Файл: Все экзаменационные темы игпзс. Предмет науки игпзс и ее место в системе юридических наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 431
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, либо по должности, либо по назначению короля. Нижняя палата (палата общин) формировалась на основе избирательного права. Обе политические партии (тори и виги) стремились ограничить круг избирателей, однако виги отстаивали имущественный ценз вообще, а тори — ценз земельный.
В 1710 г. был издан закон, установивший, что избранными в парламент могли быть лица, имеющие доход от недвижимости в размере 500 фунтов стерлингов в сельской местности и 300 фунтов стерлингов в городах. Господство аристократии в парламенте обеспечивали высокий имущественный ценз и старая средневековая избирательная система. Главной опорой аристократии были так называемые «карманные» и «гнилые местечки», посылавшие своих представителей в парламент в соответствии с королевскими грамотами, полученными еще в Средние века. По той или иной причине население этих местечек стало немногочисленным, и они попадали в полную зависимость от местных аристократов, которые и решали, кто будет заседать в парламенте.
Лишив короля законодательной власти, парламент стремился ограничить его деятельность в исполнительной области, оттеснив монарха от управления делами кабинета и поставив деятельность кабинета под свой контроль. Это вполне успешно было достигнуто в помощью конституционного прецедента.
Согласно одному из первых неписаных правил, обеспечивающих самостоятельность кабинета министров, кабинет заседает без короля. С середины 20-х годов XVIII в. король не посещал заседания кабинета министров, в результате чего его члены не испытывают непосредственного королевского давления, что увеличило самостоятельность этого органа и, кроме того, способствовало созданию должности премьер-министра.
Взаимоотношения кабинета с королем изменились вследствие признания принципа неответственности монарха, выражающегося в формуле «Король не может быть неправ». Утверждение этого принципа было логическим продолжением правила контрассигнатуры, сформулированного в Акте об устроении 1701 г., согласно которому за подписанный документ ответственность несет министр. Утверждение принципа неответственности монарха лишало его реальной власти. Ни одну из многочисленных прерогатив король не мог осуществить самостоятельно.
Перенос ответственности на членов кабинета привел к контролю парламента за их деятельностью. Ответственность членов кабинета перед парламентом выражалась в отставке члена кабинета
, политика которого не получала поддержки палаты общин. В первой половине XVIII в. парламентская ответственность членов кабинета носила индивидуальный характер. Солидарная ответственность министров как важнейший принцип развитого английского парламентаризма сформировалась к концу XVIII в.
Важным положением, ослабившим влияние короля на кабинет министров, было ограничение королевского права назначения и увольнения высших государственных должностных лиц, что связано с усилением парламента и политических партий. Король был вынужден считаться с мнением парламентского большинства. Так, в 1727 г. Георг II уволил премьер-министра Р. Уолпола, пользовавшегося поддержкой палаты общин, однако вскоре должен был вернуть его к власти, так как парламент не утвердил желательный для короля цивильный лист.
В первой половине XVIII в. начинает формироваться чрезвычайно важный принцип, определяющий до сих пор основу взаимоотношений кабинета министров с парламентом: кабинет пребывает у власти, пока имеет поддержку большинства палаты общин.
В течение XVIII в. продолжает развиваться важнейшая функция парламента — финансовая. Был установлен прямой контроль над всеми государственными финансами, что безусловно способствовало усилению могущества парламента.
К концу XVIII — началу XIX в. возрастает авторитет спикера нижней палаты. Из «слуги короля» он превращается в «слугу палаты». При этом происходит и консолидация палаты общин, ставшей корпоративным органом. Была упорядочена работа парламента: установились сроки проведения сессий, их продолжительность, определились правила проведения дебатов, порядок прохождения биллей.
Итак, к концу XVIII в. парламент стал полновластным хозяином в стране. Конституционная монархия переросла в парламентскую, отличительной чертой которой является существование ответственного правительства. Такое правительство формируется из лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и коллективно ответственно перед палатой общин.
