государственного воздействия были направленны на борьбу с последствиями мирового финансового кризиса, можно говорить о становлении новой бюджетной политики республики Казахстан.

Бюджетный кодекс РК предусматривает введение методов бюджетного планирования, ориентированного на результат, с одновременным переходом на трехлетний бюджет. Сам документ направлен на согласование стратегического, экономического и бюджетного планирования. Основной идеей принятия Нового Бюджетного кодекса является перевод деятельности чиновников с формального освоения бюджетных средств на получение конкретных результатов в рамках заданной политики. Администраторам бюджетных средств предоставлена большая самостоятельность: они могут составлять и изменять индивидуальные планы финансирования по экономической классификации расходов.


Бюджетная система Республики Казахстан довольно сложна. Она состоит из Национального фонда, представляющего собой фонд, аккумулирующий средства для стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов, и Государственного бюджета. Государственный бюджет, в свою очередь, делится на Республиканский и Местный. Местный бюджет так же подразделяется на бюджеты округов, городов республиканского значения и столицы. В Казахстане есть еще одно понятие — чрезвычайный государственный бюджет. Он формируется из средств республиканского и местного бюджетов и вводится Указом Президента в случае чрезвычайного или военного положения.

32. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГА

. Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

ВИДЫ НАЛОГОВ

Прямые и косвенные

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства[2] и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления[2]. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные[2]. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие[2]

Аккордные и подоходные

Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента[2

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

  • Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает[5]. (См. Прогрессивное налогообложение).

  • Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается[6]. (См.Регрессивное налогообложение).

  • Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

33. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РК

- находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа: Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года)

В республике функционировали более 40 видов налогов:


общегосударственные налоги;

общеобязательные местные налоги;

местные налоги.

  • Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).

В этот период количество налогов сократилось до 11. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30 изменении дополнения в Закон «О налогах и других обязательных платежах бюджет». Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.

  • Третий этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год).

Разработка налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоит из трех разделов: общая часть, особенная часть, налоговое администрирование.

34. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «САЛАМАТЫ КАЗАХСТАН НА 2011-2015 ГОД»

Наименование программы

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 - 2015 годы (далее - Программа)

 

Основание для разработки

Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»

 

Государственный орган, ответственный за разработку Программы

 

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

Государственные органы, ответственные за реализацию Программы

Министерство здравоохранения Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Министерство культуры Республики Казахстан, Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан, Министерство связи и информации Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, Министерство туризма и спорта Республики Казахстан, Министерство юстиции Республики Казахстан, Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан, акиматы городов Астаны и Алматы, областей

 

Цель Программы

Улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны

 

Задачи

Усиление межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия; развитие и совершенствование Единой национальной системы здравоохранения; совершенствование медицинского и фармацевтического образования, развитие медицинской науки и фармацевтической деятельности

 

Срок реализации

2011 - 2015 годы:

первый этап: 2011 - 2013 годы

второй этап: 2014 - 2015 годы

 

Целевые индикаторы

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения к 2013 году до 69,5 лет, к 2015 году - до 70 лет;

снижение материнской смертности к 2013 году до 28,1, к 2015 году - до 24,5 на 100 тыс. родившихся живыми;

снижение младенческой смертности к 2013 году до 14,1, к 2015 году - до 12,3 на 1000 родившихся живыми;

снижение общей смертности к 2013 году до 8,14, к 2015 году - до 7,62 на 1000 населения;

снижение заболеваемости туберкулезом к 2013 году до 98,1, к 2015 году - до 94,7 на 100 тыс. населения;

удержание распространенности ВИЧ-инфекции в возрастной группе 15-49 лет в пределах 0,2 - 0,6%

 

Источники и объемы финансирования

На реализацию Программы в 2011 - 2015 годах будут дополнительно направлены средства республиканского и местных бюджетов, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

Общие затраты из государственного бюджета на реализацию Программы составят 359 358,9 млн. тенге.







35.ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РК

Социальная политика - одно из главных звеньев внутренней политики государства, призванное обеспечить воспроизводство социальных ресурсов. Ее базовыми целями являются достижение стабильности, целостности и динамизма общества, компенсация недостатков рыночного саморегулирования.  К сожалению, в Республике Казахстан о необходимости проведения хотя бы минимально разумной социальной политики вспоминают тогда, когда под угрозой оказывается политическое господство, в период предвыборных кампаний и обострения деструктивных ситуаций. Специфика современной социальной политики в Республике Казахстан предопределена тем, что она оказывается заложницей политической борьбы и борьбы за передел разграбленной государственной собственности. Верхушка власти не устоялась - нет времени и средств заниматься социальной политикой. Это поддерживает и порождает множество негативных процессов в социальной сфере. 