По мере того как возрастала роль парламента и крепло его положение в политической системе страны, все громче звучали требования реформ избирательного права. Политическая жизнь XVIII в. ознаменована образованием радикальной партии, проповедовавшей демократические идеи и выступавшей против аристократического парламента. Радикализм был особенно распространен на севере Англии, в новых промышленных городах, не имевших представительства в парламенте. Радикалы проповедовали необходимость проведения избирательных реформ, которые сделали бы парламент органом истинно народного представительства. Эти идеи нашли отклик и в партии вигов. Питт-Старший выступил с предложением отменить права «гнилых местечек». Однако борьба североамериканских колоний за независимость, революция во Франции сказались на внутриполитической жизни Англии. Это было время реакции, наступления тори на любые демократические идеи. Проведение реформ отодвинулось на несколько десятилетий.
5.Источники знаний о государстве и праве, классификация источников, методы изучения.
Основные методы истории государства и права зарубежных стран:
• исторический;
• сравнительно-исторический;
• системно-структурный;
• статистический.
Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяю-щимся во времени, развивающимся явлениям. Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов.
Эти методы используют следующие научные приемы:
• аналогию;
• экстраполяцию.
Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогииявляется вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях.Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных входе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть.В тех случаях, когда объектом исследования является историческийпроцесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего, то есть предоставляют возможность научного прогнозирования.
6. Реформа 1832 г. И ее последствия для избирательной системы Великобритании. Развитие социального законодательства в XX в.
Реформа 1832 г. была первой реформой избирательного права в Англии.
1. Она положила начало переходу от средневекового избирательного принципа равного представительства от корпоративных единиц к новому демократическому принципу представительства от количества населения. политическое значение реформы было огромным. Она показала возможность политических перемен под влиянием общественного мнения и подтвердила правоту либералов, отстаивавших реальность поэтапного осуществления демократической избирательной реформы.
2. Следствием парламентской реформы 1832 г. явилось изменение форм и методов ведения кандидатами предвыборной . кампании. У представителей парламентских группировок возникла необходимость бороться за голоса избирателей. Это привело к созданию политических клубов, игравших роль "партийных" организаций, которые осуществляли руководство избирательной кампанией. Появились "партийные" списки. Получили распространение предвыборные поездки депутатов и предвыборные митинги.
3.Увеличение числа выборщиков привело к подъему политической активности населения, прежде всего "среднего класса". Его представители ощутили себя причастными к политическому процессу. Процедура формирования правящего кабинета зависела теперь не только от желания короны и интересов "парламентской элиты", но и от позиции общественного мнения
Первые законы о труде в Англии нового времени выступили как непосредственное продолжение рабочего законодательства Тюдоров Принудительное государственное регулирование условий труда оставалось характерным для Англии в течение всего XVIII в. С промышленной революцией и укреплением экономических позиций предпринимателей государственная регламентация трудовых отношений не только потеряла смысл для промышленников, но и стала для них обременительной. Поэтому в Англии в начале XIX в. были отменены старые законы о регулировании заработной платы. Используя "свободу договора", хозяева диктовали рабочим свои условия труда, которые часто были невыносимыми. в 1906 г. был принят закон, согласно которому предпринимателям запрещалось предъявлять судебные иски о возмещении ущерба, если таковой был причинен в результате организованных действий членов профсоюза. закон 1911 г., наряду с социальным страхованием .на случай болезни, инвалидности, родов, предусмотрел также страхование по безработице, хотя первоначальные размеры его были весьма скромными.
В Англии, где профсоюзы и забастовки получили законодательное признание еще в XIX в., правительство консерваторов, напуганное всеобщей забастовкой 1926 г., провело через парламент в 1927 г. закон, запретивший всеобщие и политические забастовки, а также стачки солидарности. Закон открыто поощрял штрейкбрехерство и запрещал пикетирование предприятий бастующими. в 1971 г. был принят закон о промышленных отношениях, который предусматривал обязательную регистрацию профсоюзов, их отчетность в государственных учреждениях. в 1974 г. была отменена обязательная регистрация профсоюзов
, подтверждено их право на забастовки, причем на такие, которые ранее признавались незаконными. в целом профсоюзная демократия и завоеванные трудящимися социальные права характеризуются достаточно высоким уровнем. В 70-80 гг. XX в. пенсионное законодательство подверглось консолидации, и в настоящее время оно находит свое выражение в общем Законе о социальном обеспечении (1985 г.) и в специальном Законе, предусматривающем компенсацию в связи с несчастными случаями на производстве и с профессиональными болезнями (1975 г.).
7 Древний Египет: периодизация истории, социальные отношения, организация государственной власти.
Древнеегипетское право, его основные черты. Египет (от греч айгуптос) в древности звучало как Хе-Ку-птах, затем Та-Кемет; Кеме. На арабском название государства Миср. Древний Египет располагался в Северо-Восточной части Африки. В географическом отношении делится на 2 части, связанный течением реки Нил. Верхний и Нижний Египет. По вопросу происхождения Древнеегипетского государства(31-30в до н.э.) существуют несколько теорий. Сущность нескольких теорий о возникновении государства: 1.ирригационная теория,которая связана с проведением массовых ирригационных работ. 2.Теория, связанная с внешним вторжением неких племен азиатов. 3.Теория связана с образованием торговли. История Древнего египта разделяется на несколько периодов или царства, связанных с правлением египетских династий. Всего сменилось 30 правящих династий. Основные этапы(периоды): 1.Раннее царство(30-28в до н.э.) 2.Древнее царство( 27-22в до н.э.) 3.Среднее царство(21-18в до н.э.) 4.Новое царство (17-11в до н.э.) 5.Поздее царство(11в-343 г.до н.э.) Раннее царство(30-28в до н.э.) В этот период правили 2 первые династии. Египет представлял собой двуединое государство. Во главе которого-инсибайя. При правителе сложился гос аппарат, состоящий из различных придворных чинов и большую роль играли жрецы. Важнейшими задачами государства являлись: 1.наблюдение за Нилом. 2.организация ирригационных работ. Древнее царство( 27-22в до н.э.) Формируется государственная администрация, как в центре, так и на местах. При правителях 6ой династии, появляются налоги, затем правитель сосредотачивает в своих руках полноту власти над земельными, водными, людскими и прочими материальными ресурсами. Именно в этот период начинается строительство пирамид.Рядом с правителем находился гос аппарат.В него входили:судья,управляющие царскими мастерскими, главный казначей и др.Аппарат подчинялся правителю. В конце царства Египет распадается на отдельные составные части-номы. Среднее царство(21-18в до н.э.) Происходит укрепление государства вокруг одного политического центра г.Фивы. Во время правления правителя 12 династии Амепемхета 3 осуществляется ряд важнейших реформ: 1.Административная реформа в результате чего правители отдельных номов номархи были лишены части своих полномочий и превратились в административных служащих. 2.рлигиозная(вместо многобожия был введен культ единого бога-Ра-Амон 3.Заакрепление населения Египта по своим наследственным профессиям. Эти реформы способствовали расцвету Древнеегипетского государства. Новое царство (17-11в до н.э.) Начался этот период с поражения Египта в войне с гикосами (племя).Большая часть Египта была захвачена.При правителе Аменхате 2 захватчики были изгнаны в результате его военных походов Египет расширил свою власть на соседние земли. Появляется новый социальный слой-слой чиновников, обозначавшийся понятием «немху». В конце правления 20-ой династии ослабляется центральная власть и происходит возвышение власти жрецов. Позднее царство(11-343г до н.э.) Власть сосредотачивается в руках жрецов, что вызвало упадок. Вторгаются многочисленные завоеватели: ливийцы, эфиопы. Происходит разгром Египта. В4 в до н.э. Египет теряет самостоятельность и становится частью Империи Александры Македонского. Система управления Древнеегипетского государства. Система управления Египта состояла из нескольких уровней 3х: 1.Центральный уровень
В 1710 г. был издан закон, установивший, что избранными в парламент могли быть лица, имеющие доход от недвижимости в размере 500 фунтов стерлингов в сельской местности и 300 фунтов стерлингов в городах. Господство аристократии в парламенте обеспечивали высокий имущественный ценз и старая средневековая избирательная система. Главной опорой аристократии были так называемые «карманные» и «гнилые местечки», посылавшие своих представителей в парламент в соответствии с королевскими грамотами, полученными еще в Средние века. По той или иной причине население этих местечек стало немногочисленным, и они попадали в полную зависимость от местных аристократов, которые и решали, кто будет заседать в парламенте.