Конституция и действующие законы дают всем гражданам независимо от национальности равные права на социальную защиту, здравоохранение, условия труда, на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества и запрещают дискриминацию по национальным и языковым мотивам. [2, ст.19] Конституция устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому казахстанцу необходимый жизненный уровень. В ранг общегосударственной политики возводится создание экономических, социальных и правовых условий, обеспечивающих свободное развитие человека.

36. ПРОБЛНМЫ БЕДНОСТИ И НЕРАВЕНСТВА НАСЕЛЕНИЯ РК

Одним из наиболее острых проявлений проблемы социальных неравенств выступает поляризация бедности и богатства, превращение бедности в норму жизни значительной части наших сограждан. Массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.

Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи.

Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют демографический кризис и кризисные процессы в семье и обществе.


Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, в том числе:

· экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица);

· социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность);

· демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);

· политических (разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция);

· регионально-географических (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).

В России три важных экономических фактора, влияющих на бедность: 1) снижение среднего уровня денежных доходов населения; 2) низкий уровень минимальных социальных гарантий; 3)возросшее неравенство в распределении доходов www.librero.ru/ Дубровская Т. А., Макаров В. Е., Лебедев А. В. Бедность в России и мире: социально-политические и пути решения. неравенство представить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом - наименьшим (бедные) количеством благ. Таким образом, бедность - это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.

37.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РК

Основные направления развития системы социальной защиты базируются на анализе международного опыта и современного состояния. Предполагается построение такой системы, которая соответствует рыночным условиям и способствует формированию стимулов к стабильной оплачиваемой деятельности с более высоким уровнем охвата населения при минимальных затратах на администрирование. Будет реализована комплексная модель решения социальных проблем, основанная на рыночных механизмах. Новая система будет смешанной и включит в себя элементы как солидарной, так и персонифицированной систем, как обязательного, так и добровольного страхования, и предназначена для обеспечения социальной защиты населения от основных рисков, с которыми может столкнуться человек в течение своей жизни. Основополагающие цели и задачи новой системы социальной защиты должны содержать элементы по поддержанию экономического роста; справедливость в предоставлении защиты при наступлении рисковых случаев всем гражданам; действенное, эффективное функционирование и полный охват населения.

38. ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РК

Сущность государственной региональной политики. Цели и задачи. 
1.Региональная политика – это совокупность целей и задач, принципов и методов, используемых в управлении развитием региона. 
2.Региональная политика – заключается в применении высшими органами государств. Власти и управления различных методов и средств воздействия на функционирование региона. 
3.Региональная политика – это система мер, направленных на регулирование развития региона ради достижения заданных целей. 
4.Региональная политика – это сфера деятельности по управлению политическим, экологическим и социальным развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающее взаимоотношения государства и регионов, а также регионов между собой. 
Виды регион. политики по направлениям деятельности: социальная, экономическая, демографическая, поселенческая, научно-техническая, экологическая. Виды регион. политики по целям: политика выравнивания, политика развития, политика максимального использования природных ресурсов, политика воспроизводства территории. Виды регион. политики по механизму реализации: автоматическая (размер помощи распределяется между регионами по заданной пропорции), проблемная (механизм реализации представлен конкретными проблемами и механизмами их реализации), целевая (регионы выстраиваются по значимости проблем и относятся соответственно к первоочередным, второстепенным целям и т. д.) Виды регион. политики по средствам: административная, финансовая, инфраструктурная. Виды регион. политики по адресатам: на помощь деятельности региональных властей, на отдельные фирмы, на развитие отдельных социальных групп и даже отдельных граждан. 
Основа формирования целей - пространственное неравенство, а причины пространственных неравенств являются объектами государственного вмешательства в региональное развитие. 
Возможные причины пространственных неравенств: 1.резкие различия природно-климатический условий, 2.масштабы, качество и направления использования природных ресурсов региона, 3.Место положения региона, структура экономики и ее тип: устаревшая, инновационная и т. д, 4.конкретная стадия технологического развития производства; 5.политические условия, которыми могут быть и форма и направления региональной политики по отношению к одному или другому региону, 6. физические факторы, 7.величина контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, 8.национально-культурные факторы, 9.разная интенсивность проведения в пространственном и временном пространстве фундаментальных экономических преобразований, незаконченность разграничения функций, полномочий центра и субъектов, неравномерность в скорости экономического спада, необоснованное привлечение различных средств государственной помощи. 
Основные цели государственной региональной политики: 1.Создание относительно равных возможностей для населения в независимости от места проживания, 2.Обеспечение баланса государственных и региональных интересов, 3.выравнивание уровня жизни населения в пространственных аспектах, 4. создание единого экономического пространства, налаживание связей между регионами, 5. максимальное использование природных ресурсов региона или ресурсных особенностей, 6.приоритет-ное развитие региона имеющего стратегическое значение для государства, 7.предотвращение загрязнения окружающей среды.