Лишив короля законодательной власти, парламент стремился ограничить его деятельность в исполнительной области, оттеснив монарха от управления делами кабинета и поставив деятельность кабинета под свой контроль. Это вполне успешно было достигнуто в помощью конституционного прецедента.
Согласно одному из первых неписаных правил, обеспечивающих самостоятельность кабинета министров, кабинет заседает без короля. С середины 20-х годов XVIII в. король не посещал заседания кабинета министров, в результате чего его члены не испытывают непосредственного королевского давления, что увеличило самостоятельность этого органа и, кроме того, способствовало созданию должности премьер-министра.
Взаимоотношения кабинета с королем изменились вследствие признания принципа неответственности монарха, выражающегося в формуле «Король не может быть неправ». Утверждение этого принципа было логическим продолжением правила контрассигнатуры, сформулированного в Акте об устроении 1701 г., согласно которому за подписанный документ ответственность несет министр. Утверждение принципа неответственности монарха лишало его реальной власти. Ни одну из многочисленных прерогатив король не мог осуществить самостоятельно.
Перенос ответственности на членов кабинета привел к контролю парламента за их деятельностью. Ответственность членов кабинета перед парламентом выражалась в отставке члена кабинета
, политика которого не получала поддержки палаты общин. В первой половине XVIII в. парламентская ответственность членов кабинета носила индивидуальный характер. Солидарная ответственность министров как важнейший принцип развитого английского парламентаризма сформировалась к концу XVIII в.
Важным положением, ослабившим влияние короля на кабинет министров, было ограничение королевского права назначения и увольнения высших государственных должностных лиц, что связано с усилением парламента и политических партий. Король был вынужден считаться с мнением парламентского большинства. Так, в 1727 г. Георг II уволил премьер-министра Р. Уолпола, пользовавшегося поддержкой палаты общин, однако вскоре должен был вернуть его к власти, так как парламент не утвердил желательный для короля цивильный лист.
В первой половине XVIII в. начинает формироваться чрезвычайно важный принцип, определяющий до сих пор основу взаимоотношений кабинета министров с парламентом: кабинет пребывает у власти, пока имеет поддержку большинства палаты общин.
В течение XVIII в. продолжает развиваться важнейшая функция парламента — финансовая. Был установлен прямой контроль над всеми государственными финансами, что безусловно способствовало усилению могущества парламента.
К концу XVIII — началу XIX в. возрастает авторитет спикера нижней палаты. Из «слуги короля» он превращается в «слугу палаты». При этом происходит и консолидация палаты общин, ставшей корпоративным органом. Была упорядочена работа парламента: установились сроки проведения сессий, их продолжительность, определились правила проведения дебатов, порядок прохождения биллей.
Итак, к концу XVIII в. парламент стал полновластным хозяином в стране. Конституционная монархия переросла в парламентскую, отличительной чертой которой является существование ответственного правительства. Такое правительство формируется из лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и коллективно ответственно перед палатой общин.
По мере того как возрастала роль парламента и крепло его положение в политической системе страны, все громче звучали требования реформ избирательного права. Политическая жизнь XVIII в. ознаменована образованием радикальной партии, проповедовавшей демократические идеи и выступавшей против аристократического парламента. Радикализм был особенно распространен на севере Англии, в новых промышленных городах, не имевших представительства в парламенте. Радикалы проповедовали необходимость проведения избирательных реформ, которые сделали бы парламент органом истинно народного представительства. Эти идеи нашли отклик и в партии вигов. Питт-Старший выступил с предложением отменить права «гнилых местечек». Однако борьба североамериканских колоний за независимость, революция во Франции сказались на внутриполитической жизни Англии. Это было время реакции, наступления тори на любые демократические идеи. Проведение реформ отодвинулось на несколько десятилетий.
5.Источники знаний о государстве и праве, классификация источников, методы изучения.
Основные методы истории государства и права зарубежных стран:
• исторический;
• сравнительно-исторический;
• системно-структурный;
• статистический.
Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяю-щимся во времени, развивающимся явлениям. Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов.
Эти методы используют следующие научные приемы:
• аналогию;
• экстраполяцию.
Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогииявляется вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях.Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных входе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть.В тех случаях, когда объектом исследования является историческийпроцесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего, то есть предоставляют возможность научного прогнозирования.
6. Реформа 1832 г. И ее последствия для избирательной системы Великобритании. Развитие социального законодательства в XX в.
Реформа 1832 г. была первой реформой избирательного права в Англии.
1. Она положила начало переходу от средневекового избирательного принципа равного представительства от корпоративных единиц к новому демократическому принципу представительства от количества населения. политическое значение реформы было огромным. Она показала возможность политических перемен под влиянием общественного мнения и подтвердила правоту либералов, отстаивавших реальность поэтапного осуществления демократической избирательной реформы.
2. Следствием парламентской реформы 1832 г. явилось изменение форм и методов ведения кандидатами предвыборной . кампании. У представителей парламентских группировок возникла необходимость бороться за голоса избирателей. Это привело к созданию политических клубов, игравших роль "партийных" организаций, которые осуществляли руководство избирательной кампанией. Появились "партийные" списки. Получили распространение предвыборные поездки депутатов и предвыборные митинги.
3.Увеличение числа выборщиков привело к подъему политической активности населения, прежде всего "среднего класса". Его представители ощутили себя причастными к политическому процессу. Процедура формирования правящего кабинета зависела теперь не только от желания короны и интересов "парламентской элиты", но и от позиции общественного мнения
Первые законы о труде в Англии нового времени выступили как непосредственное продолжение рабочего законодательства Тюдоров Принудительное государственное регулирование условий труда оставалось характерным для Англии в течение всего XVIII в. С промышленной революцией и укреплением экономических позиций предпринимателей государственная регламентация трудовых отношений не только потеряла смысл для промышленников, но и стала для них обременительной. Поэтому в Англии в начале XIX в. были отменены старые законы о регулировании заработной платы. Используя "свободу договора", хозяева диктовали рабочим свои условия труда, которые часто были невыносимыми. в 1906 г. был принят закон, согласно которому предпринимателям запрещалось предъявлять судебные иски о возмещении ущерба, если таковой был причинен в результате организованных действий членов профсоюза. закон 1911 г., наряду с социальным страхованием .на случай болезни, инвалидности, родов, предусмотрел также страхование по безработице, хотя первоначальные размеры его были весьма скромными.
В Англии, где профсоюзы и забастовки получили законодательное признание еще в XIX в., правительство консерваторов, напуганное всеобщей забастовкой 1926 г., провело через парламент в 1927 г. закон, запретивший всеобщие и политические забастовки, а также стачки солидарности. Закон открыто поощрял штрейкбрехерство и запрещал пикетирование предприятий бастующими. в 1971 г. был принят закон о промышленных отношениях, который предусматривал обязательную регистрацию профсоюзов, их отчетность в государственных учреждениях. в 1974 г. была отменена обязательная регистрация профсоюзов
, подтверждено их право на забастовки, причем на такие, которые ранее признавались незаконными. в целом профсоюзная демократия и завоеванные трудящимися социальные права характеризуются достаточно высоким уровнем. В 70-80 гг. XX в. пенсионное законодательство подверглось консолидации, и в настоящее время оно находит свое выражение в общем Законе о социальном обеспечении (1985 г.) и в специальном Законе, предусматривающем компенсацию в связи с несчастными случаями на производстве и с профессиональными болезнями (1975 г.).
7 Древний Египет: периодизация истории, социальные отношения, организация государственной власти.
Древнеегипетское право, его основные черты. Египет (от греч айгуптос) в древности звучало как Хе-Ку-птах, затем Та-Кемет; Кеме. На арабском название государства Миср. Древний Египет располагался в Северо-Восточной части Африки. В географическом отношении делится на 2 части, связанный течением реки Нил. Верхний и Нижний Египет. По вопросу происхождения Древнеегипетского государства(31-30в до н.э.) существуют несколько теорий. Сущность нескольких теорий о возникновении государства: 1.ирригационная теория,которая связана с проведением массовых ирригационных работ. 2.Теория, связанная с внешним вторжением неких племен азиатов. 3.Теория связана с образованием торговли. История Древнего египта разделяется на несколько периодов или царства, связанных с правлением египетских династий. Всего сменилось 30 правящих династий. Основные этапы(периоды): 1.Раннее царство(30-28в до н.э.) 2.Древнее царство( 27-22в до н.э.) 3.Среднее царство(21-18в до н.э.) 4.Новое царство (17-11в до н.э.) 5.Поздее царство(11в-343 г.до н.э.) Раннее царство(30-28в до н.э.) В этот период правили 2 первые династии. Египет представлял собой двуединое государство. Во главе которого-инсибайя. При правителе сложился гос аппарат, состоящий из различных придворных чинов и большую роль играли жрецы. Важнейшими задачами государства являлись: 1.наблюдение за Нилом. 2.организация ирригационных работ. Древнее царство( 27-22в до н.э.) Формируется государственная администрация, как в центре, так и на местах. При правителях 6ой династии, появляются налоги, затем правитель сосредотачивает в своих руках полноту власти над земельными, водными, людскими и прочими материальными ресурсами. Именно в этот период начинается строительство пирамид.Рядом с правителем находился гос аппарат.В него входили:судья,управляющие царскими мастерскими, главный казначей и др.Аппарат подчинялся правителю. В конце царства Египет распадается на отдельные составные части-номы. Среднее царство(21-18в до н.э.) Происходит укрепление государства вокруг одного политического центра г.Фивы. Во время правления правителя 12 династии Амепемхета 3 осуществляется ряд важнейших реформ: 1.Административная реформа в результате чего правители отдельных номов номархи были лишены части своих полномочий и превратились в административных служащих. 2.рлигиозная(вместо многобожия был введен культ единого бога-Ра-Амон 3.Заакрепление населения Египта по своим наследственным профессиям. Эти реформы способствовали расцвету Древнеегипетского государства. Новое царство (17-11в до н.э.) Начался этот период с поражения Египта в войне с гикосами (племя).Большая часть Египта была захвачена.При правителе Аменхате 2 захватчики были изгнаны в результате его военных походов Египет расширил свою власть на соседние земли. Появляется новый социальный слой-слой чиновников, обозначавшийся понятием «немху». В конце правления 20-ой династии ослабляется центральная власть и происходит возвышение власти жрецов. Позднее царство(11-343г до н.э.) Власть сосредотачивается в руках жрецов, что вызвало упадок. Вторгаются многочисленные завоеватели: ливийцы, эфиопы. Происходит разгром Египта. В4 в до н.э. Египет теряет самостоятельность и становится частью Империи Александры Македонского. Система управления Древнеегипетского государства. Система управления Египта состояла из нескольких уровней 3х: 1.Центральный уровень